Нарушение дисциплины учащимися. Работа с недисциплинированными учащимися

Одной из педагогических ситуаций является нарушение дисциплины учащимися. Педагоги предъявляют требования к поведению учеников ,которые последние должны выполнять. Однако, часто этого не происходит. И мы имеем факт проявления негативного отношенияученика к учителю ,которое проявляется в форме конфликтного поведения.

Как же грамотно разрешить подобную ?

3.Определить стратегию действий педагога , с целью постепенно снизить количество подобных проступков этого ученика в дальнейшем.

Какие же могут быть мотивы конфликтного поведения ученика ?

Нарушающий дисциплину, понимает, что его поведение неправильное. Но чаще всего, он не в состоянии осознать мотивы (причины и цели) своего поведения в данной ситуации. Ситуациинарушения дисциплины учащимися могут быть аналогичными. Но мотивы действий учеников всегда индивидуальны.

Педагог должен понять мотивы плохих поступков и эффективно взаимодействовать с учащимися . Тогда будет постепенно уменьшаться количество проявлений проблемного поведения . Правильная стратегия заключается в создании условий, в которых ученики смогут самостоятельно принять решение изменить свое поведение. Такой выбор ученик может сделать, если в процессе взаимодействия педагог поймет скрытые мотивы его неправильного поведения. Задачей педагога является помочь ученику почувствовать себя полноправным членом большого школьного коллектива.

Чтобы выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с каждым проблемным учеником , необходим анализ ситуации педагогом . Конечно, это требует затрат времени и сил. Но эти затраты принесут позитивный результат. Так как создается более комфортная ситуация успеха и согласованных действий участников учебного процесса.

Мотивы проблемного поведения учащихся.

I.Ученики часто ищут внимания к себе, которого им не хватает в повседневной жизни. Для этого они разыгрывают настоящие мини-спектакли, выступая в роли артистов. Они активно провоцируют учителя, одноклассников, или действуют пассивно, например, нарочито медленно выполняют требования педагога .Таким ученикам просто нужна аудитория. Они просто не знают, как можно позитивно общаться.

Задача учителя -в дальнейшем уделить такому ученику больше внимания.

А в момент конфликта :

1.Не реагировать на «выходки» ученика .

2.Установите с ним зрительный контакт. Ваш взгляд станет для ученика сигналом, что он ведет себя неправильно. И это нужно прекратить.

3. Можно встать возле него, Не говоря ничего,и не глядя на него.

4.Вставляя в контекст урока имя этого ученика, дать ему понять, ч то он ведет себя неправильно.

5.Без лишних слов, положить перед ним на парту записку,написав вежливую просьбу прекратить неправильное поведение.

6.Используйте прием «разрешающего поведения». Его суть в том, что запретные действия ученик разрешаются, но только в заранее оговоренных рамках: не хочешь сидеть, постой, хочешь говорить плохие слова, говори, но только в течение указанного отрезка времени и т.д. Но этот прием эффективен лишь с случаях, когда ученик своим поведением добивается внимания.

7.Не используя резкие окрики,спокойно объясните ученику , почему этого не нужно делать.

8.Используйте прием неожиданности:

Юмор (смех разрядит ситуацию)

Со словами: «Скажите мне, когда вы будете готовы продолжить»,остановите на время ход урока

9.Используйте прием отвлечения внимания:

Задавайте вопросы, отвлекающие внимание, спрашивая мнение учеников по какому-то поводу

Попросите о помощи (собрать тетради, принести журнал. мел и т. д.);

Измените вид деятельность учащихся , дав другое задание).

10.Поменяйте учеников местами. Например, сев на заднюю парту и лишившись зрителей, ученик может успокоиться.

II. Часто мотивом плохого поведения ученика является стремление завоевать роль лидера и утвердить свою власть над кем-то, чтобы манипулировать другими людьми . Такие ученики демонстративно и систематически бросают вызов педагогу. Например, делают назло, произносят бранные слова, демонстративно делают то, что нельзя или не делают то, что обязаны. Эти действия рассчитаны на публичность, при всем классе. Поэтому положение педагога становится сложным.

Некоторые ученики оказывают пассивное сопротивление. Они на словах соглашаются с учителем, но поступают наоборот и не подчиняются требованиям.

Задача педагога заключается в том, что нужно, не подавляя позитивных качеств личности такого ученика , стремящегося к лидерству, научить его строить правильные взаимоотношения с людьми.

Если ученик проявляет мстительное и властное поведение, можно использовать следующие приемы поддержки учеников :

1. Принять ученика . должен принимать его, несмотря на все его недостатки, глупые и неправильные проступки. Это даст возможность ученику сохранить самоуважение и изменить поведение в лучшую сторону.

2.Проявлять искреннее внимание (приветствие, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби).

3.Проявлять уважение. Признание нужно каждому человеку. Если педагог покажет ученикам , что он их уважает, что их дела очень значимы для школы или класса,он и будут учиться строить правильные взаимоотношения с людьми. Но похвала должна быть правильной и касаться продукта труда и поведения, а не самого ученика . Тогда ученик не зазнается.

4.Высказывать одобрение. Если педагог говорит ученикам , как ему нравятся их положительные черты характера, попытки что-то делать, их увлечения и достижения, ученики хорошо относятся к себе и к учителю .

5.Дарить теплые чувства. Если учитель умеет создать теплую эмоциональную атмосферу, ученики отвечают ему взаимностью. И вопрос о дисциплине в классе не будет стоять.

III. Другие ученики неосознанно или сознательно руководствуются стремлением к мести. Одни активно нарушают требования педагога , хамят, обижают других ученико в и т.д. Своими поступками они провоцируют учителя . Другие пассивны, открыто не нарушают требованияучителя . Но они недружелюбны, не идут на контакт, демонстративно не общаются с учителем и не подчиняются ему, будто стремясь нанести обиду педагогу .

Задача учителя в дальнейшем - направить отрицательную энергию такого ученика в позитивное, созидательное русло, стать его партнером,установив с ним контакт.

А в момент конфликта:

а. Нужно найти дипломатический ход, который даст возможность всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать развития конфликта.

Б. Лучше признать позицию ученика . Ведь чем сильнее учитель будет давить на него, тем сильнее нарушитель будет сопротивляться. Если сказать ученик у: «Я поняла, что ты не будешь выполнять это задание», ему нечего возразить, ведь в этих словах нет команды, ни наставления. Урок продолжится, а ученик присоединится ко всему классу.

3.Нужно убрать зрителей. Ведь конфронтация усилится при зрителях. Отложите обсуждение конфликта на другое время, например, до перемены. Ученик останется без зрителей и потеряет интерес к конфронтации.

4.Попробуйте перенести обсуждение конфликтного вопроса на другое время, сказав: «Я не хотела бы обсуждать этот вопрос сейчас», «Может быть, ты прав. Давай поговорим об этом потом».

5.Можно назначить время для обсуждения конфликтного вопроса, сказав; «Я согласна с тобой обсудить этот вопрос. Тебе подойдет время после 5-го урока?» И продолжайте урок в спокойном тоне.

6.Попробуйте озадачить ученика , сказав:» Может быть, ты прав… Но сейчас мы лучше продолжим урок», «Я подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме урока…»

7.Используйте прием временной изоляции ученика. Но помните, что нельзя удалять детей в коридор или в *никуда*.

Можно удалить (но это на крайний случай):

В пределах классного кабинета на отдельную парту или стул)

В другой класс или помещение (по договоренности с другим педагогом, психологом, социальным педагогом и т.д.) При этом,ставьте его перед выбором:»Ты можешь выбрать,что тебе больше нравится -сидеть в классе и работать с нами или пойти в кабинет к завучу.

8.Можно установить для каждого конкретного нарушения поведения, сказав: «Если ты сделаешь это…, то… (конкретное последствие)».

При этом важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены именно в школе, а не дома. Санкции должны быть адекватны проступку и логически связаны с нарушением (если сломал, то почини, если намусорил, то убери, если испачкал,то вымой, если оскорбил,то извинись). Адекватность санкций не унижает гордости ученика , но служит уроком.

Применять лучше именно санкции , а не наказания .

Санкции и наказания внешне похожи. Однако, часто бывает несправедливо, если оно неадекватно проступку. Поэтому наказания не конструктивны. Они порождают ненависть и делают сотрудничество и партнерство невозможными.

Какие можно применить санкции :

Лишить ученика какого-то свободного времени (на перемене, после урока)

Лишить права пользоваться спортивным снарядом, техникой т.п.

Лишить права доступа в определенные помещения школы

Обязать возместить убытки

Обязать встретиться с администрацией школы

Беседа с родителями.

IV. Другие учащиеся настолько не уверены в себе, что стараются не делать вообще ничего, чтобы не иметь негативный результат. Такие ученики «заболевают» в день контрольных и зачетов, уходят с урока, где они могут получить плохие отметки, под надуманным предлогом.

Задача учителя - помочь такому ученику поверить в себя, уважать себя. Но педагог должен создать для этого условия (ситуацию успеха).

Меры педагогического воздействия при проявлениях проблемного поведения учащихся, которые избегают деятельности по причине неуверенности:

Изменить методы объяснения учебного материала. Материал для этих учеников нужно сделать необходимо делать более привлекательным, понятным. Нужно объяснять его неоднократно. Для них нужно готовить специальные задания и специальные формы работы (например, работу в парах)

Создавать ситуацию успеха. При этом, постоянно подбадривать:» Ты сможешь, у тебя получится!»

Формирование отношения к ошибкам как к нормальному явлению;

Формировать веру в успех. Педагог должен проявлять внимание к любым улучшениям и раскрывать сильные стороны ученика

Оказывать индивидуальную помощь ученику

Чтобы решить все вышеназванные задачи, учитель должен и сам проанализировать свои плюсы и минусы в данных педагогических ситуациях .

Главное, что нужно решить учителю : что же мешает ему наладить партнерские отношения с данным учеником ?

План действий учителя.

Нужно решить пять задач:

1.Понять мотивы неправильного поведения

2.Выбрать методы для прекращения конфликта

3.Создать тактику поддержки ученика

4.Совместное решение проблемы с родителями и педагогами .

При этом педагог решает последовательно 5 задач, делает 5 шагов.

Для решения этих 5 задач, педагогу нужно:

1.Быть объективным, не добавляя эмоциональной составляющей, в оценке проступка ученика .

2.При возникновении подобной педагогической ситуации , в процессе обсуждения ее с учеником, коллегами, родителями нужно делать акцент не на личность ученика , а на данный неправильный поступок. При этом, не нужно обобщать, преувеличивать, вспоминать прошлое и прогнозировать будущее. Говорить нужно твердо, но в доброжелательном тоне.

2.Стремиться понять мотивы проблемного поведения ученика

3. Внутренне твердо верить, что этот ученик может измениться к лучшему. И эту веру внушить ученику, чтобы повысить его самоуважение.

4.Держать под контролем негативные эмоции. Так ка гнев — плохой советчик. Это — именно то, чего хочет добиться ученик , действующий назло педагогу .

5.Напряженность ситуации нужно стремиться разрядить, а не нагнетать повышением голоса, критикой,сарказмом, втягиванием других людей в данный конфликт и другими неправильными с точки зрения психологии приемами,которые лишь усилят конфликт.Они не способствуют формированию уважительных отношений педагога и ученика .

6.Не нужно начинать «разборки» во время конфликта или сразу после него. Лучше,например, оставить ученика после уроков, когда эмоции улягутся, и учитель сможет быть объективным.

7. Не доводите конфликт до высшей точки кипения. Если это в данной ситуации возможно, не настаивайте на немедленном и точном выполнении ваших требований. Позвольте ученику «сохранить лицо» и выполнить ваши требования, хоть и с оговорками, не сразу и т.п.

8.Демонстрируйте ученикам доброжелательность, готовность к сотрудничеству. Не нужно уподобляться мстительному, агрессивному ученику . Потому что в противном случае, ученик будет считать, что это дает ему право вести себя подобным образом.

Подключение родителей и коллег-педагогов к борьбе за дисциплину.

Общие цели и совместная партнерская стратегия педагогов и родителей позволит получить хорошие результаты в учебе.

Нужно наладить отношения с родителями проблемных учеников .

Это можно сделать, используя правила:

1.Нужно рассказывать родителям о плохом поведении их ребенка только конкретно и объективно.

2.Не нужно обрушиваться на родителей и рассказывать сразу обо всех проступках ученика. Лучше назвать 2-3. Иначе родители ли опустят руки, или будут бить своего ребенка от бессилия и злобы.

3.Не нужно пытаться запугивать родителей. Нужно просто проанализировать даннуюпедагогическую ситуацию (получил двойку, поссорился с одноклассником, не выполнил домашнее задание, нарушил дисциплину.) Не нужно говорить родителям о том, что может произойти за эти нарушения.

4.Но позитивные предсказания конструктивны. Нужно акцентировать на положительных качествахученика , отметить его малейшие успехи в чем-то, выразить уверенность в будущем успехе,еслиродителями будет оказана помощь своему ребенку.

Нужно помнить, что родители — обычные люди. Педагог не должен обижаться на них,если они что-то не понимают или не умеют. Часто педагоги требуют от родителей то, что является — проблемой учителей , а не родителей (к примеру, негативное отношения ребенка к какому-то предмету, грубое общение с конкретными учителями или учениками ).

Практически в каждом классе найдется такой ученик, который отличается от других как своими школьными способностями, так и поведением. Так, ни одно собрание не обходится без обсуждения следующей актуальной проблемы — плохое поведение ученика. Явление весьма распространенное и требует обязательного участия всех сторон, родителей, ученика и учителя, с целью разработки оптимальной стратегии, к примеру, беседа с учеником о плохом поведении.

Существуют некоторые причины, которые провоцируют плохое поведение ученика на уроке или в школе в целом. Так, основные причины упираются в: избалованность ребенка, социальную и психологическую атмосферу (в которой воспитывается ребенок), неблагоприятные ситуации в семье, а также определенные мотивы. Последние, в свою очередь, обусловлены тем, что ученик: стремится привлечь внимание, показать свою власть над остальными учениками, избежать возможных неудач. Каждый из этих мотивов воспринимается окружающими (родителями, учениками и учителями) как пример плохого и неадекватного поведения.

В целом, при плохом поведении ученика, у учителя формируется определенная реакция, поэтому он воспринимает это как нарушение дисциплины и реагирует соответственно. При этом, учитель может повысить голос на ученика, оставляя последнее слово за собой, или обращается к нему с сарказмом, что воспринимается другими учениками в классе иронически. Нередко поведение «виновника» сравнивают с другими учениками, втягивают в конфликт других лиц, например, родителей, завуча или даже директора.

Чтобы привлечь свое внимание, ученик начинает бить карандашом по столу, входит в класс не со звонком, может отвлечь учителя вопросом, который не относится к теме урока. С целью показать свою власть над другими учениками или даже над учителем, ученик с плохим поведением начинает задевать окружающих, бросает им вызов, не считается зачастую с требованиями учителя. Подобные действия вызывают у окружающих соответствующую реакцию, которая в большинстве случаях характеризуется агрессией, непониманием, вспышкой гнева, пререканиями, ругательством, криками и прочими.

Тем не менее, признано, что такая реакция не считается уместной, поскольку тем самым учитель либо ученики самоутверждают плохое поведение. Мнения специалистов сводятся к тому, чтобы разрабатывались определенные стратегии, направленные на понимание и компромисс. Так, плохое поведение ученика в школе подвергается контролю, если проводить с ним откровенные беседы на темы, позволяющие ученику раскрыться, объяснить причину подобного поведения. Нередко приходится использовать кардинально противоположные действия, игнорирующие присутствие ученика в классе, а также его действия.

В зависимости от ситуации, характера ученика, цели его поведения, может иметь успех та или иная стратегия. В целом, такие действия учителя, как выкрикивание, ругательства, принижение при других учениках, споры, издевательство и прочие не способствуют улучшению поведения. Наоборот, подобная реакция учителя является, своего рода, стимулом для того, чтобы ученик и в дальнейшем вел себя таким же образом.

Характеристика, ученика класса МАОУ «СОШ № », . . г.р. поступил в школу. .20 г., обучается по программе «Перспектива». До поступления в школу посещал «Школу развития личности». проживает в полной, благополучной семье. Мать работает воспитателем в детском саду, старается быть в курсе всех школьных дел сына, постоянно приходит в школу. Домашние задания чаще бывают выполнены частично, под контролем мамы. Домашнее задание в дневник сам не записывает, мама пользуется услугой «Электронный дневник». Задания по русскому языку сводятся к списыванию текста, грамматические задания не выполняет. характеризуется поведением, которое не соответствует возрастным нормам и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. На уроках не работает устно, письменные задания не выполняет.

О неадекватном поведении ученика на уроке физкультуры.

Привлечь к труду после уроков хулигана нельзя, пожаловаться некому (позиция администрации — это ваши проблемы как учителя, что в институте педагогику с психологией не проходили? Позиция многих родителей — мой ребенок вам нагрубил, значит, вы сами это заслужили). Опытные коллеги призывают «не принимать близко к сердцу» выходки ученика (собственно, с ним не жить, детей не крестить), игнорировать (какое дело, что ученик играет в телефон), относиться с юмором (очень смешно, когда пятиклассники на уроке высмеивают портреты историков, висящие в кабинете) или «ставить проказников на место» (разными способами, тут кто на что горазд – от высмеивания ученика, до того, чтобы воспользоваться камерой наблюдения или силой коллективного мнения).

Докладная записка о безобразном поведении ученика

Возможно, вам также пригодятся образцы докладных записок, написанных по другим поводам:

  • Об оскорблении на рабочем месте – образец;
  • О невыполнении трудовых обязанностей – образец;
  • Об отсутствии на рабочем месте – образец;
  • О нарушении трудовой дисциплины - образец.

Документ адресуется директору школы или завучу, их точную должность и ФИО следует указать в правом верхнем углу, ниже пишется ФИО и должность того лица, от которого пишется докладная записка. Далее в краткой форме излагается, в чем именно заключается хамское поведение ученика. Это может быть несоблюдение дисциплины на уроках, срыв уроков, оскорбление учителей и учеников, Следует подробно описать поведение ученика и предложить пути решения проблемы.


В качестве примера предлагаем скачать образец докладной записки на ученика внизу статьи.

Докладная записка на ученика за хамское поведение

Образец докладной на ученика о плохом поведении Образец характеристики предназначен для классных руководителей. Характеристика ученика состоящего на внутришкольном учете; 2 класс. В характеристике указаны трудности в обучении и поведении ребенка.


Ученики употребляют ненормативную лексику постоянно и не Но сейчас уже и поведение не такое ужасное, дети адаптировались к. Докладная на ученика, образец которой практически нереально найти в папке с шаблонами у школьного секретаря, на самом деле может быть написана в произвольной форме, но есть общие правила, такие, как написание заголовка документа или место написания даты и подписи. Где ознакомиться с образцом докладной записки на сотрудника.
Докладная записка о хамском поведении работника, как и любая. На моего ребенка ученика четвертого класса была написана докладная по проишествию (нарушение норм поведения -глупая шутка-разделся при.

Как написать докладную записку на ученика

Записки Если ученик плохо себя ведет, оскорбляет учителей, срывает уроки, нарушает дисциплину, мешает заниматься другим ученикам, то учитель этого ученика (классный руководитель) может написать руководству учебного заведения докладную записку. В данной статье предлагаем скачать образец докладной записки на ученика за хамское поведение. Докладная записка – это, как правило, крайняя мера. Когда беседы учителя с учеником не помогают, вызовы родителей в школу также не меняет поведения ученика, учитель может направить вышестоящему руководству докладную записку, в которой описывается хамское поведение учащегося и высказывается просьба принять меры по улучшению поведения школьника.
Докладная записка может быть направлена директору школы, завучу.

Характеристика ученика с неадекватным поведением

Внимание

Ребнку требуется больше помощи и внимания педагога для обучения, контроля и воспитания, чем это может дать учитель в общеобразовательном классе. Вторая характеристика имя поступила в МОУ Средняя общеобразовательная школа. До этого жила у бабушки и училась в сельской школе в.


Из характеристики 1 класса девочка своенравна, капризна, не всегда занимается в полную силу. За время обучения показала средние способности. Труднее девочке даются математика, английский язык. Особая сложность возникает с задачами. Техника чтения выше нормы.
На уроках труда и рисования несдержанна. Если что то в своей работе не понравилось, девочка е может выбросить и не доделать. На занятия физической культуры всегда опаздывает, так как одевается со звонком, не реагируя перед этим на предупреждение учителя об опоздании. На уроках бывает невнимательна.

Неадекватный ученик в начальной школе

Определенное поведение в определенных обстоятельствах. Это любая ситуация, которая повторяется регулярно. Один из учеников никогда не поднимет руку на уроке истории и не ответит, пока его не спросят. Другой ученик будет хамить учителю математики и вежлив со всеми остальными.

Инфо

И так постоянно. Вот тут стоит задуматься педагогу, как изменить, прежде всего, свое поведение, чтобы научиться взаимодействовать с учениками, а те, в свою очередь, ощутили выбор, как им себя вести дальше. Учителю же стоит задуматься и над тем, как сделать так, чтобы ученики захотели изменить свое поведение. 2 закон Цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к обществу, в данном случае к школьной жизни. То есть это – потребность в своей важности и значимости, чтобы занять свое место в школьном коллективе.

Докладная записка

По своему отсутствию пояснила, что была вызвана в школу классной руководительницей своего сына Ивана в связи с произошедшей дракой. Важно Аналитическая часть Смирнова Алевтина Николаевна на нашем предприятии работает более 1. По ситуации с прогулом готова предоставить контакты учителя, который подтвердит факт вызова Смирновой в школу.

Отсутствие технического работника в период с 1. Провести беседу о недопустимости таких ситуаций впредь. Образец докладной на ученика о плохом поведении Внимание Может заниматься посторонними делами и на замечания учителя не реагирует, или замечание вызывает агрессию. Если имя что то не понравилось или непонятно, она может устроить истерику кричать, топать ногами, бросать учебные предметы, визжать.

Замечания со стороны педагогов никакого влияния на не не оказывают, пока она сама не успокоится. Часто требует к себе особого внимания.

/. Профессиональные намерения учащегося

1. Что собирается делать после окончания IX класса:

а) учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать полное на­
звание учебного заведения);

б) работать (записать полное название предприятия, цеха,

отдела, специальности).

2. Что знает о содержании избираемой профессии, об усло­
виях учебы, работы?

3. Знает ли о требованиях избираемой профессий к чело­
веку?

4. Что советуют делать родители после окончания IX класса?

Согласен ли учащийся с их мнением?

//. Интересы

1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «не­любимые» предметы)?


2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чте-
\ ние специальной литературы, беседы о профессии со специа-
\листом, посещение учебных заведений)?

3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных инте-
щ есов и интересов к профессиональной деятельности? В чем
ёто заключается?

III. Склонности

1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятель­
ности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («про­
ба сил»)?

3. Как развивает склонности, связанные с выбором про­
фессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к
какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заклю­
чается?

IV. Способности

1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной

деятельности)?

2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности,
необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает способности, связанные с выбором профес­
сии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подго­
товку, углубляет знания о профессии)?

4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями
учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?

5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его
способностях? Согласен ли он с их мнением?

6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родите­
ли помощь в развитии способностей?



V. Личные качества

1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее
ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для
успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает качества, необходимые для успешной про­
фессиональной деятельности?

4. Занимается ли самовоспитанием?

5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии лич­
ных качеств?


VI. Готовность к выбору профессионального пути

1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учеб­ной деятельности?

1. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нуж­ны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои про­
фессиональные намерения? Что этому может помешать?

4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

1. Литература для чтения.

2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных
предметов.

3. Тема доклада в классе об избираемой профессии.

4. Встреча со специалистом.

5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуаль­
ных качеств.

6. Дата первичной профконсультации.
Предварительная беседа поможет психологу сориентироваться

в подготовке к первичной профконсультации для учащихся, их педагогов и родителей. Ему очень важно также разобраться в мотивах выбора профессии.

При выборе профессии человек руководствуется следующи­ми мотивами: общественной значимостью профессии, прести­жем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладе­вать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнооб­разии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее об­щественная и личная значимость; удовлетворение, которое при­носит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мо­тивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления,

Внешняя мотивация - это заработок, стремление к прести­жу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положитель-

\ным мотивам относятся: материальное стимулирование, возмож­ность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, Т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Исследования показывают, что преобладание внутренних мо­тивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации. Приводи­мая ниже методика позволяет определить ведущий тип мотива­ции в процессе выбора профессии.

МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту про­фессию, специальность.

Утверждения
Оценка
п/п

Тип мотивации

Требует общения с разными людьми

Нравится родителям

Предполагает высокое чувства ответственности

Требует переезда на новое место жительства

Соответствует моим способностям

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

Дает возможность приносить пользу людям

Способствует умственному и физическому развитию

Является высокооплачиваемой

Позволяет работать близко от дома

Является престижной

Дает возможности для роста профессионального

мастерства

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

Является привлекательной

Близка к любимому школьному предмету

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

Избрана моими друзьями

Позволяет использовать профессиональные умения

вне работы

Дает большие возможности проявить творчество

Шкала оценок:

5 - очень сильно повлияло, 4 слабо, 1 - никак не повлияло.

Условные обозначения: «и» - внутренние индивидуально зна­чимые мотивы; «с» - внутренние социально значимые мотивы; «+» - внешние положительные мотивы; «-» - внешние отри­цательные мотивы.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мо­тивации.

В профессиональной консультации психолог пользуется сис­темой методов и показателей, которые наглядно можно пред­ставить следующим образом:


Попытаемся дать характеристику отдельных методов проф-диагностики, способов анализа и представления диагности­ческих данных в виде дифференциально-диагностического обследования, психограммы, психологической характеристики школьника.

Для выявления личностных особенностей часто использует­ся многофакторный опросник Р.Кэттела. Опросник разработан автором на основе длительного исследования и предназначает­ся для получения полного представления о личности в корот­кое время .

В исследовании старшеклассников используется юноше­ский вариант опросника, который выявляет 14 личностных факторов.







Анкеты Интервью Беседы

1. Фактор А 2. Фактор В 3. Фактор С 4. Фактор D 5. Фактор Е 6. Фактор F 7. Фактор L 8. Фактор Н 9. Фактор J 10. Фактор G 11. Фактор Q 12. Фактор Q 2 13. Фактор Q 3 14. Фактор Q 4

Аффектотимия (сердечность, доброта,
общительность).

Шизотимия (обособленность, отчуж­
денность, замкнутость).

Схоластические умственные способ­
ности.

Эмоциональная стабильность (сила Я)
- (нестабильность).

Возбудимость - флегматичность (фак­
тор темперамента).

Доминантность, штстность - зависи­
мость, покорность.

Озабоченность - беспечность.

Сила сверх-Я - слабость сверх-Я.

Робость - смелость.

Жесткость - мягкость.

Коллективизм - индивидуализм.

Уверенность в себе - чувство вины.

Самодостаточность - приверженность
группе.

Высокий контроль Я - низкий конт­
роль Я.

Высокое рабочее напряжение - низ­
кое рабочее напряжение.

Текст опросника, методику интерпретации данных психолог может найти в книгах «Методы психодиагностики в спорте»,

«Введение в экспериментальную психологию», «Психологиче­ское тестирование» .

Для оценки профессионального личностного типа можно ис­пользовать методику Джона Голланда. Голланд, как представи­тель концепции индивидуальности, разработал методику для оп­ределения социальной направленности личности. Он выделял

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на
настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкрет­
ными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает
предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конк­
ретности. Развиты математические, невербальные способности.

2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рацио­
нален, независим, оригинален. Преобладают теоретические цен­
ности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышле­
ния, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невер­
бальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, ма­тематик, физик.

3. Социальный тип - обладает социальными умениями,
нуждается в контактах. Черты его характера: стремление по­
учать и воспитывать, психологический настрой на человека, гу­
манность, женственность. Представитель данного типа стара­
ется держаться в стороне от интеллектуальных проблем; акти­
вен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы ре­
шает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает
хорошими вербальными способностями.

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структуриро­
ванную деятельность. Характер стереотипный, конкретный,
практический. Не проявляет критичность, оригинальность, кон­
сервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности).
Слабо развиты организаторские способности, преобладают ма­
тематические способности.

Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и рас­четом.

5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют
проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приклю-


чения. Представитель данного типа доминантен, любит при­знание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчи­вости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, ста­тусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хоро­шими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображе­ние, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вер­бальные способности. Для представителей данного типа ха­рактерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, лите­ратурное творчество и т.п.

Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым

сии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий - поэт или психолог - вы предпочитаете вторую, тогда в листе отве­тов в графе 41(6) вы должны поставить знак «плюс».