Понятие о психологическом диагнозе. Структура диагностического процесса

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико – психологических построений различных психологических направлений.

Под психодиагностикой понимают теорию и практику постановки психологического диагноза.

Психологический диагноз – квалифицированное заключение о наличном психическом состоянии человека или группы людей в целом или по сравнению с другими людьми или группами.

Как и любая другая научная дисциплина психодиагностика имеет теоретическую и практическую основу.

Задачи теоретической психодиагностики:

1) оценка изучения достоверности результатов психодиагностического обследования,

2) изучение основных объектов психодиагностики, т.е. выделение тех проявлений личности, которые подлежат обследованию,

3) разработка и обоснование методов психодиагностики.

Задачи практической психодиагностики - постановка задач связана с самой процедурой постановки психологического диагноза:

1) определение требований к психодиагносту,

2) определение условий проведения диагностического обследования,

3) проведение диагностического обследования.

В настоящее время различают общую и частную психодиагностику. Общая психодиагностика опирается на общую, возрастную, социальную психологию, с другой стороны – на психометрику (наука об измерении). Частная психодиагностика решает более узкие задачи, которые зависят от специфики объекта. Для каждого направления психологии существует своя частная психодиагностика, которая характеризуется спецификой объекта, целями, задачами и методиками психодиагностики.

Клиническая психодиагностика: объект – индивидуальные особенности больного человека; виды клинической психодиагностики – патопсихологическая, нейропсихологическая, соматопсихологическая психодиагностика.

Профессиональная психодиагностика: объект – психические особенности профессиональной деятельности и субъекта профессиональной деятельности. За счет этого вида психодиагностики идет оптимизация производства, снижение текучести кадров, повышение эффективности профессионального обучения.

Педагогическая психодиагностика: объект – участник образовательного и воспитательного процесса. Основные задачи – диагностика индивидуальных особенностей ученика, межличностных отношений, оценка эффективности разных образовательных систем и т.д.

Т.о., объект психодиагностики – человек как биологический организм, человек как социальный индивид, человек как личность. Психодиагностика направлена на выявление качеств индивида, всех аспектов взаимоотношений, свойств личности.

Цель психодиагностики – измерение диагностических признаков.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:

· понимание объекта измерения,

· направленность измерения,

· характер методов измерения.

Диагностические признаки – определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики.

Диагностический фактор – ненаблюдаемые непосредственно глубинные основания тех или иных диагностических признаков, т.е. причина диагностического признака.

Психодиагностический процесс – процедура постановки психологического диагноза.

По степени сложности психодиагностического процесса принято различать:

§ психодиагностическое исследование – более сложный психодиагностический процесс. Оно предполагает теоретический анализ проблемы, который позволяет выдвинуть психодиагностическую концепцию. На основании концепции выделяются диагностируемые свойства, из этих свойств выявляют диагностируемые признаки;

§ психодиагностическое обследование – конкретная программа действий с объектом психодиагностики, которое предполагает оценку признаков и постановку диагноза.

Психологический диагноз – описание наличного состояния объекта, это конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение и описание сущности индивидуально – психологических особенностей личности.

Впервые это понятие использовал Л.С. Выготский.

Принято рассматривать:

Диагноз в широком смысле слова – комплексное изучение и описание личности, всех уровней психодиагностики объекта. Этот диагноз позволяет дать прогноз развития личности в целом и разрабатывать комплексные коррекционные программы;

Диагноз в узком смысле слова – выявление конкретных причин каких-либо недостатков в учебной или профессиональной деятельности.

Выготский выделил три уровня постановки диагноза:

ü симптоматический – описание диагностических признаков,

ü этиологический – выделение диагностического фактора, т.е. выявление причины,

ü типологический – определение места полученных данных в общей структуре личности, т.е. отнесение этих данных к определенной диагностической категории.

В психодиагностике важное место занимает понятие «норма». Норма рассматривается как оптимальное состояние объекта, т.е. состояние, которое больше всего соответствует определенным условиям или задачам. Существует несколько точек зрения на понятие «норма».

Норму можно рассматривать как исходное начало для оценки, сравнения диагностических данных.

Норму рассматривают как отсутствие отклонений.

Норма рассматривается как описательная характеристика. В понятие «норма» входят наиболее распространенные требования, правила, которые приняты в обществе.

Исходя из позиции исследования, выделяют нормы:

ü социокультурные

ü статистические

ü идеальные

ü индивидуальные

ü функциональные

Статистическая норма – средний показатель измеряемого свойства. Используется для оценки стилевых и мотивационных свойств личности (стиль мышления, поведения и т.д.).

Социокультурная норма – тот уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Данные нормы изменяются с изменениями, происходящими в обществе. Используются для оценки способностей, знаний, навыков и умений.

Идеальная норма – идеальная модель требований общества к личности, такую модель называют социально-психологическим нормативом.

Функциональная норма – требования общества к уровню развития той или иной психической функции.

Индивидуальная норма – уровень развития свойства, который является оптимальным для данного человека (объем памяти).

Диагноз психологический представляет собой результат деятельности специалиста, в ходе которой были выявлены особенности личности, их нынешнее состояние, а также прогнозы дальнейших возможных преобразований.

Определение понятия

Такое понятие, как "диагноз", используется достаточно широко не только в медицине, но и в других научных сферах. Дословно оно переводится как "распознавание". Что касается такого термина, как "диагноз психологический", то под ним подразумевают выявление проблем личностного характера, а также их явных и скрытых причин. При этом речь может идти не только об отклонениях или патологиях, но и о нормальных состояниях, которые также нуждаются в исследовании.

Постановка психологического диагноза может осуществляться по четырем основным направлениям, которые в свое время выделил известный ученый Рейкович:

  • изучение, анализ и составление характеристики поведенческой деятельности;
  • исследование психических процессов, которые отвечают за регулирование деятельности человека;
  • диагностика механизмов протекания нервных реакций;
  • изучение условий формирования психологических характеристик индивида.

Стоит отметить, что в психологии слово "диагноз" используется не так часто, как в других областях медицины. Это связано с тем, что эмоциональное состояние человека достаточно нестабильно и не всегда поддается доскональному изучению. Именно поэтому психологический диагноз зачастую носит приблизительный, описательный характер.

Если говорить о развернутом психологическом диагнозе, то он предполагает следующие моменты:

  • первичное изучение общего состояния индивида и уровня его развития;
  • изучение личности на предмет сбалансированности, а также выявление психологических особенностей;
  • поиск проблем (не только осознаваемых самим пациентом, но и скрытых);
  • определение отношения личности к выявленным проблемам;
  • с учетом наличия или отсутствия у пациента выраженного адаптивного потенциала.

Основные ошибки психологической диагностики

Проблема психологического диагноза состоит в том, что установить его достаточно сложно. Специалисты довольно часто допускают следующие ошибки:

  • невнимательное или искаженное наблюдение, в результате которого могут быть неверно истолкованы черты характера и форма их проявления;
  • ошибки регистрации данных, чаще всего они связаны с пристрастным отношением к пациенту или же с субъективной оценкой терминов;
  • инструментальные ошибки объясняются недостатком навыков в работе с техническими приспособлениями, а также неумением правильно интерпретировать полученные данные;
  • постановка окончательного диагноза на основании первого впечатления без проведения дополнительных исследований;
  • ошибка атрибуции состоит в том, что специалист может приписать испытуемому те черты характера, которые на самом деле не присущи ему;
  • установление ложных причин отклонения от нормального состояния;
  • стремление всюду использовать наработанные гипотезы, не желая работать над поиском новых решений;
  • слишком осторожная формулировка диагноза.

Этапы деятельности психолога

Работа психолога с пациентом включает в себя следующие основные этапы:

  • предварительная подготовка включает в себя установление контактов между больным и врачом, а также подбор методики работы;
  • с пациентом, а также мотивирование его к сотрудничеству (эта цель достигается путем создания дружелюбной и доверительной атмосферы);
  • сбор данных о состоянии больного путем использования различных методик психологической диагностики;
  • обработка полученных данных с последующей формулировкой диагноза и составлением прогноза дальнейшего развития состояния больного;
  • разработка рекомендаций для нормализации состояния пациента;
  • оформление медицинского заключения в установленной форме.

Психологическое заключение

Психологический диагноз, психологическое заключение - это похожие понятия, которые, тем не менее, нельзя отождествлять. Первый термин достаточно размытый и не так часто используется на практике. Если же говорить о психологическом заключении, то оно составляется в формализованном виде и может быть первичным, а также уточненным (итоговым).

Стоит отметить, что разделение заключений на первичные и уточненные достаточно условно. В психологической практике часто возникает необходимость в повторных исследованиях. Именно поэтому итоговое заключение может перейти в разряд первичного. Это связано с тем, что психологическое и эмоциональное состояние индивида подвержено постоянным колебаниям и является достаточно нестабильным.

Вполне допустимо писать психологическое заключение в свободной форме, но если говорить об общепринятой практике, то оно должно иметь приблизительно следующий вид:

  • Общая часть:
    • данные о пациенте;
    • жалобы больного или лиц, сопровождающих его;
    • данные анамнеза;
    • описание специфических особенностей внешности и поведения;
    • выявление степени сформированности регуляторных функций;
    • развитие когнитивных характеристик;
    • эмоционально-личностные проблемы и особенности межличностного общения.
  • Специальная часть:
    • сформулированный психологический диагноз;
    • прогнозы дальнейшего развития ситуации;
    • рекомендации по нормализации состояния.

Принципы психологического заключения

Психологические заключения устанавливаются на основе следующих принципов:

  • документ не имеет стандартной формы написания, а потому составляется в соответствии с собственными теоретическими и практическими знаниями диагноста;
  • основным из пунктов заключения является формулировка цели, с которой проводилось исследование;
  • чтобы психологическое заключение имело практическую значимость, в нем непременно должны быть отражены отличительные свойства личности, которые могут считаться отклонением от нормального состояния;
  • должна присутствовать ориентировка на конкретные действия, которые несут в себе корректирующую функцию;
  • к заключению должны прилагаться исчерпывающие данные о проведенных исследованиях (бланки опросов и прочее);
  • описания должны быть четкими и объективными.

Психологический диагноз и его виды

Стоит отметить, что разные специалисты и используют разные методы работы с пациентами. В связи с этим большой интерес представляет изучение таких вопросов, как психологический диагноз и его виды. Основными считаются следующие:

  • Диагноз, основанный на констатации факта наличия того или иного признака. При этом психологические характеристики пациента оцениваются, исходя из заданного критерия, который считается нормой.
  • Определение степени выраженности тех или иных характеристик. Довольно часто применяется при исследовании группы лиц на предмет наличия тех или иных характеристик.

Области применения результатов исследований

Психологический диагноз может найти свое применение в следующих областях деятельности человека:

  • оптимизация обучающих и воспитательных процессов;
  • работа в области профессионального обучения и профориентации;
  • психотерапевтическая работа, которая направлена на устранение отклонений от нормального состояния;
  • судебная практика (в зависимости от заключения специалиста может определяться мера наказания).

Основные способы постановки диагноза

Можно выделить следующие основные методы психологического диагноза:

  • рисуночный метод - на основе изображения, начертанного испытуемым, делаются выводы о его состоянии;
  • метод опроса - специальные бланки, после заполнения которых психолог может поставить соответствующий диагноз;
  • используется с целью выявления закономерностей отношений в группе людей;
  • биографический метод подразумевает изучение психологии человека на основе описания его жизни и реконструкции отдельных ключевых этапов;
  • генетический метод - это постановка диагноза на основании исследования историй болезней ближайших родственников пациента;
  • близнецовый метод направлен на то, чтобы выяснить природу психологических характеристик человека (являются они врожденными или же приобретенными в результате воздействия внешних факторов);
  • математические методы позволяют обосновать и уточнить выдвинутую гипотезу.

Психологический диагноз по Выготскому

Одним из наиболее видных деятелей в области психологии считается Л. С. Выготский. Он уделял особое внимание таким понятиям, как "психологический диагноз" и "психологический прогноз". Исходя из его точки зрения, их содержание совпадает. Тем не менее, чтобы составить прогноз, необходимо изучить не только настоящее, но и прошлое состояние пациента, что позволит сформировать более-менее точную картину дальнейшего развития ситуации.

В соответствии с можно выделить следующие основные уровни психологического диагноза:

  • эмпирический - констатация симптомов, на основании которых делается заключение;
  • этиологический - состоит в выявлении причин возникновения того или иного состояния;
  • типологический - это наивысший уровень диагностики, который подразумевает определение места выявленных отклонений в общей психологической картине личности.

Распространенные детские диагнозы

Можно выделить следующие частые психологические диагнозы детей:

  • - это страх разлуки как с близкими людьми, так и с дорогими вещами. Причиной может послужить недавняя потеря или же резкая смена обстановки. Проявляется в состоянии постоянной тревоги и замкнутости.
  • Дизраптивные которые подразумевают чрезмерную активность и импульсивность. Дети с подобным диагнозом зачастую достаточно вспыльчивы и упрямы, а также чувствительны. При этом они стремятся командовать окружающими и отличаются чрезмерным стремлением получить желаемую вещь.
  • Коммуникативные расстройства проявляются в затрудненном вербальном или невербальном выражении своих мыслей. Такие дети довольно часто характеризуются замедленной или невнятной речью, а также заиканием.
  • Расстройства развития сопровождаются неконтролируемым поведением. Такие дети могут быть буйными и агрессивными, а также внезапно испытывать приступы гнева. Подобные расстройства сопровождаются нарушениями социальных и коммуникативных навыков.
  • Физиологические расстройства подразумевают нарушения в системе питания, а также оправления естественных нужд. Они могут быть вызваны сильными стрессами или испугом.
  • Расстройства настроения проявляются в виде угнетенности и апатичности. Также сюда относят и которые сопровождаются маниакальными приступами, чрезмерным раздражением и возбуждением.
  • Расстройства моторных знаков сопровождаются задержками в физическом развитии. Зачастую такие дети неуклюжи, долго учатся элементарным приемам (например, застегиванию пуговиц и так далее).
  • Тикозные расстройства нередко имеют наследственный характер или же могут возникнуть в результате сильного стресса. Это непроизвольные и неритмичные движения различными частями тела. Зачастую при нормальной обстановке подобные проблемы проходят самостоятельно примерно к 7 годам.

Принципы постановки психологических диагнозов

Результатом работы специалиста с пациентом является психологический диагноз. Психодиагностике известны следующие основные принципы:

  • комплексный подход подразумевает целостное исследование таких базовых сфер, как личность, поведение и интеллект;
  • единство диагностики и коррекции;
  • целостное изучение психических характеристик (во время исследования должно быть произведено выявление всех сфер психики);
  • подразумевает учет индивидуальных характеристик при постановке диагноза и назначении лечения;
  • деятельностный подход состоит в том, что работа с пациентом должна осуществляться в контексте его сферы деятельности;
  • принцип динамичности состоит в том, чтобы изучать не только актуальные характеристики, но и возможности дальнейшего их развития;
  • сочетание индивидуального и коллегиального обследования состоит в возможности привлечения сторонних специалистов к установлению диагноза и лечению.
  • вырабатывая рекомендации для больного, стоит предлагать ему несколько альтернативных вариантов решения проблемы, чтобы он имел возможность выбора в зависимости от внешних обстоятельств;
  • психолог не должен ограничиваться исключительно раздачей рекомендаций, а давать субъективную оценку каждому из советов;
  • не стоит навязывать больному способ поведения, к которому склоняется психолог, - пациент должен иметь возможность самостоятельного выбора;
  • психологическая консультация не должна ввергать пациента в зависимость от врача (по ее итогам больной должен получить навыки самостоятельной психокоррекции);
  • клиент всегда должен иметь возможность повторно обратиться к специалисту, если он не может самостоятельно справиться с проблемой;
  • психолог не должен завершать работу с пациентом до тех пор, пока не убедится в том, что тот правильно понял рекомендации и готов к самостоятельной деятельности.

Выводы

Понятие психологического диагноза подразумевает результат деятельности специалиста, которая была направлена на выявление отклонений в развитии личности, выработку рекомендаций и прогнозирование будущего состояния. Имеется в виду умение распознать проблемы личностного характера, а также причины их возникновения и прочие существенные моменты. Если говорить о направлениях диагностики, то она может заключаться в изучении поведенческой деятельности, а также психологических процессов, которые регулируют ее. Внимание уделяется механизмам, отвечающим за протекание нервных реакций, и условиям, в которых формируется психологический портрет.

Стоит отметить, что на данный момент уделяется огромное внимание такому вопросу, как психологический диагноз и его виды. Контрольная функция заключается в том, чтобы не допустить распространенных ошибок, которые часто допускают специалисты. Так, речь может идти в первую очередь о невнимательности к пациенту, ведь психологи нередко полагаются на свой предшествующий опыт. Также стоит отметить риск необъективного отношения к пациенту. Распространенная ошибка - это постановка диагноза на основании первого впечатления без проведения более глубокого анализа. Также стоит отметить вероятность использования шаблонных теоретических ситуаций без учета индивидуальных особенностей личности.

Такое понятие, как "диагноз", не настолько распространено в психологии, как "заключение". Несмотря на то что оно не имеет установленной формы, существует общепринятая схема его составления. Так, в общей части содержатся основные данные о пациенте, а также жалобы от него (или же от сопровождающих лиц). Здесь же должны быть сформулированы особенности внешности и поведения пациента, которые имеют значение для постановки психологического диагноза, а также выявленные проблемы. В специальной части содержится не только формулировка заключения, но также общие рекомендации по решению проблемы и прогноз дальнейшего развития событий.

Достаточно большой вклад в теорию и практику психологии сделал ученый Л. С. Выготский. Он пришел к выводу, что понятия прогноза и диагноза имеют примерно одинаковую направленность. Тем не менее второе является более широким и сложным, ведь оно подразумевает изучение не только прошлого и настоящего, но и перспективного состояния. Выготский выделял три уровня психологического диагноза. Эмпирический является наиболее простым и подразумевает лишь констатацию явных и скрытых симптомов. Если говорить об этиологическом уровне, то он является более сложным ввиду необходимости поиска и анализа причин отклонения. Реже всего встречается типологический уровень, на котором осуществляется установление места имеющихся отклонений в общей картине личности.

Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию.

Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью:

Оценки их актуального состояния,

Прогноза дальнейшего развития,

2. функция обмена информацией

3. Функция сбора статистических данных (позволяет увидеть тенденции появления, развития, сокращения или увеличения количества детей с НР и т.д.). Дает возможность планировать перспективные мероприятия по оказанию помощи

4. функция, связанная с научными исследованиями Виды: - симптоматический (диагностический вывод на основе симптома) - синдромальный - нозологический (мед.диагноз. Включает сведения об этиологии)

Психологические диагнозы: -феноменологический диагноз (суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек, по тому, как он вновь переживает события своего прошлого)

Типологический диагноз (позволяет определить личность испытуемого к определенному типу.В специальной психологии используется диагноз, строящийся на типологии дизонтогенеза)

Функциональный диагноз (опирается на нозологический диагноз, не ограничиваясь им. Включает в себя социально-психологический контекст.Ориентирован на качественную помощь и строится на основе комплексного междисциплинарного подхода.

Внедрение в работу ПМПК создает предпосылки для заинтересованного обмена информацией и повышения эффективности сотрудничества членов комиссии).

Коробейников выделяет 3 уровня ФД:

1. Клинико-психопатологический уровень

a. Оценка реальных патогенных факторов формирования познавательной и поведенческой сферы личности

b. Дает квалификацию и дифференциацию аффективных расстройств как нарушений первичного или вторичного уровней

c. Определение ведущего и сопутствующего симптоматики в контексте нарушений социально-психологической адаптации личности

2. Клинико-психологический:

a. Дифференциальная диагностика легких форм нарушений психического развития на основе патопсихологических и психометрических критериев

b. Уточнение генезиса нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы на основе анализа эксперт-психологических данных и особенностей социальной ситуации развития ребенка

c. Установление качественных особенностей мыслительной деятельности как в операциональном, так и в мотивационных характеристиках

d. Получение психометрической оценки уровня интеллектуального развития и структуры профиля интеллекта

e. Оценка качества социально-психологической адаптации личности и вероятных механизмов ее нарушений в контексте конкретного случая

3. Психолого-педагогический уровень:

a. Определение формы проявления школьной дезадаптации

b. Причин школьной дезадаптации

c. Характер и степень выраженности затруднений в усвоении учебной программы

d. Определение сферы конфликтного поведения и характера типичных форм аффективного реагирования

e. Оценка эффективности применения коррекционных приемов


Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга (S. Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза - установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.
1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.
Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.
В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.
Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.
Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

  • Медицинское понимание диагноза , прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии . В таком осмыслении психологический диагноз ...


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельно.


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельно... подробнее ».


  • Общее понятие психодиагностики. Психологическая диагностика - наука о конструировании
    Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и
    Два типа диагноза : Клинический (определение ) Статистический (сравнение) Прогноз Три...


  • Психологический диагноз (от греч. diagnosis – «распознание») – конечный
    Высший уровень – типологический диагноз , заключающийся в определении места и значения полученных
    По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.


  • Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения практических задач, в.
    Обязательные методы - беседа и наблюдение. Психолог обязан поставить диагноз .


  • Благодаря данным конструктной валидности мы можем с психологических позиций закономерно объяснить результаты теста и их дисперсию, обосновать диагноз , введя измеряемое свойство в систему психологических категорий...


  • Виды психологического климата в коллективах организаций. Единого универсального определения как определяется психологический климат, нет.
    Для определения ПК используют понятия : «психологическая атмосфера», «псхологический настрой».

Найдено похожих страниц:10