Как армяне вдруг были объявлены "первыми" в мире принявшими христианство. В каком году армяне приняли христианство? История и современная действительность

Армянская апостольская церковь является одной из самых древних в христианстве. Когда Армения приняла христианство? По этому поводу существует несколько мнений ученых-историков. Однако все они рассматривают даты, близкие к трехсотому году нашей эры. Считается, что эту религию в Армению принесли апостолы - ученики Иисуса.

По данным переписи населения, проведенной в Армении в 2011 году, среди ее жителей христианство исповедуют около 95 %. Армянская апостольская церковь имеет свои особенности, касающиеся догматики, обрядов, отличающих ее и от византийского православия, и от римского католицизма. При богослужении применяется армянский обряд.

Подробнее об этой церкви, а также о том, когда Армения приняла христианство, будет рассказано в статье.

Истоки

Зарождение христианства в Армении происходило очень давно. Появление самых первых христиан на территории этой страны относят к первому веку новой эры. Армения стала самым первым государством во всем мире, которое официально стало христианским. Эти события тесно связаны с именами святого Григория Просветителя и царя Трдата.

Но кто принес христианство в Армению? По преданию, это были два апостола, последователи учения Иисуса - Фаддей и Варфоломей. По преданию, сначала Варфоломей проповедовал совместно с в Малой Азии. Затем он повстречался с Фаддеем в Арташат, где они и начали учить этот народ христианству. Армянская церковь почитает их в качестве своих основателей, поэтому называется «апостольской», то есть восприемницей учения апостолов. Ими в качестве первого епископа Армении был поставлен Закария, исполнявший эту обязанность с 68 по 72 год.

Иуда Фаддей

Рассматривая вопрос о том, как и когда Армения приняла христианство, кратко остановимся на сведениях о жизни Фаддея и Варфоломея. У первого из них существует еще несколько имен: Йегуда Бен-Йаков, Иуда Иаковлев, Левий. Он был братом еще одного из двенадцати апостолов - Иакова Алфеева. В Евангелии от Иоанна описана сцена, в которой во время Тайной вечери Иуда Фаддей спрашивает Христа о его будущем воскресении.

При этом, чтобы отличать его от Иуды, предавшего Учителя, он поименован как «Иуда, не Искариот». Этот апостол читал проповеди в Аравии, Палестине, Месопотамии, Сирии. После принесения религиозного учения в Армению, он погиб там смертью мученика во 2-й половине I века нашей эры. Предполагается, что его могила находится в северо-западной части Ирана, в монастыре его имени. В Соборе Святого Петра в Ватикане хранится часть мощей Иуды Фаддея.

Варфоломей Нафанаил

Так зовут апостола Варфоломея. Он был одним из первых учеников Иисуса Христа. Художественно он изображается в одежде светлых цветов, украшенной золотым рисунком. В руке он держит нож, являющийся символом его мученичества - с Варфоломея содрали кожу. Судя по всему, он являлся родственником апостола Филиппа, так как именно тот привел его к Учителю. Когда Иисус увидел Варфоломея, он сказал, что это Израильтянин, в котором отсутствует лукавство.

Предание повествует о такой истории гибели этого апостола. По навету языческих жрецов брат царя армян Астиага пленил его в городе Альбане. Затем Варфоломей был распят вниз головой. Однако и после этого он не прекратил свою проповедь. Тогда он был снят с креста, с него живого содрали кожу и обезглавили. Верующие подобрали части тела апостола, поместили их в раку из олова и похоронили в том же городе Альбане.

Из истории двух апостолов видно, что путь христиан в Армении к вере был совсем не простым.

Григорий - просветитель армян

После апостолов основная роль в распространении христианства среди армян принадлежит Григорию Просветителю, святому, который первым возглавил Армянскую церковь, став Католикосом всех армян. Житие святого Григория (в том числе и повествование об обращении в христианство Армении) описал автор IV века Агафангел. Также он составил сборник, называющийся «Книга Григориса». Он состоит из 23 проповедей, приписываемых этому святому.

Агафангел рассказывает, что отец Григория Апак был подкуплен царем персов. Он убил Хосрова, за что и он сам, и вся его семья были истреблены. Только младшего сына кормилице удалось увезти на ее родину в Турцию, в Кесарию Каппадокийскую, которая являлась центром распространения христианской религии. Там мальчика окрестили, назвав Григорием.

Повзрослев, Григорий направился в Рим, чтобы искупить вину своего отца. Там он начал служить сыну убитого царя - Тиридату. Его имя также записывается как Трдат.

Крещение царя

В рассказе о том, когда Армения приняла христианство, важная роль принадлежит этому персонажу. Взяв в качестве военной поддержки римских легионеров, Тиридат приехал в 287 году в Армению. Здесь он возвратил себе престол в качестве царя Трдата III. Первоначально он относился к одним из самых жестоких гонителей христианских верующих.

Трдат за исповедование христианства приказал заключить святого Григория в темницу, где тот томился целых 13 лет. Так случилось, что царь впал в безумие, но с помощью молитв Григория он был исцелен. После этого царь Великой Армении уверовал в Единого Бога, принял крещение и объявил христианство государственной религией. По всей Армении началось искоренение наследия дохристианской культуры.

Споры ученых

Как уже было сказано выше, среди исследователей не существует единого мнения по этому вопросу. Приведем взгляды наиболее известных из них.

  • Традиционно считается, что Армения приняла христианство в 301 году. Исходя из этого, 1700-летие этой даты было отпраздновано армянами в 2001 году.
  • В энциклопедии «Ираника» говорится о том, что в вопросе датировки присутствуют проблемы. Ранее называлась дата, соответствующая 300-му году, а исследователи, относящиеся к более поздним, стали относить данное событие к 314-315 годам. Хотя это предположение и является вполне вероятным, достаточных доказательств оно не имеет.
  • Что касается «Энциклопедии раннего христианства», то в ней в качестве даты, принятой на сегодняшний день, называется 314-й год. Эта версия поддерживается авторами «Кембриджской истории христианства».
  • Польский арменолог К. Стопка считает, что решение перейти в новую религию было принято на собрании в Вагаршапате, состоявшемся в 313 году.
  • По данным «Энциклопедии Британика», Армения, первой принявшая христианство на государственном уровне, сделала это около 300-го года.
  • Историк К. Тревер называет промежуток времени между 298-м и 301-м годом.
  • Американский историк Н. Гарсоян указывает, что, начиная со второй половины XX века, датой христианизации Армении считался 284-й год, затем ученые стали больше склоняться к 314-му. Однако более тщательные исследования, проведенные в последнее время, говорят о более поздней дате.

Как видим, дата принятия христианства Арменией на сегодняшний день окончательно не установлена, работа исследователей продолжается. Есть мнение самой Армянской церкви, которая называет 301 год.

Армянский алфавит и Библия

Принятие христианской веры явилось стимулом для появления у армян письменности. Она была необходима для того, чтобы осуществить перевод Библии и другой религиозной литературы. До этого момента христианские богослужения в Армении совершались на двух языках - сиро-арамейском и греческом. Это сильно затрудняло понимание и усвоение основ вероучения простыми людьми.

Помимо этого, был и еще один фактор. К концу IV века наблюдалось ослабление Армянского царства. Перевод Священного Писания стал необходимым, чтобы христианство смогло сохраниться в качестве господствующей религии в стране.

Во времена католикоса Саака Партева в Вагаршапате созвали церковный собор, где было принято решение о создании армянского алфавита. В результате долгих трудов архимандрит Месроп создал армянский алфавит в 405-м году. Вместе с учениками он осуществил множество переводов на армянский язык Священного Писания. Архимандрит и другие переводчики были причислены к лику святых. Ежегодно церковь отмечает день Святых Переводчиков.

Древнейший христианский храм в Армении

Одним из самых значительных религиозных и культурных центров Армении является Вагаршапат. Это город, находящийся в Армавирской области. Его основатель - царь Вагарш. Город стал духовным центром армянского народа еще с начала IV века. Главная достопримечательность здесь - это В переводе с армянского «Эчмиадзин» значит «Сошествие Единородного».

Это самый главный и один из древнейших храмов христианства, где находится престол Верхового Каталикоса. По преданию, место для его строительства было указано Григорию Просветителю самим Иисусом, откуда и взято его название.

Возведение и реставрация

Он возведен в IV-V веках, пережил массу реконструкций. Изначально в плане он представлял собой прямоугольник, а после перестройки стал собором с центральными куполами. С течением времени сооружение было дополнено такими крупными конструктивными деталями, как колокольня, ротонды, ризница, другими постройками.

Строился и перестраивался собор не одно столетие. Сначала он был деревянным, а в VII веке стал каменным. В XX веке построили новый алтарь из мрамора, им же выложили и церковный пол. Также здесь обновили и дополнили внутренние росписи.

Общепринятой исторической датой провозглашения христианства как «Государственной и единственной религии Армении» считается 301 год. Первостепенную роль в этом величайшем для армян событии сыграли святой Григорий Просветитель, ставший первым первоиерархом государственной Армянской Церкви (302—326), и царь Великой Армении святой Трдат III Великий (287—330), который до своего обращения был жесточайшим гонителем христианства.

Согласно сочинениям армянских историков V века, в 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, при совершении царём обряда жертвоприношения в капище языческой богини Анаит, Григорий, один из сподвижников царя, как христианин отказывается принести жертву идолу. Тогда же открывается, что Григорий является сыном Анака, убийцы отца Трдата царя Хосрова II. За эти «преступления» Григория заключают в Арташатскую темницу, предназначенную для смертников. В тот же год царь издаёт два указа: в первом из них повелевается арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан с конфискацией их имущества, а во втором — предавать смертной казни укрывающих христиан. Эти указы показывают, насколько опасным считалось христианство для государства.

Церковь святой Гаянэ. Вагаршапат

Церковь святой Рипсимэ. Вагаршапат

Принятие христианства Арменией теснейшим образом связывается с мученической смертью святых дев Рипсимеянок. Согласно преданию, группа девушек-христианок родом из Рима, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежала на Восток и нашла убежище неподалеку от столицы Армении Вагаршапата. Царь Трдат, очарованный красотой девы Рипсиме, пожелал взять её в жены, но встретил отчаянное сопротивление, за что приказал предать всех девушек мученической смерти. Рипсиме с 32 подругами погибли в северо-восточной части Вагаршапата, наставница дев Гаяне вместе с двумя девами — в южной части города, а одна больная дева была замучена прямо в давильне. Лишь одной из дев — Нунэ — удалось бежать в Грузию, где она продолжила проповедовать христианство и была впоследствии прославлена под именем равноапостольной святой Нино.

Казнь дев Рипсимеянок вызвала у царя сильное душевное потрясение, которое привело к тяжёлому нервному заболеванию. В V веке в народе эту болезнь называли «свиной», поэтому скульпторы и изображали Трдата со свиной головой. Сестра царя Хосровадухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключённый в темницу Григорий. Григорий, чудом оставшийся в живых, проведя в каменной яме Хор Вирапа 13 лет, был освобождён из заключения и торжественно принят в Вагаршапате. После 66-дневной молитвы и проповеди Христова учения, Григорий исцелил царя, который, придя таким образом к вере, объявил христианство религией государства.

Прежние гонения Трдата привели к фактическому уничтожению священной иерархии в Армении. Для посвящения в сан епископа Григорий Просветитель торжественно отправился в Кесарию, где был рукоположен каппадокийскими епископами во главе с Леонтием Кесарийским. Епископ Севастии Пётр совершил обряд возведения на епископский престол Григория в Армении. Церемония состоялась не в столице Вагаршапате, а в далёком Аштишате, где уже издавна находилась основанная ещё апостолами главная епископская кафедра Армении.

Царь Трдат вместе со всем двором и князьями принял крещение от Григория Просветителя и приложил все усилия для возрождения и распространения христианства в стране, причём так, чтобы язычество уже никогда не смогло вернуться. В отличие от Осроены, где царь Абгар (который, по армянскому преданию, считается армянином) первым из монархов принял христианство, сделав его лишь государевой религией, в Армении христианство стало государственной религией. И именно поэтому Армения считается первым христианским государством в мире.

Для упрочения положения христианства в Армении и окончательного отхода от язычества, Григорий Просветитель вместе с царём уничтожали языческие святилища и, во избежание их восстановления, строили на их месте христианские церкви. Начало этому было положено с возведением Эчмиадзинского собора. Согласно преданию, святому Григорию было видение: небо отверзлось, с него сошёл луч света, предшествуемый сонмом ангелов, и в луче света Христос сошёл с неба и молотом ударил по сандараметкскому подземному капищу, указывая на его разрушение и постройку на этом месте христианской церкви. Капище было разрушено и засыпано, на его месте воздвигнут храм, посвящённый Пресвятой Богородице. Так был основан духовный центр Армянской апостольской церкви — святой Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошёл Единородный».

Новообращённое армянское государство вынуждено было защищать свое вероисповедание от Римской империи. Евсевий Кесарийский свидетельствует о том, что император Максимин (305—313) объявил войну армянам, «издавна бывшим друзьями и союзниками Рима, притом христиан ревностных этот богоборец попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников — неприятелями… Сам он вместе со своими войсками терпел неудачи в войне с армянами» (IX. 8,2,4). Максимин напал на Армению в последние дни своей жизни, в 312/313 гг. За 10 лет христианство в Армении пустило такие глубокие корни, что за свою новую веру армяне подняли оружие против сильной Римской империи.

В то время Армения была феодальной страной. Главой государства был царь, который одновременно являлся владетелем центральной области Айрарат. Вассалами царя были нахарары, владевшие по наследству своими областями (гаварами) и имевшие собственную дружину и собственный трон в царском дворце в зависимости от своего могущества. Святой Григорий Просветитель организовал иерархию Армянской церкви по принципу армянской государственной административной системы. Для каждого нахарарства он рукоположил по епископу.

Эти епископы подчинялись ему как епископоначальнику Армении. Преемники Григория Просветителя, обладая статусом первоиерарха Армянской церкви, впоследствии стали именоваться католикосами. Таким образом иерархическая структура Армянской апостольской церкви организовалась самостоятельно, исходя из местных условий и независимо от тех процессов, которые имели место в церквях Римской империи, где в 325 году на Первом Вселенском Никейском Соборе утвердилась митрополитская система, а в 381 году на Втором Вселенском Константинопольском Соборе — патриаршеская.

Во времена св. Григория Христову веру приняли алванский и грузинские цари, соответственно сделав христианство государственной религией в Грузии[источник не указан 326 дней] и Албании Кавказской. Местные церкви, чья иерархия берёт начало от Армянской церкви, сохраняя с ней доктринальное и обрядовое единство, имели своих католикосов, которые признавали канонический авторитет армянского первоиерарха. Миссия Армянской церкви была направлена и на другие регионы Кавказа. Так старший сын Католикоса Вртанеса Григорис отправился с проповедью Евангелия в страну мазкутов, где позже принял мученическую смерть по приказу царя Санесана Аршакуни в 337 году.

В 354 году Католикос Нерсес созвал собор в Аштишате, который вошёл в историю как Первый Армянский Национально-церковный собор. Собор постановил организовывать в различных регионах Армении приюты для нищих, сиротские дома, больницы, лепрозории и другие благотворительные учреждения. Также на Соборе было решено основывать монастыри, в том числе и женские, и открывать в них школы. Собор запретил хоронить умерших по обычаю язычников — с плачем и воплями, разрывая на себе одежду, — поскольку христиане верят в загробную жизнь. Запрещался брак близких родственников. Рекомендовалось удаляться от пьянства, разврата, убийства, милосердно относиться к слугам, не обременять тяжелыми налогами народ и т. д.

На Аштишатском Соборе обсуждался вопрос об Арианстве. Известно, что на Первом вселенском соборе была осуждена эта ересь и утверждено вероопределение о Божественности Христа. Но, несмотря на это, спустя несколько лет в Римской империи распространились различные течения Арианства, поддерживаемые государственной властью. Среди армянских епископов также появились ариане. Аштишатский Собор ещё раз осудил Арианство и подтвердил свою приверженность Никейскому Символу Веры. Католикос Нерсес весьма успешно проводил в жизнь решения Первого Национально-церковного собора, за что впоследствии был наречён Великим.

Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него (Вавилона) народы, созовите на него царства Араратские, Мининские и Аскеназские, поставьте вождя против него, наведите коней, как страшную саранчу.

Иеремия 51, 27

Армения, Араратская страна, Дом Фогарма, Ашкеназское царство, Урарту или просто — Айастан. Высокогорная и непокоримая страна, в которой живут Армяне.
Согласно греческой мифологии армяне пришли на эту землю из Европы и были первыми ее обитателями. По грузинским преданиям Айос, первопредок армян, и по возрасту и по делам был старейшим среди братьев, каждый из которых должен был стать родоначальником одного из Кавказских народов. И самое важное упоминание об Армении мы находим в Библии. Случайно ли Спасительный Ноев Ковчег остановился на Арарате — священной горе Армян (Быт. 8,4)?
Ни в коем случае. Слова Пророка Иезекииля (Иез. 27:14; 38:6) тоже подтверждают это. Вероятно в пользу последнего говорит и тот факт, что Армяне первыми приняли христианство как государственную религию, еще в 301 году, намного раньше Греков и Римлян. Армянская Церковь именуется Апостольской: в честь апостолов Фаддея и Варфоломея, которые под водительством Святого Духа пришли в Армению проповедовать веру Иисуса. И по сей день Армянскую Апостольскую церковь возглавляет Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян, престол которого с самого начала был отдельным и самостоятельным, а Св. Эчмиадзин, духовная столица Армянского народа, является престолом Св.

Апостола Фаддея. Добавим: до VII века Католикос был верховным пастырем не только Армении, но и соседних христианских государств.
Святой Месроп Маштоц (Зб1-439гг) в 404г. от Рождества Христова создал армянский алфавит (используемый и поныне), и это была самая совершенная азбука того времени, так как она полностью соответствовала произношению. Был принят классический стиль европейской письменности — слева направо и сверху вниз. Маштоц со своими учениками перевел Библию.
Впоследствии эта рукопись стала известна миру как «Царица переводов», т.к оказалась наилучшей. Маштоц исполнил свой христианский долг, создав азбуки также для Грузин и кавказских Алланов.
Не к месту и безсмысленно пересказывать более чем 4000-летнюю историю одного из древнейших народов. Просто хотелось бы подчеркнуть полную преемственность того явления, что уже в VI веке в Земле Обетованной было 70 армянских храмов и монастырей, а чуть позже основана Армянская Патриархия (638г.). На Святой Земле Армянскую Церковь также называют Православной, так как она осталась верной учению Св. Апостолов и входит в семью Восточноправославных Церквей (Oriental Orthodox Churches). Коптская, Сирийская и Эфиопская Церкви в Св. Земле являются ее последователями.
Также целью данного сайта является краткое ознакомление читателя со святынями Армянского Иерусалима, без претензии на то, чтобы быть исчерпывающим описанием.

История принятия христианства в Армении

Духовная библиотека» Армянская Апостольская Церковь »История ААЦ

Материал об истории ААЦ взят из книги Езника Петросяна Армянская Апостольская Святая Церковь

История Армянской Апостольской Церкви от апостолов до падения Киликийского Царства.

1. Проповедь христианства в Армении в I-III веках

Сведения, относящиеся к древнейшему периоду истории Армянской Церкви, малочисленны.

Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, первые семена христианства были посеяны на земле Армении во времена апостолов. Ряд исторических свидетельств (на армянском, сирийском, греческом и латинском языках) подтверждают тот факт, что христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями Церкви в Армении и преданные мученической смерти по приказу армянского царя Санатрука.

В I веке распространению христианства в Армении способствовал ряд внешних и внутренних факторов. Так, например, в то время христианство получило широкое распространение в соседних с Арменией странах: Каппадокии, Осроене и Адиабене, торговые, политические и культурные связи с которыми создавали благоприятные условия для распространения христианства в Армении. Кроме того, в I-III веках Малая Армения политически являлась частью римской провинции Каппадокии, и вполне естественно, что христианство могло через Малую Армению распространяться в Великой Армении.

Важной предпосылкой к распространению христианства являлось существование в Армении еврейских колоний. Как известно, первые проповедники христианства обычно начинали свою деятельность в тех местах, где находились еврейские общины. Так, апостол Фаддей, прибыв в Эдессу, остановился в доме некоего вельможи еврея. Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате, Вагаршапате, Зареаване и др. Тертулиан в книге “Против иудеев”, написанной в 197 году, повествуя о народах, принявших христианство: парфянах, лидийцах, фригийцах, каппадокийцах, — упоминает и об армянах. Это свидетельство подтверждает и блаженный Августин в своем сочинении «Против манихеев».

В конце II — начале III веков христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186-196), Хосров I (196-216) и их преемники. Эти гонения описал епископ Каппадокийской Кесарии Фирмилнан (230-268) в своей книге «История гонении на Церковь». Евсевий Кесарийский упоминает о письме Дионисия, епископа Александрийского, «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан» (VI, 46. 2). Письмо датируется 251-255 гг. Оно доказывает, что в середине III века в Армении существовала организованная и признанная Вселенскою Церковью христианская община.

2. Принятие христианства Арменией

Это важнейшее в истории армянского народа событие произошло в 301 году. Первостепенную роль в принятии христианства сыграли Григорий Просветитель Армении, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302-326), и царь Армении Трдат III Великий (287-330). Согласно сочинениям армянских историков V века в 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, он совершает обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анаит.

Один из сподвижников царя, Григорий, будучи христианином, отказывается принести жертву идолу. Тогда же Трдат узнает, что Григорий является сыном Анака, убийцы отца Трдата царя Хосрова II. За эти «преступления» Григория заключают в Арташатскую темницу, предназначенную для смертников. В тот же год царь издает два указа: в первом из них повелевается арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан с конфискацией их имущества, а во втором — предавать смертной казни укрывающих христиан. Эти указы показывают, насколько опасным считалось христианство для государства.

Принятие христианства Арменией теснейшим образом связывается с мученической смертью святых дев Рипсимеянок. Согласно Преданию, группа девушек христианок родом из Рима, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежала на Восток. Посетив Иерусалим и поклонившись святым местам, девы, пройдя Эдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградных давильнях неподалеку от Вагаршапата.

Царь Трдат, очарованный красотой девы Рипсиме, пожелал взять ее в жены, но встретил отчаянное сопротивление. За неповиновение он приказал предать всех девушек мученической смерти. Рипсиме с 32 подругами погибли в северо-восточной части Вагаршапата, наставница дев Гаяне вместе с двумя девами — в южной части города, а одна больная дева была замучена прямо в давильне.

Казнь дев Рипсимеянок произошла в 300/301 году. Она вызвала у царя сильное душевное потрясение, которое привело к тяжелому нервному заболеванию. В V веке в народе эту болезнь называли «свиной», поэтому скульпторы и изображали Трдата со свинной головой. Сестра царя Хосровадухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключенный в темницу Григорий. Григорий, чудом оставшийся в живых проведя в каменной яме Хор Вирапа 13 лет, был освобожден из заключения и торжественно принят в Вагаршапате, и после 66-дневной молитвы и проповеди Христова учения, исцелил царя.

Царь Трдат вместе со всем двором принял крещение и провозгласил христианство «единственной и государственной религией» Армянского царства. И приложил все усилия для того, чтобы язычество уже никогда не смогло возродиться в стране. В отличие от Осроены, где царь Абгар (который по армянскому преданию считается армянином) первым из монархов принял христианство, сделав его государевой религией, в Армении христианство стало реально и бесповоротно государственной религией.

И именно поэтому Армения считается первым христианским государством в мире.

Новая государственная религия должна была иметь своих служителей. Но гонения Трдата привели к фактическому уничтожению священной иерархии в Армении. Для посвящения в сан епископа св. Григорий Просветитель торжественно отправился в Кесарию, где был рукоположен каппадокийскими епископами во главе с Леонтием Кесарийским. Епископ Севастии Петр совершил обряд возведения на епископский престол Григория в Армении. Церемония состоялась не в столице Вагаршапате, а в далеком Аштишате, где уже издавна находилась главная епископская кафедра Армении. По возвращении в Вагаршапат Григорий Просветитель принялся за строительство кафедрального собора.

Согласно Преданию, св. Григорию было видение: небо отверзлось, и с него сошел луч света, предшествуемый сонмом ангелов. В луче света Христос сошел с неба и молотом ударил по сандараметкскому подземному языческому капищу, символизирующему силы ада, указывая на его разрушение и постройку на этом месте христианской церкви. Капище было разрушено и засыпано царем Трдатом, и на его месте был воздвигнут храм посвященный Пресвятой Богородице, что было наглядным свидетельством победы христианства над язычеством в Армении. Так в 301 году был основан духовный центр Армянской Апостольской Церкви - святой Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошел Единородный», т.е. Иисус Христос.

Новообращенное армянское государство вынуждено было защищать свое вероисповедание от Римской империи. Евсевий Кесарийский свидетельствует о том, что император Максимин (305-313) объявил войну армянам, тем, которых «издавна бывших друзьями и союзниками Рима, притом христиан ревностных, этот богоборец попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников — неприятелями… Сам он вместе со своими войсками терпел неудачи в войне с армянами» (IX. 8,2,4). Максимин напал на Армению в последние дни своей жизни, в 312/313 гг. За 10 лет христианство в Армении пустило такие глубокие корни, что за свою новую веру армяне подняли оружие против сильной Римской империи.

В то время Армения была феодальной страной. Главой государства был царь, который одновременно являлся владетелем центрального края Айрарат. Вассалами царя были нахарары (князья, феодалы), владевшие по наследству своими краями, или гаварами, и имевшие собственную дружину и собственный трон в царском дворце в зависимости от своего могущества. Св. Григорий Просветитель организовал иерархию Армянской Церкви по принципу армянской государственной административной системы. Для каждого нахарарства он рукоположил по епископу.

Эти епископы подчинялись епископу Армении, который вскоре стал именоваться Католикосом. Таким образом, иерархическая структура Армянской Церкви организовалась самостоятельно, исходя из местных условий и независимо от тех процессов, которые имели место в Церквах Римской империи, где в 325 году на Первом Вселенском Никейском Соборе утвердилась митрополитская система, а в 381 году на Втором Вселенском Константинопольском Соборе — патриаршеская.

Вo времена св. Григория Христову веру приняли алванский и грузинские цари, соответственно сделав христианство государственной религией в Грузии и Алвании Кавказской. Местные Церкви, чья иерархия берет начало от Церкви Армянской, имели своих католикосов, но которые признавали канонический авторитет армянского первоиерарха. Миссия Армянской Церкви была направлена и на другие регионы Кавказа. Так старший сын Католикоса Вртанеса Григорис, отправился с проповедью Евангелия в страну мазкутов, где позже принял мученическую смерть по приказу царя Санесана Аршакуни в 337 году.

В 354 году Католикос Нерсес созвал Собор в Аштишате, который вошел в историю как Первый Армянский Национально-Церковный Собор. Собор постановил организовывать в различных регионах Армении приюты для нищих, сиротские дома, больницы, лепрозории и другие благотворительные учреждения. Также на Соборе было решено основывать монастыри, в том числе и женские, и открывать в них школы. Собор запретил хоронить умерших по обычаю язычников — с плачем и воплями, разрывая на себе одежду — поскольку христиане верят в загробную жизнь. Запрещался брак близких родственников. Рекомендовалось удаляться от пьянства, разврата, убийства, милосердно относиться к слугам, не обременять тяжелыми налогами народ и т.д.

На Аштишатском Соборе обсуждался вопрос об Арианстве. Известно, что на Первом Вселенском Соборе была осуждена эта ересь и утверждено вероопределение о Божественности Христа. Но, несмотря на это, спустя несколько лет в Римской империи распространились различные течения Арианства, поддерживаемые государственной властью. Среди армянских епископов также были ариане. Аштишатский Собор еще раз осудил Арианство и подтвердил свою приверженность Никейскому Символу Веры. Католикос Нерсес весьма успешно проводил в жизнь решения Первого Национально-Церковного Собора, за что впоследствии был наречен Великим.

Кто первый принял Христианство

Согласно догматам самой христианской церкви, первым народом, который принял христианство, были евреи.

Немного о религии

Как религия, оно зародилось в I веке на территории современного государства Израиль, которая в те времена являлись одной из провинций Западной Римской империи. К 4-му веку христианство распространилось на всю территорию империи, охватив собой большую часть современной Западной Европы, Средиземноморья и проникло в Закавказье. Если иметь в виду, кто принял первым христианство на уровне государственной религии, то это была Армения, где это произошло при царе Трдате III еще в 301 г. В качестве сопоставления – в Римской империи христианство получило статус государственной религии только в 382 году. Важнейшую историческую роль в принятии и распространении христианства в Армении сыграл Григорий Просветитель, который впоследствии и стал первосвященникам этой церкви – католикосом. В честь него неофициально Армянская апостольская церковь еще именуется в некоторых источниках как григорианская.

Среди всех мировых религий христианство – самое многочисленное и географически распространенное учение. Его наиболее крупными течениями являются католицизм, православие и протестантизм.

Несмотря на то, что учения Христа описаны в Новом Завете, они тесно связаны с ветхозаветными иудейскими вероучениями. Согласно Священным Писаниям, Иисус был рожден евреем, жил по еврейским законам и соблюдал все праздники. Первые последователи Христа также были евреями, проживавшими на территории Палестины и Средиземноморья (еврейская диаспора). Благодаря деятельности апостолов, особенно Петру, христианство распространилось среди других народов, поклонявшихся язычеству. Именно обширная география и культурное влияние Римской империи способствовали широкому распространению новой веры среди огромного количества разных народов, вплоть до балтов и финов. На другие континенты, Новый свет (Америку, Канаду) и Австралию, христианство «попало», благодаря миссионерам и колонизаторам.

Первое христианское государство

Несмотря на то, что первыми христианами были евреи, на территории современного Израиля учения Христа так и не получили статуса государственной религии, и более 300 лет его последователи подвергались гонениям. Первым государством, объявившим христианство своим официальным вероисповеданием, стала Великая Армения. Произошло это в 301 г. н.э. во времена правления царя Трдата Третьего Великого. Изначально Армения была языческим государством, поэтому долгое время приверженцев Христа и его проповедников подвергали гонениям. Что же послужило толчком к тому, чтобы языческий царь принял христианство? Царь изменил свое мнение о религии после того, как от серьезной болезни его вылечил Григорий Просветитель, посаженный в темницу за распространение нового учения. Именно благодаря ему, царь обрел здоровье и уверовал в Христа, создав первое в мире христианское государство, объявив христианство его официальным вероисповеданием, а Григорий Просветитель стал первым первосвященником Армянской апостольской церкви.

Первые христиане на Руси

Историки до сих пор спорят, кто «принес» христианство на русские земли? Начиная с падения Римской империи, новая религия стала распространяться по европейской территории. Особую активность учение приобрело на германских и славянских землях, а в XIII-XIV вв. – проникла на финскую и балтийскую территории.

Отвечая на вопрос «Кто принял христианство первым на русских землях?», можно упомянуть государственных деятелей того времени. Несмотря на то, что по этому вопросу до сих пор учеными ведутся споры, традиционно считается, что Древнюю Русь крестил киевский князь Владимир. Произошло это, по одним данным, в 988 году, по другим – в 990 году. Кроме этого, факт принятия христианства, чаще всего, связывают с княгиней Ольгой, которая была бабкой Владимира Святославовича и приняла новую веру в Константинополе (Византия) – колыбели православия.

Согласно западноевропейским и балтским хроникам, христианство на Руси было принято в результате неудачных военных походов на Константинополь под предводительством князей Аскольда и Дира за 100 лет до традиционной версии крещения Руси князем Владимиром (период между 842 и 867 гг.). Подтверждением чему являются записи о Русской епархии, сделанные в конце 9 века.

Княгиня Ольга – первая русская христианка

Княгиня Ольга – первая женщина, правившая Киевской Русью и принявшая христианство.

Несмотря на мать-христианку, ее сын – Святослав, так и не крестился. Священное дело княгини Ольги продолжил ее внук – киевский князь Владимир «Красное Солнышко». Именно во время его правления началась массовая христианизация населения Древней Руси, которое не всегда проходило гладко, насаждалось силой и протекало с репрессиями. Процесс «обращения в новую веру» народов, проживавших на русских землях, занял почти 9 столетий.

Уважаемые читатели, предложите свой ответ на вопрос «Кто первый принял христианство?» в комментариях внизу!

Читайте ответы на другие интересные вопросы:

  • Как понять что ты нравишься девушке?
  • Как сделать скриншот экрана на компьютере?
  • Какая сейчас луна?
  • Когда Татьянин день?
  • Откуда начинать клеить обои?
  • На главную » Духовная библиотека » Публикации » Творчество пользователей Miasin.ru

    Крещение Армении

    Владимир Акопджанов

    Год 301 — официальная дата провозглашения в Армении христианства государственной религией. Дата эта историческая, сухая и, в какой-то мере, условная. Невозможно осознанно принять веру в один день или год целому государству, народу. Принятие христианства в Армении совершалось не сразу: оно длилось не годы, но века. Вера Христова стала неотъемлемой частью армянской души и определила историческую судьбу народа. Процесс проповеди Слова Божьего имел ряд ключевых моментов, без освещения которых сути принятия христианства армянским народом не понять. Итак, обо всем по порядку.

    Согласно Св. Преданию, благовествование в Армении началось в середине первого века апостолами Фаддеем и Варфоломеем (Тадеос и Бартухимеос, по-армянски).

    Именно этот факт объясняет, что Армянская Церковь — Апостольская. К сожалению, в России ошибочно используют и другое название, возникшее в силу политических заблуждений в первой половине XIX века, — «армяно-григорианская церковь».

    Св. апостол Фаддей в 43 году принес Слово Евангелия в пределы Великой Армении, а также наконечник копья, которым пронзили распятого Господа. Многолетняя проповедь Евангелия увенчалась крещением народа и дочери царя Санатрука Сандухт. В 66 году апостол был схвачен и казнен в области Тарон*. Дело апостола продолжили принявшие у него в Армении крещение пятеро греков, предводитель которых — Хриз — был рукоположен в священники. Они основали небольшую обитель у истоков Евфрата и были известны под именем Воскянц (имя «Хриз» в переводе с греческого означает «золото» и звучит по-армянски «воски»). Воскянцы проповедовали при дворе, где сумели крестить 19 аланских** дворян из родни царицы и на какое-то время привлечь внимание царя, но, в итоге, были казнены. Новообращенные аланские дворяне, также прозванные по имени своего лидера Сукиаса, покинули двор и поселились в горах области Багреванд. Аланский царь нашел и жестоко казнил Сукиасянцев.

    Св. ап. Варфоломей в 60 году начал проповедь в земле армянской. Он основал первую женскую обитель Армении, куда отдал на хранение лик Богородицы, принесенный им с собой. Пустынь получила название Огеванк — «Духов монастырь». К моменту своей казни в 68 году апостол имел более 2000 последователей, включая царевну Вогуи и тысяцкого Теренция, посланного склонить царевну к отречению, но самого принявшего Христа.

    На культурную жизнь Армении влияли и соседи: Осроена, Каппадокия, Адиебена, где христианство получило широкое распространение. Положительную роль в распространении Евангелия играло и наличие большого количества еврейских колоний в Армении, в которых, как известно, первоначально и проповедовалось Слово Божье.

    Апостолы создали первые церковные общины, и народ начал приобщаться к истинной вере, но это было лишь приуготовление купели, а не само крещение. Первые века гонимая церковь Армении, еще не вошедшая окончательно в сердце армянского народа, вдохновлялась подвигами многих безымянных мучеников и исповедников, располагая к Господу сердце нации. Поэтому, когда в 301 году царь Трдат и св. Григорий объявили в Армении государственной религией святую веру Христову, значительная часть армян была уже подготовлена.

    История, связанная с крещением Армении, такова. Отец св. Григора князь Анак Сурен-Пахлав участвовал в покушении на царя Хосрова I. После убийства царя заговорщики пытались бежать, но были схвачены и казнены. Избежал смерти лишь малолетний Григор, который был увезен кормилицей на чужбину, где он и получил христианское воспитание. Повзрослев, св. Григор вернулся в Армению и поступил на службу к сыну Хосрова Трдату, чтобы искупить вину своего отца. В день своего воцарения Трдат узнал, что Григор не только отказался поклониться идолу, но и был сыном князя Анака. За этим последовало немедленное заточение его в тюремную яму Хор Вирап.

    По прошествии 14 лет Трдат впал в безумство в наказание за казнь дев Рипсимэ, Гаянэ и их спутниц. Эти девы бежали из языческого Рима на восток и нашли приют в Армении, где в Вагаршапате обосновали женскую обитель и посвятили свою жизнь Господу. Трдат, как-то увидев Рипсимэ, очаровался ее красотой и возжелал взять в жены. Не получив согласия, царь приговорил всех дев к жестокой казни. Провидение ли, совесть ли заставили царя жестоко, до безумия страдать. В это время сестре царя во снах постоянно виделось, что излечить Трдата может брошенный в яму и забытый св. Григор. Святого выпустили из темницы, и он, возложив руки на безумного царя, излечил его. Раскаявшийся и уверовавший во Христа Трдат объявил христианство религией Армении в 301 году.

    Св. Григор отправился в Каппадокию, где еп. Леонтий Кесарийский рукоположил его в епископы. Св. Григор возвратился на родину вместе с еп. Петром Себастским, который должен был провести церемонию возведения на престол. Этот обряд происходил не в столице, а в г. Аштишате, т.к. именно здесь со времен апостолов находилась епископская кафедра катакомбной Армянской церкви. Св. Григорий начал широкую проповедническую и организаторскую деятельность. Там, где святому явился Иисус и указал золотым молотом на место возведения св. Алтаря, воздвигли кафедральный собор св. Эчмиадзина (Эчмиадзин — по-армянски, «сошел Единородный»). Св. Григор создал систему епархий в соответствии с местными условиями до начала аналогичного процесса на территории Римской империи, что и объясняет некоторые отличия и особенности.

    На пути христианства возникла новая проблема. Урартско-армянская клинопись давно не применялась, а нового алфавита не было, и в Армении использовались греческий или сирийский алфавиты. На чужом языке можно писать законы, вести переписку, но не говорить о любви, о любви к Богу. Не всем были ясны богослужения, песни Псалмопевца, плач Иеремии, обличения Исайи и притчи Спасителя, записанные на иностранных языках, хотя отрывки и переводились устно на армянский для простого народа.

    Для принятия веры душой и разумом нации требовалось, чтобы Св.

    Писание проповедовалось на родном языке. Многие отцы армянской церкви предпринимали попытки создать алфавит. Глубоко осознавал эту проблему и архимандрит Месроп Маштоц. После долгих трудов и неустанных молитв, Божьей милостью, были даны св. Месропу в видении 36 священных знаков — 36 букв армянского алфавита. 36 ангелов с тех пор стали хранителями армянского народа, его души, его культуры. В 405 году первым предложением, переведенным на армянский, стало: «Познать мудрость и наставление, понять изречение разума». Царь Врамшапух и католикос св. Саак приложили все усилия, чтобы укрепить полученный Божий дар в Армении. Открывались школы, лучших учеников направляли в Византию, Афины, Александрию — так начинался Золотой век армянской культуры. Кстати, в армянском языке нет слова Библия, но Аствацашунч — Богодухновенная.

    Армении, воспринятой от вод купели, предстояло доказать свою верность Господу. В V веке земля армянская находилась под властью персов. Властолюбивый персидский царь Иезигерд II решил обратить армян в свою религию, в маздеизм, и приказал, «чтобы никто не смел называть себя христианином, в противном случае будет судим мечом и огнем». Армяне просили помощи у единоверцев греков — напрасно. Византия в пылу философских споров не протянула руки помощи, но обещала персам не давать армянам ни оружия, ни войск. Ряд знатных армянских князей после подарков и угроз Иезигерда перешел в стан противника. Царя у армян не было, друзей, как оказалось, тоже. Но была вера, и земля армянская свидетельствовала перед небесами и народами о ней. Соборный ответ персам был однозначен: нельзя армянину сменить веру, ибо, как кожа, прилегает она к телу. «Ни ангелы, ни люди, ни меч, ни огонь» не способны были заставить армянина отречься от Христа. Князь Вардан Мамиконян возглавил народ для защиты веры. В 451 году на Аварайском поле сошлись две армии. Хотя войско персов превосходило армянское и к нему присоединились ренегаты, сломить веру не удалось. Пал Вардан, казнили патриарха-католикоса Овсепа, пали от огня и пыток тысячи воинов, пахарей, священников, но вера осталась. После 30-летней войны отказался Иезигерд от своего плана, не под силу он ему оказался.

    Подобно книгам Маккавейским, признаваемым христианами второканоническими, есть у армян Золотая книга, где летописец Эгише поведал об Аварайской битве, о крепости духа и о силе веры, о том, что армяне называют одним словом — Вардананк.

    В завершение рассказа о крещении Армении хочется подчеркнуть, что, только соединив проповедь св. апостолов с делом св. Григора, с алфавитом св. Маштоца и Вардананком, можно понять, что есть крещение Армении и христианство для армянина. Истинное, осознанное, водой и Духом крещение, происходящее не в один день или год, но порождающее веру раз и до скончания веков.

    Храни, Господи, незыблемым созданный Тобой престол Эчмиадзинский.

    ———————————————————————————

    * Наконечник копья, принесенного св. ап. Фаддем, так же, как и мощи апостола, хранятся в св. Эчмиадзине. Копьем Католикос Всех Армян освящает Св. Миро (особенным образом приготовленный состав из благовонных веществ и елея) во время мироварения.

    ** Аланы — ираноязычные племена сарматского происхождения. С I века жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по-русски, ясы) — предки осетин.

    Христианство было принято в Армении в 301 году. Важную роль в этом сыграли Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (330-326), и царь Трдат III Великий (287-330), который до своего обращения считался жестоким гонителем христианства.

    Согласно трудам армянских историков V века в 287 г. царь Трдат III прибывает в Армению с целью вернуть престол своего отца. В поместье Ериза, он совершает обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анаит. Один из сподвижников царя, Григорий, как христианин отказывается приносить жертву идолу. Трдат также узнает, что Григорий является сыном человека, убившего его отца царя Хосрова II. Григория заключают в Арташатскую темницу, которая была предназначена для смертников. Позднее Трдат издает несколько указов: предавать смертной казни укрывающихся христиан и арестовывать всех христиан, находящихся на территории государства, конфискуя их имущество.

    Принятие христианства в Армении связано со смертью святых дев Рипсимеянок. По преданию, девушки христианки родом из Рима, пытаясь скрыться от преследований императора Диоклетиана, бежали на Восток. Они нашли убежище недалеко от Вагаршапата, столицы Армении. Царь Трдат, плененный красотой девы Рипсиме, хотел взять ее в жены, но, встретив сопротивление с ее стороны, приказал всех девушек Рипсимеянок предать мученич еской смерти.

    Все девушки погибли. Однако, одной из них - Нунэ все же удалось бежать в Грузию, на территории которой она продолжила проповедовать христианство. За свои заслуги дева впоследствии была прославлена как святая Нино.

    Казнь великомучениц Рипсимиянок вызвала сильное нервное потрясение у царя, что стало причиной его тяжелой болезни. Сестра Трдата неоднократно видела во сне, что ее брата исцеляет Григорий, который на тот момент был заключен в темницу. По этой причине Григорий был освобожден из заточения и сразу же предал земле мощи дев Рипсимиянок. А после 66-дневной проповеди христианства, он излечил царя.

    Исцелившись, царь Трдат принял крещение от Григория и провозгласил христианство официальной религией государства. Он приложил все усилия для того, чтобы возродить и распространить христианство в Армении. А чтобы упрочнить положение христианства и окончательно отойти от язычества, царь вместе с Григорием Просветителем уничтожали языческие святилища, а на их месте возводили христианские церкви.

    В 345 году в Аштишате был созван Первый Армянский Национально-Церковный Собор, на котором было решено создавать в разных регионах страны сиротские дома, приюты для нищих, лепрозории, а также основывать монастыри и открывать при них школы. Собор также ввел запрет на захоронение умерших по обычаю язычников, так как христиане верят в жизнь после смерти.

    Армяне были обращены в христианство благодаря деятельности Григория I Просветителя (по-армянски - Григор Лусаворич, впоследствии был причислен к лику святых) в 301, и Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.
    Хотя Армянская Апостольская церковь изначально была самостоятельной, она поддерживала связи с другими христианскими церквами вплоть до Халкидонского (451г.) и Константинопольского (553г.) Вселенских соборов, а затем сохранила тесные связи только с Коптской (Египет), Эфиопской и Яковитской (Сирия) церквами.

    Армянскую Апостольскую церковь возглавляет Католикос всех армян, резиденция которого с 1441 находится в Эчмиадзине. Каталикосат всех армян включает четыре патриархии (Эчмиадзинскую; Киликийскую, с 1293 по 1930 с резиденцией в городе Сис, совр. Козан, в Турции, а с 1930 - в Антилиасе, Ливан; Иерусалимскую, основанную в 1311; Константинопольскую, основанную в 16 в.) и 36 епархий (8 - в Армении, 1 - в Нагорном Карабахе, остальные - в тех странах мира, где имеются армянские общины).

    С 12 в. небольшая часть армян стала признавать верховенство Римской католической церкви и папы Римского. Поддерживаемые доминиканскими миссионерами Ордена Иисуса (иезуитов), они объединились в Армянскую католическую церковь с патриаршей резиденцией в Бейруте (Ливан).
    Распространению протестантизма среди армян способствовали американские миссионеры-конгрегационалисты, прибывшие из Бостона в 1830. С тех пор существует много армянских протестантских конгрегаций.

    В настоящее время, помимо Армянской Апостольской церкви, в Армении действуют Армянская католическая церковь, Армянская евангелическая церковь, синагога, а также церкви и молельные дома различных религиозных меньшинств.

    Является одной из древнейших христианских Церквей. Христианство появилось в Армении во II-III в., став в начале IV в. (301 г.) государственной религией.

    По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв. Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.

    Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) - по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской v армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией.

    Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос.

    До середины V в. Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Однако, стремясь упрочить свою независимость от Византии и не признав решений IV (Халкидонского) Вселенского Собора (451 г.), Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церкви.

    Таким образом, Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семье так называемых нехалкидонских Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую, Эфиопскую и Маланкарскую (Индия) Церкви.

    Географически Армянская Апостольская Церковь распространена по всему миру, но едина в своих вероучительных установках. Под влиянием политических и экономических факторов часть армянского населения начиная с IX века была вынуждена периодически покидать страну и искать убежища в зарубежных странах. Таким образом, вследствие исторических условий в Армянской Апостольской Церкви образовались Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), который в настоящее время находится в Антилии (Ливан). Эти три архиерейские кафедры в «духовном отношении» находятся в юрисдикции Престола Церкви-Матери Эчмиадзина, но пользуются внутренней административной автономией.

    В юрисдикции Иерусалимского Патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции Константинопольского Патриархата v приходы Турции и острова Крит; в Католикосат Великого Дома Киликии входят епархии Ливана, Сирии и Кипра.

    Помимо своих канонических территорий, каждая кафедра имеет свои приходы и церковно-административные структуры и в других местах проживания армянской диаспоры (в т. ч. в Западной Европе, Северной и Южной Америке и др.)

    Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время - Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он v верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.

    Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин v Католикосат всех армян, основанный в 301 году. Здесь же с VII в.- существуют два монастыря v Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ, являющиеся классическими памятниками армянской архитектуры. В Эчмиадзине также располагаются Духовная академия и семинария. В прошлом в Духовной академии обучался ряд выдающихся деятелей армянской культуры. В настоящее время в академии и семинарии обучаются около 100 студентов, в том числе из-за рубежа. По окончании обучения они могут стать либо «белым» духовенством, либо принять монашество. Помимо теологических предметов они подробно изучают арменологию, иностранные языки и получают всестороннее общее образование. Студентам, которые после окончания семинарии проявили желание и способность к дальнейшему обучению, предоставляется возможность продолжать теологическую подготовку в некоторых известных высших учебных заведениях в Европе и США.

    Армянская Апостольская Церковь издает журнал «Эчмиадзин». Он был учрежден в 1945 г. Как продолжение журнала «Арарат», прекратившего свое существование в 1919 г., «Эчмиадзин» является официальным ежемесячником. Он играет главную роль в координации деятельности Армянской Церкви в различных ее епархиях. Церковь издает также богослужебные книги, духовно-нравственную и историко-церковную литературу. Ведет эту работу специально созданный издательский отдел.

    На территории бывшего СССР имеется 11 епископов и 120 священников Армянской Апостольской Церкви, действуют 62 ее общины. Большая часть их (37 общин) находится в Армении. Остальные v в России и Грузии. 6 епархий Армянской Апостольской Церкви v Араратская, Ширакская, Гугарская и Сюминская v находятся на территории Армении и 3 епархии v Ново-Нахичеванская и Российская, Грузинская и Арцахская v за ее пределами. Из-за массовых выездов армянского населения из Азербайджана прекратила свою деятельность Бакинская епархия.

    Армянская Церковь принимает активное участие в международном экуменическом движении, вносит вклад в движение за мир и а решение других современных проблем. Проводит благотворительную деятельность, оказывает помощь пострадавшим в районах бедствий, детским домам, престарелым людям, инвалидам и беженцам.