Симона де бовуар биография личная жизнь. Женщиной не рождаются

Французская писательница Симона де Бовуар считается основательницей современного феминистского движения. Свободолюбивые и экзистенциальные взгляды Бовуар легли в основу борьбы за равноправие, а также вылились в великолепные философские произведения о жизни, любви и женщинах в этом мире. Мы решили рассказать о судьбе Симоны де Бовуар, ее творчестве и весьма неоднозначных отношениях, которые связывали писательницу с не менее известным экзистенциалистом - Жан-Поль Сартром.

Женщиной не рождаются, ею становятся. Симона де Бовуар

Симона де Бовуар могла бы стать монашкой

Симона де Бовуар родилась в Париже в 1908 году. В буржуазной семье девочку растили под строгим влиянием католицизма. В юности Симона ходила в католическую школу и была так глубоко религиозна, что собиралась даже стать монашкой. Но в 14 лет Симона, будучи очень любопытной и интеллектуально развитой, столкнулась с кризисом веры, в результате чего назвала себя атеисткой. Вместо Библии де Бовуар посвятила себя изучению экзистенциализма, математике и философии. В 1926 Симона покинула дом, чтобы поступить в престижную Сорбонну и изучать философию. Бовуар быстро стала самой успешной студенткой в своей группе. В 1929 году она защитила работу по Лейбницу. И именно в этот период Симона де Бовуар встретила еще одного студента, подающего надежды экзистенциалиста и философа Жана-Поля Сартра, с которым у нее возникла прочная связь, вскоре повлиявшая на ее жизнь и карьеру.

Бовуар и Сартру было по 21 году, когда они познакомились, и между ними завязались серьезные отношения, соединяющие в себе продуктивное партнерство и . Сартр был впечатлен интеллектом Бовуар, поэтому сыскал скорого знакомства с ней. Очень быстро их отношения перешли в разряд романтических, но при этом являлись полностью нетрадиционными. Симона отвергла предложение Сартра о женитьбе, никогда не жила с ним под одной крышей, а также каждый из них был волен иметь и другие романтические связи. Но несмотря на это, Бовуар и Сартр любили друг друга на протяжении всей жизни и их отношения длились до смерти самого Сартра.

Подлинная любовь должна была бы быть основана на взаимном признании двух свобод. Каждый из любящих чувствовал бы себя в этом случае и самим собой, и другим - ни одному из них не пришлось бы отрекаться от своей трансцендентности или калечить себя. Оба они вместе находили бы в мире ценности и цели. Каждый из них, даря себя возлюбленному, познавал бы себя и обогащал свой мир.

Помимо любовных отношений Сартр и Бовуар занимались науками, писательством и преподаванием, работая в разных частях Франции, что заставляло их часто быть вдали друг от друга. Перед войной Симона де Бовуар преподавала литературу и философию, но после начала войны ее сместили с поста, Сартр же, отправился на фронт. Только после окончания войны, из-за невозможности преподавать, Бовуар пришлось заняться и своей литературной деятельностью.

Первые большие труды Симоны де Бовуар

В 1943 году в свет вышла первая масштабная работа Симоны де Бовуар «Приглашенная» (She Came to Stay), которая описывала любовный треугольник между Бовуар, Сартром и Ольгой Кожакевич и рассматривала экзистенциальные идеалы, сложности отношений и вопросы, связанные с восприятием другого человека в паре. После выхода этой работы на свет также вышли такие книги, как «Чужая кровь» 1945 года (The Blood of Others) и «Все люди смертны» 1946 года (All Men Are Mortal), которые также были сосредоточены на исследовании экзистенциализма.

В это время Бовуар и Сартр основали газету под названием Les Temps Modernes, где многие писатели, включая самих Сартра и Бовуар, писали философские эссе и статьи, пропагандирующие их идеологию. И уже после этого на свет появилась самая известная работа Симоны де Бовуар под названием «Второй пол» (The Second Sex).

«Второй пол» феминистки Симоны де бовуар

Опубликованный в 1949 году «Второй пол» был критикой патриархальной культуры и второстепенного статуса женщины в обществе, развернувшейся на 1000 страниц. Книгу, которую сегодня принято считать основой , в свое время подвергли ужасной критике, а Ватикан внес ее в список запрещенной литературы. Но несмотря на это, спустя несколько лет «Второй пол» был выпущен на английском языке в Америке. Именно эта книга сделала Симону де Бовуар одним из самых выдающихся мыслителей современности и подарила феминистическому движению идеологию и прочную историческую основу.

Женщина воспринимает себя как несущественное, которому никогда не превратиться в существенное, потому лишь, что она сама не осуществляет это превращение. Пролетарии говорят «мы». Негры тоже. Полагая себя как субъект, они делают «другими» буржуазию, белых. Женщины - если не считать нескольких их съездов, бывших абстрактными демонстрациями, - не говорят «мы»; мужчины называют их «женщинами», и женщины, чтобы называть себя, используют то же слово, но они не полагают себя по–настоящему в качестве Субъекта. Пролетарии совершили революцию в России, негры - на Гаити, жители Индокитая борются на своем полуострове - действия женщин всегда были всего лишь символическим волнением; они добились лишь того, что соблаговолили уступить им мужчины; они ничего не взяли: они получили.

Несмотря на то, что книга «Второй пол» сделала Бовуар популярной и уважаемой иконой , она не останавливалась на достигнутом, много путешествовала и продолжала писать, а также активно участвовала в политике. Среди работ того времени особенной считается книга «Мандарины», заслужившая Гонкуровскую премию, а также автобиографическая работа «Сила зрелости» и многие другие книги.

В течение 1950-х Симона де Бовуар не могла насладиться только литературной карьерой, поэтому, заручившись поддержкой Сартра, она участвовала в решении социально важных вопросов, и, в частности, борьбы за равноправие. Симона де Бовуар повлияла на студенческое движение 1960-х, высказывалась относительно Вьетнамской войны в 70-х, а также участвовала в феминистических демонстрациях, пропагандируя свои мысли среди женщин.

Судьба женщины и будущее социализма тесно связаны между собой, что следует и из обширного труда, который посвятил женщине Бебель. «Женщина и пролетарий, - говорит он, - это двое угнетенных». И оба они будут освобождены в результате одного и того же развития экономики после переворота, произведенного машинным производством.

Время философских размышлений Бовуар

К концу жизни философские искания Симоны де Бовуар обратились к вопросам старения и смерти. В 1964 она написала работу под названием A Very Easy Death Details, где описала кончину своей матери. Также она исследовала, что старение и возраст значат в обществе и для каждого человека в отдельности. После смерти Сартра Симона де Бовуар написала прощальную работу, в которой описала последние годы жизни писателя и их отношений.

Психоаналитики утверждают, что женщине свойствен мазохизм, потому что при потере девственности и родах удовольствие якобы бывает связано с болезненными ощущениями, а также потому, что она мирится со своей пассивной ролью в любви. Прежде всего следует заметить, что болезненные ощущения играют определенную роль в эротических отношениях, не имеющую ничего общего с пассивным подчинением. Нередко боль поднимает тонус испытывающего ее индивида, пробуждает чувствительность, притупленную сильным любовным смятением и удовольствием; она напоминает яркий луч, вспыхивающий во тьме плотских ощущений, отрезвляет влюбленных, млеющих в ожидании наслаждения, с тем чтобы позволить им вновь погрузиться в состояние этого ожидания. В порыве нежной страсти любовники нередко причиняют друг другу боль. Полностью погруженные во взаимное плотское наслаждение, они стремятся использовать все формы контактов, единения и противоборства. В пылу любовной игры человек забывает самого себя, приходит в исступление, в экстаз. Страдание также разрушает границы личности, доводит чувства человека до пароксизма, заставляет его превзойти самого себя. Боль всегда играла значительную роль в оргиях; известно, что высшее наслаждение может граничить с болью: ласка иногда превращается в пытку, а мучение может доставлять удовольствие. Обнимаясь, любовники нередко кусают, царапают, щиплют друг друга; такое поведение не свидетельствует об их садистских наклонностях, в нем выражается стремление к слиянию, а не к разрушению, субъект, на которого оно направлено, вовсе не стремится к самоотрицанию или самоунижению, он жаждет единения.

Симона де Бовуар скончалась в 1986 году в возрасте 78 лет. Похоронили ее в общей могиле с Сартром на кладбище Монтпарнасс.

Освободить женщину - значит отказаться ограничивать ее лишь отношениями с мужчиной, но это не значит отрицать сами эти отношения. Существуя для себя, она будет тем самым существовать и для мужчины. Каждый из них, видя в другом независимого субъекта, останется для него Другим. Взаимодополняемость в их отношениях не уничтожит того чуда, которое порождается делением человеческих существ на два пола, не уничтожит желания, обладания, любви, грез, любовных приключений. Сохранят свой полный смысл и волнующие нас понятия: давать, побеждать, соединяться. Напротив, только тогда, когда будет покончено с рабским состоянием половины человечества, когда разрушится основанная на нем система лицемерия, деление человечества на два пола обретет свое подлинное значение, а человеческая пара - свой истинный облик.

В любовных приключениях есть все, что угодно, кроме любви.
Ф. Ларошфуко

Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр познакомились в 1929 году во время учебы в Сорбонне. Со стороны казалось, что они никак не подходят друг другу: стройная, всегда элегантная Бовуар и Сартр - невысокий, с брюшком, к тому же слепой на один глаз. Но красавица Симона не обращала внимания на неказистость поклонника, она была очарована его умными речами, недюжинным интеллектом, остроумием и не в последнюю очередь тем, что у них было много общего во взглядах на жизнь и на любимую философию. Со студенческих лет за Симоной закрепилась слава опасного полемиста, легко улавливающего неуверенность или фальшь в аргументах собеседника. Судя по всему, она была единственным достойным противником Сартра, невероятно азартного в дискуссии, а уж разглядеть в темпераментном оппоненте страстную женщину ему, не менее азартному в покорении слабого пола, не составляло труда.

Вместо руки и сердца Жан-Поль предложил своей возлюбленной заключить "Манифест любви": быть вместе, но при этом оставаться свободными. Симону, которая больше всего на свете дорожила своей репутацией свободно мыслящей особы, такая постановка вопроса вполне устраивала, она выдвинула лишь одно встречное условие: взаимная откровенность всегда и во всем - как в творчестве, так и в интимной жизни. Знать мысли чувства Сартра представлялось ей более надежной гарантией их отношений, нежели законный брак.

По окончании университета жизнь организовала им первое испытание: Симона получила место преподавателя философии в Руане, Жан-Поль в Гавре. В течение нескольких лет они общались только посредством переписки. Со временем эта вынужденная необходимость превратилась в неискоренимую привычку на всю жизнь. Позднее они писали друг другу письма, даже находясь в одном городе. Сартр никогда не скрывал, что в жизни боялся только одного: потерять Симону, которую называл своей сутью. Но вместе с тем уже после двух лет знакомства ему показалось, что их отношения слишком прочны, "безопасны", подконтрольны, а значит - несвободны.

Чтобы избавиться от неминуемой скуки, 30-летний Сартр начинает встречаться с совсем еще юной Ольгой Козакевич, бывшей ученицей Симоны. Ольга не только избавила Сартра от приступов дурного настроения и апатии, но и стала первым членом "семьи" - своеобразного сообщества любовников и любовниц, разделявших не только мировоззренческие, но и альковные интересы "философского союза". Вскоре Ольга стала любовницей и Симоны. По ее воспоминаниям, буквально с первой минуты знакомства ее пленила эта очаровательная женщина, показавшаяся такой одинокой.

Время от времени Симона встречалась с женщинами. Подобные отношения она считала вполне естественными. В своей книге The Second Sex (которую можно перевести и как "Второй пол", и как "Второй секс"). Впрочем, в этой книге основное внимание Симона сосредоточила на проблеме, разрешить, которую ей не помог разрешить даже Сартр: с древних времен интеллектуальное развитие и женская идентичность представлялись несовместимыми. "Синий чулок бесполое существо" - если даже ученые женщины не думали о себе в подобных негативных терминах, это за них делали мужчины, лучшим комплиментом которых было: "Она думает как мужчина".

В 1938 году Бовуар и Сартр обосновались в Париже, поселившись в разных комнатах "Мистраль". Симона терпеть не могла "одомашненности", а потому большую часть времени они проводили в кафе, где в то время и делалось искусство. Экзистенциализм как "философия жизни" именно во французском своем варианте - Мальро, Ануя, Камю и, разумеется, Сарира - практически смыкался с художественной литературой, которую экзистенциалисты считали наиболее эффективным средством воздействия на жизнь.

"Писать - значит действовать", говорил Сартр. Его роман "Тошнота", выведший на подмостки истории новый тип героя, имел шумный успехи, естественно не обошелся без Симоны. Именно она подсказала мэтру французской философии "вмонтировать" рефлексию его героя Рокантена в детективный сюжет. В благодарность Сартр посвятил этот роман ей, а Ольге Казакевич - вероятно, из чувства справедливости, досталось посвящение другого сартровского шедевра - сборника рассказов "Стена".

Перед самой войной у Сартра появилось еще одно новое увлечение - Ванда, сестра Ольги. Она тоже была удостоена чести стать членом "семьи" - после того, как Сартр успешно справился с ее девственностью. Затем было образовано эмоциональное и сексуальное трио с Бьянкой Бьенефельд. А у Симоны был в то время роман еще и с Жак-Лораном Боссом, одним из студентов Сартра. Жак-Лоран также на долгое время стал членом их "семьи", поскольку был одновременно и любовником Ольги. О своих отношениях с Жак-Лораном Бовуар написала Сартру: "Это было великолепно. Правда, порой чересчур страстно". У Бовуар с Сартром не было секретов друг от друга, но все же не столь "продвинутых" членов семьи они оберегали: роман Симоны с Боссом держался в секрете от Ольги.

Вторая мировая война никак не изменила структуру "семьи". Сартр был призван в армию. В его отсутствие забота о содержании "семьи" легла на Симону. Ей пришлось работать в поте лица, чтобы помогать "сестрам Коз", Ольге и Ванде, да к тому же ее беспокоил ушедший не фронт Босс, хотя и чуть меньше, чем солдат Сартр, место которого было, по ее мнению, не в окопах, а за письменным столом. "Дорогой, - писала ему Симона, - как только у тебя будет время, займись своей философской системой". Именно в армии, вняв ее совету, Сартр начал работу над главной своей книгой - философским трактатом "Бытие и Ничто", закончил первую главу романа "Дороги свободы".

В 1940 году немецкие войска вошли на территорию Франции. Сартр оказался в лагере для военнопленных. Немецкий лагерь пробудил в нем театральное призвание. Залом, где состоялась премьера его трагедии - притчи "Мухи", которой вскоре суждено было обойти все европейские сцены, стал барак за колючей проволокой.

После войны Бовуар и Сартр оказались на гребне славы. Опубликованные романы и философские труды принесли им репутацию "властителей дум". В Париже появились "экзистенциалистские кафе" с непременным черным потолком - дабы посетителям было легче сосредоточиться на переживании "тоски", "тревоги", "абсурда" или "тошноты".

К тому времени Сартр и Бовуар были вместе уже 16 лет, и их отношения были на редкость прочными, несмотря на разный подход к осмыслению философской проблемы любви. Для Сартра любовь всегда стоит под знаком конфликта - это опасная иллюзия, сковывающая свободу человека. Сартр допускал лишь свободу "одинокого героя", который постоянно пребывает в поиске своей аутентичности. Бовуар, не отрицая иллюзорности любви, основанной на общественных ограничениях и условностях, говорила, что человеческой свободе, тем не менее должна быть придана "форма" путем сотрудничества с другими людьми.

Как бы то ни было, отношения Сартра и Бовуар ничто не могло разрушить, даже интрижки Сартра с молоденькими актрисами Долорес Ванетти и Мишель Вьян, даже угрожающе серьезный роман сорокалетней Бовуар с молодым чикагским писателем Нельсоном Алгреном. Эта четырехлетняя связь закончилась печально для обеих сторон. Нельсон надеялся, что Симона навсегда останется с ним, а она именно этого и боялась, потому что не могла себе представить, что предаст Сартра.

Разрыв с Алгреном оказался для Симоны болезненным. Она забылась лишь в 1954 году в объятиях 27 - летнего Клоада Ланцмана, который был на 20 лет ее моложе. Ланцман был очарован Бовуар, ее проницательным умом и уверенностью в себе. Один из немногих поклонников Симоны, он сумел разглядеть в ней обычную женщину, любящую жизнь и боящуюся смерти. Их отношения продолжались семь лет и благополучно сошли на нет по обоюдному согласию.

С некоторых пор Сартр и Бовуар полюбили путешествовать. Объездив едва ли не весь мир, встречались с Фиделем Кастро, Че Геварой, Мао Цзедуном, Хрущевым и Тито.

Даже на склоне лет Сартр оставался верен себе, не избегая любовных авантюр. Особенно сильной страстью он воспылал к Арлетт эль-Каим, молоденькой студентке из Алжира, ставшей убежденной сторонницей экзистенциализма, но и личным секретарем обожаемого "гуру", что очень не нравилось Симоне. Последнее время она все чаще выражала свое недовольство "милым другом".

В середине 70-х Сартр практически ослеп и, хотя говорил: "Я мог бы писать и во мраке", объявил о своем уходе из литературы. Зато пристрастился к выпивке и транквилизаторам, которое заняли в его жизни место, прежде отводимое женщинам. Даже любительница эпатажа Симона негодовала по поводу интервью 70-летнего Сартра, в котором он весело признался, что с виски и таблетками он "соображает в три раза быстрее, чем без них".

Сартр умер 15 апреля 1980 года. Во время его похорон по пути следования траурного кортежа собралось более 50 тысяч человек. Для Симоны его кончина оказалась сильным испытанием: она была опустошена и потеряла всякий интерес к жизни. Остаток дней она провела в квартире с окнами, выходящими на кладбище Монпарнас, где покоился прах ее друга. Симона де Бовуар умерла через шесть лет после Сартра, почти день в день - 14 апреля 1986 года - и была похоронена рядом с ним.

Анна Николаева.

Из книги "Аллюзия любви"

Во втором параграфе «Падение любви в экзистенциальной философии» рассматриваются позиции представителей экзистенциализма и персонализма в современной западной философии.

Выявлено, что Ж.-П. Сартр определяет любовь как действие, совокупность проектов человека с целью реализации себя. Доминирующее стремление человека – стремление к обладанию другим как свободой.

Ж.-П. Сартр намечает синтез пересечения моей свободы и свободы Другого. Любящий ждет свободного выбора в отношении себя. В конечном итоге любовь понимается Ж.-П. Сартром как проект заставить полюбить себя. Другой выступает средством любви, орудийностью любви.

Ж.-П. Сартр не предполагает расширения свободы при соединении с Другим в любви. Он формулирует тройную разрушаемость любви: во-первых, любовь – источник самообмана, нереализованное желание, чтобы меня любили; во-вторых, любовь всегда усомневает любящего, предоставляя человеку его первичное бытие, утраченное в состоянии вещной собственности в массовой культуре; в-третьих, любовь опирается на доказательство абсолютной ценности любимого, который постоянно релятивизируется.

Исходя из двух фундаментальных установок в отношении другого Ж.-П. Сартра (садизм как обладание свободой Другого и мазохизм как дарение свободы Другому), любовь становится игрой вокруг свободы влюбленных, и жертва собственной свободой становится свидетельством любви, но одновременно любовь к несвободному исчезает, и доказательство любви становится ее пределом. Только интрига обмана, дарение свободы в мнимой форме, сохраняет любовь как самообман.

Исходя из анализа Ж.-П. Сартра, в современной массовой культуре любовь понимается не как сила, дающая возможность перерождения индивидуальности, а как сексуальная игра в узком пространстве.

Любовь не в состоянии вывести человека к онтологической свободе и ограничена только игрой-обманом. Фиксируется существование двух пониманий любви в современной философии. Сохраняется понимание любви как Эроса, преобразующего ндивидуальность, это высшая форма любовных переживаний, выводящих к онтологической свободе человека, и понимание любви как сексуальной игры. Сексуальная игра утрачивает познавательный элемент в отношении другого, а она доминирует в массовой культуре.

В культуре происходит девальвация образа любви: от творческой силы, ориентированной на священное и возвышенное, она становится силой освобождения от Другого, желанием, ориентированным на возбуждающее. В концепции Ж.-П. Сартра «Я» превращается в тело, сведенное к полу.

В работе показана значимость родового аспекта любви, воплощаемой в семье, в рождении детей, в отношениях между ребенком и родителем. Этот важнейший аспект упускается Ж.-П. Сартром в его анализе любви. В любви, анализируемой экзистенциальной философией (Ж.-П. Сартр, А. Камю), человек не ориентирован на создание семьи, рождение детей, саморазвитие и творчество. В такой форме исчезает любовь как возможность тождества самости (совпадение реализации себя и понимания себя) и возможность любви как контакта с другим, остается только исключительность двух тел. Любовь полагает тело как случайность, как плоть. Секс становится основой современной формы любви, что характеризует утрату трансцендентального уровня любви в современной культуре. В упрощенной форме любовь утрачивает дистанцию, единство становится эпизодическим, а экстаз – самообманом.

Есть достаточно известное и нередко цитируемое высказывание Сартра "Ад - это другие", но ведь Бовуар, да и все его любовницы это, же другие. Что, они тоже ад? Чтобы лучше понять его внутренний мир и представления о любви воспользуемся подсказкой Э.Фромма:

"Любовь главным образом не характеризует взаимоотношения с конкретным человеком; она есть позиция, ориентация характера, которая определяет отношения человека к миру как к целому, а не к одному лишь "объекту любви".

Т.е. если "ориентация характера" имеет комплексы и дисгармонии, то и любовь этого человека будет дисгармоничной, и это будет являться не проблемой феномена любви, в какие бы изящные философские одежды ее ни ряди, а проблемой характера человека. Через любное поведение они отчетливо просматриваются и у Сартра, и у Бовуар, их можно отнести к проблемному психотипу - людяне.

Если разрешить все личностные проблемы, устранить комплексы, то само собой нормализуется любовное чувство такого человека. Истоками подобных дисгармоний безусловно, является семейное воспитание, но и социальные условия влияют на формирование картины мировосприятия.

Причны влечения, которые испытывали друг к другу Сартр и Бовуар на кажущуюся схожесть были разными по своим истокам.

У Жан-Поля Сартр.

"Существует много индивидуальных форм патологии любви, которые приводят к сознательному страданию, и их как психиатры, так и все увеличивающиеся число непрофессионалов считают невротическими. Некоторые из наиболее часто встречающихся форм кратко описаны в следующих примерах.
Основу невротической любви составляет то, что один или оба "любовника" остаются привязанными к фигуре одного из родителей, и уже будучи взрослыми, переносят чувства, ожидания и страхи, которые испытывали по отношению к отцу или матери, на любимого человека. Эти люди никогда не освобождаются от образа детской зависимости и, став взрослыми, ищут этот образ в своих любовных требованиях".
В другом месте.
"Очень часто, если черты мужского характера у мужчины слабы, потому что эмоционально он остался ребенком, он будет стараться компенсировать этот недостаток преувеличенным подчеркиванием своей мужской роли в сексе. Таков Дон Жуан, которому нужно было доказать свою мужскую доблесть в сексе, потому что он неуверен в своей мужественности в плане характера".
Эрих Фромм

У Симоны де Бовуар.

"Форма псевдолюбви, которая нередко встречается и часто воспринимается (а еще чаще изображается в кинокартинах и романах) как "великая любовь", это любовь-поклонение. Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство аутентичности, собственного "я", благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность "поклоняться" любимому человеку".
Эрих Фромм

Еще раз убеждаешься в правильности идей З.Фрейда, которые он изложил в своей работе "Об особом типе "выбора объекта" у мужчины". Она начинается так:

"До сих пор мы представляли только поэтам изображать "условия любви", при которых люди совершают их "выбор объекта" и согласуют свои мечты с действительностью. В самом деле, поэты отличаются от других людей некоторыми особенностями, позволяющими им разрешить такую задачу. Обладая особенно тонкой организацией, большей восприимчивостью сокровенных стремлений и желаний других людей, они в то же время обнаруживают достаточно мужества, чтобы раскрыть перед всеми свое собственное бессознательное. Но ценность познания, заключающегося в их описаниях, понижается благодаря одному обстоятельству. Цель поэта - выставить интеллектуальные и эстетические удовольствия и воздействовать на чувство, вот почему поэт не может не изменить действительности, а должен изолировать отдельные его части, разрывая мешающие связи, смягчая целое и дополнять недостающее. Таковы преимущества так называемой "поэтической вольности". Поэт может проявить весьма мало интереса к происхождению и к развитию подобных душевных состояний, описывая их уже в готовом виде. Поэтому необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков. Эти замечания должны служить оправданием строгой научной обработки и вопросов любовной жизни человека. Как раз наука и требует самого полного отказа от "принципов наслаждения", насколько это возможно для нашей психической деятельности".

Сегодня в России, когда женщина все глубже ощущает собственное "я", совсем не увлекаясь проблемами феминизма, а просто касаясь вопросов более существенных и глобальных, чем надоевшие ей сферы быта и секса, она поневоле сталкивается с тем, что прочувствовала и пронесла через свою жизнь Симона де Бовуар. "Идеи приходят в мир вместе с людьми", немало людей хотело бы шагнуть в вечность, но чаще всего люди принадлежат только своему времени. Симона де Бовуар будет дорога последующим поколениям тем, что искала, хотя и не нашла устойчивого соотношения между женским сословием и миросозерцанием интеллигента.


Книга Симоны де Бовуар "Второй пол", написанная уже полвека назад, хотя и растворяется во множестве новых, связанных со вторым тысячелетием проблем, однако в некоторых отношениях не перестает быть актуальной, так как дает женщине точное о себе представление, как биологической, исторической и религиозной особи. Что бы сегодня ни говорили о де Бовуар, как бы ни "умывали" ее в прессе и проповедях, она смотрела реальности в глаза и примером собственной жизни доказала вероятие нового характера взаимоотношений между мужчинами и женщинами.

Написанная в конце сороковых годов книга "Второй пол" не перестала быть значимой и сегодня, несмотря на женские бунты тридцатых годов, выдвижение знатных колхозниц, героизацию отдельных личностей советского периода (участниц войны, космонавтов и членов правительств). Отдельные случаи не есть правило. Появление в 60-х годах некоторых художественных произведений фантастического характера на темы об амазонках наших дней, написанных в основном мужчинами, одним только характером заметного испуга их авторов перед наступлением женского сословия подтверждают правильность этих суждений.

Теперь припомним судьбу самой писательницы. Гражданская супруга известного французского философа-экзистенциалиста, Симона де Бовуар родилась в благополучной и отнюдь не бедной семье адвоката и ревностной католички. Ее детство, как потом она признавалась, было счастливым и безоблачным. Окончив философский факультет и написав работу "на чин", Симона де Бовуар преподает философию в Марселе все тридцатые годы. В начале сороковых годов у нее начинается роман с преподавателем философии Жаном-Полем Сартром, ставшим для нее другом на всю жизнь. Как литератор, она принимает участие вместе с ним в движении Сопротивления. Их участие в этих событиях неоднозначно, и некоторыми сверстниками оспаривается до сих пор, поскольку они не перенесли тех лишений, которые выпали на долю тех, кто сражался в Сопротивлении с оружием в руках. Но у Симоны де Бовуар навсегда остался комплекс вины из-за того, что она не знала чувства голода, не мерзла и не испытывала жажды. В моральном плане отсутствие такого опыта угнетало ее значительно больше, чем сознательный отказ иметь детей. В конце концов детей ей заменили многочисленные книги, где она пыталась разобраться в себе и в том, напр

имер, что такое дети как форма продолжения человеческого рода. "У меня всегда была потребность говорить о себе... Первый вопрос, который у меня возникал всегда, был такой: что значит быть женщиной?" Я думала, что я тотчас на него отвечу. Но стоило внимательно взглянуть на эту проблему, и поняла прежде всего, что этот мир сделан для мужчин; мое детство заполонили легенды и мифы, сложенные мужчинами, однако я на них реагировала совсем не так, как мальчики и юноши. Я была так ими взволнована, что забывала слушать собственный голос, собственную исповедь...".

Симона де Бовуар много пишет, но, берясь за перо, всегда стремится создать только значительное, программное произведение, будь то роман, эссе или автобиографическая повесть. Она размышляет о том, что в отличие от многих живых существ только человек осознает, что его жизнь конечна, что он смертен. И на протяжении этой короткой жизни людям недоступна полная свобода, они всегда сталкиваются с проблемой ответственности в общении "с другими". И самые большие трудности возникают при общении между полами. Симона де Бовуар видит возможность согласия между ними не в сфере секса и ориентации на привилегированный статус мужчины, а в совместном поиске смысла жизни.

В конце XX века стали вспоминать книги де Бовуар, посвященные "третьему возрасту", где она сумела передать великолепие жизни, тревогу и тоску зрелых лет, скандальное столкновение собственного сознания с процессом умирания, ухода в небытие.

Вспомнили и книги, в которых она рассказывает о своих "римских каникулах" с Сартром, о темах их бесед и разговоров, о том, что их волновало на протяжении жизни, о фантастическом успехе Сартра, о его влиянии на молодежь и умы современников.

У самой Симоны де Бовуар не было честолюбия ее супруга, но она, безусловно, грелась в лучах его славы, скажем с французским оттенком - "реноме", пока не заработала свою собственную славу своим отчетливо выраженным "феминизмом". Философские сочинения Симоны де Бовуар отмечают взвешенная объективность, проницательность, кругозор, хороший слог, просветительское начало, но в обществе она нравилась далеко не всем, ее ругали и марксисты, и католики. Они считали, что ее "чисто женский" бунт был не обоснованием необходимости эмансипации, а свидетельством необузданной гордыни и изде

ганной души. Спокойное гармоническое состояние Симоны де Бовуар не раз, как она признавалась, на протяжении жизни разрушалось, и писательница подвергала свою судьбу безжалостному анализу и в художественных произведениях и в научных исследованиях.

"Моя героиня - это я" - цитирует она Марию Башкирцеву. И действительно большинство ее романов автобиографичны. Так, например, в своем первом романе "Гостья" о жизни пары, слаженную гармонию которой разрушает вторгшееся в их жизнь юное существо, она описывает свои отношения с Жаном Полем Сартром. Не секрет, что великого философа постоянно окружали юные поклонницы.

Для нее творчество писателя - еще и способ самопознания: "Мужчина действует и таким образом познает себя. Женщина же, живя взаперти и занимаясь трудом, не имеющим весомых результатов, не может определить ни свое место в мире, ни свои силы. Она приписывает себе высшее значение именно потому, что ей недоступен никакой важный объект деятельности...

Желание жить женской жизнью, иметь мужа, дом, детей, испытать чары любви не всегда легко примирить со стремлением добиться намеченной цели".

Удалось ли ей самой это примирение? Скорее всего, нет. Но она сознательно выбрала свой путь. И всей своей жизнью пыталась доказать, что между мужчиной и женщиной возможны прочные отношения, не обусловленные их биологической сущностью. Именно поэтому отказалась иметь детей. Именно поэтому всегда была рядом с Сартром даже тогда, когда их взаимная страсть угасла и у каждого из них была своя личная жизнь. Об их удивительном гражданском союзе ходили легенды. Считалось, что никто из них не хочет большего. Каждое публичное появление известного философа ожидалось журналистами, всегда знающими больше, чем другие, как сенсация: с кем сегодня он появится? Но Сартр настойчиво демонстрировал свою верность Симоне де Бовуар.

Была ли она красива? Пожалуй, нет. Если так можно сказать о француженке. А она была настоящей француженкой. Любила красивую и модную одежду и обладала отличным вкусом. На фотографиях периода романтических отношений с Сартром на нас смотрит уверенная в себе, очаровательная женщина. Но позже ей пришлось выслушать столько гадостей и обвинений в свой адрес, что, говорят, у нее появился комплекс некрасивой женщины. Самостоятельность ее мышления и яркие публ

кации в защиту женской эмансипации способствовали созданию образа чуждой земным радостям феминистки. Симона не опровергала эти обвинения.

Но вот через десять лет после ее смерти в 1997 году вышла книга "Трансатлантическая любовь" - собрание писем Симоны де Бовуар к американскому писателю Нельсону Алгрену, в которых мы видим другую, неофициальную, не "бойцовскую" сторону жизни писательницы. Она написала любимому мужчине сотни посланий - свидетельств ее страстной и ревнивой человеческой любви. Ради встречи с любимым эта, отнюдь не небожительница, летала через океан на довольно хилых в пятидесятые годы "стальных птицах", открывала для себя поначалу никак не манившие ее города вроде Чикаго и Лос-Анджелеса, читала не нравившуюся ей издалека литературу, заводила ненужные ей знакомства. Часто она не могла заснуть, не написав Нельсону очередного письма, не произнеся хотя бы письменно только ему слова любви. В отличие от всех ее книг, изданных ранее, "Трансатлантическая любовь" раскрывает нам писательницу как совершенно земную женщину, мечтающую о семье, о встречающем ее на пороге дома любимом, дарящем ей самые обычные тепло и уют. "...Я даже сплю, ожидая тебя, - пишет она. - Мое сердце полно неутоленных желаний, которые мне радостны, поскольку, кажется, они взаимны. Спокойной ночи, мой дорогой, как нежно сегодня вечером я тебя люблю". Письма, подобные этому, Симона де Бовуар писала ежедневно с 1947 по 1964 год. В письмах они часто обращались друг к другу: "мой муж", "моя жена". Однако ей не суждено было выйти замуж за Нельсона, как они об этом мечтали. Причину нужно искать в очень устойчивой легенде о Сартре и де Бовуар, в глубокой связи писательницы с Францией и в личной жизни самого Нельсона. Атлантический океан крепко соединял, но и серьезно разделял двух художников, творцов собственной жизни, своей биографии. Не все еще нам известно. Ведь правда часто не соответствует легендам. Должно пройти не одно десятилетие...

Сартр и де Бовуар похоронены в совместной могиле на кладбище Монпарнас. Писательские могилы сейчас менее посещаемы, чем могилы шансонье и поп-музыкантов. Однако и на них французы кладут знаки любви и признательности - цветы и камни. На могиле Сартра и де Бовуар лежат красные гвоздики и камушки, похожие на гальку, подобранную на морском берегу.

По просьбе dessert_flower помещаю в своем ЖЖ несколько переводов, которые делала для журнала "Силуэт".Все права на эти переводы принадлежат концерну "Новости недели".

"Симона, любовь моя..."

Симона де Бовуар – это символ феминизма. Ее книги "Второй пол" и "Мандарин" стали манифестом, провозглашающим освобождение женщины от пут, которые сковывавали ее на протяжении всей истории человечества. Симона была центром философского кружка, во многом определившего западное мышление прошлого века.

Симона де Бовуар родилась в 1908 году в Париже. Ее отец Жорж де Бовуар был адвокатом, сибаритом, неисправимым волокитой и убежденным атеистом. Фрэнсис, мать Симоны, - напротив, ревностная католичка. Она отправила своих двух дочерей учиться в католическую школу. В конце Первой мировой войны семья де Бовуар обнищала. Отец, вложивший свой капитал в акции железных дорог России, был вынужден теперь работать на обувной фабрике. С беззаботной жизнью было покончено: прислугу уволили, а семья переехала в маленькую квартиру. Единственным утешением юной Симоны были книги. Ее успехи в рукоделии, игре на фортепиано и пении были более чем посредственными. По математике у нее были низкие оценки из-за плохого почерка.

Встреча с Жан-Полем

Больше всего Симону привлекала философия, здесь она успевала лучше всех. В те годы считалось, что философия – это ключ к истине.

В 19 лет Симона написала в своем дневника: "Я не готова к тому, чтобы строить свою жизнь, собразуясь с чьими бы то ни было желаниями, кроме собственных". Она поступила в Сорбонну на философский факультет. В то время на факультете задавала тон обособленная троица студентов, считавших себя элитой. Их звали Эрбо, Низан и Сартр.

Голубые глаза де Бовуар привлекли внимание Эрбо, и она даже была удостоена беседы. А в конце семестра Симона получила приглашение на совместную подготовку к экзаменам. Инициатором идеи был Сартр.

Постепенно молодые люди сходились все ближе и даже стали назначать друг другу свидания. Так зародился самый интеллектуальный союз 20-го столетия.
Сартр решил, что Симона будет принадлежать ему. "Она была красива, даже когда надевала свою уродливую шляпку. В ней удивляло сочетание мужского интеллекта и женской чувствительности".

Жан-Поль Сартр родился в 1905 году. Когда он встретился с Симоной ему было 23 года, а ей - 20. Во время первого свидания они пошли смотреть фильм Бастера Китона, которого Жан-Поль обожал.

Де Бовуар потом вспоминала: "Я как будто встретила своего двойника. Когда мы расстались, я знала, что он останется в моей жизни навсегда". На экзаменах он получил первое место, она – второе. Разница в оценках была незначительная. Но этот порядок – сначала он, а потом уже она – сохранился на всю жизнь.

Они уехали на десять дней на каникулы, а, вернувшись в Париж, стали любовниками. После учебы Сартра забрали в армию в метеорологические войска на полтора года. Симона осталась в Париже и продолжала учиться. По окончании армии Сартр получил место профессора в Гавре. Там они смогли встречаться только во время отпуска. Уже тогда у Сартра было пять любовниц. Но свои отношения с де Бовуар он назвал "морганатическим браком", себя при этом относя к аристократам, а Симону – к простонародью. Хотя в действительности все было наоборот. Они заключили соглашение о полной "прозрачности отношений": не скрывать друг от друга свои любовные связи.

В Париже Симона и Жан-Поль получили должности преподавателей философии. Они поселились в разных отелях, но виделись ежедневно. Сартр и де Бовуар никогда не ночевали под одной крышей.

Париж в те годы переживал бурный расцвет искусств. Открывались кафе художников, клубы, кинотеатры. Сартр обожал ходить в кино, сидеть в одном из кафе Монпарнаса с друзьями-художниками и прочими представителями богемы, которые души в нем не чаяли. Жизнь была прекрасна.

В 1934 году Сартр встретил Ольгу Козакевич, светловолосую русскую аристократку, которая стала его постоянной любовницей.

У Симоны также был роман с Ольгой, которая, как оказалось, издевалась над ними обоими. Ольга настояла, чтобы они с Жан-Полем ехали в отпуск, оставив Симону в одиночестве. Когда они вернулись, Сартр отказался поведать Симоне, что же между ними произошло. Он сделал Ольге предложение, но их семейный союз не состоялся, и Жан-Поль переключился на сестру Ольги – Ванду. Де Бовуар все знала, но молчала. Она не хотела потерять Сартра. "Он был первым мужчиной в моей жизни", - объясняла Симона своему любовнику Нельсону Алгрену.

Романы Симоны

Сделав вид, что ей безразличны любовные истории Жан-Поля, Симона вступала в связи со своими ученицами. С одной из них, Бьянкой Ламблен, ставшей впоследствии профессором философии, Симона поехала отдыхать в деревню, а потом передала ее Сартру, который, как выяснилось, оказался никудышним любовником.

В Европе наступил мрачный период. В Испании началась гражданская война. Сартр, Де Бовуар и их друзья с ужасом наблюдали за тем, как Франция отказалась помогать республиканцам, в то время как итальянские фашисты и немецкие нацисты помогали генералу Франко захватить власть. Во Францию стали прибывать беженцы из Германии со страшными историями о злодеяниях нового режима.

Когда началась Вторая мировая война, Сартар опять был мобилизован в метеорологические войска. Симона осталась в Париже и продолжала заниматься преподаванием. 21 июня 1940 года Сартр попал в плен к немцам, где, как ни удивительно, продолжал писать. Но и Симона не сидела сложа руки. Она написала роман "Девушка приглашена в гости". В нем рассказывалось об одной особе, которая проникла в супружескую жизнь двух интеллектуалов и разрушила их союз. Любовная связь Ольги с Жан-Полем и Симоной, длившаяся несколько лет, даром не прошла.

Когда в 1943 году Сартр вернулся из плена, Симона показала ему свою книгу, чтобы услышать его мнение. Сартр пришел в восторг и написал письмо в престижное издательство "Галимар". В тот же год книга вышла в свет. Симона де Бовуар прекратила преподавательскую деятельность и занялась сочинительством. С этого момента Сартр и де Бовуар стали показывать друг другу все, что написали.

Тем временем Сартр вошел в ряды Сопротивления. Он основал газету "Комбэ", где печатал прокоммунистические статьи и стал пропагандировать свою знаменитую философскую систему – экзистенциализм. Существование человека, утверждал Жан-Поль Сартр, не имеет цели. Человек волен осуществлять действия, которые придают его существованию смысл. Де Бовуар разделяла его взгляды.

В 1945 году, когда война кончилась, Сартр разорвал свое соглашение с Симоной и уехал в Нью-Йорк. Один. Такое случилось впервые.
В Нью-Йорке Сартр познакомился с хорошенькой актрисой Долорес Ванетти Эренрейх и влюбился в нее. Он не вернулся в Париж, как планировал, а остался в США. Симоне в ту пору было 37 лет. Их интимные отношения с Сартром прекратились давно. С другими мужчинами она не показывалась публично. "Люди ждали, что я буду верной Сартру, - писала она. – Поэтому я делала вид, что так оно и есть".

Алгрен предлагает руку и сердце

В 1947 году Симона полетела в США. Нельсон Алгрен, - писатель, автор книг о жизни обычных людей в США и жителей чикагских трущоб, - вызвался показать французской интеллектуалке город. Симоне было 39, Нельсону на год меньше. Они страстно полюбили друг друга. Он хотел создать с ней семью. Но Симона отказала. Она была готова отказаться от всего, кроме вероломного Сартра. Любовная история Алгрена и де Бовуар длилась 14 лет, она писала ему страстные любовные письма, в то время как у нее был роман еще с одним мужчиной, но тем не менее Симона хранила преданность Сартру.

Интеллектуальная близость имела для нее гораздо большую ценность, чем сексуальная. В 1949 году де Бовуар выпустила новую книгу. Это было биологическое, социологическое, антропологическое, политическое исследование, вышедшее в двух томах. Симона назвала его "Второй пол". Книга открывалась высказыванием философа Серена Кьеркегора: "Родиться женщиной – какое несчастье! Но в 70 раз большее несчастье, когда женщина этого не осознает".

Де Бовуар обвинила род мужской в том, что он всегда использовал женщину для своих социальных и экономических потребностей. "Женщиной не рождаются, ею становятся", - писала Симона. Де Бовуар обличала капиталистическое общество в эксплуатации женщины. Женщина – это лишь тело, удовлетворяющее сексуальные потребности мужчины. Но в то же время общество проявляет беспокойство, создавая формы социальной защиты для женщины, которые на самом деле угнетают ее. Равенство будет достигнуто, утверждает Симона, когда женщины сами поймут свое абсолютное равенство с мужчинами.

Книга вызвала бурю положительных откликов. За первую же неделю было продано 22 000 экземпляров на французском языке. По всему миру она расходилась миллионными тиражами, ее переводили на десятки языков. Симона была удостоена лестного титула "бабушка феминизма".

Когда стало известно, что у де Бовуар были лесбийские связи, разразился скандал, ибо тогда эта тема была под запретом. Уважаемые профессора рвали книгу на клочки. Писатель Альбер Камю пришел в бешенство, он утверждал, что де Бовуар превратила французского мужчину в объект презрения и насмешек.

Католическую Францию всколыхнуло громогласное заявление Симоны о том, что она поддерживает право женщины на законные аборты.

После выхода книги на Симону де Бовуар посыпались приглашения читать лекции.

В 1954 году де Бовуар опубликовала еще одну книгу – "Мандарины", где раскрывала свою историю любовных отношений с Алгреном, который в романе выступал под именем Луиса Брогана. Алгрен был возмущен, поскольку его личная жизнь стала достоянием миллионов. Симона написала ему: "Роман не отражает историю наших отношений. Я пыталась извлечь из них квинтэссенцию, описав любовь женщины, похожей на меня, и мужчины, похожего на тебя". Де Бовуар была награждена премией Парижской Академии братьев Гонкур и на эти деньги купила первую в своей жизни маленькую квартиру в Париже, окна которой смотрели на кладбище Монпарнас.

Письма Симоны к Алгрену, опубликованные после ее смерти, открыли одну тайну: Симону преследовал панический страх перед тем, что ее любвь к нему может оказаться сильнее рассудка, и это приведет ее к физическому уничтожению. Сартр повез ее развеяться в Швецию, но и там Симону мучили страхи. "Я помню, что у меня на затылке был желтый глаз, который протыкала спица", - писала Симона. Они переписывались много лет, в последний раз они виделись в 1960-м году.

Отчаявшись, Алгрен второй раз женился на своей бывшей жене. Он никогда не простил де Бовуар. В своем последнем интервью, которое он дал в 1981 году, через год после смерти Сартра, Нельсон с горечью рассказывал о ее предательстве. "Да выставляйте уже на показ все!" – в гневе воскликнул он. И корреспонденту пришлось покинуть дом Альгрена. Наутро его нашли мертвым. Он скончался от сердечного приступа.

Клод и Симона

В 1952 году у Симоны начался роман с Клодом Ланцманом, который сегодня известен как автор книги "Катастрофа". Ланцман был корреспондентом в газете "Новые времена", которую редакторовали де Бовуар и Сартр.
Клоду было 27, ей – 44. Коммунист, революционер, ставивший себя выше других. Но к Симоне относился с почтением, он ни разу не обратился к ней на "ты". Его обаяние и нагловатость очаровали Симону. Она писала: "Его близость освободила меня от бремени моего возраста. Благодаря ему я вновь обрела способность радоваться, удивляться, пугаться, смеяться, воспринимать окружающий мир".

Ланцман был единственный, кто переехал к ней в квартиру, уничтожив остатки традиционного идеализма, внушенного ей в детстве. Их роман длился семь лет. Но интимные подробности их совместной жизни были растиражированы Симоной.

Разрыв

Де Бовуар и Сартр встречались ежедневно. Им обоим довелось увидеть, как их теория получает признание во всем мире. Сартру присудили Нобелевскую премию, но он демонстративно отказался от нее, заявив, что "комиссия занята распределением писателей по категориям".

Де Бовуар же вручили премию Иерусалима, которую она приняла.
В течение лет, прожитых без взаимных чувств, интимных отношений, без детей, Симоне оставалось утешать себя лишь интеллектуальной близостью. Но новая женщина вторглась в их жизнь - Арлетта Элькаим, юная еврейка из Алжира. Поначалу Симона не обеспокоилась. Элькаим показалась ей одной из случайных любовниц, бесконечной чередой проходивших в жизни Сартра. Но Жан-Поль стал избегать Симону. Раньше он ходил работать к ней домой, а теперь переметнулся к Арлетте. Он даже не давал де Бовуар читать свои новые работы под тем предлогом, что они еще были не готовы.

Две женщины ненавидели друг друга. Но Симона еще не осушила до дна горькую чашу. В 1965 году Сартр решил официально удочерить Элькаим, но предпочел не афишировать это. После долгих лет мучительной жизни де Бовуар видела, как у нее на глазах духовное наследие Сартра переходит к другой женщине. Тогда и де Бовуар удочерила одну из своих подруг, Сильви ле Бон, и завещала ей свои труды и деньги. Критики утверждали, что она пыталась подражать Сартру, другие намекали, что ле Бон была на самом деле любовницей Симоны.

Когда в 1970 году Сартр заболел, Симона была рядом с ним. Она самоотверженно ухаживала за ним, не прерывая своих интеллектуальных занятий. Ее рассказ о старости, написанный впоследствии, запечатлел те изменения, которые произошли в ее жизни. "Я пересекла много линий в моей жизни, казавшихся мне размытыми. Но линия, очерчивающая старость, жесткая, как металл. Тайный, далекий мир внезапно надвинулся на меня, и нет пути назад".

"Был покой, Жан-Поль"

Состояние Сартра все ухудшалось. У него начались приступы. Де Бовуар помогала ему, но последнее предательство Сартра уже притаилось за углом. Бени Леви, друг Элькаим, опубликовал серию бесед с Сартром, в которых философ отказывался от своего атеизма. Для Симоны это было уже слишком. Элькаим напечатала статью в "Либерасьон", в которой утверждала, что Симона угрожала собрать суд из учеников Сартра, где он подтвердит свое отречение. В конце концов Сартр опубликовал свои последние труды, вообще не советуясь с де Бовуар. Сартр скончался 15 апреля 1980 года.

В книге "Адье" Симона описала болезнь Сартра, его физическое и психическое состояние, агонию и конец. "Он протянул ко меня руки и сказал: "Симона, любовь моя, я так люблю тебя, мой Бобр". Это были последние слова Сартра. Симоне позволили остаться с ним до пяти утра. Она легла рядом с ним, прижалась к телу человека, который был главной любовью все ее жизни. Вернувшись с похорон домой, она напилась. Друзья нашли ее лежащей на ковре в беспамятстве. Ее отвезли в больницу, у нее оказалось сильное воспаление легких. Но Симона пришла в себя и продолжила писать. Ее книга "Адье" заканчивается словами: "Его смерть разлучила нас. Моя смерть нас не объединит".

Симона жила в своей квартирке с окнами, обращенными на кладбище Монпарнас, где теперь покоился Сартр. Со дня его смерти она больше не встречалась с публикой. Она не ходила в свои любимые рестораны, где их всегда поджидал особый столик..

Симона де Бовуар скончалась 14 апреля 1986 года в парижской больнице. Ровно через шесть лет после ухода Жан-Поля Сартра. Никто не заходил ее проведать в больницу, за гробом шли несколько человек. Сартр умер, Алгрен умер, Ланцман был в Лос-Анджелесе, работал над своей книгой о Холокосте. Врач больницы рассказывал, что ни один человек не позвонил, не поинтересовался ее состоянием. "Она была настолько всеми покинута, что мы даже стали сомневаться, на самом ли деле она – та самая знаменитая Симона де Бовуар". Великая интеллектуалка, посвятившая себя экзистенциализму, умерла в полном одиночестве.

После смерти Симоны де Бовуар ее дочь Сильви ле Бон издала ее письма в двух томах. Как выяснилось, де Бовуар не писала всю правду о своей жизни. Ее письма вызвали бурю возмущения. Ярая феминистка, ратовавшая за равенство мужчин и женщин, писала: "Я буду умницей, вымою посуду, подмету пол, куплю яйца и печенья, я не дотронусь до твоих волос, щек, плечей, если ты мне не позволишь". В другом письме она называла себя "послушной восточной супругой" и "любимым лягушонком". Алгрена называла "любимым крокодилом".

Неужели это писала де Бовуар? Феминистка, плюющая на мужчин?

Совместные труды Сартра и де Бовуар теперь воспринимались иначе. Он был объявлен шарлатаном, который развивал теорию, раздувавшую его "эго". Она для всех стала женщиной, которая терпела предательство всю жизнь. Всю свою жизнь Симона скрывала то, что других призывала обнажить. Великая проповедница феминизма 20 века оказалась скромной и тихой восточной супругой.

Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre), провозгласивший человека свободным, и Симона де Бовуар (Simone de Beauvoir), родоначальница феминизма, научили современников думать открыто и свободно, как думали.
Они познакомились в 1929 году во время учебы в Сорбонне. Со стороны казалось, что они никак не подходят друг другу: стройная элегантная Бовуар и Сартр – невысокий, с брюшком, к тому же слепой на один глаз. Но Симона не обращала внимания на неказистость поклонника, она была очарована его недюжинным интеллектом, остроумием и не в последнюю очередь тем, что у них было много общего во взглядах на жизнь.

Вместо руки и сердца Жан-Поль предложил возлюбленной заключить пакт: быть вместе, но при этом оставаться свободными. Симону, которая больше всего на свее дорожила своей репутацией свободно мыслящей особы, такая постановка вопроса вполне устраивала. Она выдвинула лишь одно встречное условие: взаимная откровенность всегда и во всём – как в творчестве, так и в интимной жизни. Последняя, кстати сказать, была у обоих весьма свободной… Как бы то ни было, их отношения, выдержавшие испытание годами, ничто не смогло разрушить – ни многочисленные любовники и любовницы, ни сознательный отказ Симоны иметь детей.

В 1934 году Сартр встретил Ольгу Козакевич, светловолосую русскую аристократку, которая стала его постоянной любовницей.
У Симоны также был роман с Ольгой, которая, как оказалось, издевалась над ними обоими. Ольга настояла, чтобы они с Жан-Полем ехали в отпуск, оставив Симону в одиночестве. Когда они вернулись, Сартр отказался поведать Симоне, что же между ними произошло. Он сделал Ольге предложение, но их семейный союз не состоялся, и Жан-Поль переключился на сестру Ольги – Ванду. Де Бовуар все знала, но молчала. Она не хотела потерять Сартра. "Он был первым мужчиной в моей жизни", - объясняла Симона своему любовнику Нельсону Алгрену.
Делав вид, что ей безразличны любовные истории Жан-Поля, Симона вступала в связи со своими ученицами. С одной из них, Бьянкой Ламблен, ставшей впоследствии профессором философии, Симона поехала отдыхать в деревню, а потом передала ее Сартру, который, как выяснилось, оказался никудышним любовником.

Роман Сартра “Тошнота”, имевший шумный успех, не обошелся без Симоны. Именно она подсказала мэтру французской философской мысли “вмонтировать” рефлексию его героя Рокантена в детективный сюжет. В благодарность Сартр посвятил этот роман ей. А в армии, во время Второй мировой, вняв ее совету, Сартр начал работу над главной своей книгой – философским трактатом “Бытие и Ничто”.
В 1940 году немецкие войска вошли на территорию Франции. Сартр оказался в лагере для военнопленных. Залом, где состоялась премьера его трагедии-притчи “Мухи”, стал барак за колючей проволокой. Вскоре Сартру чудом удалось бежать. По возвращении в оккупированный Париж он стал активным участником движения Сопротивления.
После войны Бовуар и Сартр оказались на гребне славы. Романы и философские труды принесли им репутацию “властителей дум”. Симону называли Нотр Дам Де Сартр, намекая на то, что радикальной феминистке отводится в этом дуэте второстепенная роль. Бовуар нисколько не огорчалась – напротив, при каждом удобном случае подчеркивала, что Сартр – великий философ, а она лишь скромная писательница, греющаяся в лучах славы гения.

В начале 50-х увидел свет самый известный роман Бовуар “Второй пол”. В то время аргументы, выдвинутые Симоной, были более чем революционными. Чего стоили хотя бы ее нападки на церковь: как можно запрещать аборты, но благословлять мужчин, идущих на войну, – это ли не лицемерие, возмущалась писательница.
В 1954 году появился роман Бовуар “Мандарины”, получивший Гонкуровскую премию, а в 1960 году – первые главы ее биографии, шокирующее своей откровенностью произведение о взаимоотношениях с Сартром.
В 1964 году Сартр отказался от ордена Почетного легиона и Нобелевской премии в области литературы. Принять последнюю, впрочем, он потом согласился, мотивировав это тем, что “деньги никогда не помешают”…
Де Бовуар и Сартр встречались ежедневно. Им обоим довелось увидеть, как их теория получает признание во всем мире.
Де Бовуар вручили премию Иерусалима, которую она приняла.

В течение лет, прожитых без взаимных чувств, интимных отношений, без детей, Симоне оставалось утешать себя лишь интеллектуальной близостью. Но новая женщина вторглась в их жизнь - Арлетта Элькаим, юная еврейка из Алжира. Поначалу Симона не обеспокоилась. Элькаим показалась ей одной из случайных любовниц, бесконечной чередой проходивших в жизни Сартра. Но Жан-Поль стал избегать Симону. Раньше он ходил работать к ней домой, а теперь переметнулся к Арлетте. Он даже не давал де Бовуар читать свои новые работы под тем предлогом, что они еще были не готовы.

Две женщины ненавидели друг друга. Но Симона еще не осушила до дна горькую чашу. В 1965 году Сартр решил официально удочерить Элькаим, но предпочел не афишировать это. После долгих лет мучительной жизни де Бовуар видела, как у нее на глазах духовное наследие Сартра переходит к другой женщине. Тогда и де Бовуар удочерила одну из своих подруг, Сильви ле Бон, и завещала ей свои труды и деньги. Критики утверждали, что она пыталась подражать Сартру, другие намекали, что ле Бон была на самом деле любовницей Симоны.

Когда в 1970 году Сартр заболел, Симона была рядом с ним. Она самоотверженно ухаживала за ним, не прерывая своих интеллектуальных занятий. Ее рассказ о старости, написанный впоследствии, запечатлел те изменения, которые произошли в ее жизни. "Я пересекла много линий в моей жизни, казавшихся мне размытыми. Но линия, очерчивающая старость, жесткая, как металл. Тайный, далекий мир внезапно надвинулся на меня, и нет пути назад".

Сартр умер 15 апреля 1980 года. Во время его похорон по пути следования траурного кортежа собралось более 50 тысяч человек.
Для Симоны его кончина оказалась сильным испытанием: она была опустошена и потеряла всякий интерес к жизни. Остаток дней она провела в квартире с окнами, выходящими на кладбище Монпарнас, где покоился прах ее друга.
Симона де Бовуар скончалась 14 апреля 1986 года в парижской больнице. Ровно через шесть лет после ухода Жан-Поля Сартра. Никто не заходил ее проведать в больницу, за гробом шли несколько человек. Сартр умер, Алгрен умер, Ланцман был в Лос-Анджелесе, работал над своей книгой о Холокосте. Врач больницы рассказывал, что ни один человек не позвонил, не поинтересовался ее состоянием. "Она была настолько всеми покинута, что мы даже стали сомневаться, на самом ли деле она – та самая знаменитая Симона де Бовуар". Великая интеллектуалка, посвятившая себя экзистенциализму, умерла в полном одиночестве, и была похоронена с ним в одной могиле.

После смерти Симоны де Бовуар ее дочь Сильви ле Бон издала ее письма в двух томах. Как выяснилось, де Бовуар не писала всю правду о своей жизни. Ее письма вызвали бурю возмущения. Ярая феминистка, ратовавшая за равенство мужчин и женщин, писала: "Я буду умницей, вымою посуду, подмету пол, куплю яйца и печенья, я не дотронусь до твоих волос, щек, плечей, если ты мне не позволишь". В другом письме она называла себя "послушной восточной супругой" и "любимым лягушонком". Алгрена называла "любимым крокодилом".