Узнать имя святого покровителя по дате рождения. День Ангела: определяем дату

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Влияние имени на личность человека во все времена признавалась любыми религиями. Люди верили, что имя находится на границе духовного и материального мира, заключает в себе определенную идею. А человек через имя может выразить эту идею или «проигнорировать» ее. И все же, называя ребенка определенным именем, родители закрепляют за ним основные общие черты этого типа личности.

В чем смысл учения о покровительстве святого имени?

В христианстве имя новорожденному давали при крещении по строго определенным правилам – в честь святого, которого вспоминала церковь в ближайшие восемь дней после дня рождения. Среди простого народа бытовало мнение, что имена преподобных святых сулят счастливую жизнь. А имя мученика обрекает на сплошное мучение. Выдающийся русский философ и богослов П. Флоренский считал, что именно имя, а не святой носитель этого имени, определяет жизненный путь человека. В каждой личности раскрываются и Божественные, и природные начала. Человек волен сам распоряжаться этим «ресурсом». Но только в рамках, определенных его именем. Верхняя граница имени – предел совершенства, олицетворением которой и является святой носитель данного имени. «По имени и житие » – говорится в Писании . «Имя оценивается Церковью, а за нею – и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея, а святой – как наилучший ее выразитель, свое эмпирическое существование сделавший прозрачным так, что через него нам светит благороднейший свет данного имени». (П. Флоренский).

Такое понимание силы и значения имени, объединяющих всех его носителей, помогает принять учение о покровительстве именно этого святого, подражании ему.

Как выбрать святого покровителя по имени?

Атеистический период в истории России почти полностью уничтожил традиции православного имянаречения. В наше время они начинают возрождаться, но мало кто из взрослых людей, когда-то крещенных православным именем, знает своего небесного покровителя. Как выбрать имя святого покровителя по своему имени ? В православных святцах собраны имена всех святых, почитаемых православной церковью. И обозначены дни, когда отмечает день памяти каждого святого. Святой тезка, память которого празднуют в ближайший день после Вашего дня рождения, и есть Ваш небесный покровитель. Например, Аркадий, родившийся 12 апреля, празднует именины 14 августа в честь преподобного Аркадия Вяземского.

Если в святцах несколько святых с Вашим именем, можно выбрать себе того святого заступника, чье житие близко Вам по духу. К примеру, не ближайшего по дням святого Николая, а именно Николая Чудотворца. Бывает, что официального имени нет в церковном календаре. Тогда святого или имя для крещения выбирают по созвучию либо по дословному переводу: Агата – Агафья, Руслан – Лев, Светлана – Фотиния, Жанна – Иоанна, Юрий – Георгий. Святым покровителем может стать и традиционно почитаемый в семье святой, с которым члены семьи годами поддерживают молитвенный контакт. Тогда одно и то же имя повторяется из поколения в поколение.

Церковь советует иметь икону святого покровителя и знать его житие, чтобы праведная жизнь служила человеку примером и вдохновением.

Людям свойственно верить в высшие силы и поклоняться им, ища защиту от напастей. У древних племен были родовые тотемы, язычники чтили идолов, а с зарождением христианства поклоняться стали Всевышнему, веря в его защиту.

«Личный» Покровитель

Даже те, кто не придерживается религиозных канонов, не посещает храм, частенько задумываются о покровительстве святых. При этом многих интересует, есть ли у них Ангел-хранитель и какого «личного» Покровителя следует чтить, чтобы удача не обходила стороной.

За многие столетия было канонизировано большое количество святых мучеников, которые после смерти продолжали помогать людям, откликаясь на их молитвы. Но чтобы мольбы были услышаны, они должны быть направлены к «своему» Покровителю, которого следует чтить постоянно.

Но как выбрать среди большого множества святых того единственного, «личного»? Должны ведь на этот случай существовать какие-то правила, помогающие решить проблему.

Проблема выбора Покровителя

В православные времена наших прабабушек такой проблемы не стояло. Рожденных младенцев крестили в церкви, давая им имена по Святцам. И уже с младенческих лет человек знал, кто ему покровительствует по жизни.

К середине 20-го столетия эта традиция себя изжила – детей называют в честь родственников, друзей, знаменитостей или придумывают совершенно новые имена. Не задумываясь при этом о том, что ребенку кроме имени нужна еще и духовная защита, которую может дать только святой Покровитель.

Сейчас эволюция делает новый виток, для которого характерно возвращение к духовным ценностям. Поэтому так часто и стал возникать вопрос: так кто же он – мой Покровитель? От осознания этого человеку легче будет жить и справляться со своими проблемами. Ведь он знает, что за ним «Там» наблюдают и оберегают.

Как же узнать своего защитника

В тех семьях, где до сих пор чтят православные традиции, люди знают своего Покровителя. Им, как правило, является святой, в честь которого крестили ребенка (иногда крещеное имя отличается от повседневного).

Поэтому тем, у кого есть свидетельство о Крещении, можно заглянуть в документ. Если там прописано то же имя, что и в паспорте (метрике), возможно, родители заранее планировали назвать ребенка по имени Покровителя. Если же это не так, либо не имеется документа о произведенном Таинстве, определять защитника придется другим методом.

  1. Исходите из собственного (земного) имени. Обратившись к Святцам, найдите тезку-святого и возьмите в свои Покровители. Если таковых окажется несколько (например, Марии, Николаи и т.п.), «привяжитесь» к тому, который ближе к дате после вашего дня рождения.
  2. Но в Святцах может и не оказаться вашего имени. Тогда выбрать нужно то, которое более созвучно фонетически. Ученые давно доказали, что определенное сочетание звуков в именах является судьбоносным.
  3. Можно выбрать и святого, не носящего ваше имя. В данном случае также привязку следует делать к дате рождения. Обычно детей крестили на 8-й день появления на свет. Вот в этом промежутке и выбирайте приглянувшегося мученика и поклоняйтесь ему.

Если вы в растерянности и не можете сделать окончательный выбор, тогда стоит обратиться к священнослужителям. Они более сведущи в этом деле и обязательно окажут вам помощь. А также подскажут, как правильно общаться со своим Покровителем.

Вы и ваш Покровитель

Мало просто определиться с выбором Покровителя. С ним еще нужно научиться общаться. Обязательно приобретите иконку, на которой изображен ваш святой. Беседуйте с ним, просите совета в затруднительных ситуациях и никогда не нарекайте, если что-то в жизни сложиться не так.

Хорошо бы изучить Житие своего защитника, чтобы знать о нем побольше. И если уж выбрали его в Покровители, старайтесь следовать его жизненным принципам. Так вы станете к нему ближе в духовном плане.

Вспомните традицию предков, когда чтили Покровителей приношением дани. Жертвенных алтарей устраивать не придется, а вот накрыть стол с угощениями следует, отпраздновав таким образом именины.

Кстати, понятие это давно воспринимается не так, как должно. Именины – это не праздник в честь дня вашего рождения. Это событие проходит в день вашего святого и является почитанием его имени.

Видео: как узнать своего святого покровителя

Святые покровители по имени и дате рождения. Как узнать святого покровителя? В жизни православного народа святые покровители появились в IV веке. Многие родители, надеясь на благодать и защиту святого, часто таким же именем называли своих детей. Ангел-хранитель есть абсолютно у каждого человека, ведь каждый православные христианин носит какое-то определенное имя и имеет день рождение. Святой покровитель появляется у человека с первым ударом сердца при рождении и оберегает нас до момента смерти. Главным призванием ангела-хранителя является защита человека от бед, болезней, нечистых сил. В этой статье мы ответим на вопрос, как узнать своего святого покровителя по дате рождения и по имени. Какой святой покровитель оберегает Вас? Как известно, есть несведущие люди, которые постоянно кричат, что у них развита интуиция или какое-то сверхъестественное чутье, когда они слышат свой внутренний голос. Эти люди просто не знают, что они всего лишь используют подсказки своего покровителя. Когда человек находится на грани выбора, при разных критических ситуациях наш ангел-хранитель шлет нам всевозможные подсказки, к которым мы подсознательно прислушиваемся. А во многих ситуациях достаточно его попросить о помощи и ждать его знака, потому что они часто не любят вмешиваться в житейские дела человека. Также есть люди, которые верят в божественные силы и относятся к такой силе, как к волшебной палочке, то есть при просьбе сразу ожидают немедленного исполнения своего желания. Помните, что так случается крайне редко, помощь может приходить с отсрочкой. На самом деле очень трудно объяснить, чем же наши покровители руководствуются, когда определяют сроки вмешательства. Но нам остается только надеяться и ждать божественной помощи. Также не забывайте благодарить своих Небесных помощников. Им не нужно никакого спектакля с жертвоприношением, а достаточно всего нескольких мысленных слов благодарности. Также не стоит воспринимать внутренние разговоры с вашим ангелом, как приступ клиники. Мысленное общение никогда не помешает. Православным верующим не нужно забывать, что их ангел-хранитель это в первую очередь святой покровитель по имени и дате рождения. Нашим небесным помощникам чужды в нас проявления скверности, насилия, жестокости, они никогда не будут рады негативной энергетике, которая витает над нами. Никогда не общайтесь со своим ангелом как с всемогущей прислугой. Его стоит уважать и беречь. Обязательно к прочтению: Смертные грехи в православии. Список Святой покровитель по дате рождения Теперь подробнее разберемся, какой святой покровитель по дате рождения есть у всех верующих православных людей: Преподобный Серафим Саровский и Блаженный Сильвестр оберегают тех, кто был рожден в дни с 22 декабря по 20 января. Для таких православных людей также замечательно подойдет икона Богоматери «Державная»; Люди с днем рождения в период с 21 января по 20 февраля узнают своего святого покровителя по дате рождения в образе Святых Кирилла и Афанасия. Для защиты можно использовать иконы Матери Божьей «Неопалимая купина»; Тем, кто родился с 21 февраля по 20 марта, охраняются Святым Алексеем и Преподобным Милентием Антиохским. Защитит Иверская Богоматерь; Ангелами для людей с датой рождения 21 марта - 20 апреля являются Георгий Исповедник, Иннокентий Иркутский и Святой Софроний. Для оберега подойдет икона Казанской Богоматери; Икона «Споручница грешных», апостол Иоанн Богослов, святые Тамара и Степан охраняют родившихся с 21 апреля по 20 мая; Узнать святого покровителя по дате рождения могут люди, родившиеся с 21 мая по 21 июня. Им оказывает помощь на протяжении всей жизни Святой Константин и Алексей Московский. Лучше всего защитят таких людей иконы «Взыскание погибших», «Неопалимая купина», икона Богоматери «Владимирская»; Святой Кирилл оказывает помощь людям, рожденным с 22 июня по 22 июля. Также будут эффективны иконы заступницы «всех скорбящих радость» и Казанская Богоматерь; Православный святой покровитель есть и у людей, рожденных 23 июля - 23 августа. Их защищает пророк Илья и Святой Николай Угодник. Таким людям подойдет икона «Покров Пресвятой Матери Божьей»; Рожденным с 24 августа по 23 сентября помогут Иоанн, Павел и святая Александра. Просить защиты и милости также можно в икон «Неопалимая купина» и «Страстная»; Оградит от бед человека, родившегося с 24 сентября - 23 октября, преподобный Сергей Радонежский и икона Почаевской Богородицы; Ангелом-хранителем людям с датой рождения 24 октября - 22 ноября стал Святой Павел. Помощи также можно просить у «Скоропослушницы» и «Иерусалимской» иконы; Рожденные в период с 23 ноября по 21 декабря находятся под защитой святой Варвары и блаженного Николая Угодника. Иконы для оберегания - «Знамение» и «Тихвинская». Обязательно к прочтению: Правило от осквернения Василия Великого Святой покровитель по имени День Ангела в православной Церкви очень ценится, ведь это день небесного заступника, святого перед человеком, чье имя дается христианину. Как же правильно определить своего православного святого покровителя? Как правило, день небесного покровителя это следующий день празднования святого, чье имя носит человек. Так сделано, потому что день некоторых святых отмечают несколько раз в год. Наведем пример, у Анны, которая родилась 20 ноября - день Ангела-хранителя будет отмечаться 3 декабря, ближайший день, когда вспоминается святая Анна Персидская. Чтобы определить имя своего небесного покровителя, воспользуйтесь православным календарем. В нем написаны все дни рождения святых. А если вашего имени нету в святцах православного календаря, то при крещении для человека всегда выбирается имя, которое очень близко по звучанию к вашему. Наведем примеры: Жанна - Иоанна; Дина - Евдокия; Анжелика - Ангелина; Лилия – Лия; Милана - Милица; Также в церкви существуют традиционные другие звучания имен. Пример: Виктория - Ника, Светлана - Фотиния и т.д. Самая простая молитва, с помощью которой можно обратиться к своему Защитнику: «Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей» Пусть хранит Вас Господь!

В доме каждого верующего имеются иконы. Безусловно, обращаться к Богу можно и без их помощи. Однако человеку свойственно мыслить образами. Представить себе Бога невозможно, так как он находится вне пространства и времени. Иконы, на которых изображаются лики святых людей, становятся нашими проводниками на пути к Высшему.

Всем известно, как трудно пробираться вперёд по нехоженой тропе, через траву по пояс и буреломы. Тому, кто идёт следом, намного легче добраться до пункта назначения. Святые своей жизнью, своим подвигом показали нам тропинку к Богу. Молясь на их изображения, мы можем почувствовать Его присутствие, Его свет, Его любовь. Каждый человек имеет свою икону заступницу, которая призвана оберегать его и служить посредником на пути к Господу.

Как не ошибиться с выбором именной иконы?

На Руси при крещении младенцев было принято давать им имена того или иного святого. Выбранный святой становился покровителем ребёнка, с рождения оберегал его от болезней и опасностей, помогал в трудную минуту. Сейчас эта традиция восстанавливается. У каждого крещёного человека есть свой Небесный помощник, чей жизненный путь должен служить примером и вести вперёд.

Именная икона, на которой изображён святой покровитель, обладает огромной силой. Она способна прогнать болезни, внести в душу покой и гармонию. Искренне молясь перед ней, человек получает поддержку. Важно не относиться к именной иконе меркантильно, как к средству решения всех проблем. Благодарите своего защитника за то хорошее, что есть в вашей жизни, делитесь с ним своей радостью, своими чувствами.

Узнать, какой святой является покровителем человека , можно следующими способами:

Выбираются именные иконы в церковной лавке. Обычно на них покровитель изображается по пояс, особенное внимание иконописцы уделяют глазам. Они должны заглядывать в душу человека, наполняя её светом и гармонией. Если вы названы в честь малоизвестного святого, заказать именную икону можно в иконописной мастерской.

Именные иконы для детей

Для новорождённых детей часто делают мерные иконы размером с малыша . На них изображают покровителя в полный рост. Такой образ вешают над кроваткой. Он оберегает младенца, способствует установлению особой духовной связи между ним и святым.

Именная икона поможет ребёнку зримо ощутить присутствие святого в его жизни. Хорошо, если родители прочтут подросшему чаду житие его духовного покровителя, выучат вместе молитву, к нему обращённую. Важно, чтобы святые «тёзки» стали для детей не просто палочкой-выручалочкой, к которой прибегаешь в трудном случае, но мощным нравственным ориентиром.

Иконы покровительницы по дате рождения

Один из самых сильных оберегающих образов в православии – образ Пресвятой Богородицы . Любой человек может излить ей свою душу, обратиться за помощью, поддержкой. Икона Богоматери должна быть в каждом доме, оберегая и защищая его.

В церковных лавках вы найдёте огромное количество различных иконописных ликов девы Марии. Многие православные люди приходят в смущение, не зная, какой из них выбрать. Священнослужители предлагают покупать тот, который больше придётся по сердцу. Не надо забывать, что икона только проводник между нами и Святыми небесными силами. Мы молимся не изображению на доске, а Богу. Главное, чтобы наша молитва была искренней и горячей.

Но человек слаб по своей природе. Ему хочется иметь «свою» икону Матери Божьей, своих святых. Так они кажутся ближе, роднее, понятнее. Поэтому возник обычай покупать икону заступницу по дате рождения человека. Привязка того или иного образа Богоматери к временному периоду определяется датой почитания иконы.

Выбрать образ Богоматери в зависимости от даты рождения можно, ориентируясь на приведённый ниже список.

Для рождённых зимой

  • 23 ноября – 21 декабря. Иконы Матери Божьей «Знамение», «Тихвинская» .

На иконе «Знамение» Мать Божья простирает руки в защищающей молитве. Первое чудо, связанное с образом, произошло в 1170г. Когда у городских стен Новгорода шли бои, архиепископ Илия вынес «Знамение». В лик Марии попала стела. Из её глаз потекли слезы. Увидев чудо, новгородцы обрели силу и прогнали врага. В 1611 г. изображение защитило Новгородский собор, оградив его от нападающих шведов невидимой стеной.

Богоматерь «Тихвинская» была написана Евангелистом Лукой при жизни Марии. Изображение хранится в Москве. Во время Великой Отечественной войны, согласно легендам, его на самолёте проносили над столицей, и враг был отбит. Перед ней молятся об исцелении, она считается покровительницей детей.

  • 22 декабря – 20 января. Икона Богородицы «Державная» .

Этот образ был найден в подвале Вознесенской церкви села Коломенское в день отречения Николая II от престола. Царица Небесная сидит на троне в красной порфире и с атрибутами царской власти. В момент, когда рушились все привычные устои, Богоматерь явила себя, обещая покровительство земле русской. Именно поэтому икона является одной из самых почитаемых.

  • 21 января – 20 февраля. и «Неопалимая Купина» .

Первая из них была написана на доске от стола, за котором принимали пищу Спаситель, Пречистая Матерь и Иосиф. Автором её стал Евангелист Лука. Богородица, увидев своё изображение, обещала благодать всякому через этот образ.

Икона «Неопалимая Купина» охраняет от пожара и молний, исцеляет болезни, спасает от страшных бедствий. На фото вы можете увидеть её необычную композицию. Перед нами две четырехконечные звезды красного и зелёного цвета, наложенные друг на друга. Они символизируют собой горящий куст купины, который увидел пророк Моисей. Именно тогда глас Божий предсказал ему рождение Иисуса Христа.

В середине звезды изображена Богоматерь с Младенцем, а вокруг них ангелы и архангелы, видения пророков и символы святых евангелистов. В руках Богородицы лестница. Это символ того, что именно через Деву Марию сошёл Спаситель к нам на землю и повёл верующих за собой на небеса.

Для рождённых весной

  • 21 февраля – 20 марта. Икона Матери Божьей «Иверская» .

Написал её Евангелист Лука при жизни Марии. На правой щеке Богоматери можно разглядеть рану, из которой сочится кровь. Согласно преданию, ранка появилась после того, как образ проткнул надсмотрщик во времена правления императора Феофила.

В те времена христиане подвергались гонению. Чудесную икону сбросили в реку. Течение вынесло её к Иверскому монастырю на священной горе Афон. От изображения исходил столп огненного света, но оно никому не давалось в руки. После молитв Богородице старец Гавриил смог вытащить икону из воды. Она стала защитницей монастыря и явила много чудес.

  • 21 марта – 20 апреля. .

В 1579 г. после пожара в Казани маленькой Матроне привиделась Богородица. Она велела ей вместе с матерью отыскать среди завалов икону. Найденный на пожарище образ долгое время хранился в казанском Успенском соборе.

Именно ему молились русские войска перед решающим боем с польско-литовскими оккупантами. Помогает икона и в борьбе с внутренними врагами, возвращает силу, зрение. До настоящего времени оригинал не дожил, остались лишь многочисленные копии.

  • 21 апреля – 20 мая. Иконы Богоматерь Иверская и «Споручница грешных» .

Перед последней надлежит просить прощения грешникам или тем, кто печётся о них. Предание гласит, что в 40-х годах XIX века в селе Одрино Орловской губернии людям стали сниться сны о ветхой иконе. Она стояла в старой часовне, выцветшая и забытая. Образ подновили, отнесли в храм. Первым он исцелил расслабленного мальчика, с тех пор было много чудес. Неоценимой была помощь «Споручницы грешных» во время эпидемии холеры.

Для рождённых летом

  • 21 мая – 21 июня. Иконы «Владимирская», «Неопалимая Купина» и « » .

Известно несколько изображений под названием «Взыскание погибших», к которым с последней молитвой обращаются люди, находящиеся по обратную сторону жизни и смерти. Этот образ спасает от неминуемой гибели, от тёмных сил, в случаях, когда надежды на спасение уже не осталось.

  • 22 июня – 22 июля. Казанская Божья Матерь и икона «Всех скорбящих радость» .

Чудотворный образ «Всех скорбящих радость» приходит на помощь всем страждущим, спасает от болезней, бедности, скорби, поддерживает в трудную минуту тех, кто обращается к нему.

  • 23 июля – 23 августа. Икона «Покров Пресвятой Богородицы» .

На ней изображено шествие на небеса. Впереди по облакам идёт Матерь Божья, неся небольшой покров, а за ней – святые.

Изображение сделано в память чудесного явления Девы Марии. Во время нападения на Царьград в 910г. прихожане находились в храме, и видели молящуюся за них Богоматерь. Она сняла свой покров и набросила над всеми присутствующими. В результате налетел вихрь, изгнавший врагов.

Для рождённых осенью

  • 24 августа – 23 сентября. и « Неопалимая Купина» .

На иконе «Страстная» мы видим Богородицу, которая смиренно несёт своё дитя навстречу предстоящим страданиям. Символы будущих испытаний присутствуют на иконе в виде двух ангелов, которые держат губку, крест и копье. Те орудия, от которых погибнет Спаситель.

Это изображение учит нас покорно принимать волю Бога, дарит надежду в самых безнадёжных ситуациях.

  • 24 сентября – 23 октября. Образы Почаевская Божья матерь, «Воздвижение Креста Господня» и «Неопалимая Купина»

«Почаевскому» образу Божьей Матери приписывается множество чудес. Он лечил болезни, воскрешал людей, спасал от врагов. Эту икону почитают христиане всех вероисповеданий. Хранится она в Успенской Почаевской лавре, построенной на месте явления Богородицы людям. После её исчезновения на камне остался отпечаток правой ступни Девы.

Изображение «Воздвижение Креста Господня» посвящено обретению Креста, на котором был распят Спаситель. Оно способно излечить серьёзные заболевания, бесплодие, приносит душевное спокойствие.

  • 24 октября – 22 ноября. Иконы Девы Марии «Иерусалимская» и « » .

«Иерусалимскую» Богоматерь написал Евангелист Лука в 15-й год после Воскресения Спасителя. От многих бед, несчастных случаев, эпидемий спасло это изображение. Первым чудом, приписываемым ему, стало исцеление от сглаза .

«Скоропослушница» хранится в монастыре Дохиар на горе Афон. Легенда гласит, что в 1664 г. монах Нил шёл ночью в трапезную с лучиной и услышал голос, призывающий его не кадить возле образа. Монах не придал этому значение и ослеп. Молитвами он вернул себе зрение, а Богоматерь обещала через эту икону быструю помощь всем обратившимся.

Выбрав икону по имени, данному при крещении, либо по дате рождения, стоит относиться к ней с почтением. Но всё-таки главное – искренняя вера . Именно она творит чудеса, исцеляет болезни и отводит беды. Не зря в Новом Завете повторяются слова Иисуса Христа: «Да воздастся тебе по вере твоей!»

Иконы по дате рождения