Что кушать мирянам в пост. Что можно есть в Петровский пост? Правила трапезы по Церковному Уставу

Придерживаться постов - традиция столь древняя, что однозначного ответа, когда и почему она появилась, не существует. Кто-то говорит об особенностях сезонных биоритмов, кто-то утверждает, что к ограничениям приводила банальная нехватка еды. Со временем пост принял характер обряда, а потом в нем появился и религиозный смысл. Так или иначе, но в современном цивилизованном мире, где еды в избытке, посты - вещь полезная. Тем более что в христианской традиции говенья присутствует и духовная сторона: человек должен не только отказаться от но и отречься от страстей и пороков.

Каждый год после окончания веселой Масленицы начинается Великий пост для мирян. Что можно есть, а что нельзя на протяжении этого периода, интересует многих верующих. Мы расскажем об этом в нашей статье.

Что такое пост для мирян?

Ограничения в еде во время регламентируется Церковным уставом, которого неукоснительно придерживается духовенство. Все прочие люди, живущие в миру, в целом должны следовать тем же правилам. Но православный пост для мирян отличается меньшей суровостью. Священнослужителям и монахам предписывается больше ограничивать себя в еде и удовольствиях, чаще молиться и предаваться духовным размышлениям.

Строгое соблюдение поста предусматривает сухоядение, прием пищи один раз в день в будни (вечером) и дважды - в субботу и воскресенье. Запрещено сладкое и жирное (даже растительное масло), а вареная пища должна быть холодной. Питание для мирян в пост ограничивается не так сурово: в определенные дни можно употреблять горячее, есть рыбу. Разрешается выпить немного вина по праздникам и воскресеньям. Принимать пищу можно несколько раз в день, но начинать все-таки желательно после полудня.

Четыре многодневных поста

Каждый год Великий пост начинается и заканчивается в разное время, поскольку предшествует празднику Воскресения Христова, а он не имеет фиксированной даты. Это самый долгий, семинедельный, пост.

Продолжительность и время начала Петровского говенья зависит от того, на какой день выпадает праздник Воскресения: чем раньше Пасха, тем дольше пост. Он начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля, в день апостолов Петра и Павла.

Следующий раз придется отказываться от скоромного с 14-го по 28 августа. Это Успенский пост, он приурочен к празднику Успения Святой Богородицы. В простонародье его называют Спасским.

Пост перед Воскресением Христовым

Великий пост появился в церкви еще в апостольские времена. Он посвящен Иисусу Христу, который сорок дней молился и постился в пустыне перед проповедью.

Великий пост для мирян не только самый длительный, но и самый строгий. В первый день есть нельзя вовсе. Точно так же воздержаться следует в (накануне Пасхи). В этот день Спаситель был распят, и верующие вспоминают его страдания и читают особые молитвы.

Миряне могут употреблять холодную вареную пищу в 1-ю и 4-ю неделю поста, есть горячее в прочие недели, кроме Страстной: в последнюю седмицу перед праздником предписывается строгое соблюдение всех ограничений.

Чего нельзя есть?

В пост нельзя есть мясо, молоко (даже сухое), яйца (и жиры животного происхождения. Запрещено употреблять блюда, в которых содержатся эти продукты. В магазине придется подолгу задерживаться у каждой полки, чтобы внимательно прочитать состав того, что предполагается купить. Сегодня многие производители предлагают специальные постные продукты и даже рестораны быстрого питания составляют отдельные меню без скоромных блюд.

Пост для мирян запрещает употреблять шоколад - даже тот, в котором нет молока и других ингредиентов животного происхождения. Причина этого табу кроется в том, что в этот период следует ограничивать себя и в удовольствиях.

Что есть можно?

Пища, которую можно употреблять в пост, зависит в том числе от недели. В первую, четвертую и седьмую седмицу строгим постом предписывается употреблять в будние дни сырую пищу и хлеб - так называемое сухоядение. Во вторую, третью, пятую, шестую неделю еду разрешается варить.

В пост можно есть все, что имеет растительное происхождение, - разнообразные крупы, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб. Обязательно нужно включать в рацион бобовые и зелень. считаются также грибы. Пригодится консервация: варенья, яблоки, абрикосы и груши в сиропе.

Довольно строги ограничения, которые устанавливает Великий пост для мирян по дням недели. Так, понедельники, среды и пятницы - наиболее строгие дни. В них нельзя есть горячее даже во 2-ю, 3-ю, 5-ю и 6-ю недели. Постное масло допустимо в субботу и воскресенье, в большие церковные праздники - Благовещенье (7 апреля) и Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) - можно есть рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) позволяется рыбная икра.

Алкоголь, от которого пост для мирян велит вообще-то воздерживаться, разрешен только в виде виноградного вина по воскресеньям. Количество его должно быть очень умеренным.

Спорные продукты

Священнослужители до сих пор не пришли к единому мнению по поводу морепродуктов. Одни полагают, что их употребление возможно, поскольку креветки и моллюски в церковной традиции не считаются живыми существами. Другие склоняются к тому, что есть морепродукты можно тогда же, когда и растительное масло, - в выходные и праздничные дни. Ветхий завет вообще называет эту пищу «нечистой», вкушать ее запрещается - ортодоксальные иудеи морепродукты не едят. Христианская религия во многом отступает от ветхозаветных принципов, и уставы ряда православных монастырей позволяют есть черепокожных даже в Великий пост. Употреблять их в пищу или нет - это во многом личный выбор постящегося.

Тело и дух

Следует помнить о том, что Великий пост для мирян - это не просто диета, а повод очистить душу и помыслы от греховных и суетных мыслей и чувств. Очищение только тела без участия души противоречит смыслу поста, который призван приблизить человека к Богу. В это время следует отказаться не только от вкусной еды, но и от других удовольствий: не посещать увеселительные мероприятия, не устраивать шумных праздников.

Во время поста в церкви не венчают - религиозным людям придется потерпеть со свадьбой. Строгое говенье предписывает воздержаться от супружеских обязанностей, а также вредных привычек и прочих губительных страстей. Пост не может быть легкой прогулкой, это подвиг во имя Господа. Верующие люди обязательно должны исповедоваться духовному наставнику, посещать церковные службы и причащаться.

Пост - это в первую очередь время для совершения добрых дел, неукоснительного соблюдения Христовых заповедей, воздержания от суетных забот. Обязательно нужно помогать ближнему, подавать милостыню нуждающимся.

Пост и здоровье

Врачи считают пост полезным: разгрузка организма от пищи животного происхождения благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, обменные процессы. Важно в этот период соблюдать баланс жиров, белков и углеводов. Растительная пища дает такую возможность: большое количество белков содержат бобовые и грибы, углеводов много в каждом овоще и фрукте, а необходимыми жирами обеспечивают масла, особенно нерафинированные, рыба и морепродукты. Рацион постящегося должен быть сбалансированным, особенно это касается людей, состояние здоровья которых небезупречно.

Пост для мирян разрешает послабления для стариков, детей, беременных и кормящих женщин. Если присутствуют какие-либо заболевания, консультация с врачом необходима. Следует помнить, что снимать ограничения самостоятельно церковь не рекомендует: в каждом случае надо получить благословение своего духовного наставника.

Как выйти из поста без вреда здоровью?

Важно знать, что пост для мирян производит определенные изменения в организме. Вырабатывается больше ферментов, призванных переваривать растительную пищу, а от животной организм отвыкает. Поэтому из поста нужно выходить правильно. В день Святой Пасхи не стоит набрасываться на скоромную еду: одного-двух кусочков освященного кулича и яйца более чем достаточно, чтобы разговеться. Не каждый организм выдержит, если после длительной диеты сразу получит много жирного мяса, десяток яиц и два килограмма сладкой сдобы. Количество и холециститов в пасхальные дни резко увеличивается именно из-за того, что некоторые миряне неразумно выходят из поста.

В Православном календаре имеются особые дни – дни поста. Самый главный - Великий Пост, в 2018 году - с 19 февраля по 7 апреля. Следующий бывает каждый год перед праздником Первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из четырех многодневных завещанных постов назван в память апостола Петра. Продолжительность Петрова поста зависит от Пасхи и в 2018 году составит 39 дней, с 4 июня по 12 июля.
Следующий многодневный пост мы соблюдаем с 14 по 28 августа, это - Успенский пост. А в конце года, с 28 ноября по 6 января продолжается Рождественский (Филиппов) пост.

По существу своему пост – есть подвиг и связан с верою и дерзновением, это порыв души, ищущей чистоты, стремящейся преодолеть свою греховность и освободить дух от рабства телу. «Кто не любит поста, - говорят святые, - тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает этим расслабление своей души, неспособной укрощать греховные поползновения плоти и управлять ею».

Главная задача поста – это покаяние, сокрушение о грехах . Современный человек массу времени уделяет своему телу: каждый день принимает душ, используя разнообразные шампуни, мыла, дезодоранты, умащивает тело кремами. А наша душа? Она также нуждается в очищении, которое возможно только через покаяние на исповеди. Представим себе на одну минуту, что мы моемся только раз в году или еще реже. А ведь именно так мы поступаем в отношении души - главного нашего сокровища, данного нам Богом. Тело умрет, а душа будет жить вечно. Вспомним об этом в дни Рождественского поста и совершим каждый свой маленький подвиг во имя Христа.

Пост – это усиленная молитва за болящих, страждущих. Только тогда пост имеет духовный смысл, когда он соединен с молитвой, делами милосердия, воздержанием от удовольствий. В эти дни надо ограничивать себя в развлечениях и вообще стараться их избегать.

Петров и Рождественский посты не так строги, как Великий или Успенский. Но и в его дни не едят мяса, молочных продуктов, яиц, а в среду и пятницу не употребляют рыбы. После дня памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, рыбу едят только в субботу и воскресенье, а со 2 января ее не употребляют уже до самого праздника.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения себя чего-либо и жертве. Известно, что и из постной пищи можно приготовить изысканные блюда и таким образом в какой-то мере удовлетворить свое сластолюбие и алчность. Надо помнить, что кающемуся в своих грехах, неприлично постом есть сладко и обильно.

Нужно знать меру поста. Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различить несколько степеней физического поста: отказ от мяса; отказ от молочного; отказ от рыбы; отказ от масла; лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди и по благословению батюшки. Но и в воздержании необходимо проявлять благоразумие и рассудительность. Один святой сравнил наше тело с ослом, которого если перекормишь, то начнет брыкаться, а если не докормишь, то может сдохнуть с голоду. По словам Кассиана Римлянина, «крайности с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева». Святой говорил о том, что, чрезмерно утомив себя постом, можно впасть в страсть чревоугодия. Притом, неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как приводит к бессилию.

Если человек постится так, что не может уже молиться из-за телесной немощи, то это значит, что разумная грань осталась далеко позади. Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, а подвигов больших с нас Господь не требует.

Общее правило воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом, пищи вкушал столько, сколько нужно для поддержания здоровья, а не сколько требует желание насыщения. Мы можем соблюсти меру поста, питаясь в определенное время и не дозволяя себе перекусывать на ходу (то же, кстати, советуют и врачи). Не забудем и совета преп. Антония Великого: «Употребляй самую простую и дешевую пищу».

Нарушающим пост по болезни или иной немощи, следует помнить, что здесь может иметь место и какая–то доля маловерия и невоздержания. Нужно быть честным по отношению к себе: отказываясь от поста из-за боязни ослабить здоровье, мы проявляем при этом болезненную мнительность и маловерие. Если есть возможность, посоветуйтесь с батюшкой, как вам соблюдать пост, если же такой возможности нет, рассчитывайте свои силы.

В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от телевизора, от сластей или любимых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих . Если вы волею случая оказались в гостях и вам подали скоромную пищу, снизойдите к угощающим вас и этим сохраните любовь. Мы не должны укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали такой случай. Как – то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. За столом подали скоромное, хотя день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил поданное.

Бывает так, что в семье не все придерживаются поста. Не упрекайте своих близких: пост дело добровольное, возможно, придет время и они познают сладость воздержания.

Для православного верующего, отдающего приоритет душе над телом, пост всегда желанен. Время воздержания он воспринимает с духовной радостью. Кто хоть однажды предпринял попытку попоститься, и не ради похудения, а ради Бога, тот знает, насколько радостно это состояние.

ПРАВИЛА ПОСТА
В Православном календаре имеются особые дни – дни поста. Самый главный - Великий Пост, в 2010 году - с 15 февраля по 3 апреля. Следующий бывает каждый год перед праздником Первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из четырех многодневных завещанных постов назван в память апостола Петра. Продолжительность Петрова поста зависит от Пасхи и в 2010 году составит 42 дня, с 31 мая по 11 июля.
Следующий многодневный пост мы соблюдаем с 14 по 28 августа, это - Успенский пост. А в конце года, с 28 ноября по 6 января продолжается Рождественский (Филиппов) пост.

По существу своему пост – есть подвиг и связан с верою и дерзновением, это порыв души, ищущей чистоты, стремящейся преодолеть свою греховность и освободить дух от рабства телу. «Кто не любит поста, - говорят святые, - тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает этим расслабление своей души, неспособной укрощать греховные поползновения плоти и управлять ею».

Главная задача поста – это покаяние, сокрушение о грехах. Современный человек массу времени уделяет своему телу: каждый день принимает душ, используя разнообразные шампуни, мыла, дезодоранты, умащивает тело кремами. А наша душа? Она также нуждается в очищении, которое возможно только через покаяние на исповеди. Представим себе на одну минуту, что мы моемся только раз в году или еще реже. А ведь именно так мы поступаем в отношении души - главного нашего сокровища, данного нам Богом. Тело умрет, а душа будет жить вечно. Вспомним об этом в дни Рождественского поста и совершим каждый свой маленький подвиг во имя Христа.

Пост – это усиленная молитва за болящих, страждущих. Только тогда пост имеет духовный смысл, когда он соединен с молитвой, делами милосердия, воздержанием от удовольствий. В эти дни надо ограничивать себя в развлечениях и вообще стараться их избегать.

Петров и Рождественский посты не так строги, как Великий или Успенский. Но и в его дни не едят мяса, молочных продуктов, яиц, а в среду и пятницу не употребляют рыбы. После дня памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, рыбу едят только в субботу и воскресенье, а со 2 января ее не употребляют уже до самого праздника.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения себя чего-либо и жертве. Известно, что и из постной пищи можно приготовить изысканные блюда и таким образом в какой-то мере удовлетворить свое сластолюбие и алчность. Надо помнить, что кающемуся в своих грехах, неприлично постом есть сладко и обильно.

Нужно знать меру поста. Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различить несколько степеней физического поста: отказ от мяса; отказ от молочного; отказ от рыбы; отказ от масла; лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди и по благословению батюшки. Но и в воздержании необходимо проявлять благоразумие и рассудительность. Один святой сравнил наше тело с ослом, которого если перекормишь, то начнет брыкаться, а если не докормишь, то может сдохнуть с голоду. По словам Кассиана Римлянина, «крайности с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева». Святой говорил о том, что, чрезмерно утомив себя постом, можно впасть в страсть чревоугодия. Притом, неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как приводит к бессилию.

Если человек постится так, что не может уже молиться из-за телесной немощи, то это значит, что разумная грань осталась далеко позади. Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, а подвигов больших с нас Господь не требует.

Общее правило воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом, пищи вкушал столько, сколько нужно для поддержания здоровья, а не сколько требует желание насыщения. Мы можем соблюсти меру поста, питаясь в определенное время и не дозволяя себе перекусывать на ходу (то же, кстати, советуют и врачи). Не забудем и совета преп. Антония Великого: «Употребляй самую простую и дешевую пищу».

Нарушающим пост по болезни или иной немощи, следует помнить, что здесь может иметь место и какая–то доля маловерия и невоздержания. Нужно быть честным по отношению к себе: отказываясь от поста из-за боязни ослабить здоровье, мы проявляем при этом болезненную мнительность и маловерие. Если есть возможность, посоветуйтесь с батюшкой, как вам соблюдать пост, если же такой возможности нет, рассчитывайте свои силы.

В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от телевизора, от сластей или любимых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих. Если вы волею случая оказались в гостях и вам подали скоромную пищу, снизойдите к угощающим вас и этим сохраните любовь. Мы не должны укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали такой случай. Как – то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. За столом подали скоромное, хотя день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил поданное.

Бывает так, что в семье не все придерживаются поста. Не упрекайте своих близких: пост дело добровольное, возможно, придет время и они познают сладость воздержания.

Для православного верующего, отдающего приоритет душе над телом, пост всегда желанен. Время воздержания он воспринимает с духовной радостью. Кто хоть однажды предпринял попытку попоститься, и не ради похудения, а ради Бога, тот знает, насколько радостно это состояние.

ПОСТ - ДАР ДРЕВНИЙ
Пост существовал во времена Ветхого завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда появилось название Великого поста – Четыредесятница. Церковные историки считают, что в том виде, в котором Великий пост существует сегодня, сложился постепенно и окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал повсеместно. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став составной частью самой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не продавал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того, чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, стрельцы, по велению царя, опечатывали все питейные заведения, и они были закрыты вплоть до пасхальной среды.

Кроме воздержания, в пище и питии, уставом во время поста предусматривалась усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. По учению святых отцов поклоны, как и пост, имели ту же задачу - “томить плоть свою, да не воюет на дух”.

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность.

Церковный устав Древней Руси строго предписывал соблюдение чистоты супружеской жизни. Особое воздержание соблюдалось в Великом посту и перед причащением Святых Таин, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие. Духовным идеалом людей того времени был монах-“подвижник”, всецело посвятивший себя служению Богу. Причем монастырский уклад жизни не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней “невидимой” брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках строго уклада жизни русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто.

«МОСТ НА СЕМЬ ВЕРСТ». Беседа о традициях Великого поста

«Стоит мост на семь верст; под конец моста золотая верста», – так в старину образно говорили о Великом посте – «мост на семь верст» (этот пост длится семь недель), и о Воскресении Христовом – «золотая верста». В понедельник, 15 февраля, православные верующие сделали первый шаг по этому мосту. Закончится он 4 апреля – в Светлое Христово Воскресение. Об особенностях и традициях Великого поста наша беседа с клириком Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска протоиерееем Константином САВАНДЕРОМ:

– Когда и кем был установлен пост?

– Еще в Ветхом Завете Господь повелел израильтянам отдавать десятину (то есть десятую часть) от всего, что они приобретали. Поступая таким образом, люди получали благословения во всех своих делах. Зная это, Святые Апостолы установили десятую часть года для посвящения Богу, чтобы мы были благословлены во всех своих делах и очистились от грехов, совершенных в течение всего года.

– Каков основной смысл Великого поста?

– Великий пост предшествует дням, в которых вспоминаются страдания, смерть и Светлое Воскресение Христово, даровавших надежду и нашего воскрешения для вечной жизни. Для совершения этой надежды нужно подражать Спасителю в чистоте и святости. Мы всю жизнь должны молиться, нести покаяние, творить дела милосердия, а в дни поста нужно особенно потрудиться. Пост –это особое время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела. Ему следует отказаться от увеселений: посещений кино, театра, концертов, максимально уменьшить просмотр телевизора. Нужно исключить из меню скоромную пищу –мясо, молоко, яйца и изделия из них. А по средам, пятницам, на первой, третьей и Страстной неделях нельзя есть и рыбу.

– Отец Константин, допускаются ли послабления?

–Пост–время ограничения себя во всем, что хочется, подчинение себя необходимости. Духовная тренировка души и тела. Однако надо помнить, пост – это не диета. Мы воздерживаемся Христа ради, то есть наше покаяние в грехах пред Господом подтверждается воздержанием в пище и в удовольствиях. Но если мы допостились до язвы желудка или страдаем от серьезных болезней, при которых нужно есть скоромные продукты, а мы их не едим, то совершаем грех, ибо уподобляемся самоубийцам. Также мы не можем в полной мере соблюдать пост во время путешествий – в это время мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.Беременным женщинам, кормящим матерям, воинам, рабочим, занимающимся тяжелым физическим трудом пост также послабляется. Если не получается соблюдать пост в пище, нужно постараться ограничить себя в чем-то другом. Или возьмите зарок: в течение поста никого не обижать и не осуждать… Но на послабление поста нужно взять благословение священника.

– Как Церковь помогает провести время поста?

– Особым строем богослужений. В первую неделю пост особенно строгий, в первые четыре дня по вечерам читается Великий канон св. Андрея Критского. Каждый воскресный день Великого поста наполнен особым значением. В первое воскресенье празднуется Торжество Православия, установленное в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Во вторую, третью и четвертую субботы совершается поминовение усопших. Следующий воскресный день посвящен памяти св. Григория Паламы. Святой учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатью. Вечером в это воскресенье совершается первая пассия – очень трогательное богослужение с чтением отрывка из Евангелия, посвященное страданиям Спасителя. Остальные три пассии служатся в последующие воскресенья.

В третью неделю, называемую Крестопоклонной, пост очень строгий. В субботу вечером на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Это особое напоминание верующим о любви Божией к человеку, по которой Сын Божий предал себя на крестную смерть.

Четвертое воскресенье посвящено памяти св. Иоанна Лествичника, автора «Лествицы» –книги о духовном возрастании. На вечернем богослужении в четверг читается канон прп. Андрея Критского и житие св. Марии Египетской, отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской». Суббота этой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя от персидского и аварского нашествия, в память чего накануне за вечерним богослужением читается Акафист Пресвятой Богородице. Этот день называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы.

Суббота шестой недели –«Лазарева суббота» – посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресенье отмечается великий праздник – Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. В храме освящаются ветки вербы, которые потом хранятся весь год около икон. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. Она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – Его страданий, крестной смерти и погребения.

Беседовала Ирина ТАТАРИНА, 2010 год

ИСПЫТАНИЕ ПОСТОМ
15 февраля - начало Великого поста 2010 года. Длится он 7 недель и неразрывно связан с праздником Пасхи. Пост готовит нас к великому и светлому празднику, очищая и освящая душу через покаяние и причащение.

Люди, далекие от духовной жизни, часто спрашивают, зачем Церковь ввела в свой годичный круг посты, почему человек должен ограничивать себя в пище? На этот вопрос мы попросили ответить настоятеля Шелтозерского Спасо-Рождественского прихода иеромонаха ДОСИФЕЯ (Ларионова).

Если человек не имеет определенных рамок и считает, что ему позволительно всегда и во всем удовлетворять любое свое желание, тогда в принципе он существует, так же, как существует животное, которое если, например, набредает на пищу, то обязательно ее съест, а не будет, глядя на лакомый кусочек, убеждать себя в том, что в данный момент ему это делать не надо. Но человек тем и отличается от животного, что имеет разум, которым руководствуется в своей жизни.

В Православной Церкви четыре поста и среди недели два постных дня – среда и пятница. Пост идет на пользу человеку, даже если он еще не начал жить полноценной духовной жизнью. Потому что ничто так не закаляет его характера, как постные дни, в этом я убедился на своем малом опыте. Матушка Параскева, которая трудится на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге, готовит пищу для духовенства, как-то рассказывала мне, что в годы гонения на Церковь она работала поваром в ресторане и в дни Великого поста часто разносила на подносе блюда с аппетитно пахнущим куриным мясом. И ее это нисколько не соблазняло.

Если вы хотите закалить свою волю, то пост вам в этом особенно поможет. Важно и то, что это приобретенное в посту качество вы можете использовать во время борения страстями. Ведь современный человек находится среди многих искушений. И выработанная во время поста стойкость помогает ему побороть любое из них.

Утесняя свое чрево, вы оставляете в своей душе место для благодати Божией, готовите себя для ее восприятия. Святой Серафим Саровский советовал вставать из-за стола без чувства сытости. «Оставляй место для Духа Божия», - говорил преподобный.

Но порой человек не находит успокоения в посту, потому что его пост часто сопряжен только с ограничением пищи и образовавшийся от физического поста в его душе пространство не наполняется духовными приобретениями. И человек не понимает, почему он стал таким раздражительным, почему недоволен собой. Происходит это и с христианами, которые только начинают нести подвиг поста каждые среду и пятницу. По выражению святых отцов, пост, как птица, которая возносится к небу. Эта птица должна иметь два крыла, одно крыло – это ограничение в пище, а другое – молитва.

Записала Ольга СИДЛОВСКАЯ

О ТРАПЕЗЕ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Существуют правила трапезы, определяемые Церковным уставом - они очень строгие и обычно исполняются в монастырях, а также некоторыми мирянами по благословению духовника. Эти правила можно найти в Православном церковном календаре, ежегодно издаваемом Русской Православной Церковью.
Для мирян существует несколько степеней послабления поста - это зависит от возраста человека, его рода занятий, состояния здоровья и многих других факторов.
В приведенной ниже таблице приведена примерная схема трапезы в пост. Синим цветом выделено то, что можно вкушать по уставу, зеленым - что можно вкушать мирянам как послабление устава.

Масленица: мясо есть нельзя, но всю неделю во все дни можно вкушать молочную пищу и яйца.

Весь Великий пост: нельзя есть мясную, молочную пищу и яйца.
Болящим, ослабленным людям можно взять у духовника благословение на послабление поста - хотя бы на молочное в некоторые дни.

1, 4, 7 седмицы Великого поста с понедельника по пятницу включительно - сухоедение, пища даже без растительного масла.
Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительно масло.

2, 3, 5, 6 седмицы с понедельника по пятницу: по уставу - вареная пища.
Мирянам разрешается пища с растительным маслом. В виде исключения в понедельник, вторник, четверг мирянам можно вкушать рыбу.

В Великую (Страстную) Пятницу по уставу ничего не едим.
Мирянам - сухоедение.

В Великую Субботу - сухоедение, пища даже без растительного масла.
Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительное масло.

По субботам и воскресеньям по уставу разрешается пища с растительным маслом.
Мирянам в виде исключения можно вкушать рыбу.

В Вербное воскресенье и Благовещение по уставу разрешается рыба.

Петр Селинов

Хотя Великий пост в самом разгаре, мы продолжаем обсуждать на страницах «Прихожанина» различные вопросы, касающиеся темы поста. От чего в пост верующему следует отказаться и в чем можно сделать себе послабление? Как поститься больным? Следует ли мирянам поститься столь же строго, как и монашествующим? И как правильно выходить из поста, чтобы не навредить своему организму? За ответами на эти вопросы мы обратились к иеромонаху Феодориту (Сеньчукову), который не только является священнослужителем, но и работает на «Скорой» и может оценить пользу поста не только с точки зрения душевного здоровья, но и физического.

- Отец Феодорит, в чем главный смысл поста?

Если подумать, идея поста впервые была предложена еще в раю. Ведь заповедь о невкушении с древа познания и зла - это и есть первый пост, который, увы, наши прародители не выдержали. В результате мы с вами получили дебелость нашей плоти, ее тленность и смерть.

А ведь именно плоть отдаляет нас от Бога. Господь хочет, чтобы мы приблизились к Нему, но плоть пробуждает в нас различные страсти, которые порождают грехи и отдаляют нас от Бога. Взять, к примеру, вполне естественное чувство голода. Даже Господь испытывал его в период Своей земной жизни. Но именно чувство голода приводит нас к греху чревоугодия, и этого греха, к сожалению, не может избежать, практически, никто. Все мы периодически впадаем либо в чревобесие (когда съедаем больше, чем нужно), либо в гортанобесие (когда хотим съесть чего-нибудь вкусненького). И эти грехи отдаляют нас от Бога.

Пост - это время, когда мы отказываемся от своей плотяности (от слова «плоть»). В то же время, вступая в борьбу со своей плотью (не с телом, ибо это храм души, а именно с плотью), ограничивая себя, мы приближаемся к Господу. Известно, что сытый человек менее склонен к духовному, чем человек постящийся. Это не значит, что голодный всегда духовен. Нет, конечно. Но желудок, отягощенный пищей, мешает нам думать о Боге. Ведь процесс пищеварения, особенно мясных продуктов, требует со стороны организма больших энергозатрат. Кстати, именно поэтому рыба постнее мяса, потому что для переваривания мяса требуется больше энергии. Кроме того, сытый человек сонливый и вялый. И куда уж сонливому и вялому молиться и думать о своей душе и Боге.

Но это лишь одна сторона поста. Другая - в подражании Господу. Мы знаем, что Иисус, перед тем как выйти на Свое служение, 40 дней постился на горе Искушений. Спаситель воспринял человеческую природу и до начала Своего служения жил обычной человеческой жизнью. А перед тем как отправиться проповедовать людям Новый завет, Христос ушел в пустыню, где постом освободил Свое тело от дебелости плоти, ее греховных ощущений. «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк. 4, 1-2). Поэтому и мы в подражание Спасителю постимся, чтобы приблизиться к Нему и вместе с Воскресшим Господом встретить Пасху.

Есть у поста и третий важный момент - дисциплинарный. Раз Церковь установила посты, мы, как ее верные чада, должны их соблюдать.

Отец Феодорит, миряне и монашествующие постятся одинаково, точнее, миряне постятся по монашескому уставу. Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление?

А зачем? Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие? Сомневаюсь. В патериках приводится такая история. Один монах (к сожалению, я запамятовал его имя) жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу. И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника. Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи. И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты». Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями.

Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго . Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю. А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить. Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством. Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок.

Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать.

Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек - будь то монах или мирянин - понимал, какой именно пост ему по силам. И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем - недопустимо. И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва.

А что делать недавно воцерковившемуся неофиту, который еще не обрел своего духовника? Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой - о некотором послаблении… Как ему поступить?

Мой совет: иметь на плечах голову и соблюдать во всем умеренность. Есть такое понятие - «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам - из-за болезни или финансовых возможностей (ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом) - верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким…

- Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону?

А вы попробуйте! К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, - а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать.

Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя - вареная пища без масла. Среда и пятница - сухоядение (пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка). Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье - вареная пища с вином и елеем (маслом).

Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет. Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия (кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы), причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий.

Есть пищу с растительным маслом можно только в выходные и праздничные дни. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни?

В вопросе поста нельзя рассуждать с позиции плохо - хорошо. Таков церковный устав. Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге.

- А почему в среду и в пятницу дозволяется картошка печеная и не допускается вареная?

В древности не было и печеной картошки. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы.

Но ведь Россия и Палестина сильно различаются по своим климатическим условиям. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее.

Поэтому на постный стол в России добавляются соленые грибочки, квашеная капуста, печеная картошка, овощное рагу

А чем вызвана необходимость в среду и пятницу пить «неподогретое питье»? Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай?

А откуда вы взяли указания про «неподогретое питье»?

Эта информация приводится в ряде церковных календарей и на интернет-сайтах, где размещены церковные календари. Там так и указано - «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам…

В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет. Эти придумки - благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день - вечером. И все! И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники - три.

Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» - это благочестивая традиция русского народа. И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов. К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток. Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» - это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку.

А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? Сомневаюсь! От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас.

И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай.

- Отец Феодорит, тогда давайте проясним. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо?

К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? Болящему! И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают.

Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить - подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так? Вы святые, а едите мясо». На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо.

Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда - не главное. Она вообще не важна! Вопрос: для чего мы постимся? Едим мы что-то или не едим - это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Еда - это только средство, а не самоцель.

И не стоит думать, что голодающий человек ближе к Богу. Я могу вам расписать постный стол таким образом, что вы будете сыты и при этом не нарушите канонов. Немало есть блюд питательных и вкусных и в то же время постных. Когда я прихожу к себе на подстанцию «Скорой помощи» и приношу с собой свою постную еду, то мои коллеги смеются, говоря: «Так, как питается наш батюшка, никакого мяса не нужно». Работа на «Скорой» очень тяжелая, и на одних финиках далеко не уедешь. Постный стол можно сделать очень разнообразным: каши, макароны, картошка, грибы в разных видах, соленья, овощные рагу, фаршированный рисом и овощами перец… В воскресные и праздничные дни всякие омары-кальмары…

Кстати, по поводу «омаров, кальмаров»... Греки их в пост едят. А для нас они допустимы - все эти креветки, мидии, кальмары, омары?

В выходные и праздничные дни, когда можно масло, тогда же можно и креветки, и раков, и кальмары, и омары. Если, конечно, человеку они по средствам. На Благовещение и Вербное допустима рыба. Греки, кстати, во все дни едят неочищенную рыбную икру. А в другие дни верующему остаются каши, картошка, макароны…

- …Отец Феодорит, простите, что перебиваю. А если человеку по здоровью мучное противопоказано. Сразу выпадают макароны, хлеб и прочее. Как тогда ему питаться?

А в чем проблема? Кто мешает ему есть кабачки, баклажаны, овощное рагу? Надо только понимать: Богу нужно наше сердце, а не наш больной желудок . Не надо себя изводить, чтобы в пост оказаться в больнице, но не надо искать себе и лишних поблажек. Вот я, к примеру, диабетик и не могу есть булки. Так я легко приготовлю себе тушеные баклажаны или овощное рагу.

- И все же: как врач, как бы Вы посоветовали поститься больным людям?

Это во многом зависит от болезни. При каждом заболевании существует своя определенная диета. Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит.

Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста. Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб? При этом верующий должен понимать, что раз он - пусть и по медицинским показаниям - идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему…

Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям. И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные. Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море. Для французских рыбаков омары, возможно, самая дешевая еда. И совсем другое дело, когда состоятельный москвич в пост выбирает себе омарную диету. Вот это совсем не постный подход, не христианский.

Или другой пример. Меня однажды спросили, можно ли в пост есть печеный картофель, фаршированный грибной икрой. На первый взгляд, почему бы и нет. Продукты-то все постные. Но вы подумайте, сколь трудоемко приготовление этого блюда! Сколько времени и сил человек может потратить, чтобы потешить свой желудок. И это вместо молитвы или благих дел!

Отец Феодорит, а как правильно выходить из поста? Помнится, врачи одной больницы рассказывали мне, что, едва заканчивается Великий пост, к ним везут многочисленных бабушек и дедушек с различными проблемами: у кого рези в желудке, у кого желчный пузырь выходит из строя… Наверное, Вы на «Скорой» с подобным сталкивались?

Да, к сожалению, есть такая проблема. Дело в том, что бабушки и дедушки нарушают главное правило и на Пасху входят в грех. В этом-то как раз и проявляется грех чревоугодия. Постились-постились верующие - а тут и Пасха наступила! Можно есть все, что раньше было не велено. Вот люди и отрываются. А потом попадают в больницу.

Здесь главное правило: выходя из поста, на Пасху не надо набрасываться на жирную пищу, не надо набивать себе желудок всем, что стоит на столе. Съешьте пару яиц, кусочек кулича, немножко творожной пасхи. И достаточно! И чуть погодя можно переходить к пище более тяжелой и жирной. Пусть организм перестраивается постепенно. Но, поймите, это проблема не поста, а человеческого невоздержания.

- Пост - это не только еда. В чем еще верующий должен себя ограничивать?

В пост однозначно запрещены супружеские отношения. Конечно, в жизни всякое бывает: молодые супруги, недавно женаты, не удержались. Но, в принципе, интимные отношения в пост недопустимы!

Но бывает же так, что женщина церковная, строго постится, а ее муж, скажем, не сильно верующий и может настаивать на интимной близости. Как ей тогда быть?

Надо договариваться с супругом. Конечно, «тело жены принадлежит не жене, но мужу. И тело мужа принадлежит не мужу, но жене». Но я не знаю ни одного человека, который не мог бы выдержать 50 дней без интимной близости, и считаю, что супруги вполне могут договориться по этому вопросу. Если же муж будет настаивать, женщина, наверное, должна уступить. Зачем же в пост намеренно идти на конфликт с мужем. При этом она должна понимать, что идет на ослабление своего поста и должна усилить свой молитвенный и благотворительный подвиг.

А если пытаться перечислять все то, чем в пост заниматься нельзя, то надо понимать следующее: грех не столько само действие, которое вы совершаете, а пристрастие к этому действию. Смотреть ли телевизор в пост? Наверное, не страшно, если вы посмотрите, к примеру, один раз в день новости, чтобы быть в курсе событий, или вашу любимую передачу. Но грех и нарушение поста, если вы не можете оторваться от телевизора, просиживая у экрана вечер за вечером, вместо того чтобы молиться.

Греховных действий, которые мы совершаем в обычной жизни, не так много. Просто мы не задумываемся о том, что такое грех. Кто-то любит болтать по телефону, кто-то - сидеть в интернете, кто-то - смотреть телевизор или играть в игры на компьютере. Повторюсь: грех не само действие, грех - пристрастие к нему.

Не зря, когда речь заходит о посте для маленьких детей, мы говорим, что нельзя лишать детей мяса, но надо ограничивать их в том, к чему они испытывают тягу: сладкое, компьютерные игры, интернет.

Каждый человек сам прекрасно осознает, к чему он питает пристрастие, склонность, тягу. И во время поста он должен ограничивать себя в своих пристрастиях. Именно поэтому так важно, чтобы верующий по всем вопросам соблюдения поста общался со своим духовником. Ведь тот хорошо знает слабости своего духовного чада. Одному надо поменьше есть, другому отказаться от каких-то иных пристрастий: курения, выпивки, интернета, телевизора. И вместо этого больше сил уделять молитве и благим делам…

Кстати, о благотворительности… Известно, что в Москве существует разветвленная мафиозная сеть нищих и попрошаек, которые оккупировали московские улицы, метро, церкви. Как тут быть верующему: подавать ли нищим, просящим у храма?

Подавать или не подавать нищему - этот вопрос каждый решает для себя сам. Ведь когда человек творит благо, он творит его для своей души, не гадая, в чью протянутую руку он кладет монетку: профессионального попрошайки или бедной старушки, которой не хватает пенсии на жизнь.

Но благотворительность ведь не сводится только к тому, чтобы подавать нищим возле храма. Деньги можно переводить в благотворительные фонды, которых немало: «Милосердие», «Кислород», «Предание», «Подари жизнь», «Линия жизни»… Они собирают деньги на лекарства и лечение, аппаратуру для больных и инвалидов. А можно просто прийти в детский дом и предложить свою помощь. Или принять участие в работе волонтерских бригад. В конце концов ваша помощь, возможно, нужна кому-то из ваших близких или дальних родственников, знакомых или соседей. Надо просто открыть свое сердце, оглянуться по сторонам и поискать, кому вы можете помочь. Так что в пост надо не с грустью смотреть на полупустой холодильник, а определить для себя, какой дорогой мы идем к Богу.