Описание икон и их значение. Иконы всех святых фото и их значение

К лику святых относятся реальные личности, которые в свое время почитались обычными людьми и творили чудеса. Они были своеобразными помощниками Иисуса, передавали знания о нем и его делах из уст в уста. Принято считать, что к святому можно обращаться по определенному вопросу, волнующему вас. Существует икона «Всех святых», находящаяся в Нарвском Воскресенском кафедральном соборе.

Специфика изображения и происхождение названия

Слово «икона» означает «образ», то есть отзеркаливание реальности в каком-либо виде. Свое название икона «Всех святых» берет из обряда крещения. Когда происходит таинство, за каждым христианином закрепляется небесный защитник, который оберегает его от невзгод на протяжении всей жизни. К покровителю обращаются в любой сложной ситуации. Название «Всех святых» говорит о том, что на иконе изображены все защитники человека, то есть это универсальный образ. Если вы решили обратиться ко всем святым, то выбирайте именно такую икону.

Изображения иконы «Всех святых» можно встретить в разных вариантах. Одни из самых старейших изображений относятся к 5-7 векам. Такие иконы писались в Греции, на острове Афон. Вверху иконы расположена Пресвятая Троица, в центре изображен Отец, справа – Сын, Дух – над Отцом и Сыном. Иногда Дух представлен на иконе в образе голубя. Далее идет ряд фигур ВО ГЛАВЕ С Матерью Божьей (Владычицей Богородицей) и Креститель Иоанн. Также на иконе изображен Иоанн Предтеча и лики других святых.

Подготовка к молитве

Молитва - очень серьезный и важный ритуал. Приведите свои мысли в порядок, устраните негативные эмоции из своего сердца, очистите сознание. Нельзя молиться в состоянии алкогольного опьянения или агрессии. Смоделируйте в сознании то, о чем вы хотите попросить у ваших заступников. Просьба должна быть серьезной и жизненно необходимой. Когда у вас появиться правильный настрой, то встаньте на колени перед иконой. Вслух или шепотом проговорите со всей искренностью молитву, вкладывая в нее все душевные силы. Если вы не можете самостоятельно создать текст молитвы, то можно выучить широко распространённую среди христиан молитву Всем Святым.

«Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь».

После окончания моления, у вас появиться ощущение легкости спокойствия. Некоторые люди плачут, когда молятся, чтобы испытать состояние некоего катарсиса и духовного очищения.

Православная церковь учит нас, что Господь чутко внемлет молитвам святых угодников, которые ещё при жизни духовными подвигами сотворили себя храмами Святого Духа. Поэтому мы часто прибегаем к их посредничеству в нашем общении с Богом. Принято считать, что в вышнем мире каждый получает особую благодатную силу творить помощь в том, в чём при жизни имел подобную добродетель.

Святая церковь придерживается мнения, что те или иные угодники Божии бывают особенно скоры на исполнение определённых просьб. В этом случае и принято в конкретных жизненных ситуациях уповать на помощь именно этих святых, вознося молитвы перед их образами. Так, например, тем, кто отправляется в путешествие, необходима икона святого Николая чудотворца Мир Ликийских, так как его принято считать покровителем путешествующих. Помочь в поисках пропавшей вещи может молитва перед иконой Иоанна Воина, а страдающие болезнями глаз просят помощи у святителя Алексия.

Открыв молитвослов, каждый может найти в нём подробные указания на то, какую особенную благодать имеет от Бога тот или иной святой. Обычно молитвы, соответствующие конкретным просьбам, объединены в особые разделы. В оглавлении можно увидеть: молитвы о недугующих, путешествующих, плененных и так далее.

Помощь Божья по молитвам о нас святых угодников

Однако было бы ошибкой полагать, что тот или иной святой имеет сугубо узкую направленность в своих ходатайствах к Богу. Разумеется нет. Разделение это носит весьма условный характер. Помогает нам Господь Бог, в Его святой Воле приклонить слух к молитвам о нас тех или иных святых угодников. Им самим не дано творить чудеса, но они являются ходатаями и «проводниками» этих чудес. Поскольку темой разговора являются иконы святых и их значение, обратимся к некоторым наиболее известным и почитаемым в православном мире образам.

Икона — пантеон святых угодников Божьих

Икона всех святых, фото которой можно увидеть в начале статьи, представляет весь сонм угодников Божьих. Они просияли в разные времена подвигами, силы для которых черпали в единой Благодати Святого Духа, столь обильно излившейся на них. Праздник, в честь которого написана эта икона, появился на рубеже IV и V веков. Сохранился текст проповеди, составленной святителем Иоанном Златоустом ко дню этого праздника. Также его упоминает в своих песнопениях и преподобный Ефрем Сирин.

Смысл праздника заключается в том, что всем людям даётся наглядный пример того, что святость - это не удел лишь избранных, но цель земного пути каждого, кто исповедует учение Христа. Все люди сотворены по образу и подобию Божьему. Уже одно это указывает на изначально заложенную в нас способность к святости. Образ Божий в нас присутствует неотъемлемо, а вот подобие Его нами в значительной степени утрачено в силу первородного греха. Восстановление его, это есть путь к подобию Творца.

Празднование Дня всех святых на Руси

На Руси День всех святых празднуется в первое воскресенье после Троицы. Это имеет определённый смысл. Церковь напоминает нам о неразрывной связи святости и Благодати Святого Духа, без которой она невозможна. В этот день на богослужении в церкви произносится молитва, заканчивающаяся словами: «Все святые, молите Бога о нас!» О чем мы просим молить Бога? Разумеется, о даровании нам сил быть достойными восприемниками всех, чьи образы несёт нам икона всех святых. Фото иконы не может передать духовную глубину каждого отдельного лика, изображённого на ней, но и оно даёт представление о грандиозности этого великого сонма угодников Божьих.

Святая Троица и её иконография

Одной из наиболее почитаемых у нас икон является икона Святая Троица. Имеется в виду не Ветхозаветная Троица, а конкретно эпизод из Ветхого завета, описывающий явление Бога праотцу Аврааму. Господь явился ему в облике трёх ангелов, являющих собой триединую сущность Божества. Эта сцена необыкновенно популярна в иконописи. Все знаменитые мастера не раз обращались к ней. Наиболее известна икона Святая Троица работы Андрея Рублёва. В православной традиции принято приносить покаянные молитвы именно перед этим образом.

Иконы святых и их значение различны, но в них всегда есть одно общее — они посредники, а в данном случае даётся возможность непосредственного общения с Богом. В этом плане наиболее совершенна икона Святой Богородицы. Пречистая Дева, постоянно пребывая в молитвах о нас, и Сама обладает даром творить чудеса. Перед Её честным образом мы просим и о молитвах за нас, и о ниспослании помощи, исходящей непосредственно от Неё.

Ангел-Хранитель и его икона

У каждого верующего человека среди его домашних икон наверняка есть икона святого Ангела-Хранителя. Господь посылает его нам в день нашего Крещения и он сопутствует нам на протяжении всей жизни, не покидая даже после кончины. Ангел-Хранитель оберегает нас от различных бед, от врагов видимых и невидимых. Он радуется нашим добрым делам, возвышающим душу, и безмерно скорбит о грехах, в которые мы впадаем. Трудно даже представить, от скольких бед он ограждает нас в нашей жизни. Часто мы не догадываемся об опасностях, которых удалось избежать благодаря ему. Стоя перед иконой Ангела-Хранителя, можно молиться обо всём на свете, ведь для него близко всё, что близко нам. Он всегда услышит потому, что всегда находится рядом. За нашей спиной слышен неразличимый для других шелест его крыльев.

Святые мученицы за веру Христову

Среди прочих икон важное место занимают иконы святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, день памяти которых празднуется 30 сентября. В их именах выражен весь путь к Богу, включающий в себя веру в Святую Троицу, надежду на милосердие Божье и любовь к Богу и ближним. Эта икона считается покровительницей семьи и семейного счастья. К ней обращаются с просьбами о мире в семье, о здоровье детей и, в случае нужды, о даровании скорой беременности.

Святые мученицы помогают тем, кто страдает различными женскими болезнями, а также болезнями суставов рук и ног. Ещё важную помощь они оказывают всем, кто перенёс в жизни тяжёлую утрату, связанную с потерей близких людей. В данном случае молитва перед иконой возвращает душевный покой и несёт избавление от скорби.

Святитель Николай Чудотворец

У христиан всего мира необыкновенным почётом пользуется святой Николай Чудотворец Мир Ликийских. Он известен как покровитель мореплавателей и путешественников. Силой своей Благодати святой оказывает помощь всем попавшим в беду и тяжёлую жизненную ситуацию. Икона Николая Чудотворца является неотъемлемой частью каждого церковного иконостаса. У большинства верующих она входит и в их домашнее собрание.

Любовь к нему не случайна. Всю свою земную жизнь он боролся за правду, исцелял страждущих, и подавал всем личный пример служения Богу. День памяти святого отмечается не один раз в году, а три. День его смерти отмечается 19 декабря. В народе этот праздник именуют «Никола зимний». День рождения — 11 августа - называют «Никола летний». Кроме того, установлен праздничный день 22 мая. Это воспоминание того, как в 1087 году его честные мощи были перенесены из Греции в итальянский город Бари, где хранятся и поныне.

Слепая старица Матрона

Почти в каждом храме нашей столицы есть икона святой Матроны Московской. Её здесь почитают так же, как в Санкт-Петербурге святую Ксению Блаженную. Женщине, слепой от рождения, Господь ниспослал ей дар чудотворения, и святая ещё в период своей земной жизни стала этим широко известна. И хотя жизнь её была очень тяжёлой — революция, войны, политические репрессии, к тому же собственная физическая слепота, она сумела подняться на недосягаемую высоту духовного подвига любви терпения и самоотречения.

Икона святой Матроны помогает от многих бед и напастей. К ней обращаются и в случае семейных проблем, и неприятностей по работе. Её просят защитить и от злых людей, и от стихийных бедствий. Как была во дни земной жизни святая Матрона отзывчива и безотказна в помощи людям, так и теперь помогает всем, кто молится перед её благодатной иконой. Православная церковь празднует её память 2 мая.

Икона святого Лука

Иконы святых и их значение невозможно понять, не зная житий тех угодников Божьих, к которым мы обращаемся. Стоя перед иконой святого Луки архиепископа Крымского, необходимо, прежде всего, внутренним взором увидеть тот подвиг, которым является весь его земной путь. Выдающийся хирург, автор многочисленных научных трудов и одновременно духовное лицо высокого ранга, он прошёл через сталинские тюрьмы и лагеря, не потеряв любви к ближнему.

Святой Лука неустанно помогал людям и как врач, и как пастырь. О тех, кто был виновником его мучений, он так же молил Бога, как и о своих товарищах по несчастью. Всю свою земную жизнь отдал людям святой Лука. Икона и скальпель — вот что стало её символом. Отдав низкий поклон памяти этого подвижника, помолимся ему о даровании здоровья нам и нашим близким, об ограждении нас от злых людей, и, самое главное — об умягчении наших собственных сердец. День его памяти празднуется 18 марта.

Икона святого преподобного Серафима Вырицкого

Нельзя не вспомнить и образ ещё одного угодника Божия, жившего в то же время, что и святой Лука. Икона преподобного Серафима Вырицкого хорошо известна большинству верующих. Подвиг его жизни заслуживает того, чтобы на нём остановиться отдельно. Родился он в 1866 году. В миру Василий Муравьёв, богатый предприниматель и счастливый семьянин, он всей душой обратился к Богу. На определённом этапе жизни он и его благочестивая супруга решили уйти от мира и каждый принял монашеский постриг, пожертвовав всё огромное состояние святым обителям, в которых они подвязались. В 1927 году он принял Великую схиму с именем Серафим. С этого времени начинается его труд старчества — высший монашеский подвиг.

В самые тяжёлые времена репрессий отец Серафим нёс людям слово Божьей правды. Когда же Господь послал ему тяжкий крест — болезнь, приковавшую его до конца дней к постели, он продолжал и тогда свои неустанные труды. Последние двадцать лет жизни он провёл в посёлке Вырица под Ленинградом, где пережил сталинский террор, оккупацию и послевоенные тяжёлые годы.

До конца своей земной жизни старец не прекращал окормления духовных чад. Этот мир он покинул в 1949 году. Перед его иконой принято молиться об исцелении от недугов, об избавлении от пьянства, о ниспослании душевного мира и спокойствия.

Икона святой Татьяны

Святая великомученица Татьяна пришла к нам из тех давних времён, когда римские власти жестоко преследовали христиан. Тайно исповедуя учение о Святой Троице, она помогала всем больным и несчастным, часто навещала узников, стараясь облегчить их страдания. Как и многие, на чьей святой крови росла и укреплялась церковь, Татьяна приняла мученический венец. Днём её памяти является 25 января. Икона святой Татьяны помогает тем, кто лишился крова, кто страдает от болезней и находится в местах лишения свободы. Кроме того, великомученица Татьяна является покровительницей студентов. Всем, кому предстоит сдача экзаменов, рекомендуется, кроме добросовестной подготовки, ещё и помолиться перед её иконой.

Икона Великого Радонежского чудотворца

Помощь в учении можно обрести также в молитвенном обращении к иконе святого преподобного Сергия Радонежского. На заре своей земной жизни будущий святой с большим трудом постигал грамоту. Как ни трудился он, не мог запомнить преподаваемых ему уроков. И вот однажды, после долгих молитв, послал Господь ему ангела в образе старца, благословившего его. После этого чуда отверзся ум отрока и постиг он премудрости наук. Молиться святому можно и о помощи детям, которым трудно даётся учёба.

Кроме того, преподобный Сергий Радонежский — один из небесных защитников России от врагов. В период земной жизни, в 1380 году, он благословил святого князя Димитрия Донского перед Куликовским сражением. Это позволяет нам приносить свои молитвы преподобному Сергию об укреплении нашего воинства. В целом его житие неразрывно связано с историей России. «Великий печальник земли Российской» — так он вошёл в отечественную историю. Святой Сергий Радонежский - не только наша надежда и упование, но и предмет национальной гордости. Он один из тех, чье житие необходимо изучать всем россиянам. Без этого иконы святых и их значение никогда не раскроются нам в полной мере. Память его отмечается 19 июля.

В конце статьи хочется ещё раз, преклонившись перед теми, кто обрёл венцы святости, осенить себя крестным знамением и воскликнуть: «Святые угодники Божии, молите Бога о нас!»

«СВЯТАЯ ТРОИЦА» - написана Андреем Рублевым. Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой. Или - мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.

«ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в бедах.

«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в
работе. Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. Пред иконой молятся о помощи в различных житейских нуждах.

«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается одним из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. Перед этой иконой короновались цари и избирались первосвятители. Перед ней молятся о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, об исцелении немощи телесной и душевной, а также об исцелении бесноватых.

«ТИХВИНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается детской, ещё еёназывают «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости. Женщинам помогает при родах и в период беременности. К ней обращаются также и те, у кого проблемы.

«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» - это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых

Людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела. Дома она должна находится напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего. Перед установкой иконы надо прочитать молитву, последствии понаблюдать, кто перестанет ходить в ваш дом.

«СКОРОПОСЛУШНИЦА» - образ был написан в Х веке. Перед иконой молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей
и об освобождении пленных.

«ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» - икона принадлежит к числу наиболее древних и чтимых. Перед иконой молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» - Божья Матерь молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой. Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.

«НЕРУШИМАЯ СТЕНА» - находится в главном алтаре Киево-Софийского Собора. На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой. Вероятно, поэтому так названа. Перед иконой по каждой потребе: болящим - исцеление, скорбящим - утешение, заблудшим - вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей.

«ТРОЕРУЧИЦА» - чудотворный образ Божьей Матери был написан в восьмом веке в честь преподобного Иоанна Дамаскина - церковного песнописца, невинно оклеветанного.Перед иконой молятся об исцелении от болей рук или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали.

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» - икона о прощении грехов и благодарном исцелении. Пред иконой молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии.

«БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА» - очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница, молительница за нас перед Господом. Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке,
куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью.

«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ» - любимый святой русских людей. Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём - либо. Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих Николая Чудотворца. Мощи святого Николая Угодника находятся в Италии.

«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН» - великий целитель, покровитель врачей. Ещё при жизни принес исцеление многим людям от тяжёлых недугов. И сейчас от иконы с ликом Святого Пантелеймона люди получают заряд для чудесного исцеления.

«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ» - покровитель Москвы, а также помощник тех людей, работа которых связана с оружием, риском для жизни - военные, милиция, пожарные, спасатели. Кроме того, к ним относятся спортсмены и люди, открывающие новое дело.

«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» - основатель Сергиево - Троицкой Лавры в 14 веке. Является покровителем всех учеников. Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу.

«СЕРАФИМ САРОВСКИЙ» - один из любимых и почитаемых святых России. Всю свою жизнь он посвятил служению Господу нашему, основал Дивеевский женский монастырь в Нижегородской губернии. Молитва святому отцу Серафиму Саровскому очень хорошо помогает при заболеваниях опорно-двигательной системы, позвоночника, суставов.

«АНГЕЛ - ХРАНИТЕЛЬ» - ему молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от бессонницы, в скорби, о счастии в браке, о прогнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев. О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений.

В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона - это не только украшение и предмет почитания, икона имеет значение. С древности икону называли « для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».

Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения - на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения .

«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».

А (IV в.) советует:

«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на , предпочтя невидимое видимому».

Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.

Икона – образ

Слово икона , греч. εἰκὼν - образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел:

«Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).

И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Иоанн Богослов свидетельствует:

«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Тайна Боговоплощения - сердцевина христианского откровения - и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.

Владимирская икона Богородицы

Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение. При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. В соборных правилах сказано:

«Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира».

Икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас - икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев. И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Икона - это образ будущего века.

Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона - это послание к нам, проповедь, призыв. Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает благословляющую десницу, - все это для нас знаки на пути в Царство Небесное.

Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем.

«Икона - это воплощенная молитва, - говорит архим. Зинон. - Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов - Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории - Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

Фото: http://www.tatarstan-mitropolia.ru

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных , и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, неистинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Икона в доме

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т.к. фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не является и не может быть таким оберегом. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. А вот над входом по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.

Иконопись

Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу. Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».

Последнее обновление:
27.Марта.2018, 16:33


Святые - это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые праотцы

Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть - накидка из овчины

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств.

Святые апостолы

Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов - хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные

Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках - символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святители

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Чудотворцы

(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Святые мученики

Святые мученики - святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Исповедники

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Столпники

Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)

Бессребреники

Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Контакты .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.