Философская проблема прогресса и регресса, критерии прогресса. Общественный прогресс Главное отличие прогресса от регресса заключается в
Прогресс и регресс являются основополагающими факторами в развитии общества. При этом в большей степени принято говорить о прогрессе, хотя противоположное направление, регресс, имеет не менее сильное влияние на социум.
Прогрессом принято именовать направление развития сложных систем от менее до более высокоорганизованных. Низшие формы уступают место высшим, менее совершённые – более совершенным.
В свою очередь, регресс – это развитие в противоположном направлении, в сторону упрощения, примитивизации.
По этим принципам развиваются все сложно организованные системы, в том числе и социальные. Но не стоит думать, что это развитие происходит всегда или преимущественно в одном направлении. Кроме того, сложность системы создаёт ситуацию, когда в каких-то моментах отмечается безусловный прогресс, но в других наличествует явный упадок. И дать однозначную характеристику развитию становится затруднительно.
Для примера можно взять мировую социалистическую систему. В странах, относившихся к социалистическому блоку, был заметён безусловный прогресс в построении социально ориентированного государства: максимальное трудоустройство и почти полное отсутствие безработицы, бесплатные образование и медицина, твёрдые и низкие цены на определённые виды товаров и т. д. Однако у такого развития была и обратная сторона: техническое оснащение производства почти не улучшалось, экономика по преимуществу основывалась на ручном труде, а имеющиеся технологии быстро устаревали. И если в первые десятилетия существования восточного блока весь мир удивлялся революционным достижениям Советского Союза в отношении социальной справедливости, то в дальнейшем вскрылось тотальное отставание по части научно-технического развития.
Даже одно и то же явление у различных идеологов может иметь противоположную оценку. Уравнительную оплату труда последователь традиционного коммунизма расценивает как прогресс, а сторонник либерализма – как полный упадок. В связи с этим возникает определённая путаница в терминологии. Так, прогрессивная шкала налогообложения, при которой более богатые платят более высокие налоги, либеральными идеологами считается признаком регресса, поскольку она тормозит функционирование рыночных отношений и не позволяет владельцам производств развивать, модернизировать и улучшать свои предприятия (прогрессивная налоговая система не оставляет богатым людям излишков денег, которые можно пустить на развитие предприятия).
Критерии прогресса и регресса
Поскольку прогресс является процессом развития системы в сторону усложнения, то его характеризуют следующие признаки:
- Увеличивается количество подсистем данной системы;
- Усложняется структура системы;
- Увеличивается количество связей между её элементами;
- Увеличивается набор функций каждого отдельного элемента системы.
Для регресса характерны те же критерии, но со знаком «минус»: количество подсистем уменьшается, упрощается строение системы, уменьшается число связей между элементами и количество функций каждого элемента.
В качестве примера можно привести систему половых отношений. В большинстве средневековых обществ, в том числе в русском, женщине отводилась незначительная роль: она «предназначалась» лишь для деторождения и ведения домашнего хозяйства. По мере развития общества возможности женщин и их социальные функции увеличивались: им предоставили возможность получать образование, работать (в том числе в «традиционно мужских» специальностях), заседать в правительстве, инициировать разводы…
Благодаря этому расширилась и усложнилась структура и функциональность семьи, а также структура общества в целом. Вслед за гендерным равноправием пришло равенство представителей всех сексуальных ориентаций. Создавшаяся из-за этого сложная система семейных и половых отношений даже отпугивает некоторую часть общества своей запутанностью: например, стоит ли считать однополые союзы полноценными семьями, допускается ли однополым семьям усыновлять и удочерять детей и т. д. Произошло явное усложнение общественных отношений, а это и есть критерий прогресса.
Положительные и отрицательные последствия прогресса и регресса
Многие привыкли давать однозначную оценку поступательному и обратному развитию: прогресс – это хорошо, а регресс – это плохо. В идеале это, наверное, справедливо, но действительность вносит в эти оценки свои коррективы.
Это можно наглядно показать на примере развития животного мира. Земноводные и пресмыкающиеся далеко ушли от своих примитивных предков: они обрели конечности, развитые органы чувств, в том числе зрение, усложнили строение своих внутренних систем. Однако впоследствии уже сформированные сложные организмы столкнулись со сложностью выживания: более развитому телу требовалось больше пищи и энергии, более развитый организм чаще страдает от различных нарушений. Заболеваний и генетических отклонений и т. д.
Поэтому часть рептилий и земноводных подверглась вторичной деградации: змеи и некоторые земноводные утратили конечности, отдельные виды почти полностью лишились зрения и слуха и тому подобное. Упрощение структуры организма позволило этим видам выжить, а их более развитые сородичи вымерли.
Примерно то же можно наблюдать и в развитии общества. Либеральная демократия, безусловно, является более совершенной структурой, чем авторитарная или тоталитарная диктатура, поскольку позволяет в максимальной степени развивать возможности людей. Однако в условиях экономического кризиса, стихийных бедствий или войны наибольшую выгоду имеют те общества, которые временно перешли на жёсткие условия существования; простейшим примером может служить комендантский час.
Неоднократно положение спасали жёсткие меры – государственное вмешательство в экономику, высокое налогообложение, экономное и уравнительное расходование ресурсов, временный отказ от ряда сложных производственных отраслей и переход к более простым и дешёвым.
Прогресс и регресс общества - (от лат. progressus - движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие прогресс противоположно понятию регресс. Вера в прогресс относится к базовым ценностям индустриального общества. Прогресс непосредственно связан со свободой и может рассматриваться как ее неуклонная историческая реализация. Прогресс можно определить как поступательное развитие, при котором все изменения, в особенности же качественные, идут по восходящей линии, раскрываемой как переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. На культурно-ценностном горизонте человечества идея прогресса появилась сравнительно поздно. Античность ее не знала. Не знали ее и Средние века. По-настоящему вера в прогресс начала утверждаться в борьбе против религиозной веры за духовную эмансипацию человека. Триумф идеи прогресса, соответствующих настроений и ожиданий пришелся на XVIII в., век просвещения, разума, веры в великую освободительную миссию науки, объективно-истинного знания. Вера в прогресс становится чем-то само собой разумеющимся, а по глубине, внутренней убежденности, готовности служить, следовать и подчиняться - даже сродни вере в Бога. За прогрессом закрепляется атрибут
исторической непреложности.
Прогресс и регресс - диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причём взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс общества связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. «…Каждый прогресс в органическом развитии, - отмечал Энгельс, - является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях» .
В ХХ веке прогресс осуществлялся неоднозначно. Ощутимый удар по гарантированному прогрессу нанесла первая мировая война. Она показала
тщетность надежд на значительное совершенствование природы человека. Последующие события эту тенденцию разочарования в прогрессе только укрепили. В условиях постиндустриального общества пришло осознание того, что ни автоматизма, ни гарантированности в прогрессе самом по себе нет, что за него надо бороться. И что прогресс неоднозначен, что он несет с собой отрицательные социальные последствия. Применительно к отдельному человеку прогресс означает веру в успех, одобрение и поощрение продуктивной деятельности. Успех, личные достижения определяют социальный статус человека, его собственный прогресс. Образ жизни, ориентированный на успех, на редкость креативен и динамичен. Он позволяет человеку быть оптимистом, не падать духом в случае неудачи, стремиться к новому и неустанно творить его, легко расставаться с прошлым
и быть открытым будущему.
Прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей.
Регресс – движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.
Идея прогрессивного развития человечества появилась ещё в античности и получила наиболее полное развитие в учении французских философов-просветителей XVIII века.
В христианстве критерием прогресса выступало внутреннее совершенствование, приближение к божественному идеалу, расширение числа избранников божьих. Ряд исследователей в качестве ключевого условия прогресса рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса (Маркс, Ростоу и др.). Гегель рассматривал прогресс как саморазвитие мирового разума.
В XX веке оказалось, что прогрессивные изменения в одних областях сопровождаются регрессом в других. Стала явной противоречивость общественного прогресса.
Два подхода к критериям общественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности).
критерием прогресса признаётся становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека.
критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, в социальном самочувствии и цельности личности, степени её индивидуализации. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса.
Современное понимание прогресса отвергает идею неумолимости прогресса в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе “есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш”.
Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъёмов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Часто одним общественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим – нет.
Проблема смысла и направленности исторического прогресса заключается в создании высокотехнологичного общества, в повышении нравственности, в дальнейшем развитии науки и познании тайн Вселенной, или в создании совершенного государства, в повышении жизненного уровня людей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям для свободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей. Универсальным критерием прогресса является гуманизм.
Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей.
Общественный прогресс - движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.
Противоположное понятие - регресс - возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.
Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:
развитие производительных сил;
развитие науки и технологии;
увеличение свободы людей;
совершенствование человеческого разума;
нравственное развитие.
Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность общественного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приводить к регрессу в других.
Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.
П рогресс в обществе может осуществляться различными путями:
I .
1) революция - насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий большинство сфер жизни.
Признаки революции:
коренное изменение существующего строя;
затрагивает все сферы общественной жизни резкое;
скачкообразное изменение.
2) реформа - проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.
Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).
Признаки реформы:
плавное изменение, не затрагивающее основ;
затрагивает, как правило, только одну сферу общества.
II .
1) революция - резкие, скачкообразные, непредсказуемые изменения, ведущие к качественному преобразованию.
2) эволюция - постепенные, плавные преобразования, носящие преимущественно количественный характер.
1.17. Многовариантность развития общества
Общество - настолько сложное и многостороннее явление, что невозможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.
I. Классификация общества по основному фактору производства.
1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основной фактор производства - земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость технологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.
2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства - капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному - промышленная революция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социального статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуализация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.
3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства - знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ростом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значимость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.
Введение
Общество никогда не находится в состоянии покоя, все его элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество надо в постоянном изменении, т.е. как процесс - последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения в обществе имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е. общество развивается.
Общественное развитие многомерно. На каждом этапе возможна реализация множества путей развития, иногда возвращающих общество вспять или уводящих в сторону от основного русла.
Прогресс и регресс - (лат. progressus -- движение вперед и regressus -- возвращение) -- наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс -- тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса - движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины 19 века понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).
Целями данного реферата являются: раскрытие понятий прогресса и регресса, характеристика основных научных теорий прогресса и регресса, а также освещение специфики данных понятий в отношении различных сфер общественной жизни (политики, экономики, культуры, социума).
Теории общественного прогресса и регресса.
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до и. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был "золотой век", когда люди жили легко и беспечно, второй - "серебряный век", когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке", когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.
Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума.
Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.
Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую "информацию к размышлению" о прогрессе и регрессе в жизни общества.
В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи "конца истории", глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. в 1902 г.), который писал: "Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей".
Критерии прогресса Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.