Разница между купе и св. Всё о вагонах СВ — как расшифровывается и что это такое в поезде, фото и другие материалы

Что такое СВ вагон и какими преимуществами он обладает? Этот вопрос интересует многих пассажиров РЖД, ведь каждый из нас желает путешествовать в максимально комфортных условиях.

Что такое СВ в поезде РЖД? Согласно общепринятой формулировке это спальный вагон, состоящий из девяти одно-, двух- или трехместных купе и предназначенный для перевозки 18 пассажиров.

Его главной характерной особенностью является повышенный уровень комфорта.

Первые СВ-вагоны появились еще в 1867 году. Их изобретателем является известный американский инженер Дж. Пульман. Именно он впервые представил общественности пассажирские сидения, способные превращаться в удобные лежаки.

До этого все места в поездах были исключительно сидячими и, к тому же, довольно жесткими.

Что входит в СВ вагон? Помимо более удобных спальных мест СВ имеет несколько важных преимуществ:

Стоит отметить и внутреннее убранство таких вагонов – оно отличается солидностью и приятным внешним видом.

В фирменных поездах РЖД оборудование спальных вагонов и набор предоставляемых услуг могут слегка отличаться.

Естественно, повышенные удобства не могли не отразиться на стоимости поездки . В 2019 году ее можно сопоставить с ценой авиа билета в эконом-классе (при равнозначных маршрутах).

Классификация спальных вагонов

Все СВ, обеспечивающие внутренние пассажирские перевозки, делятся на несколько классов обслуживания. Последние определяют не только список предоставляемых услуг, но и общую компоновку вагона.

Чтобы понять, как расшифровывается та или иная аббревиатура, воспользуйтесь этой подсказкой:

Бизнес-класс

Места в СВ бизнес-класса предоставляются фирменными поездами российского пассажирского ж/д перевозчика ЗАО «ТКС». Услуги включают в себя:
  • Систему кондиционирования;
  • Выдачу гигиенических принадлежностей – расческа, бумажные и гигиенические салфетки, зубная щетка и паста, крем и рожок для обуви;
  • Питание на всем пути следования (завтрак и ужин);
  • Свежую прессу;
  • Напитки – минеральная вода, чай, шоколад, кофе;
  • Постельное белье;
  • Плазменный телевизор;
  • Тапочки;
  • Wi-Fi;
  • Сейф (для доступа используется магнитная карта);
  • Индивидуальные розетки питания для ноутбуков и мобильных устройств.

Покупка билета в вагон бизнес-класса предполагает выкуп всего купе целиком (стоимость билета устанавливается именно из этого расчета).

Спальный вагон класса VIP

Места в СВ класса 1Е предоставляются в скоростных поездах «Стриж» на маршрутах «Москва – Берлин» и «Москва – Нижний Новгород».

В набор услуг входят:

  • Система кондиционирования воздуха;
  • Круглосуточная охрана;
  • Видеонаблюдение;
  • Дорожный комплект санитарно-гигиенических средств;
  • Биотуалет;
  • Умывальник;
  • Плазменный телевизор;
  • Индивидуальные розетки;
  • Сейф с несколькими ключами;
  • Напитки и питьевая вода;
  • Питание;
  • Постельное белье;
  • Тапки;
  • Средства для ухода за обувью.

При покупке билета в СВ класса 1Е пассажир должен выкупить все купе.

Аналог класса 1Е или 1Б со сниженной ценой

Билет в такой вагон нельзя купить заблаговременно. Это «горячее предложение» от РЖД выбрасывают в продажу только в одном случае – когда на каком-то маршруте в спальном вагоне остается много свободных купе.

Покупка билета с СВ класса 1Э подразумевает выкуп только одного пассажирского места.

Уровень комфорта класса 1Б, но с минимальным набором дополнительных услуг

Условия обслуживания в вагонах 1У соответствуют первому классу, но все дополнительные услуги (кроме постельного белья) пассажир приобретает отдельно.

Спальный вагон без дополнительных услуг

Самый простой вариант среди всех спальных вагонов. Предоставляет базовый набор услуг (за исключением биотуалета). Все остальное можно оплатить на месте и по желанию.

РИЦ

Аналог СВ, встречающийся только в международных поездах. Отличается наличием верхней и нижней полки. Уровень комфорта соответствует классу 1Б.

Еще одной дополнительной услугой, распространяющейся на все классы СВ, является возможность перевозки контейнеров с мелкими домашними животными.

СВ vs вагон-купе

Чем отличается СВ вагон от купе? Главным фактором, отличающим закрытый купейный вагон ІІ класса от спального, является не только уровень комфорта, но и количество пассажиров.

Если с одним попутчиком еще можно найти общий язык, то шумная компания из 3 человек может превратить поездку в тяжелое испытание. К тому же в купейных вагонах нет кнопки вызова проводника.

Чем СВ вагон отличается от Люкса? Последний пусть на немного, но все-таки превзошел классы СВ по комфорту.

Что же предлагают в Люксе:

Люкс – это отдельный вагон, обладающий наивысшими условиями комфорта и предназначенный для перевозки определенной группы пассажиров (политиков, звезд и других VIP-персон).

Посторонним запрещен вход в подобные вагоны, поэтому появление случайных попутчиков здесь полностью исключено.

Теперь вы знаете, что значит СВ вагон и сумеете подобрать для себя максимально комфортные условия. К тому же в последнее время руководство РЖД активно практикует систему скидок, призванную увеличить число билетных продаж.

К примеру, сейчас при покупке билетов за 2 месяца до отправления можно получить 40% скидку.

Интересный фотоотчет о поездке на одном из первых рейсов двухэтажных поездов. Смотрим далее, как все устроено внутри таких двухэтажных вагонов поездов и читаем комментарии о такой поездке далее.

Тест-драйв поезда начался 2 ноября в 07:50 мск от первой платформы Казанского вокзала столицы.

Страшно ли мне было? Очень страшно, т.к. такое понапишут, что аж жуть порой берет.
Да и не молод я уже для таких испытаний-)

Вагоны российские, и сделаны на «Тверском вагоностроительном заводе».
Билет у меня на втором этаже и, кто знал, вдруг во время движения я провалюсь куда-нибудь с вещами…



Зашел и обомлел! Первая мысль была - я ошибся поездом.
На секунду показалось, что я в Европе и на маршруте «Париж – Ницца», а не «Москва – Адлер».
Это с каких таких пор в России стали делать такие вагоны?

В преддверии Олимпийских игр на Тверском вагоностроительном заводе были закуплены
50 двухэтажных вагонов: 38 купейных, по четыре СВ, купейных штабных и вагона-ресторана.
Из них сформировали три состава, которые будут ходить до Адлера с остановками в Рязани,
Воронеже, Ростове, Краснодаре и Сочи.

Билет в Купе мне обошелся в 3206 рублей. Благодаря увеличению количества мест
в вагоне удалось снизить стоимость проезда в вагонах купе и СВ.

А вот и купе, в котором мне предстоит проехать 25 часов 19 минут.
В нем отсутствует верхняя багажная полка, но мой немаленький чемодан успешно поместился вниз.

В купе имеются индивидуальные электрические розетки
для зарядки мобильного телефона или ноутбука. Две штуки!

В стоимость проезда включены: постельное белье, предоставление питьевой воды
в пути следования, санитарно-гигиенические наборы и пресса.

Весь поезд забит под завязку - свободных мест нет. Мой озорной сосед Вова!-)

Вагон сделан по высоким европейским стандартам с использованием новых технологий,
оборудования и материалов - светло, чисто, удобно,

Бесплатный санитарно-гигиенический набор

Будете удивлены, но в стоимость билета включен сухой паек.
Пришлось "рисковать" здоровьем и тестировать. Выжил!
Все оказалось съедобным, хотя куриный паштет я бы заменил-)

Состав набора: вафли, крекер, джем, вода питьевая, паштет, майонез, горчица,
санитарно-гигиениченкий набор (салфетка бумажная, нож, вилка, лодка, соль, перец, сахар, зубочистка), сэндвич.

А вот и первая остановка

В составе поезда имеется и вагон ресторан.
На втором этаже - обеденный зал на 48-50 посетителей

На нижнем ярусе располагается кухня и бар

Тестировал ли я продукцию ресторана себе?

Конечно, тестировал. За 350 рублей я заказал бизнес-ланч из салата,
первого, второго, и напитка! И самое главное - выжил опять!

Прогуляемся по поезду

В двухместных купе (СВ) каждое посадочное место оборудовано ЖК-дисплеем для просмотра видеопрограмм.

В поезде есть Wi-Fi, но признаюсь, скорость у него оставляет желать лучшего.

Вы не ослепли - в каждом вагоне осуществляется раздельный сбор мусора!

Все вагоны оборудованы тремя биотуалетами, которыми можно пользоваться во время стоянок.
У кого-то читал такую статистику. В обычном купейном вагоне 36 мест и 2 туалета.
Получается 1 туалет на 18 пассажиров. В двухэтажном вагоне 64 места и 3 туалета - 1 туалет на 21 пассажира.
Якобы туалеты будут загруженнее на 15%.

Хочу возразить! При трех туалетах и полном вагоне ни разу за 25 часов не пришлось ждать очередь.
Всегда да был один свободный туалет. Автор статистики не учел, что туалеты работают во время стоянок.

В каждом вагоне есть система видеонаблюдения, система контроля, управления доступом
и охраны пассажирского поезда, а также система кондиционирования воздуха и отопления,
что обеспечивает комфортный микроклимат.

Не забыли и про людей с ограниченными возможностями.
В поезде есть специальное купе и подъемник для колясок

Пейзажи за окном.

Со второго этажа вид лучше!

В вагонах применена система компенсации вибрации,
что позволит пассажирам не испытывать неудобств при качании вагонов.
А фотографии при движении получаются четче-)

За окном показалось море - подъезжаем к Сочи

На каждой станции все стремятся сделать фото на память с первым двухэтажным поездом

Есть ли недостатки? Конечно, есть, - это отсутствие возможности
регулировать температуру воздуха в отдельно взятом купе
(подобное я встречал в Европе в вагонах Сименс).

Прибыли в Адлер. Обратите внимание на разницу в высоте вагонов.

Меня встретил пес-)

Очень красивый вокзал

Придется прощаться с поездом и рассказать вам про вокзал

Строительство вокзала в Адлере велось по образу и подобию востребованных
во всем мире интермодальных пассажирских транспортных узлов - хабов,
где пассажир может не только совершить пересадку или оставить багаж,
но и получить большой спектр дополнительных услуг - от приобретения свежей прессы
до гостиничного сервиса.

Общая площадь семи уровней терминала составляет почти 30 тыс. кв. м,
пропускная способность превышает 15 тыс. человек в час.

Внутри все блестит

Когда такие вокзалы будут в Москве?

Единовременно на вокзале могут разместиться около 2 тысяч пассажиров

В сутки новый терминал может обслужить 56 пар поездов дальнего и пригородного сообщения,
а сверх того - каждый час отсюда могут отправляться и прибывать четыре поезда-аэроэкспресса.

Здание вокзала состоит из трех частей: паркинг на 555 автомашин,
морская и городская части здания, а также соединяющий их конкорс (площадь, на которой сходятся несколько улиц)

Так что Якунин со своей задачей по дорогам к Олимпиаде справился.

Планируя длительную поездку в города России или ближнего зарубежья, многие люди делают непростой выбор между купе и СВ. Если стоимость между типами вагонов существенно различается, то уровень удобств вполне сопоставим. Попробуем тщательно разобраться в этом вопросе и понять, какой вариант больше подходит для непродолжительных и длительных передвижений.

Определение

СВ – это спальный вагон, предназначенный для пребывания 18 пассажиров (по 2 в каждом боксе), оснащённый дополнительным отсеком для проводника, а также 2 общими туалетами. Условия пребывания характеризуются высоким комфортом, интерьер выполнен в классическом стиле.

Купе – это тип вагона, промежуточного между плацкартой и СВ, характеризующегося как эконом-класс. Он рассчитан на 36 пассажиров, которые располагаются в 9 отдельных отсеках. Здесь предусмотрено 4 полки: по 2 верхних и нижних. Также в данном вагоне находится 2 туалета и отсек для 2 проводников.


Купе

Сравнение

Таким образом, главное отличие между указанными типами вагонов – в их целевом назначении. СВ изначально создавался для состоятельных пассажиров, которые хотят путешествовать со значительным комфортом. В отдельном отсеке, которых здесь 9, располагается по 2 полки – только места для отдыха. В купе – 4 полки (2 верхних и нижних), соответственно, он больше ориентирован на средний класс.

СВ отличается высоким комфортом, даже интерьер здесь выполнен в духе классики. В купе, несмотря на мягкие спинки над нижней полкой, наличие стола и зеркала, доминирует минимализм. Зато и цена такого места значительно ниже, чем у СВ: примерно в 2 раза. Если пассажир путешествует на нижней полке, то он не заметит особых отличий между указанными типами вагонов. Стоит отметить, что СВ может быть одно-, двух- или трёхместным, в то время как купе всегда рассчитано максимум на 4 пассажира.

Выводы сайт

  1. Количество пассажиров в вагоне и отсеке. Купе рассчитано на 36 человек, СВ – на 18.
  2. Количество полок. В купе находится 4 полки (2 верхних и 2 нижних), в СВ – только 2 (обе нижние).
  3. Интерьер. В купе доминирует минимализм, в СВ – классика.
  4. Условия пребывания. СВ более комфортен, чем купе, уровень обслуживания выше.
  5. Решение. Купе – классический вариант, всегда рассчитано на 4 места. СВ может быть 1, 2 или 3-местным, что зависит от типа вагона.
  6. Стоимость. По цене СВ примерно в 2 раза дороже купе.

Приобретая билет на поезд, у пассажиров могут возникнуть вопросы, касаемые трактовки буквенно-числового обозначения, указанного в талоне, как 2К или 1С. Сочетание символов может быть любым, как и информация, скрываемая за ними. Знать, что скрывается за таким сочетанием цифры и буквы – значит понимать, какой класс вагона имеется в виду и на какой перечень дополнительных услуг можно рассчитывать.

Мы рассмотрим маркировку вагонов, предложенную «Федеральной пассажирской компанией», но другие перевозчики вправе устанавливать ее по своему усмотрению.

Вагоны РИЦ

Такие вагоны присущи только международным поездам, преимущественно европейского направления. Отличаются габаритами и компоновкой пассажирских мест, могут ехать 2-3 человека.

В двухместных вагонах РИЦ маркировка и условия проезда соответствуют классу люкс.

Трёхместные вагоны относятся к 2И классу. В распоряжении пассажиров есть кресло и умывальник, полки расположены вертикально.

Общий вагон

3О - на нижней полке предусмотрена посадка сразу троих пассажиров. Биотуалет и кондиционирование воздуха могут быть не предусмотрены. Разрешён провоз мелкой живности.

3В - посадка как и в 3О, но места пассажиры выбирают сами.

Сидячий вагон

Для удобства проезда установлены специальные кресла. Уровень комфорта и сервиса отличается в зависимости от конкретного поезда.

1С, 2С, 3С - эта маркировка представлена во многих поездах (как в скорых пассажирских, так и в пригородных скоростных электричках), у каждого вида поезда свои особенности подобных вагонов. Чаще всего, в 1С и 2С предусмотрены кондиционеры, в 3С он бывает не всегда. Остальные нюансы зависят от конкретного состава.

1Р - сидячий двухэтажный вагон междугороднего сообщения. Из сервиса пассажиры могут рассчитывать на еду, газеты, плед, гигиенический дорожный набор.

1В - тот же сервис, что и у класса 1Р, разница только в том, что в 1В предусмотрено индивидуальное размещение пассажиров.

2Р - класс повышенной комфортности, есть современный биотуалет и кондиционирование воздуха, во время проезда пассажиры получают ланч-бокс.

2В, 3Ж - мягкие сидячие места. Никакой дополнительный сервис в стоимость не включён. Но в отличие от более высоких классов проезда, в 2В и 3Ж разрешён провоз домашних животных.

2Е - пассажирский вагон с сидячими местами и кондиционером. Современный санузел – редкость в данном классе.

Плацкарт

В этих вагонах насчитывается до 54 мест, где пассажиры едут на лежачих местах. Обычно такие пассажирские вагоны относят к третьему классу.

3Э - наличие современного санузла и кондиционера.

3Т - туалет может быть старого образца, но кондиционер есть всегда.

3Д - те же условия, как и в 3Т, но разрешён проезд с домашними животными.

3У - плацкарт с разрешением присутствия домашних питомцев, но кондиционера в нём может не оказаться.

3Л - стандартный плацкартный вагон. Кондиционер отсутствует, санузел старого образца.

У компании-перевозчика ЗАО «ТКС» в вагонах маркировки 3У установлены современные биотуалеты и кондиционирующие системы. В каждом отсеке есть розетки, ведётся видеонаблюдение в целях безопасности. В начале пути пассажиры получают постельные принадлежности и гигиенический набор. Провоз животных запрещён.

Купе

От плацкарта отличается тем, что 4 лежачих полки объединены в закрытые секции. Вместимость пассажиров – до 40 человек. Подобные условия проезда относятся ко второму классу комфорта. Постельные принадлежности всегда оплачиваются ещё при покупке билета.

2Э - купейный вагон повышенной комфортности с закрытыми купе по 4 пассажира в каждом, работают кондиционер и современный биотуалет. Питание, газеты, дорожный гигиенический оплачиваются при также при покупке проездного талона.

2Э - такая маркировка, присвоенная двухэтажным купейным вагонам, подразумевает те же условия проезда, что и в обычном 2Э, но пассажирам не выдаются гигиенический набор и пресса.

2Б - условия проезда соответствуют 2Э, но зачастую пассажирам приходится пользоваться санузлом старого образца.

2К - разрешён проезд с домашними питомцами, есть кондиционер и биотуалет. В стоимость билета включены только постельные принадлежности.

2У - схожие условия проезда с 2К, но биотуалета может не быть.

2Л - отсутствуют кондиционирование воздуха и биотуалет, разрешён провоз домашних животных.

У компании ЗАО «ТКС» есть также маркировка 2Т, которая говорит о том, что пассажиры могут рассчитывать на питание, напитки, дорожный гигиенический набор, прессу, постельное бельё, одноразовые тапочки. Душ, система кондиционирования воздуха, розетки, мониторы в каждом купе делают проезд ещё более комфортным. В некоторых секциях помимо прочего есть сейф. Купе делятся на общие, мужские и женские.

Люкс (СВ)

1Б - условия проезда приравнены к бизнес-классу. Во время проезда пассажир может рассчитывать на целый комплекс услуг: выдачу питания и напитков, гигиенических принадлежностей и прессы. Выкупается всё купе целиком. Разрешён провоз не крупных домашних питомцев.

1Э - особенности проезда такие же, как в 1Б, но можно купить даже одно место в отсеке.

1У - те же условия проезда, что в классе 1Б, но при покупке не оплачиваются дополнительные услуги.

1Л - то же, что 1У, но биотуалета может не оказаться.

Компания ЗАО «ТКС» в вагонах класса 1Б предусмотрела те же условия, что в соответствующем классе, описанном выше. Но помимо прочего в секциях есть розетки, сейф и телевизор для каждого места. В таких вагонах есть душ, биотуалет и кондиционер.

Мягкий вагон

1А - помимо четырёх купе в вагоне есть и салон-бар. Душ, умывальник, биотуалет и кресло находятся в каждом пассажирском отсеке. Места для пассажиров расположены одно над другим: верхняя полка имеет стандартные размеры, нижнее место в разложенном состоянии широкое – 120 см. В стоимость билета входят напитки, еда и печатные издания. Возможен выкуп только купе целиком, ехать могут два взрослых и один ребёнок до десяти лет. Разрешено присутствие домашних питомцев.

1И - те же условия, что у 1А, но в вагоне отсутствует бар, вместо него находится ещё одно купе.

1М - в вагонах этого разряда уже 6 купе, условия схожи с предыдущими классами.

1Г - это вагоны классов 1А, 1И или 1М, но в поездах межгосударственного сообщения. В вагоне насчитывается до 6 купе, в каждом из которых могут ехать до трёх человек – два взрослых и ребёнок или взрослый и 2 ребёнка.

От вагонов первого класса отличается более комфортными и просторными купе, общее число пассажиров в которых не превышает 12.

«Сапсан»

1Р - купе-переговорная, нельзя выкупить лишь часть мест. Обслуживание здесь будет по высшему разряду: прохладительные и горячие напитки, условия для проведения деловых встреч, сидения из кожи – всё это обеспечит максимальный комфорт пассажиров.

1В - посадочное место первого класса поезда «Сапсан». Сервис на таком же высочайшем уровне, что и в вагоне 1Р, но без переговорного пункта.

1С - подразумевает условия бизнес-класса. Удобное посадочное размещение с розетками, возможность убрать вещи в шкаф, напитки и горячее питание.

2С - подходит для экономных и непритязательных пассажиров. Есть варианты посадки у стола и без него. Предусмотрены вешалки для верхней одежды, наушники рядом с каждым креслом.

2В - класс вагонов «Экономический+» (10-й и 20-й вагоны). От 2С отличается широкими проходами, розеткой у каждого кресла, доступом к беспроводному интернету. Пассажиры во время следования получают ланч.

2E - вагон-бистро, предполагающий обеспечение пассажира питанием на сумму до 2000 рублей. Билет в вагоны этого класса можно приобрести в интернете не ранее, чем за 1 сутки до отправления.

Кондиционируется весь состав.

«Стриж»

1Е - СВ (VIP). Отдельное купе для одного или двух человек, путешествующих вместе. Есть возможность поднять верхнюю полку, а нижнюю трансформировать в 2 комфортных кресла. В распоряжении пассажиров находится санузел с душевой, несколько розеток, телевизор, сейф. Горячая еда и постельные принадлежности уже включены в стоимость билета. Возможен провоз домашних животных.

1Э - то же самое, что 1Е, но места можно покупать отдельно без обязательного выкупа купе целиком.

1Р - посадочные места в вагонах первого класса. Широкие проходы, мягкие сидения, еда, печатные издания и набор путешественника.

2С - чуть менее широкие проходы и отсутствие сервиса.

Все пассажиры данного состава получают чистую воду для питья, работают кондиционеры, индивидуальные розетки, биотуалеты. За порядком следят представители охраны.

Вагоны в поездах ОАО «РЖД» делятся на несколько типов, в зависимости от количества мест и уровня комфорта. Для большинства типов вагонов на Туту.ру есть схема мест.

Сидячий вагон

В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.

Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.

На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных и . При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.

Скоростной поезд «Стриж», вагон 1-го класса

Плацкартный вагон

Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.

Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.

В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.

Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.

В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.

Плацкартный вагон в фирменном поезде ОАО «РЖД»

Общий вагон

Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, в том числе и на нижних боковых. У такого вагона есть несколько серьезных недостатков.

Во-первых, плацкартные полки не приспособлены для долгого сидения — из-за отсутствия мягкой спинки и подголовника. Во-вторых, создается ощущение тесноты — нет подлокотников, разделяющих людей между собой. Наконец, в большинстве случаев, в общем вагоне все билеты продаются без места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.

Это наименее комфортный тип вагона, но зато и билет в него самый дешевый.

Купейный вагон

В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Бывают вагоны на 38 мест, где места 37-38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В общем коридоре есть откидные стульчики.

В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.

Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта. В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности. В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров.

Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины. Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.

Купе в вагоне частного перевозчика АО «ТКС»

Вагон люкс (СВ)

СВ — это спальный вагон. В нем от 8 до 10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Но есть люксы (СВ) с верхним и нижним местом, но в таком купе тоже всего 2 места. В стандартном люксе — 18 мест. Люкс (СВ) комфортнее купейного вагона, так как в нём нет верхних полок. На нижних полках есть мягкая спинка для сидения.

По уровню обслуживания СВ лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор. В зависимости от компании-перевозчика, пассажирам предоставляется разный набор услуг (питание, напитки, дорожный набор, пресса, белье). Например, у перевозчика АО «ТКС» качественные вагоны и высокий уровень сервиса.

Люкс (СВ) удобен для семейного или романтического путешествия, когда можно выкупить все купе. Главный недостаток СВ — цена проезда. Она обычно в 3-4 раза выше, чем в плацкарте и в 1,5-2 раза больше, чем в купе. Поездка в СВ обойдется дороже самолета на аналогичное расстояние.

Вагон люкс (СВ) частного перевозчика АО «ТКС»

Мягкий вагон

В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.

Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.

Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.

Интерьер мягкого вагона фирменного поезда «Гранд Экспресс».

Вагон международного сообщения с 4-местными купе

По уровню комфорта четырехместные купе на международных маршрутах аналогичны обычным купейным вагонам на территории РФ. Но за рубеж, как правило, ездят новые вагоны, поэтому в них есть много приятных мелочей (к примеру, табло с бегущей строкой в коридоре).

Еще купе в таком вагоне может превратиться в люкс, если поднять верхние полки. В зависимости от маршрута в вагоне может быть общий душ, в купе — кондиционер, индивидуальное освещение для каждого места и розетки.

Четырехместное купе в поезде Москва — Ницца. Фотография взята с сайта ОАО «РЖД»

Вагон международного сообщения с 3-местными купе

В некоторых поездах международного сообщения есть трехместные купе. Всего в таком вагоне 33 места. В купе все три спальных места расположены друг под другом с одной стороны. Такие купе могут использоваться как двухместные — средняя полка остается в поднятом положении.

По размеру они меньше 4-местных купе и могут показаться тесными. Когда в нем трое пассажиров, они все вместе вынуждены сидеть или лежать, так как сидеть с опущенной средней полкой невозможно. Поэтому вагоны с 3-местными купе сейчас используются очень редко.

Ехать в таком купе приятно только если выкупить вдвоем все три места и поднять среднюю полку. Из удобств в них могут быть (но есть не во всех купе) кресло, столик, умывальник и шкаф для одежды.