Сальваторе сальгадо. Генезис

Себастьян Сальгадо (Sebastiao Ribeiro Salgado) - бразильский документальный фотограф и один из крупнейших фотожурналистов в мире. За 40 лет он посетил более 100 стран, в объектив Сальгадо попадали бедствующие рабочие Южной Америки, голодающая Африка, жертвы войн и природных катастроф по всему миру. Устав в конце концов от человеческих страданий, фотограф увлекся экологией: сейчас он восстанавливает леса в Бразилии и снимает в основном природу.

Сальгадо родился 8 февраля 1944 года в бразильском муниципалитете Айморес, штат Минас-Жерайс. Он получил степень магистра по экономике в Университете Сан-Паулу и работал экономистом в компании "International Coffee Organization".

Но все изменилось в 1970 году, когда ему было уже 26 лет. По линии Всемирного банка Себастьян оказался в Африке, и происходящее там настолько его поразило, что он взялся за камеру. Первое время он делал любительские снимки и осваивал азы фотографии, но уже в 1973 году навсегда покончил с экономической карьерой и стал фоторепортером. И, как выяснилось, именно в репортажной и документальной фотографии Себастьян Сальгадо нашел свое истинное призвание: уже в 1979 году его приглашают работать в самое, пожалуй, знаменитое фотоагентство, MAGNUM PHOTOS . А в 1994 году он создал с женой собственное агентство - Amazonas Images .

Первые годы Себастьян работает над политическими обзорами и новостными репортажами, но вскоре переходит к главной теме своей профессиональной деятельности: социальным проблемам. В 1986 году выходит его первая книга «Другие Америки» (1986). В нее вошли сорок девять черно-белых фотографий снятые в период с 1977 по 1984 в Бразилии, Эквадоре, Боливии, Перу, Гватемале и Мексике. На снимках духовные и религиозные практики местного населения, измененные сельские пейзажи и семейная жизнь. Алан Райдинг (Alan Riding) , соавтор книги, писал: "Сальгадо выискивал потерянный уголки Северной и Южной Америк, по его снимкам легко составить представление о всем континенте. Философия жизни пойманная во взгляде; весь образ жизни застывший в данный момент…"

В 1984 году Себастьян Сальгадо начал работать с организацией «Врачи без границ» и на протяжении пятнадцати месяцев документировал нечеловеческие страдания беженцев в пустынном регионе Сахель в Африке в странах Чад, Эфиопия, Мали и Судане, где примерно один миллион человек умерли от недоедания и болезней. Как результат - два фотопроекта: «Сахель: человек в беде» (1986г.) и «Сахель: конец пути» (1988г.). Два этих проекта принесли Себастьяну Сальгадо мировую известность и признание коллег.

Затем были и другие проекты: о тяжелом положении рабочих, о проблемах международной миграции. В серии снимков "Рабочие" (1993-1997 годы) - в объективе фотографа оказывались люди тяжелого физического труда: сталевары, шахтеры, золотоискатели, строители.

В конце 1990-х годов Себастьян Сальгадо завершил проект «Исход» , посвященный людям, избежавшим геноцида. Насмотревшись на жестокость, он разочаровался в человечестве, и удалился в свой родной город Айморес.

«За шесть лет работы я насмотрелся на жестокость. А главное, практически потерял веру в возможность выживания рода человеческого. Потерял веру в людей» — признавался Сальгадо журналистам.

Айморес - уголок Бразилии, где располагался загородный дом его родителей, где он провел все свое детство. К тому времени лес вокруг дома практически полностью исчез, а земля покрылась эрозией и опустела. Родители передали ему право собственности на дом, и вместе с женой Лейлой Ваник , своей спутницей по жизни и работе, Себастьян Сальгадо решил собственными силами возродить хотя бы часть местного уникального атлантического леса.

Так родился проект «Земля» («Terra»), в ходе которого было уже посажено более 2 миллионов деревьев . Став свидетелем успешной реализации проекта, Сальгадо обрел новую энергию и вкус к жизни, он смог снова взять камеру и у него появилась идея нового проекта под названием «Бытие» («Genesis»).

Целью проекта было произвести своего рода творческую «инвентаризацию» того, что на нашей планете еще осталось в нетронутом, изначальном состоянии. Для этого проекта потребовалось два года подготовительной работы, восемь лет путешествий с фотокамерой — от Антарктики до Арктики, от Галапагосских островов до бассейна Амазонки. Он посетил пустыню Калахари в Южной Африке, джунгли Индонезии, Мадагаскар, прокатился по Сибири вместе с ненецкими упряжками и т.д. И еще два года ушло на то, чтобы издать собранный материал.

Сын фотографа Джулиано Рибейро Сальгадо (Juliano Ribeiro Salgado) и известный режиссёр Вим Вендерс (Wilhelm Ernst "Wim" Wenders - культовый режиссер и известный фотограф) сняли чувственный документальный фильм «Соль Земли» (The Salt Of The Earth), который запечатлел бразильского фотографа за работой над циклом «Бытие» .

Вим Вендерс следил за творчеством Себастьяна Сальгадо на протяжении 25 лет. Увлечение началось, когда он случайно купил два его снимка, а затем побывал на одной из выставок фотографа .

Вместе с Себастьяном Сальгадо съемочная группа фильма отправилась в самые дальние и загадочные места на Земле — в сердце Амазонии, джунгли Западного Папуа и болота региона Пантанал в Бразилии, на остров Врангеля в Северном Ледовитом океане.

Большую часть экранного времени фильма занимают фотографии, которые Себастьян делал на протяжении нескольких десятков лет, — статичные черно-белые кадры, из которых складывается портрет XX столетия. Портрет этот, как и само столетие - ужасает . Но в фильме есть и размышления Сальгадо том, что значит быть фотографом-документалистом, свидетелем жизни мира. Как, потеряв веру в человечество, обрести ее снова на лоне природы.

Посмотрите и убедитесь, насколько глубоко чувственным и эмоциональным может быть документальный фильм, который заставит вас задуматься о собственной жизни, о своем предназначении в мире и, возможно, что-то изменить.

18 февраля фотограф-документалист бразильского происхождения Себастьян Сальгадо выступил в московском Мультимедиа Арт Музее. Bird In Flight присутствовал на публичной лекции и записал истории Сальгадо: о том, как пришлось покидать Бразилию, как они с женой увлеклись коммунистическими идеями и чуть было не переехали в Советский Союз, и о том, как нужно академическое образование, которое наполнит фотографии смыслом.

Себастьян Сальгадо 71 год

Бразильский фотограф, фотожурналист, совместно с Лелией Ваник Сальгадо основатель агентства Amazonas Images в Париже, член агентства Magnum Photo с 1979 по 1994 год. Обладатель многочисленных наград за вклад в фотографию, дважды получал титул «Фотограф года» от Международного центра фотографии (International Center of Photography, Нью-Йорк). С 2001 года - посол доброй воли ЮНИСЕФ, почётный член Американской академии искусств и наук, награждён медалью столетия Королевского фотографического общества. Работа Себастио Сальгадо стала материалом для документального фильма «Соль земли», снятого в 2014 году Вимом Вендерсом совместно с сыном Сальгадо, Джулиано Рибейро Сальгадо. Жюри Каннского кинофестиваля отметило картину специальным призом.

В Бразилии, откуда мы с женой родом, царила диктатура, против которой мы выступали. В 1969 году, когда мне было 25 лет, а Лелии - 22, нам пришлось покинуть страну. Мы переехали во Францию. Я в то время учился на экономическом факультете, готовился защищать кандидатскую. Лелия была пианисткой, она замечательно играла произведения русских классиков, но незадолго до нашего отъезда случилась трагедия - умерли её родители. Она оставила музыку, начала изучать архитектуру и стала замечательным архитектором.

Мне больше не нравилась экономика. Мы собрались переезжать в Советский Союз, мечтали поступить в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, я хотел сменить профессию и стать инженером - я был хорошим математиком и учился в Париже в Школе экономики и статистики. Мы изучали марксизм, труды Ленина. Мы получили фантастическое образование. В 1970 году мы приехали в Прагу к одному чешскому коммунисту, чтобы он рассказал нам, как переехать в СССР и поступить в университет. Он сказал нам: «Ребята, вы молодые идеалисты, вы верите в коммунизм, но вы должны знать, что в Советском Союзе идеалов больше нет. Они не строят коммунизм, власть больше не принадлежит народу, её захватили аппаратчики, и если вы хотите бороться за счастье простых людей, то оставайтесь здесь и работайте с иммигрантами».

Россия для нас как для людей из третьего мира была особенно важна. Здесь произошла великая революция, а затем всё изменилось. Власть взяла олигархия. Но мы были молоды и не могли знать, что коммунизм исчезнет. Мы возлагали огромные надежды на Россию. Мы надеялись, что в этом обществе зародятся новые отношения между людьми, что это будет общество будущего, что Россия покажет, как человек может жить в более развитом мире.

Вот я думаю, что бы произошло, если бы я стал инженером? Буквально полчаса назад у дверей нашего отеля я встретил человека из Сенегала и спросил его: «Ну как же ты оказался здесь, в России?» Он ответил, что приехал учиться и остался жить. Подумать только: если бы я приехал учиться сюда, стал бы инженером и не был бы тем, кто я есть сейчас, - фотографом, а был бы просто российским стариком.

После того разговора с чешским коммунистом мы вернулись в Париж. Какое-то время спустя Лелии понадобилось купить фотоаппарат, чтобы снимать архитектуру. Тогда у меня впервые появилась возможность сделать кадр. Это был маленький фотоаппарат марки Pentax, и когда я впервые посмотрел в видоискатель, я понял, что жизнь может полностью измениться. Всё, что я считал прекрасным, что мне нравилось, что было важно для меня, я мог сделать материальным с помощью фотоаппарата. С этого момента фотография полностью увлекла меня, и два года спустя я стал профессиональным фотографом.

Я занимался фотографией и несколько лет спустя осознал, что многое из того, что произошло со мной в жизни, способствовало формированию моего видения этого мира.

Благодаря экономическому образованию и кандидатской диссертации я получил огромный багаж знаний в социологии, антропологии, истории, географии, геополитике.

И несмотря на то, что я начал заниматься фотографией довольно поздно, благодаря этим знаниям у меня было гораздо больше возможностей, чем у фотографов, которые этого образования не имели.

Я говорю студентам: «Сейчас вы должны сделать кое-что для себя, вы должны оставить на время фотографию, вернуться в университет, изучать социологию, антропологию, историю, экономику, географию, геополитику. Чтобы научиться понимать исторический момент, в котором вы живёте. Чтобы ваши фотографии были наполнены смыслом, чтобы они имели причину для появления. Вы должны понимать наше общество, чтобы делать качественные снимки». Я долгое время работал с крупнейшими фотоагентствами мира: с «Сигмой», «Магнумом». В этих агентствах я встречал прекрасных профессионалов, которые делали отличные снимки, но не все они понимали исторический момент и общество, в котором живут.

Большие песчаные дюны между Альберг и Мерзуга, Тадрарт. К югу от Джанет, Алжир. 2009 Фотография Себастио Сальгадо / Amazonas images

Я много снимал простых людей, долгое время работал с общественными организациями, например ЮНИСЕФ. Мы сделали проект, посвящённый человеку в бедственном положении. Мы объездили весь мир. Многие критиковали меня за эстетику моего взгляда, за эстетику языка, которым я пользовался, чтобы запечатлеть эти моменты. Но должен отметить, что я никогда не снимал человека в жалком состоянии. Да, эти люди находились в тяжёлой ситуации, но были полны достоинства и надежды. Когда-то у них всё было хорошо, была крыша над головой, и вот по независимым от них причинам, из-за военных действий, они теряли свои дома и отправлялись в неизвестность. Но они стремились наладить свою жизнь.

Мы можем встретить людей, живущих вне общества, вот они действительно будут выглядеть жалко. Те же, кого я фотографировал, обладали достоинством.

Если один из них погибал, то все плакали о нём. В нашем обществе разве плачут все, потеряв одного? Именно эта солидарность нашла отражение в моих работах.

Проект «Генезис» полностью отличается от того, чем я занимался раньше. Это любовное послание нашей планете. Мы хотели увидеть природу, подойти к ней вплотную. Для столь масштабного проекта нам нужно было финансирование со стороны. Мы обратились в восемь крупных журналов, и они стали нашими партнёрами на восемь лет, которые длился проект. Я хотел увидеть, узнать, снять новых животных, поскольку до этого единственный вид, который я фотографировал, - это был человек.

Выставка «Генезис» проходит в рамках фотобиеннале-2016 в Доме-музее Матвея Муравьёва-Апостола до 17 мая.

Себастьян Сальгадо — один из самых известных в мире фотографов-документалистов, живой классик фотографии, один из 30 самых влиятельных фотографов десятилетия по версии журнала "PDN Magazine" . За десятилетия своей работы он создал множество выдающихся снимков и навсегда вошел в историю фотоискусства и фотожурналистики.

Себастьян Сальгадо (Родился в 1944 году, Айморес, Бразилия)- известный фотограф-пейзажист, анималист . Главными темами его работ являются красивейшие виды природы, безумные ландшафты, жизнь диких животных в естественно среде обитания. В этом деле он добился потрясающих результатов.

Путешествуя по всему миру со своей камерой, он регулярно радует поклонников своего творчества всё новыми и новыми снимками живой природы. При этом бразильский фотограф Себастьян Сальгадо считается одним из самых лучших фотожурналистов мира.




Себастьян Сальгадо. (Sebastiao Salgado)

«Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже. Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие». Именно так написал о рождении известного бразильского фотографа Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) … он сам. Да-да… Ведь, как говорил известный фотограф из Венгрии Брассай, практически у каждого творческого человека два дня рождения, две даты. Первая - когда он младенцем появился на свет, и вторая - когда к человеку приходит понимание того, в чем заключается его истинное призвание. Примерно так же говорил о себе и Роберт Капа, тоже прославленный фотограф.

Второе, главное рождение Себастио Сальгадо как фотографа произошло намного позже рождения упомянутых мастеров фотоискусства, в конце шестидесятых - начале семидесятых прошлого века, вскоре после того как Себастио с женой переехали в Париж из Бразилии. Он тогда был занят подготовкой к защите докторской диссертации и планировал стать серьезным экономистом. В первой половине семидесятых семейство Сальгадо совершило несколько замечательных путешествий по Африке. Предприняли они это в рамках экономических программ Международного Банка. Устав пользоваться фотоаппаратом жены, Себастио обзаводится собственным. Покупает «Лейку» и не расстается с ней во время всех своих путешествий. Со временем фотография затягивает его всё сильнее и сильнее. И однажды, вернувшись из поездки, Себастио Сальгадо решает начать новую жизнь - жизнь фотографа. Удовольствие, получаемое им от занятий фотографией, было, как он сам потом говорил, просто огромным. И вообще слово «огромное» («enormous») он очень любил и часто его употреблял в сочетании со словом «фотография».

Хоть и жила семья Сальгадо в Париже, но дома Себастио было практически не застать. Он всегда был в центре важнейших мировых событий того времени. Снимал покушение на президента США Рональда Рейгана, делал репортажи с войн в Западной Сахаре и Анголе, освещал как фотокорреспондент известную «операцию Энтеббе» - освобождение израильских заложников, и множество других громких мировых конфликтов и происшествий. Снимки Сальгадо стали появляться в прессе. Вскоре они принесли ему мировую известность. И уже в 1979 году (До первой книги Себастио было еще далеко!) фотограф был приглашен на работу в «Magnum Photos», самое известное в мире на то время фотоагенство, знаменитое объединение фотографов-документалистов.

С 1977 по 1984 год - целых семь лет посвятил молодой еще тогда Сальгадо своему первому крупному проекту, в котором рассказал о Латинской Америке. Потом он писал, что это были годы его путешествий во времени, возвращение на семь веков назад. Себастио наблюдал, как перед ним в очень ленивом, медленном темпе, так, как течет время в этих краях, проходит поток схожих между собой культур, верований, связанных одной историей, историей страдания. Закончился этот проект в 1986 году выходом в свет книги «Другие Америки» («Other Americas»). До сих пор она является самым лучшим свидетельством о том, как сегодня живет коренное население и крестьяне этого уголка планеты, как бедственно положение этих народов.

Совсем скоро, всё в том же 1986 году, выходит вторая книга Себастио Сальгадо. Она называется «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Man in Distress»). Над ней автор работал в северных районах Африки, пострадавших от сильнейшей засухи в 1984-1985 годах. На фотографиях на страницах этой книги - не только лица жертв засухи и страшного голода, но и самоотверженность, мужество людей, пришедшим им на помощь. Это, в первую очередь, молодые медсестры и доктора из международной организации «Врачи без границ», рабочие, инженеры…Герои этой книги не кажутся нам чужими, незнакомыми. Лица страдающих африканцев, которые пронзительно кричат, не разжимая губ - уже не просто «чьи то» лица… Они становятся по настоящему близкими.

В конец восьмидесятых - начале девяностых Сальгадо увлекается темой рабочих. Сталевары, шахтеры, ткачихи, рыбаки, золотоискатели, строители - вот герои его снимков. Люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, люди, зарабатывающие на хлеб своими руками. Сегодня такие люди практически «археологическая редкость». Встретить их можно разве что в странах «третьего мира», а совсем скоро и в этих странах рабочие могут остаться без работы в результате автоматизации и роботизации производства. Увенчал этот этап работы Себастио Сальгадо выход на восьми языках более чем стотысячным тиражом книги «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: an archeology of the industrial era»).

Для этой книги о рабочих Сальгадо делал фотографии в 23 странах мира. «Всего в 23 странах» - улыбаясь, говорил он. Следующий его проект охватил уже 47 стран. В нём он рассказал о массовой миграции населения, пожалуй, самой больной проблеме нашего времени. Одна из причин возникновения этой темы в работе Себастио Сальгадо - знание ее не понаслышке. Ведь он сам родился на маленькой бразильской ферме и в пятилетнем возрасте стал жить в крошечном городке. Когда ему исполнилось пятнадцать, он перебрался в другой, среднего размера город, в котором проживало 120 тысяч человек. В этом городе он впервые встретил свою будущую жену Лелию Делуиз Уаник, и в 1967 году семья Сальгадо переехала в Сан-Паулу. Но вскоре жизнь заставила их покинуть родину и бежать по политическим причинам во Францию. «Даже сегодня я иностранец, живущий в чужой стране» - писал позже Себастио Сальгадо. Работа над темой о миграции заняла шесть лет. В 2000 году увидели свет сразу две книги, созданных Сальгадо по итогам поездок и общения с мигрантами по всему миру: «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («The Children: Refugees and Migrants»).

«Refugees in the Korem camp Ethiopia»/Беженцы в лагере в Эфиопии - Себастьян Сальгадо

Этот снимок был сделан в лагере беженцев в Эфиопии. Люди, их одеяния, расстояние, на котором они находятся друг от друга, все это создает ощущение хаоса в их жизни. Ребенок на переднем плане, чей взор направлен вниз, мать, которая не смотрит в сторону мужа - создают идеальную симметрию. А пейзаж и мужчина, уходящий в противоположную сторону, отражают чувство страха и условий, в которых им приходится жить.

Имя фотографа и фотожурналиста Себастио Сальгадо стало известно всему миру уже после выхода первых двух его книг. Проекты, которые последовали за ними, всё больше и больше укрепляли его известность и значимость в мире журналистики. Но кроме таланта фотохроникера Себастио обладал еще и талантом фотохудожника. Тем не менее, интересно и то, что сам фотограф свои снимки считает просто работами документалиста, «Не фотографирующий, а фотографируемый делает фотографию» - говорит он. Автор не хочет, чтобы его снимки считали произведениями искусства. Тут остается лишь порадоваться тому, что вся дальнейшая жизнь произведения, после того, как оно покинуло мастерскую автора, уже не зависит от его воли. Несмотря на то, что на них порой изображены ужасные сцены из реальной жизни, фотографии Сальгадо потрясающе красивы и уже много лет живут своей собственной жизнью, украшая собой многочисленные фотовыставки и стены более ста музеев мира, они стали жемчужинами сотен личных коллекций. Про публикацию их в книгах и тиражирование фотографий Себастио Сальгадо в Интернете говорить и не приходится.

В 1994 году Себастио Сальгадо принимает решение разорвать отношения с «Magnum Photos». Вместе с женой они отрывают скорее всего самое маленькое фотоагентство в мире - «Amazonas Images». В него входит только один фотограф, собственно, сам Себастио. Кроме фотографической деятельности агентство занимается природоохранной работой. Вскоре в Бразилии супруги Сальгадо выкупили участок земли, на котором раньше стояла ферма отца Себастио, на которой родился и он сам, и открыли там «Институт Земли» («Instituto Terra»). Главная цель работы института - охрана лесов, а так же просветительская деятельность в этой сфере.

В 1998 году на месте рождения знаменитого фотографа его стараниями был учрежден заповедник и начались лесовосстановительные работы. Количество зеленых насаждений в этих местах, начиная с 1940 года, уменьшилось в 300 раз! За десять лет существования заповедника на его территории специалистами и волонтерами было посажено более миллиона саженцев деревьев! Но до полного восстановления природы этого края еще очень далеко.

Следующий проект Себастио Сальгадо связан с природоохранной деятельностью. Кто-то посчитал этот проект за кардинальную смену деятельности фотографа, но сам он так не считает. «Это продолжение уже начатых мною исследований» - говорит Себастио. Этим проектом Сальгадо решил показать всему миру уголки земли, неиспорченные цивилизацией, доказать людям, что эти уголки прекрасны. Фотограф надеется, что его новый проект поможет человечеству наконец-то понять, какое место оно занимает в окружающей среде. Этот проект он назвал Генезис, и призывает всех жителей Земли, насколько это возможно, вернуться к истокам жизни на нашей планете, к тому воздуху, той воде, тому огню, которые и породили на ней жизнь. К тем животным, которые до сих пор не приручены людьми, к тем отдаленным племенам, ведущим примитивную жизнь, остающуюся без изменений многие сотни лет, к самым ранним формам человеческих организаций и поселений.

Работу над этим проектом Себастио Сальгадо начал на Галапагосских островах, именно в тех местах, где в 1835 году Чарльз Дарвин первый раз задумался об эволюции. Впервые в своей фотографической практике Себастио снимал красивые пейзажи дикой природы, рассветы и закаты, черепах, птиц, огромных ящериц, которые казались ему маленькими драконами. Себастио было уже за шестьдесят, но он совсем по детски, по настоящему, радовался всему тому, что он видел вокруг себя. В своих записках он восторгался: «Это просто восхитительно! У меня есть даже фотография, где одна игуана обнимает другую!». После возвращения с Галапагосских островов жажда путешествий в Себастио не угасла. Он посетил Руанду, Патагонию, Камчатку и даже Антарктиду! В рамках этого проекта он много снимал в родной Бразилии. На завершение этого проекта фотограф и защитник природы планирует отвести восемь лет своей жизни. Хочется надеяться, что впереди у него еще много открытий, которыми он порадует всех нас.

Себастио Сальгадо - оптимист по своей натуре. Он полон жизненных сил. В 2007 году в одном из интервью он признался, что надеется фотографировать до самого конца своей жизни, а фотографы обычно живут до старости… Удовольствие, которое Себастио получил, когда впервые взял в руки фотоаппарат, не ушло никуда. Он получает его и сейчас. Поэтому хочется верить, что за проектом «Генезис» состоятся и другие проекты мастера.

Sebastiao Salgado был членом известного агентства Магнум Фото, который был создан Анри Картье-Брессоном . Однако в 1994 году он покинул знаменитое агентство и создал своё, которое называется Amazonas Images и находится в Париже. За свою жизнь Себастьян Сальгадо побывал в более чем 100 странах мира. Выпустил 12 альбомов со своими фотографиями. Имеет большое количество наград и премий. В настоящее время проживает в Париже.

По линии Всемирного банка Себастьян оказался в Африке, и происходящее там настолько его поразило, что он взялся за камеру.

Первое время он делал любительские снимки и осваивал азы фотографии, но уже в 1973 году навсегда покончил с экономической карьерой и стал фоторепортером.

И, как выяснилось, именно в репортажной и документальной фотографии Себастьян Сальгадо нашел свое истинное призвание: уже в 1979 году его приглашают работать в самое, пожалуй, знаменитое фотоагентство, «Магнум» . К слову, в 1994 году он создал собственное агентство Amazonas Images .

Первые годы Себастьян работает над политическими обзорами и новостными репортажами, но вскоре переходит к главной теме своей профессиональной деятельности: социальным проблемам.

Он снимает голод и засуху в Африке, нищие кварталы в городах Латинской Америки. В 1986 году выходит его первая книга «Другие Америки» и сразу же вслед за ней вторая, «Сахель: человек в беде». Два этих фотоальбома принесли Себастьяну Сальгадо мировую известность и признание коллег.

Затем были и другие проекты: о тяжелом положении рабочих, о проблемах международной миграции. Кроме того, Себастьян с женой активно занимаются природоохранной деятельностью и даже основали в Бразилии общественную организацию «Институт Земли».

Но что бы ни делал Себастьян Сальгадо, он все равно остается прежде всего фотографом, одним из тех, кто при помощи фотоснимков показывает людям разных стран мир вокруг них.

Работы этого фотографа, подчеркивающего, что у него нет любимого снимка, привлекают пристальное внимание зрителей на протяжении многих лет. Лауреат престижных премий призывает вести полемику о проблемах современного мира и поиске их решений. Рассказывающий о судьбах других людей, Sebastiao Salgado регулярно радует своих поклонников новыми шедеврами, молчаливо повествующими не только о красоте, но и о смерти и разрушении.

Экономист, ставший знаменитым фотографом

Знаменитый мастер-документалист Себастьян Сальгадо родился в 1944 году в небольшом городке Айморес (Бразилия). Он поступает в университет Сан-Паулу, где получает степень магистра по экономике. После того как в стране устанавливается военная диктатура, юноша эмигрирует в Париж и устраивается на работу в международную организацию. Молодой человек вынужден много путешествовать по странам Африки.

Посмотрев однажды в объектив фотокамеры, которую приобрела его жена Лейла, он находит свое призвание. Сальгадо увольняется, заявляя, что его более не привлекает профессия экономиста. На четвертом десятке Себастьян полностью отдается фотографии, которая становится его главной страстью в жизни, и любимая поддерживает своего мужа, изменившего карьерные планы.

Начало карьеры

В 70-х годах прошлого века он сотрудничает с агентствами Sygma и Gamma на непостоянной основе, а уже через несколько лет его приглашает на работу известная компания Magnum Photos. Двадцать три года назад бразилец, ставший одним из самых влиятельных фотографов, организовывает с женой Лейлой свою студию Amazonas Images, получившую мировую известность. Теперь он сам дает себе задания и сам их исполняет.

Книги, вызвавшие резонанс в обществе

В 1977 году занимающийся любимым делом Себастьян Сальгадо приступает к работе над первым своим проектом, посвященным Латинской Америке. Семь лет он изучает культуру, различные верования, знакомится с богатой историей страны. Бедственное положение коренного населения поражает фотографа, а результатом его работы становится книга под многозначительным названием "Другие Америки".

Автор шокирующего заявление о том, что его работы не должны приравниваться к произведениям искусства, выпускает вторую книгу, в которой собраны снимки, посвященные последствиям страшной засухи на севере Африки. Главными героями являются жители тропической саванны, а также врачи и обслуживающий персонал. Работу "Сахель: человек в беде" высоко оценили профессионалы и покупатели, а знаменитый драматург А. Миллер назвал пронзительные снимки художника, исследующего неблагополучную жизнь людей, "актом глубочайшей веры".

Обрушившаяся критика и мнение автора

После выхода книг на Себастьяна Сальгадо обрушивается критика: многие высказывают мнение о том, что автор намеренно эстетизирует катастрофы, горе и беды жителей Африки и Латинской Америки. А зрители, которые видят все ужасы, больше испытывают не сострадание, а чувство бессилия. И, по мнению многих, бразилец просто злоупотребляет человеческими эмоциями, не опирающимися на конкретные действия.

Однако обладающий индивидуальным стилем фотограф категорически не согласен с таким подходом. Через судьбы других людей он показывает и свою, честно рассказывая о семье. Его выразительные монохромные фотографии не оставляют никого равнодушным, и неслучайно творчество гениального мастера по силе воздействия сравнивают с произведениями Леонардо да Винчи. Отражающий изнанку современного общества, Себастьян Сальгадо сочувствует человеческой трагедии, а не смотрит на нее свысока. Он правдиво показывает ужасающую бедность населения, проживающего в странах так называемого третьего мира, военные конфликты, уносящие жизни женщин и детей.

Диалог с вечностью

Самыми мощными работами фотографа являются те, в которых он сосредотачивается на людских страданиях: снимки жестокости и бесчеловечности вызывают противоречивые чувства. Себастьян Сальгадо, в фотографиях которого зрители видят диалог с вечностью, словно останавливает время. Черно-белые произведения, похожие на полотна художников Ренессанса, полны деталей, точно передающих мрачное настроение их автора. Говоря о смерти, мастер показывает ее как самый страшный процесс, который коснется каждого, и любой ракурс, взгляд, жест становятся значимыми.

Себастьян, насмотревшийся жестокости и ужасов за то время, что путешествовал по Африке, убеждает всех в аморальности боевых действий и видит норму только в мире. Бразилец признается, что давно потерял веру в людей и прошло немало времени прежде, чем он вышел из состояния отчаяния.

Попытка найти себя в природе

На замысел нового проекта под названием "Генезис" Себастьяна Сальгадо натолкнула история с фамильным ранчо, которое погибало. Из-за того, что были вырублены окружающие леса, началась экологическая катастрофа, и зеленые поля превращались в выжженную пустыню. В конце 90-х годов прошлого века фотограф с супругой восстанавливает часть Атлантического леса в Бразилии, превращая эти земли в заповедник, и работает над созданием фонда, занимающегося охраной окружающей среды страны. Genesis - это один из последних проектов Себастьяна Сальгадо, доносящего до зрителя мысль, что еще можно успеть спасти нашу планету, пока не стало поздно.

Главной мыслью серии фотографий девственных уголков нашей планеты является попытка найти себя в природе, которую он воспринимает как землю обетованную.

Размышления о гармонии и красоте

Побывавший более чем в 120 странах, талантливый фотограф изучает проблемы с самых разных углов. Он рассказывает зрителю о судьбах других людей, однако в последние годы его очень интересуют природоохранная деятельность и экология. Девять лет назад Себастьян Сальгадо, биография которого служит ярким примером того, как человеческая жизнь может круто поменяться, выпускает книгу "Бытие". Это его размышления о гармонии в природе, красоте, культурных традициях людей из далеких от технического прогресса стран, где не знают о благах цивилизации.

Документальная лента о фотографе и человеке

В 2014 году на экраны выходит документальный фильм о творчестве Себастьяна Сальгадо "Соль земли", режиссерами которого выступили известный В. Вендерс и сын фотографа Джулиано. Удостоенный приза Каннского фестиваля, он знакомит не только с работами великого мастера, но и приоткрывает тайны личной жизни бразильца. Лейла, многое сделавшая для своего супруга и поддерживающая его на протяжении всей жизни, дает короткие интервью, и авторы ленты раскрывают личность женщины, остающейся в тени знаменитости.

Кроме того, в картине очень откровенно рассказывается о проблемах семьи, в которой второй сын родился с синдромом Дауна. Себастьян, размышляя о вере и горе, не скрывает чувства отчаяния, охватившего его. Поэтому лента повествует не только о полностью отдающемся работе Сальгадо-фотографе, но и показывает его как переживающего человека. Однако многочисленные снимки все же занимают большую часть документального фильма. "Соль земли" - это глубокое философское произведение, в котором работы во весь экран комментируются автором за кадром, а монолог мастера воспринимается как подпись к каждому снимку. Лента производит невероятное впечатление даже с выключенным звуком.

Призыв к состраданию

Авторские работы Себастьяна Сальгадо ("Дети", "Миграция", "Земля" и другие) отличаются не только богатым внутренним миром, но и грамотно выстроенной композицией. Считающий, что хороший снимок - это результат взаимодействия фотографа и его героя, он вживается в проблемы других людей. Мастер четко понимает, кто стоит перед ним, и от получившихся портретов нельзя оторвать глаз. Это словно стоп-кадры из художественного кино, побуждающие зрителя к мощным эмоциям и переживаниям. Сальгадо, обладающий уникальным даром, призывает нас к главному - не быть равнодушными.

Талантливый художник, несмотря на возраст, полон новых идей. Его история жизни и творчества - это прекрасный образец человека, меняющего современный мир к лучшему.

Себастьян Сальгадо (англ. Sebastiao Salgado , р. 1944) - бразильский фотограф, работающий в жанре социально-документальной фотографии.

Биография, творчество

Себастьян Сальгадо родился 8 февраля 1944 года в г. Айморес, Бразилия. Получил степень магистра по экономике в Университете Сан-Паулу в Бразилии, после чего работал в качестве экономиста в Международней кофейной организации (International Coffee Organization, ICO). По работе Себастьян Сальгадо был вынужден очень много путешествовать, особенно по странам Африки. Впервые начал фотографировать во время своих многочисленных командировок. В 1973 году Себастьян Сальгадо отказался от работы экономиста и начал уделять все свое время фотографии.

В середине 70-х годов (в первые творческие годы) Себастьян Сальгадо начал работать в качестве фотожурналиста и сотрудничал на непостоянной основе с такими агентствами как Гамма (Gamma) и Сигма (Sygma). В 1979 году он стал штатным фотографом в международном фотоагентстве Магнум Фото (Magnum Photos). В 1994 году Себастьян Сальгадо уволился из Магнума и вместе со своей женой Лейлой Ваник Сальгадо (Lelia Wanick Salgado) основал собственное фотоагентство Амазонас (Amazonas Images) с главным офисом в Париже.

Вместе с женой Сальгадо с 1990 года работал над восстановлением небольшой части Атлантического леса в Бразилии. В 1998 году удалось превратить эту землю в заповедник и создать фонд Instituto Terra. Миссией фонда является восстановление и сохранение лесов, а также экологическое образование населения Бразилии.

В 2001 году Себастьян Сальгадо стал послом доброй воли ЮНИСЕФ.

В 2004-11 гг. Себастьян Сальгадо работал над проектом "Genesis". Проект представляет из себя серию фотографий "незапятнанных" мест планеты. Фотограф снимал пейзажи дикой природы, а также человеческие сообщества, которые продолжают жить в соответствии с их исконными традициями и культурой. Концептуально Genesis это попытка наметить потенциальный путь к повторному открытию человечества самого по себе в природе.

В 2014 году вышел документальный фильм о жизни и творчестве Себастьяна Сальгадо "Соль Земли" (англ. The Salt of the Earth). Режиссерами в данной картине выступили Вим Вендерс и Джулиано Сальгадо, сын самого фотографа (Juliano Ribeiro Salgado). Фильм был удостоен специального приза Каннского кинофестиваля и был номинирован на Оскар-2015 в категории Лучший документальный фильм.

Над большинством своих проектов Себастьян Сальгадо работает вместе с женой. В 1967 году он женился на Лейле Ваник Делуз (Сальгадо). В браке родилось два сына. Старший сын Джулиано Сальгадо (р. 1974) известен как режиссер, писатель. Младший сын Родриго Сальгадо (р. 1979) родился с синдромом дауна и живет вместе с родителями.