Посёлок Растесс. Тайна исчезнувшей деревни растесс Деревня растесс в свердловской области

На берегу реки Кырья, что протекает в Свердловской области, есть заброшенная деревня Растесс. Это бывший поселок золотодобытчиков, в котором более шестидесяти лет не живет ни одна душа. Старые дома давно обветшали, некогда ухоженные дворы опустели и заросли бурьяном, а редкие охотники обходят это место стороной.

Люди перестали здесь селиться, а те немногочисленные путешественники, которые по какой-либо причине бывали в деревне, даже не хотят вспоминать дорогу к заброшенным домам. Но загадочная деревня по-прежнему остается на слуху, о ней слагаются многочисленные легенды и мифы. На различных интернет-сайтах можно найти рассказ о чудесах и тайнах этого маленького поселка, причем часто полученные сведения противоречивы и имеют сомнительное качество.

Здешними местами интересуются уфологии и любители всего загадочного и таинственного. По их утверждению, в этом медвежьем углу происходят необъяснимые явления: таинственное свечение неопознанных летающих объектов, следы снежного человека, свежее разрытые могилы на местном кладбище.

Так каким же на самом деле является этот загадочный поселок и что говорят о нем бывшие жители и люди, некогда бывавшие в этих затерянных на Урале краях?

История исчезнувшей деревни

В конце XVI века Сибирское ханство пало, а дорога за Урал оказалась открытой. На восток устремились предприимчивые люди, стремящиеся за пушниной, золотом и серебром. Борис Годунов, будучи фактически правителем при царе Феодоре Блаженном, понимал, что Московское государство может получить большую выгоду от освоения новых сибирских земель.

Как человек умный, хитрый и расчетливый, он добился того, что царем был подписан указ о начале строительство прямой дороги, соединяющий Европу с Азией. Так была проложена Бабиновская дорога, являющаяся в то время одной из важнейших транспортных артерий стратегического назначения. А на всей ее протяженности появились населенные пункты, жители которых должны были обслуживать тракт и защищать путешествующих по нему людей.

Растесс - это и есть одна из многочисленных застав, обслуживающих столь важный для купеческих гильдий транспортный путь. Первое упоминание о нем датируется 1621 годом. А уже в 1652 году из обычного постоялого двора он превратился в настоящий поселок со всей необходимой инфраструктурой. Согласно проведенной в 1680 году переписи, в деревне была церковь и 39 дворов, в которых проживало 88 человек. По тогдашним меркам, это уже был крупный поселок.

Около 150 лет Бабиновский тракт был главной дорогой из России в Сибирь, а Растесс - ее важным перевалочным пунктом. Через него скакали гонцы, доставляющие жителям Сибири царские указы, проезжали крестьяне, ищущие для себя лучшей доли в Уральских краях, и научные экспедиции, отправляющиеся на восток за новыми открытиями.

В 1763 году был построен Сибирско-Московский тракт, и о старой дороге забыли. Однако и тогда деревня не опустела. А когда в XIX веке в ее окрестностях нашли крупные залежи золота и платины, Растесс даже пережил новый расцвет.

Местные жители были заняты в разработке золотоносных и платиновых руд, многие стали довольно состоятельными людьми, а некоторые и вовсе разбогатели. Добыча драгоценных металлов продолжалась ими до последних дней, пока в 50-х годах XX века деревня таинственным образом внезапно не опустела.


Деревенские аномалии

Что именно произошло в середине минувшего века - до сих пор не известно. Уже нет в живых свидетелей, которые смогли бы пролить свет на случившееся. О таинственном исчезновении целой деревни говорят только несколько правдивых фактов и неимоверное количество слухов и домыслов.

По свидетельствам редких туристов и джиперов, все еще иногда путешествующих по старинному Бабиновскому тракту, над поселком не раз наблюдались аномалии. Люди видели идущие в небо столбы света из-за гор, барражирующие над поселком НЛО, странные огни, блуждающие среди деревьев. А иногда темной безлунной ночью откуда-то доносился страшный шепот, леденящий кровь в жилах. Однако случаев, описывающих всю эту «чертовщину» во всех подробностях, практически не встретишь.

О еще одной таинственной легенде говорят жители Кытлыма - ближайшего от Растесса населенного пункта. По их словам все сельчане в один момент куда-то пропали, бросив имущество, скот и дома. Не нашлось ни единой подсказки, куда могла бы загадочно исчезнуть целая деревня.

Некоторое объяснение случившемуся дала жительница города Миасса Юлия Киреева, семья которой долгое время проживала в поселке золотодобытчиков. Из воспоминаний ее родственников складывается следующая версия загадочных событий, которые в полной мере развенчивают один из мифов о Растессе.

Причины его исчезновения гораздо проще и банальнее. Некогда процветающая деревня стала угасать после того, как был закрыт продовольственный магазин. Чтобы совсем не остаться без продуктов питания и нужных вещей, ее жителям приходилось по бездорожью добираться до поселка Тылай, расположенного за несколько километров. Это было довольно сложное путешествие, напоминающее настоящую экспедицию.

Такие трудные и изнурительные походы стали причиной того, что многие растессчане пытались продать свой дом и переехать куда-нибудь поближе к благам цивилизации. Не у всех это получалось, поэтому люди брали с собой только все самое необходимое, а дом и остальное нажитое имущество бросали.

По другой версии, причиной того, что деревня загадочно опустела, стало вольное поселение заключенных, появившееся неподалеку. Известно, что спецконтингент в таких колониях может свободно перемещаться, не обременен режимом и чувствует себя довольно вольготно.

Обитатели колонии доставляли сельчанам немало хлопот: грабили дома тех, кто уходил на заработки в соседние поселки, раскапывали могилы, пытаясь найти в них золото. Именно лишенные свободы люди стали наведываться в Растесс с разбойными нападениями и явились последней каплей в сложившейся ситуации.

Эти и некоторые другие причины стали поводом для того, чтобы последние жители покинули поселок. Он получил статус заброшенного, и сегодня вряд ли найдется повод, чтобы реанимировать это заросшее место с остатками нескольких развалившихся домов и старым захоронением.

Карта

Координаты: 59°25’20″N 58°45’55″E

Галерея




В Свердловской области есть довольно интересное для любителей пощекотать нервы место - покинутый посёлок Растесс. Местные жители утверждают, что в том месте регулярно появляются НЛО и снежный человек, а на близлежащем кладбище полно разрытых могил. Те немногие, кто отважился посетить брошенный населённый пункт, возвращаться туда желанием не горит. Так что же происходит в загадочном месте Растесс?

Посёлок находится в центре стратегически важной Бабиновской дороги - основанная в XVI веке, она соединяет Соликамск и Верхотурье. В течение нескольких столетий магистраль являлась важнейшей артерией, связывавшей Европейскую и Азиатскую части России. Но затем был открыт Сибирско-Московский тракт, и Бабиновская дорога быстро оказалась никому не нужной. Первое же упоминание о посёлке Растессе в «Дозорной книге Тараканова» относится к первой половине XVII века. Вскоре, к середине столетия, Растесс насчитывал уже порядка сорока дворов - по тем меркам это считалось довольно крупным поселением. Проживавшие там вскоре оказались заняты золотодобычей, которая продолжалась вплоть до консервации посёлка.

Настали советские времена. В один прекрасный день все жители Расстеса вдруг ушли из посёлка, бросив все вещи и всё нажитое имущество. Одна из местных жительниц, чья семья долго проживала в Расстесе, не видит, однако, в этом ничего аномального - с закрытием там магазина продовольствия людям приходилось идти за продуктами в соседний посёлок, до которого было несколько километров. Довольно небольшое расстояние, если бы не бездорожье, превращавшее банальный поход за хлебом в настоящее испытание. В итоге многие стали продавать свои вещи, чтобы перебраться поближе к благам цивилизации. Те, кто не смог разжиться на продаже своего имущества, просто бросали его и уходили налегке. Оставшимся же жителям досаждали мародёры - выходцы из местной колонии-поселения, имевшие право иногда выходить за её пределы.

Выходками заключённых также объясняют разграбление могил - они думали, что в старинных склепах могут лежать ценные вещи, но вскоре разочаровались, находя там нехитрый и изрядно устаревший скарб.

Тем не менее, ореол мистики в Ростессе всё же имеется. По рассказам местных жителей, незадолго до начала Великой Отечественной войны из реки вдруг стали слышаться странные песнопения, которые, недолго думая, тут же приписали русалкам. Спустя месяц началась война, но многие успели подготовиться к ней, закупившись продовольствием. Загадка услышанных песен так и не была раскрыта.

В заключение хочется отметить, что даже если по ночам сюда не прилетают НЛО и не забредает йети, то весьма интересно посетить брошенные дома с нетронутым имуществом, а также наведаться на кладбище - разрытые могилы с выброшенными наружу останками выглядят весьма впечатляюще. Единственным минусом может послужить хроническое бездорожье, а также удалённость от людных мест, но любителей экстремального отдыха не остановит даже это.

В Свердловской области, на берегу небольшой речки Кырья, есть заброшенная деревня Растесс. В ней вот уже более шестидесяти лет никто не живёт. Дома обветшали, а дворы и улицы давно заросли травой и сорняками. Однако охотники и путешественники до сих пор опасливо стараются обходить деревню стороной, ведь в 1950-х годах всё её население посреди повседневной суеты бесследно пропало неведомо куда.

Поселение на Бабиновском тракте

Растесс был основан в конце XVI века, вскоре после падения Сибирского ханства. Борис Годунов, шурин слабоумного царя Фёдора I Иоанновича и фактический правитель русского государства, хорошо понимал, какую выгоду страна может получить от освоения новых земель. Поэтому он добился подписания царского указа, согласно которому было начато строительство удобной дороги для путешествий из Европы в Азию. Путь этот, по фамилии человека, предложившего, а затем и осуществившего его строительство, был назван Бабиновским трактом.

Посадский человек Артемий Сафронович Бабинов, воплотивший в жизнь собственный проект, не только проложил дорогу длиной 260 вёрст, но и основал на всем её протяжении населённые пункты, которые должны были обслуживать тракт и осуществлять защиту путешествующих по нему людей. Одним из таких поселений и стал Растесский караул, позднее - деревня Растесс. Название её восходит к устаревшей форме слова «просека», ведь первыми жителями поселения были лесорубы, валившие лес для прокладки Бабиновского тракта. В Растессе путники останавливались на отдых, а ямщики меняли лошадей. В посёлке была православная церковь, волостное правление, церковноприходская школа, позже появилась метеостанция.

На протяжении полутора столетий Бабиновский тракт был единственным сухопутным маршрутом, соединявшим европейскую часть России с азиатской. По этой дороге доставлялись царские указы, денежные средства, почта, по ней проезжали посольские делегации и научные экспедиции. В середине XVIII века были построены новые дороги в Сибирь, южнее Бабиновской. Со временем её совсем закрыли. Растесс не захирел лишь благодаря тому, что неподалёку от него стали разрабатываться золотые и платиновые прииски. На них жители заметно улучшили своё благосостояние, о чём красноречиво свидетельствуют совсем не деревенского типа мраморные надгробия на местном кладбище.

К середине XX века Растесс представлял собой деревню, в которой жило порядка 500 человек. Но эра процветания осталась позади. Многие жители были вынуждены уходить на заработки в соседние поселения, откуда возвращались домой только на выходные дни. Неподалёку появилось вольное поселение заключённых, которые неоднократно в надежде найти золото раскапывали могилы на растессовском кладбище и грабили дома местных жителей.

Книга на лавочке

Однажды жители соседней деревни Кытлым, находящейся примерно в 20 километрах от Растесса, заметили, что соседи давненько не бывали у них в гостях, да и в районном центре они их почему-то последнее время не встречали. Кытлымцы собрали отряд мужиков, которые на автомобилях отправились в соседнюю деревню выяснить, что там произошло. В Растессе разведчиков прежде всего поразила какая-то особая тишина. Все дома стояли на месте, во многих дворах паслась птица, а скотина стояла в хлевах. При этом они заметили, что коровы и свиньи были неухоженными и несколько похудевшими, как будто их не кормили несколько дней.

Во всей деревне не удалось найти ни единого человека. Поражало и то, в каком состоянии остались дома. Во многих из них были открыты окна и не заперты входные двери. Содержимое домов оставалось нетронутым. В некоторых остались накрытые обеденные столы. На лавочке около одного из домов осталась раскрытая книга, словно читавший её человек решил отвлечься буквально на минутку. Все говорило о массовом исчезновении людей при загадочных обстоятельствах.

Больше же всего разведчиков испугало то, что все могилы на деревенском кладбище были разрыты, словно покойники решили покинуть Растесс вместе с живыми.

После возвращения разведчики из Кытлыма решили обратиться в правоохранительные органы. Первым делом подозрения, разумеется, пали на беспокойных соседей Растесса в лице зэков из вольного поселения или каких-либо ещё беглых уголовников. Однако эта материалистическая версия ничем не подтверждалась: никаких следов крови, столкновений, вообще ничего, намекающего на подобное. Зато жители Кытлыма вспомнили, что растессовцы, когда те в последний раз с ними общались, были обеспокоены каким-то «странным светом в небе». Вспомнили и о некоей семье, над которой жители Растесса посмеивались: той постоянно чудились то русалки, то всякая нечисть, то «летающие тарелки». Посмеиваться-то посмеивались, но и сами порой рассказывали о неведомо откуда исходящем шёпоте по ночам, от которого накатывает ужас и леденеет в жилах кровь. Да и нечисть в тех местах вроде бы пошаливала с давних пор.

Словом, о Растессе стали говорить страшное. Первое время туда ещё наведывались любопытствующие. В обезлюдевшей деревне они несколько раз наблюдали необычные огни и слышали странные, необъяснимые звуки. Сведения об этом сохранились в старых документах следствия. Опустевшую деревню стали обходить стороной, считая её проклятой и неблагополучной. Туда даже отказывались провожать туристов, исследователей, уфологов и прочих любителей паранормального. В течение последних 30 лет из тех мест неоднократно поступали сообщения о якобы наблюдавшихся там НЛО и необъяснимых световых лучах. Среди населения близлежащих поселков ходит множество легенд и мифических историй о нечистой силе окрестностей Растесса.

Чужих Растесс не пускает

На сегодняшний день от сгинувшей деревни мало что осталось: три заброшенных полуразвалившихся дома в заросшем бурьяном и травой поле, да разбросанные среди них бревна. На окраине есть одно старое захоронение, рядом с которым стоят две чугунные плиты с эпитафиями и один мраморный камень. Все могилы на кладбище действительно вырыты, но теперь зачастую считают, что это сделали уже после таинственных событий искатели сокровищ. Окружающая же местность представляет собой заболоченное поле, изрытое ямами и руслами ручьёв. Некое оживление в этот унылый пейзаж вносит разве что частично сохранившаяся старая дорога, которую охотники и путешественники избегают из-за суеверий.

Разгадать тайну пропавшей деревни пытались многие исследователи, но подавляющее большинство экспедиций до сих пор преследуют необъяснимые неудачи. Цепочка мелких или крупных неудач и обстоятельств вынуждает даже хорошо подготовленных людей поворачивать назад. Растесс не пускает чужих. Пермский исследователь Алексей Фаткулин - один из немногих, кому с экспедицией удалось добраться до сгинувшей деревни. Он считает, что из таких мест не следует ничего забирать - ведь никто не знает, какой энергетикой могут обладать предметы, брошенные в таких зонах. В Растессе, по словам Фаткулина, его не покидало странное чувство, будто кроме его группы рядом есть ещё кто-то.

Фаткулин делился своими впечатлениями с телевизионщиками с REN-TV: «Туда никогда не удаётся доехать с первого раза. Сколько раз мы ни пытались, всегда происходят какие-то проблемы: либо ломается машина, либо резко портится погода, начинается гроза на всю ночь, и мы застреваем. Однажды сломались две машины и началась жуткая гроза, с двух до шести утра были молнии, зарницы. Там рядом находятся горы и получается, что молния бьёт как будто рядом с тобой… Само место такое, что ты, когда идёшь по нему, чувствуешь, как будто на тебя кто-то постоянно смотрит, хотя и понимаешь, что никого нет, что там давно все брошено».

История уральской деревни не уникальна. При столь же загадочных обстоятельствах ещё в XVI веке аналогично исчезла английская колония Роанок в Северной Америке. И дома там тоже выглядели так, словно люди отлучились на минутку и не вернулись. В 1930 году в Канаде сгинула деревня эскимосского племени, располагавшаяся на берегу озера Анджикуни. Ни власти страны, ни специалисты в области аномальных явлений до сих пор не разгадали эту загадку. А в Индии однажды и вовсе пропали жители сразу 85 мелких деревушек, располагавшихся в пустыне Тар. Сначала исчезли те, кто жил в населённом пункте под названием Кулдхара на границе с Пакистаном, а затем ещё 84 близлежащие деревни. Индийцы верят, что место это навеки проклято.

Один из самых загадочных сюжетов американской истории связан с исчезновением колонии Роанок в XVI веке – эта тема легла в основу нескольких книг и голливудских фильмов ужасов. Аналогичные случаи в России имели не столь шумную огласку. Речь идёт, например, о таинственной пропаже в 1977 году жителей деревни Растесс в Свердловской области.

Рассказ соседей

Деревня Растесс возникла как один из караулов Бабиновского тракта, по которому в царское время путешествовали из европейской части страны в Сибирь. В конце XVIII века тракт был закрыт, и Растесс утратил свое транспортное значение. Однако жизнь здесь не угасла. В эпоху брежневского «застоя» поселение насчитывало около 120 человек – и вдруг все они пропали.
Однажды жители посёлка Кытлым, обеспокоенные тем, что давно не видели никого из растессовцев, решили их навестить. Добравшись до Растесса, несколько мужчин увидели, что дома стоят, как будто оставленные только вчера. Внутри сохранились мебель и иконы, на столах стояли тарелки с недоеденной едой. По деревне ходили куры и прочая скотина, однако не было ни одного жителя. При этом каких-то следов, свидетельствующих о том, что деревня пережила внезапное нападение, не обнаружилось. Самое страшное зрелище открылось на местном кладбище – кто-то раскопал могилы расстессовцев.
За прошедшие 42 года заброшенные дома обветшали и разрушились. Всё, что ныне осталось от Растесса – болото, на котором кое-где встречаются гнилые брёвна. Деревня и судьба её жителей отошли в область преданий и легенд. Так что же произошло с пропавшими расстессовцами?

Версия 1: фантастическая

То, что рассказывают жители соседних с Растессом поселений, больше похоже на сказку. Якобы ещё до прихода русских колонистов в уральских лесах обитало некое племя колдунов, которые стали тяготиться новыми соседями и мстить им. Случалось, например, что растессовец, возвратившись из леса, выглядел как загипнотизированный и не мог даже войти в дверь своего дома. Колдуны, согласно этой версии, и увели всех селян для проведения каких-то тайных ритуалов. Скептики, впрочем, склонны объяснять подобные истории пьянством местных жителей, которые настолько крепко прикладывались к бутылке, что путали окна и двери.
Однако местность в районе Растесса по сей день пользуется дурной славой у охотников, которые говорят о различных аномалиях. Якобы среди болот раздаётся пение, в небе над заброшенной деревней наблюдаются странные свечения, а в окрестных лесах бродит снежный человек.

Версия 2: криминальная

Неподалёку от Растесса в советское время существовала колония-поселение, и заключённые нередко тревожили жителей деревни. Есть предположение, что на селян напала группа зэков. На кладбище эти люди могли искать золотые предметы и украшения. Дело в том, что золото и платина в окрестностях реки Кырья добывались еще с XIX века, и многие жители Растесса сделали на приисках целое состояние. Однако теория о нападении зеков не объясняет, куда делись тела убитых жителей.

Версия 3: обыденная

Наконец, третья версия основана на свидетельстве бывших жителей Растесса, переехавших в другие населённые пункты. В беседе с журналистами в 2017 году пенсионерка Людмила Половникова, живущая ныне в Кытлыме, уверяла, что деревня «вымерла» естественным образом. Жители разъехались из неё кто куда, и это случилось вовсе не в один момент. Свидетели попросту исказили факты. Мебель и вещи растессовцы действительно не взяли с собой, как и скотину, просто потому, что организовать их перевозку из деревни было достаточно сложно.
Деревня опустела по тем же причинам, что и множество других сельских поселений России. В Растессе отсутствовала инфраструктура – чтобы купить хлеб в магазине, приходилось идти пешком несколько километров. Затем в деревне закрыли школу и медпункт. «Средневековый» уклад жизни мало кого устраивал, и деревня обезлюдела. Кроме того, зеки действительно представляли проблему для селян. Они периодически устраивали побеги и грабили местных жителей. Последней «каплей» могло стать разорение уголовниками кладбища, после которого оставшиеся растессовцы, испугавшись, поспешили уехать.

Свердловская деревня Растесс уже пятьдесят лет наводит жути на уральцев. По легенде, село исчезло в один момент. Соседи давно не видели никого из Растесса и отправили туда нескольких крепких мужиков проверить, все ли в порядке. Обратно сельчане вернулись бледные и перепуганные. «В деревне не осталось ни одного жителя, - говорили они. - При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга, раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется».

Еще один шок ждал соседских мужиков на деревенском кладбище: могилы были раскопаны… Спустя полвека журналисты «КП » провели свое расследование и выяснили, что же произошло в загадочной деревне на самом деле…

«КОЛДУНЫ ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ!»

Рядом с Растессом колдуны всегда жили. Говорят, они там обосновались в 15 веке, еще до того, как проложили Бабиновский тракт, который вел из центральной России в Сибирь . На этом тракте-то и возникло село Растесс. Но колдуны всегда недолюбливали пришлых людей, обосновавшихся на их территории…

Мы сидим на уютной кухне у жителя села Павда Владимир Ильиченко . От руин Растесса до Павды 25 километров. Мы остановились здесь, чтобы узнать у местных, как лучше добраться до развалин.

«Хотим разгадать тайну исчезновения», - дружелюбно тараторили мы аборигенам. Но те лишь отмахивались и крутили пальцем у виска. Мол, жить что ли надоело. Лишь Владимир Петрович проявил гостеприимство. Пригласил погреться к себе домой. Но только мы отхлебнули горячего чая с душистым малиновым вареньем, у старика в ход пошли «байки из склепа».

Какой-нибудь житель Растесса пойдет в лес, набредет на это колдовское племя, те ему мысли запудрят. Человек вернется к своему дому, а внутрь зайти не может, ходит вокруг, а дверь как будто не видит. Гипнотизировали, видимо. Мне это бабка рассказывала! Мне кажется, колдуны и похитили весь Растесс для своих обрядов.


Мы благодарим за полдник и спешно собираемся в дорогу. Ну какие колдуны? 21 век на дворе. А нам вдогонку продолжают нестись «неизданные сказки братьев Гримм »:

Если вдруг услышите заунывное пение, закройте уши. Это русалки могут с реки петь. Иногда они по несколько суток поют, беду кликают…

ПРИЕХАЛИ

Ну и чего сидим? Берем рюкзаки и вперед пешком. Дальше мы точно не проедем, - мрачно улыбается наш водитель, когда наша Skoda увязла в грязевом месиве.

Мы в 500 километрах от Екатеринбурга . Самая окраина Свердловской области. Вокруг недружелюбный лес, под ногами – снежное болото, по которому с трудом удается передвигаться, а вокруг - ни души. Тут невольно начинаешь верить в байки старика из Павды. Прислушиваемся и вздрагиваем. Рядом кто-то поет… Пронесло! Это наш водитель затянул «Березы» группы «Любэ».

Вздрагивая от каждого шороха, мы все-таки умудрились пройти нужные километры. Мы вроде бы уже должны быть в заброшенном Растессе. Но мы стоим посреди поля! И ни колдунов, ни русалок вокруг. Хотя в минус пять последние, пожалуй, недееспособны.

А, может, дед Владимир правду говорил, - испуганно крестится водитель. – Может, это колдуны заставили нас заблудиться?!

Вдруг сзади раздается зычное: «Эй вы». «Точно колдуны нашли!», - в ужасе переглядываемся мы.

Ребята, вы чего здесь бродите? – приближается к нам мужчина, с головы до пят одетый в камуфляж. – Я – Сергей. Лесничий.

Когда мы делимся с новым знакомым своим редакционным заданием, тот сочувственно улыбается:

Вот ваш Растесс. Мы сейчас прямо стоим на месте села. За полвека камня на камне не осталось. Хотя какие здесь камни. Все постройки деревянные были.

Ну, а вы-то как думаете – куда все местные жители делись? Правда исчезли? – интересуемся мы.

А кто вам сказал, что исчезли все? Я лично знаю одну женщину из Растесса. Жива-здорова. Живет в городке Кытлыме . Тут недалеко. Километров 20. Навестите ее!

«МОГИЛЫ РАСКОПАЛИ БЕГЛЫЕ ЗЕКИ»

Ребята, вы даже не представляете, как мне обидно за Растесс, - встречает нас 65-летняя Людмила Половникова . – Ох уж эти россказни туристов. Никто в нашем селе не исчезал.

И колдуны в лесах не жили? – разочарованно вздыхаем мы.

Я вас умоляю, - смеется старушка. – Хотя «черти» к нам иногда захаживали. Мы так беглых зеков называли. Рядом с поселком после прихода коммунистов к власти построили колонию. И, случалось, оттуда сбегали всякие бандиты. А у нас ведь золото добывали в Растессе. Вот беглецы первым делом к нам и шли – грабили себе на новую жизнь.

Многие семьи как раз и уехали из-за заключенных. Среди зэков почему-то пошел слух: в Растессе так много золота, что местные когда хоронят людей, даже кладут золото в гроб. Вот эти скрывающиеся отморозки и перерыли однажды все кладбище. Разумеется, это испугало местных жителей, и они уехали.

Из бывших жителей Растесса Людмила Анатольевна поддерживает отношения лишь со своей подругой детства Верой Поповой . Мы с ней встречаемся на ее нынешней малой родине, в Краснотурьинске .

Помню времена, когда в Растессе было больше тридцати домов, - вздыхает Вера Михайловна. - Жили большими семьями, всегда все было живо, весело. Проблемы стали возникать постепенно. Школа, в которой раньше учили до седьмого класса, перешла на режим начальной. Родителей это, понятно, не устроило, и они стали возить детей в соседний поселок Тылай. Когда детей стали увозить учиться в другие села, поселок заметно опустел. А дальше посыпались неприятности: школу закрыли окончательно, затем исчезли клуб и медпункт… Точкой кипения для растессовцев стало закрытие единственного магазина. В нем брали все самое необходимое: сахар, муку, иногда конфеты. Когда магазин закрыли все стали массово оттуда уезжать. А что там делать? Сами посудите: ни больницы, ни магазина, ни школы, только зэки как к себе домой шастают.

- Почему жители Растесса не взяли с собой вещи во время переселения? - недоумеваем мы.

Сами подумайте, а кто с собой по бездорожью мебель потащит? - хмыкает Вера Михайловна. - Вот иконы, да, жалко: у кого-то образов много было, и взять все не удалось.

- А кто мог придумать легенду об исчезнувшем Растессе?

Да кто угодно! Мужики из соседнего села вполне могли быть настоящими: например, они видели деревню еще цветущей, а тут пришли и наткнулись на пустые дома. Если был среди них знаток местного фольклора, он легко мог нафантазировать, что все жители исчезли. Слухи в деревнях распространяются мгновенно. А потом, наверное, зашли какие-нибудь туристы. И понеслась дурная слава о поселке по России. Растесс наши предки назвали в честь Бабиновского тракта. Люди тогда говорили, что они «растесывают леса», то есть прокладывают дорогу. Вот и эта легенда проложила себе дорогу на долгие годы вперед.