Виды и типы девиантного поведения. Девиантное поведение и его признаки

Девиантным называют такое поведение личности, которое отклоняется от общепринятых, устоявшихся норм. Оно может быть как позитивным, так и негативным. Во втором случае индивид рискует столкнуться с формальными и неформальными санкциями со стороны общества. Как социальное явление девиантность исследуется социологами, а вопросами индивидуальной девиации занимаются психологи. Сегодня мы с вами познакомимся с основными аспектами и типами девиантного поведения.

Историческая справка

Девиантное поведение является одним из центральных вопросов социологии еще со времен ее возникновения. Одним из основоположников девиантологии считается французский ученый Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году издал классическую работу под названием «Самоубийство». Он ввел понятие аномии, означающее социальную запутанность и дезориентацию в обществе, возникающую во время радикальных социальных перемен и кризисов. Дюркгейм подтверждал свои слова статистическими данными, свидетельствующими о повышении количества самоубийств во время резких экономических спадов или же подъемов. Последователем ученого стал американец Роберт Кинг Мертон, который создал теорию структурного функционализма и одним из первых классифицировал поведенческие реакции человека с точки зрения социологии.

Общая характеристика

Поведение человека формируется как реакция на совокупность нескольких факторов: социальной среды, конкретной ситуации и собственной личности. Проще всего описать соответствие человеческого поведения общепринятым нормам можно с помощью таких понятий как «нормальное» и «ненормальное» поведение. «Нормальным» можно назвать такое поведение, которое в полной мере соответствует ожиданиям окружающих. Оно также иллюстрирует психическое здоровье человека. Следовательно, «ненормальное» поведение отклоняется от общепринятых норм и может быть иллюстрацией психических заболеваний.

Ненормальные поведенческие реакции имеют много форм. Так, поведение может быть: патологическим, делинквентным, ретристским, нестандартным, креативным, девиантным, отклоняющимся и маргинальным. Норма определяется на основе критериев, которые могут быть негативными и позитивными. В первом случае норма рассматривается как отсутствие признаков патологии, а во втором - как наличие «здоровых» симптомов.

С точки зрения социальной психологии асоциальное поведение является способом вести себя определенным образом, не беря во внимание общественные нормы. Эта формулировка связывает девиацию с процессом адаптации к обществу. Так, девиация среди подростков обычно сводится к формам неуспешной или же неполной адаптации.

Социологи используют несколько иное определение. Они считают признак нормальным, если он распространен в обществе более чем на 50 процентов. Таким образом, нормальными поведенческими реакциями называют те, которые характерны для большинства людей. Следовательно, девиантное поведение проявляется у ограниченного круга людей.

С точки зрения медицины девиантное поведение не относится ни к медицинским терминам, ни к формам патологии. В составе его структуры лежат психические расстройства, реакции на ситуации, нарушения развития и акцентуации характера. Однако далеко не каждое психическое расстройство сопровождается отклоняющимися симптомами.

Психология и педагогика определяют девиантное поведение как способ действий, который причиняет личности вред, усложняет ее развитие и самореализацию. У детей такой способ реагирования имеет возрастные ограничения, а само понятие применяется к детям старше 7 лет. Дело в том, что ребенок младшего возраста не может в полной мере понимать и контролировать свои поступки и реакции.

На основе различных подходов можно сформулировать общее определение девиантности. Итак, девиантность - это уверенный способ действий, который отклоняется от социальных стандартов, причиняет индивиду ущерб и отмечается социальной дезадаптацией.

Типология

Типы и формы девиантного поведения столь обширны, что девиация часто переплетается с целым рядом других терминов: асоциальное, делинквентное, антисоциальное, дезадаптивное, неадекватное, акцентуированное, саморазрушающее и психопатическое поведение. Она также может быть синонимичной с таким понятием, как поведенческая патология.

Существует немало подходов к классификации девиации, которые отличаются друг от друга как по содержанию, так и по сложности. Различия в типологии вызваны тем, что разные науки (психология, социология, криминология, педагогика и другие) и научные школы определяют девиантное поведение и отличают девиацию от нормы по-своему. Мы с вами познакомимся с наиболее известными классификациями.

Типы девиантного поведения по Мертону

В рамках теории структурного функционализма Р. К. Мертон одним из первых социологов классифицировал поведенческие реакции человека (1938 г.). В своей модели он представил 5 способов адаптации индивида к условиям, созданным обществом. Каждый из способов характеризует одобрение человеком целей общества и средств, с помощью которых оно планирует этих целей достичь, или же неодобрение. Часть из описанных реакций, по сути, является типами девиантного поведения:

  1. Подчинение. Принятие целей общества и средств их достижения.
  2. Инновация. Принятие целей, но не средств их достижения.
  3. Ритуализм. Цель признается недостижимой, но следование традициям продолжается.
  4. Ретретизм. Уход из общества, полное неприятие его целей и средств.
  5. Мятеж. Попытка изменить социальный порядок, внедрить свои цели и средства.

Классификация Ковалева

В. В. Ковалев выделил в своей классификации (1981 г.) три типа девиантного поведения:

  1. Социально-психологический (асоциальное, антидисциплинарное, противоправное и аутоагрессивное поведение).
  2. Клинико-психологический (патологическое и непатологическое поведение). Поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания, называют патохарактерологическим типом девиантного поведения.
  3. Личностно-динамический («реакции», «развития» и «состояния»).

Типология Патаки

Ф. Патаки в своей классификации 1987 года выделяет:

  1. Ядро девиации (стойкие формы): алкоголизм, преступность, наркомания, самоубийство.
  2. «Преддевиантный синдром» - набор симптомов, которые приводят человека к стойким формам девиации (семейные конфликты, аффективный тип поведения, агрессивный тип поведения, ранние асоциальные формы поведения, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе).

Классификация Короленко и Донских

В 1990 году Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделили следующие типы и виды девиантного поведения:

  1. Нестандартное поведение. К нему относятся действия, которые не вписываются в рамки социальных стереотипов поведения, но играют позитивную роль в процессе развития общества.
  2. Деструктивное поведение. Делится на внешнедеструктивное (предполагает нарушение социальных норм); аддиктивное (аддиктивный тип девиантного поведения предполагает использование специфической активности или каких-либо веществ с целью получения желаемых эмоций и ухода от реальности); антисоциальное (сопровождается нарушение законов и прав других людей); внутридеструктивное (направлено на дезинтеграцию самой личности).

Классификация Иванова

В 1995 году В. Н. Иванов, с точки зрения опасности для общества и самого человека, выделил такие типы девиантного поведения:

  1. Докриминогенное - мелкие проступки, нарушение правил и норм морали, употребление алкоголя и наркотиков и прочие формы поведения, которые не представляют для общества серьезной угрозы.
  2. Криминогенное - преступные, уголовно наказуемые действия.

Типология Клейберга

Ю. А. Клейберг в 2001 году выделил три основных типа девиантного поведения:

  1. Негативное (к примеру, употребление наркотических веществ).
  2. Позитивное (к примеру, социальное творчество).
  3. Социально-нейтральное (к примеру, попрошайничество).

Обобщение Е. В. Змановской

В 2009 году Е.В. Змановская, обобщая различные типологии поведенческих девиаций, определила в качестве основного критерия классификации вид нарушенной нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. В своей личной классификации она выбрала три девиации:

  1. Антисоциальную (делинквентную). Делинквентный тип девиантного поведения подразумевает действия, которые угрожают социальному порядку и благополучию окружающих.
  2. Асоциальную (аморальную). Предполагает уклонение от морально-нравственных норм, которое ставит под угрозу благополучие межличностных отношений.
  3. Аутодеструктивную (саморазрушительную). К этому типу относятся суицидальное, аутическое, фанатическое, виктимное и рискованное поведение, пищевая и химическая зависимости и прочее.

Признаки отклонения

Основными признаками каких-либо поведенческих отклонений являются: регулярное нарушение норм социума и отрицательная оценка со стороны общества, которая обычно сопровождается стигматизацией (клеймением, навешиванием социальных ярлыков).

Отклонение от социальных стандартов - это действие, которое не соответствует признанным в социуме правилам, законам и установкам. При этом стоит учитывать, что социальные нормы со временем меняются. Показательным примером является постоянно меняющееся отношение общества к представителям нетрадиционных сексуальных ориентаций.

Порицание со стороны общества и выраженная стигматизация всегда сопровождают тех, кто проявляет поведенческие отклонения. Здесь на вооружении критиков стоят всем известные ярлыки: «алкоголик», «проститутка», «бандит», «зэк» и прочие.

Тем не менее для быстрой диагностики и грамотной коррекции поведенческих отклонений недостаточно двух характеристик. Для распознания некоторых типов и форм девиантного поведения нужно вспомнить ряд второстепенных признаков:

  1. Деструктивность. Характеризуется возможностью наносить ощутимый урон окружающим или себе самому. Отклоняющееся поведение во всех случаях имеет разрушительный характер. В зависимости от формы, оно действует деструктивно или аутодеструктивно.
  2. Многократно повторяющиеся действия. Человек может, сам того не желая, совершить один проступок под действием каких-либо внешних факторов. Но если этот проступок повторится, то имеет место девиация. Так, регулярное воровство ребенком денег из кармана родителей является девиантным поведением, в то время как попытка суицида - нет. Одним из важных признаков девиации является ее постепенное формирование, когда мелкие деструктивные действия переходят в более разрушительные.
  3. Медицинские нормы. Девиации всегда рассматривают с точки зрения клинических норм. При расстройствах психики речь идет о патологических поведенческих реакциях человека, а не о девиантных. Тем не менее нередко отклоняющееся поведение перерастает в патологию. Так, к примеру, бытовое пьянство может перерасти в алкоголизм.
  4. Дезадаптация в социуме. Поведение человека, которое отклоняется от нормы, всегда вызывает либо же усугубляет состояние социальной дезадаптации. И наоборот - чем больше одобрения со стороны общества человек получает, тем лучше он себя чувствует в социуме.
  5. Выраженное половое и возрастное разнообразие. Разные типы и виды девиантного поведения по-своему проявляются у людей разного пола и возраста.

Негативные и позитивные отклонения

Социальная девиация бывает как негативной, так и позитивной. Во втором случае она помогает развитию личности и социальному прогрессу. Примерами позитивной девиации являются одаренность, социальная активность, направленная на усовершенствование социума, и многое другое. Негативная девиация вносит негативный вклад в существование и развитие социума (бродяжничество, суицид, девиантное поведение подростков и прочее).

В целом, девиантное поведение может находить проявление в широчайшем диапазоне социальных явлений, поэтому критерии его негативности или позитивности, как правило, имеют субъективный характер. Один и тот же тип девиации может получать как позитивные, так и негативные оценки со стороны людей с разной системой ценностей.

Причины возникновения отклонений

Известно множество концепций девиантности, начиная от биогенетических и заканчивая культурно-историческими. Одной из главных причин социальной девиации является несоответствие социальных норм требованиям, которые выдвигает жизнь. Вторая распространенная причина - несоответствие самой жизни представлениям и интересам конкретной личности. Кроме этого, девиантное поведение может быть вызвано такими факторами, как семейные проблемы, ошибки воспитания, наследственность, деформация характера, психические заболевания, негативное влияние СМИ и многое другое.

Девиантность и делинквентность

В зависимости от того, какой наукой рассматривается понятие девиантности, оно может обретать разные окраски. Патологические варианты девиантного поведения включают в себя преступления, суициды, всяческие формы наркотизации и сексуальной девиации, расстройства психики и прочее. Иногда асоциальное действие трактуют как нарушение социальных норм, отклонение от стандартов и следование своим целям незаконным путем. Нередко в такое понятие, как «девиантное поведение», закладывают проявления разных нарушений социальной регуляции поведения и дефектность саморегуляции. Именно поэтому девиантное поведение часто приравнивают к делинквентному.

Девиантным поведением называют поступки или систему поступков, которые совершенно не соответствуют моральным и правовым нормам социума. Тем временем делинквентное поведение - это психологическая склонность к правонарушениям. Поэтому его также называют криминальным.

Как бы сильно типы девиантного поведения и их характеристики ни отличались, они всегда взаимосвязаны. Многие преступления являются следствием менее значимых аморальных действий. Таким образом, вовлеченность индивида в тот или иной тип девиации увеличивает вероятность делинквентных действий с его стороны. Делинквентное поведение отличается от девиантного тем, что оно не так тесно связано с нарушением психических норм. Для социума делинквенты, конечно же, гораздо более опасны, нежели девианты.

Профилактические и терапевтические меры

Так как поведенческая девиация является одним из самых стойких феноменов, ее профилактика актуальна всегда. Она представляет собой целый комплекс всяческих мероприятий.

Выделяют такие типы профилактики девиантности:

  1. Первичная профилактика. Предполагает устранение негативных факторов и повышение устойчивости индивида к их влиянию. Первичная профилактика нацелена главных образом на предупреждение разных типов девиантного поведения детей и подростков.
  2. Вторичная профилактика. Предполагает выявление и коррекцию негативных условий и факторов, которые могут вызвать девиантное поведение. Такая профилактика используется в основном в работе с группами подростков и детей, которые живут в сложных условиях.
  3. Поздняя профилактика. Нацелена на решение узкоспециальных задач, предупреждение рецидивов и нивелирование вредных последствий уже сформированной девиации. Предполагает активное воздействие на узкий круг лиц, имеющих устойчивые поведенческие девиации.

В целом, план профилактических мероприятий состоит из таких составляющих:

  1. Работа в поликлиниках и больницах.
  2. Профилактика в школах и вузах.
  3. Работа с неблагополучными семьями.
  4. Профилактика посредством всяческих СМИ.
  5. Организация групп активной молодежи.
  6. Работа с беспризорными детьми.
  7. Подготовка квалифицированных кадров для качественной профилактики.

Психопрофилактические меры эффективны на начальных стадиях формирования девиации. Они нацелены главным образом на борьбу с различными типами девиантного поведения подростков и молодежи, так как именно эти периоды становления личности подразумевают активную социализацию.

Терапия и коррекция запущенной девиации проводится врачами-психиатрами и психотерапевтами амбулаторно или стационарно. Для детей и подростков с выраженной девиацией работают учреждения открытого и закрытого типа. Девиантное поведение на начальных стадиях искореняется путем профилактики в открытых учреждениях. В них детям и подросткам предоставляют все необходимые виды медицинской, психологической и педагогической помощи. Дети и подростки с запущенной девиацией, требующие более тщательного подхода, попадают в учреждения закрытого типа. Девиантное поведение взрослых преследуется законом.

Заключение

Познакомившись с понятием и типами девиантного поведения, можно сделать вывод, что данное явление хорошо знакомо не только психиатрам, но правоведам, психологам, педагогам, криминалистам и медикам. Оно включает в себя самые разнообразные формы не одобряемых обществом действий, начиная от курения и заканчивая бродяжничеством. В большинстве случаев такое поведение является не болезнью, а способом внешнего проявления индивидуальных особенностей личности. Типами девиантного поведения являются не только негативные, но и положительные изменения в поведении, которые приводят к развитию. Доказательством этого является тот факт, что образ жизни большинства великих ученых был неприемлем для широких масс.

Понятие девиантного поведения

Под девиантным (от лат. deviatio - отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

    позитивные , направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

    негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Девиантное поведение разделяется на пять типов:

    Делинкветное

    Аддиктивное

    Патохарактерологическое

    Психопатологическое

    На базе гиперспособностей

1) Делинкветное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.

2) Аддиктивный тип- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.

3) Патохарактерологический тип девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.

4) Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.

5) Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения

Это особый тип отклоняющегося поведения выходящий за рамки обычного, способности человека значительно и существенно превышает среднестатические способности

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. Все многообразие форм отклоняющегося поведения, можно подразделить на три группы: собственно девиантное, делинквентное и криминальное (преступное).

К основным формам девиантного поведения в широком смысле Я. И. Гилинский и В. С. Афанасьев относят:

1) пьянство и алкоголизм;

2) наркотизм;

3) преступность;

4) самоубийство;

5) проституцию;

6) гомосексуализм.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой ни уголовного, ни даже административного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность же противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное поведение. Оба значения – широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии.

Мертоном

Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

    инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

    ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное - цель;

    ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

    бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально одобряемую цель - материальное благополучие, он может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ - девианты.

Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии, в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество, представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов - опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.

Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

Если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие отклоняющееся поведение, или провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, которое считалось девиантным, может стать нормальным.

Каждое социальное общество имеет собственные нормы или правила, по которым оно и живет. Их можно отнести к неписаным законам, отражающим характер поведения человека в различных ситуациях. Несоблюдение же этих норм считается социальным отклонением, которое еще называют девиацией. Это понятие можно рассматривать с разных сторон. Прежде всего, отклоняющееся поведение всегда нарушает нормы права и стандарты, сложившиеся в обществе. Но помимо этого, его считают социальным явлением, которое находит свое выражение в любых массовых формах деятельности людей и не соответствует при этом негласно установленным правилам поведения.

Где изучается отклоняющееся поведение и его типы? Обществознание - тот предмет, который впервые знакомит школьников с научным объяснением данного

Основное понятие

К сожалению, не бывает такого общества, все члены которого придерживались бы общих нормативных требований. Существующее отклоняющееся поведение и его типы могут принимать разные формы. Так, к людям с относят преступников и отшельников, аскетов и гениев, святых и т. д.

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не имеющий одобрения в обществе. Во все времена шла борьба по устранению нежелательных форм человеческой деятельности и их носителей. При этом применялись различные средства и методы, которые соответствовали имеющимся в стране социально-экономическим отношениям, общественному сознанию, а также интересам правящей верхушки.

Отклоняющееся поведение и его типы всегда привлекали интерес исследователей.

Роль в жизни общества

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения с двойственным характером. С одной стороны, оно грозит потерей стабильности общества. С другой же - поддерживает данную стабильность. Как это можно объяснить? Успешная работа всех социальных структур возможна только при обеспечении порядка и предсказуемости поведения всех членов общества. Каждому человеку важно знать, как будут вести себя другие люди и какого поведения они ожидают от него.

Вместе с тем в каждом обществе существуют субкультуры. Они обладают своими нормами, входящими в противоречие с общепринятой моралью. Подобные отклонения считаются групповыми и порой содействуют дальнейшему развитию общества.

Виды девиантного поведения

Порой индивид нарушает социальные нормы только время от времени. Такое поведение относят к первичной девиации. Второй вид данного понятия - вторичный. В этом случае человек получает клеймо девианта и чувствует, что с ним обращаются не так, как с другими людьми.

Отклоняющееся поведение всегда нарушает моральные нормы и при этом может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Первый вид девиации нередко трансформируется во второй. Чаще всего это случается при влиянии криминальных субкультур на те категории людей, которые предрасположены к совершению девиантных поступков, то есть относятся к группе риска.

Типы отклоняющихся поведений

Выделяют:

Делинкветные поступки, имеющие ярко выраженную антиобщественную направленность, которые в крайних своих выражениях приобретают уголовно наказуемый характер;

Аддиктивные поступки, целью которых является уход от действительности с помощью использования психоактивных веществ или при чрезмерной фиксации на определенный вид деятельности;

Патохарактерологические поступки, которые обусловлены патологическими изменениями в характере, имеющими место из-за дефектов воспитания;

Психопатологические поступки, являющиеся следствием ;

Поступки, основанные на гиперспособностях человека, проявляющихся при особой одаренности или гениальности.

Отклоняющееся поведение и его типы могут иметь и несколько иную классификацию. По отношению к ним общества девиантные поступки бывают:

1. Социально одобряемыми. Они выражаются в таком поведении индивида, которое носит позитивный характер и направлено на устранение устаревших стандартов. Как правило, этот тип девианта связан с социальным творчеством и способствует качественным изменениям всей общественной системы. Примером тому служат гениальность, спортивные достижения, героические поступки и лидерские способности.

2. Нейтральными. Это отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не вызывающий никаких опасений общества и не способствующий его изменению. К таким девиантным поступкам относят эксцентричность и чудачество, стремление удивить всех своей манерой поведения и формой одежды.

3. Социально неодобряемыми. Такое поведение нарушает и дезорганизует общественную систему.

Оно несет в себе черты негативности и дисфункциональности. Подобные девиантные поступки наносят вред обществу. К ним относят различные отклонения, приносящие вред людям и самой личности. Они выражаются в форме разнообразных противоправных, агрессивных и преступных действий, а также в алкоголизме, наркомании, суициде и т. д. Так, к социально неодобряемым относят следующие типы отклоняющегося поведения: аддиктивное, делинквентное.

Типология Р. Мертона

Понятие девиантного поведения относительно. Например, преступники полагают, что вымогательство - это нормальный вид заработка. Однако для большей части населения подобное поведение является девиантным. Это же относится и к некоторым видам социальных поступков. Одни из них считаются девиантными, а другие - нет.

В современной социологии наиболее признанными считаются виды, типы отклоняющегося поведения, классифицированные Р. Мертоном. Свою группировку понятий он составил в русле представлений этого процесса как разрушающего базовые элементы культуры, в том числе и этические нормы. На основании этого Мертон выделил четыре типа девиации, в число которых входит:

1. Инновация. Этот тип поведения предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание принятых способов их достижения. К инноваторам относят проституток и шантажистов, великих ученых и создателей финансовых пирамид.

2. Ритуализм. Такое поведение связано с отрицанием основных целей общества и абсурдным исполнением способов их достижения. Примером тому может служить бюрократ. Этот чиновник требует тщательного заполнения любого документа, его неоднократной проверки, составления в четырех экземплярах и т. д. При этом из вида упускается главное - цель.

3. Ретретизм. Это не что иное, как бегство от существующей действительности. Этот тип девиации выражается в отказе не только от социально значимых целей, но и от тех способов, которыми обычные люди их достигают. Такой тип поведения характерен для наркоманов, алкоголиков, бомжей и т. д.

4. Бунт. Данное поведение отрицает имеющиеся в обществе цели и способы. Бунтарь стремится к замене их на новые. Яркий пример тому - революционеры.

При составлении своей классификации Мертон подчеркивал тот факт, что отклоняющееся поведение и его типы не являются продуктом, который демонстрирует абсолютно негативное отношение к общепринятым нормам. Ведь вор вовсе не отвергает такую цель общества, как материальное благополучие. А действия бюрократа не вступают в противоречие с общепринятыми правилами работы. В этом случае наблюдается лишь буквальное исполнение, доходящее до абсурда. Но при этом и бюрократ, и вор являются девиантами.

Основные причины отклоняющегося поведения

Объяснений девиантного явления может быть множество. Для его понимания необходимо знать, какие имеет отклоняющееся поведение виды. И причины в таком случае будет выявить намного проще. Например, склонность к наркомании и алкоголизму, а также психические расстройства объясняются вовсе не социальными, а биологическими причинами. Ведь эти негативные явления порой передаются детям от их родителей.

В социологии есть несколько направлений, согласно которым и объясняются причины девиантного поведения. Одно из них заключается в наличии такого состояния общества, при котором старые ценности и нормы уже пришли в противоречие с существующими отношениями, а новых пока нет. При этом причина девиантного поведения заключается в несогласованности целей, которые выдвигаются обществом, и тех средств, которые предлагаются для их достижения.

Маргинализация

Это одна из причин девиации, характеризующаяся разрывом социальных связей. Самым распространенным вариантом является первоначальный разрыв экономических отношений. После этого утрачиваются социальные связи, а на следующем этапе - духовные.

Характерной чертой маргиналов служит снижение планки социальных потребностей и ожиданий. При этом происходит примитивизация их производственной, бытовой и духовной жизни.

Социальные патологии

Попрошайничество и бродяжничество

Такое поведение является особым образом жизни. Его основной причиной служит отказ от участия в труде на благо общества и стремление к получению нетрудовых доходов.

Стоит отметить, что попрошайничество и бродяжничество в последнее время получили довольно широкое распространение. Однако общество пытается вести борьбу с этим социально опасным явлением. Ведь нередко такие личности выступают в роли посредников при сбыте наркотиков, а также совершают кражи и прочие преступления.

Аддикция

Нередко причиной негативного поведения становится стремление избежать имеющегося внутреннего дискомфорта, а также изменить собственное социально-психическое состояние, выражающееся внутренней борьбой и внутриличностными конфликтами. Все это и является аддиктивными поступками. Подобный путь, как правило, выбирается теми, у кого нет легальной возможности для осуществления самореализации, чья индивидуальность подавляется в связи со сложившейся в обществе иерархией, а личностные стремления неизменно блокируются.

Таким людям невозможно сделать карьеру и изменить имеющийся у них социальный статус с использованием легитимных каналов. Именно поэтому они и считают общепринятые нормы общества несправедливыми и неестественными.

Особенности негативного поведения

В нашем современном обществе девиантные поступки все больше и больше становятся рациональными и рискованными. Основное отличие такой личности от авантюриста заключается в опоре на профессионализм, а не в вере в случай или судьбу. Это осознанный выбор личности, благодаря которому возможна ее самореализация, самоутверждение и самоактуализация.

Отклоняющееся поведение подростков

В современном обществе актуальна проблема детской безнадзорности, наркомании и преступности. В связи с этим наблюдается и рост числа подростков с девиантным поведением. Такое отклонение в поведении детей является результатом политической, социальной, экономической и экологической нестабильности, роста влияния псевдокультур, изменения в существующих ценностных ориентациях молодежи, неблагополучия в семейной и бытовой сфере, отсутствия контроля, что становится следствием постоянной занятости родителей, эпидемии разводов и недостатков в работе учреждений образования.

Основные типы отклоняющегося поведения подростков, как правило, находят свое выражение в таких формах, как аддиктивная, аутоагрессивная (суицидальная), а также гетероагрессивная.

Каковы наиболее часто встречающиеся причины негативного поведения молодежи? В их перечне находятся следующие:

1. Неправильно организованное воспитание. Такой подросток обычно проживает в трудной семье. На его глазах происходят конфликты между родителями, которые не интересуются его внутренним миром. Порой такое неблагополучие довольно глубоко скрыто. И обнаруживается оно только после того, как подросток начинает выделяться своим негативным поведением.

2. Биологические факторы. Среди подобных причин выделяется наследственность, которая снижает активность защитных механизмов и ограничивает приспособительные функции человека. Этот фактор способен проявляться в умственной недостаточности, наследовании аномальных черт в характере, а также такого негативного явления, как алкоголизм. Помимо этого, у подростков с девиантным поведением выявляется неполноценность клеток мозга, ставшая следствием некоторых тяжелых заболеваний, которые были перенесены ими в раннем возрасте. К факторам биологического типа относят и особенность подросткового периода. Именно в этом возрасте у человека происходит бурный рост организма, начинается и подходит к завершению половое созревание, а также совершенствуются функции многих систем и органов, в том числе ЦНС.

3. Психические факторы. В подростковом возрасте завершается и формирование характера человека. Нарушения данного процесса приводят порой к негативным характерологическим реакциям, выходящим за рамки принятой в обществе нормы. Среди них следующие: активный протест (непослушание и грубость); пассивный протест (уход из дома); активное уклонение от контактов с людьми; имитация или подражание поведению окружающих; повышенное стремление к самоутверждению на основе отрицания опыта старших; гиперкомпенсация (безрассудные поступки) как защитная реакция, маскирующая слабые стороны личности.

Итак, мы рассмотрели отклоняющееся поведение и причины, его вызывающие.

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Синонимами термина «девиантное поведение» являются - «отклоняющееся поведение», «девиация», «аддиктивное поведение» (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2002).

В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств - от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений. Широкое толкование этого термина выражается в противоположных тенденциях - под «девиантным поведением» понимают:

  • - систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон);
  • - социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Я.И. Ги- линский);
  • - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг).

Сложность проблемы определения понятия «Девиантное поведение подростка» состоит в том, что наряду с этим термином в науке и практике употребляются другие - иногда как синонимы, иногда - для демонстрации нюансов: поведение деликвентное, аддиктивное, дезадаптив- ное, асоциальное, антисоциальное, неадекватное, трудное, деструктивное, акцентуированное поведение и др.

С другой стороны, парадоксальность феномена деви- антного поведения заключается и в противоположных способах его реализации - позитивных («одаренных»), которые служат развитию общества, и в негативных проявлениях, разрушающих общественные нормы, ценности и идеалы, о границах, проявления которых судить очень трудно.

В разных науках, изучающих проблемы отклоняющегося поведения, описываются разнообразные варианты его трансляции, которые характеризуются как патологические. Для одних - это суицид, промискуитет, проституция, разные формы аддикций, сексуальные инверсии; для других - преступление, социальная дезадаптация, антисоциальное, деликвентное и асоциальное поведение; для третьих - психические расстройства. Также рассматриваются особенные варианты трудного поведения в подростковом возрасте - это ситуационно-личностные реакции, свойственные преимущественно подросткам и характерологические трудности этого периода.

Понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» связано с понятием норма. В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Ученые П.Б. Ганнушкин, Л.С. Выготский, В.Т. Кондрашенко справедливо отмечают, что не существует точных границ между нормальным и ненормальным поведением.

Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д.

Поведение человека детерминировано интраперсональными (установки, мотивация, потребности, деятельность) и интерперсональными особенностями. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические и социальные, но необходимы и возрастные критерии нормы. Представители гуманистической психологии, изучая проблему девиантного поведения индивида, призывают учитывать и индивидуальные нормы. Индивидуальная норма есть «то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития» и «принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий» .

Норма поведения - понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний выработаны собственные понятия о норме. Например, в медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - послушный и успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений, в психологии - отсутствие аномалий .

Необходимо учитывать, как отмечает Ю.А. Клейберг , целый ряд факторов: ситуативность, фактор времени, рассогласование нормативных структур различных социальных систем, распространенность.

Согласимся с А.Ю. Егоровым, С.А. Игумновым в том, что девиантное поведение имеет имплицитный и эксплицитный характер реализации, может быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Поэтому в области «девиантной психологии» нельзя добиться полной объективности, так как само понятие «девиантный» и «норма» является продуктом субъективного оценочного суждения.

Таким образом, указанные определения имеют односторонний характер понимания рассматриваемого явления, который учитывает только особенности общественных нормативов. Хотя, опираясь на понятие поведения, как «взаимодействие живого существа с окружающей средой, опосредованное его внешней и внутренней активностью», можно констатировать, что индивид является субъектом по отношению к общественным нормам . Оценить поведение как отдельный процесс недостаточно, следует изучать носителя этого процесса - личность. Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних психических условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Изучив научную литературу по проблеме девиантного поведения подростков, мы нашли два определения, которые характеризуют отклоняющееся поведение подростков. Первое (А.А. Северный, Н.М. Иовчук), при объяснении отклоняющегося поведения рассматривает это как «взаимодействие ребенка с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам» . Второе (В.Е. Каган) - придерживается традиционного понимания де- виантного поведения, как отклоняющегося от каких-либо норм; однако требует осторожности при заключении о девиантном поведении подростка, ибо: 1) суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития, и сами являются активными трансляторами девиантных форм; 2) критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются .

Основным критерием соответствия нормам и ожиданиям становится покорность взрослым. Л.Б. Шнейдер соглашается с В.Е. Каганом и утверждает, что на практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослым поведением. «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный...», - писал Януш Корчак. Ребенок для взрослого должен быть (курсив И.Н.) удобен, он (взрослый) последовательно шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований» . Известно также, что в человеческих сообществах взрывы де- виантного поведения сопровождают кризисные периоды и являются их четкими индикаторами, причем первыми и сильнее реагируют наиболее социально зависимые группы и индивиды, неспособные самостоятельно обеспечить свое существование.

Дж.К. Коулмен предупреждает и считает необходимым отказаться от стереотипного отношения обыденного сознания к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. В глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т. е. вольно или невольно, формируется некий «соционормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность.

О. Кернберг предлагает подвергать дифференциальному анализу девиантное поведение подростков. Он предостерегает от двух крайних нежелательных позиций при работе с подростками: слишком беспристрастной оценки пубертатна, когда отклонения в поведении подростка считаются нормой и, соответственно, любые проявления подростковости оцениваются как приемлемые; и чрезмерно пристрастного отношения к подростку, когда в каждый его поступок привносится элемент патологии.

Психологи, педагоги, психиатры, социологи (М. Рат- тер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Бердяев, А.Б. Добрович, А.Е. Личко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович) подчеркивали, что эмоциональные расстройства, нарушения поведения в подростковом возрасте являются вариантом нормального поведения. Это - неотъемлемая часть процесса развития.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного . Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

Современные исследователи в области педагогики и профилактики девиантного поведения выделяют следующие объекты зависимостей: психоактивные (ПАВ) вещества (легальные и нелегальные наркотики); алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); пища; игры; секс; религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами мы выделим следующие формы зависимого поведения у современной молодежи, требующие незамедлительной педагогической профилактики в современных школах. Это так называемые химические зависимости: курение; токсикомания; наркозависимость; лекарственная зависимость; алкогольная зависимость.

Особенностью девиантного поведения, проявляющегося у старшеклассников, является то, что оно не только наносит реальный ущерб самой личности молодого человека или окружающим его людям, но и временные рамки этого ущерба составляют намного меньший срок, чем у людей более старшего возраста, с уже сформировавшейся психологией и взглядами на жизнь. Для молодого человека это приводит к дестабилизации существующего порядка, причинению морального ущерба, физическому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни молодого человека, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим юношей или девушкой и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение молодого человека является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным.

Из определения «девиантного поведения» следует, что такое поведение выражается в нарушении моральных и правовых норм, следовательно, помимо термина «девиантное поведение» еще одним ключевым понятием в нашей работе является «норма».

По мнению Ю.А. Клейберг, в целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним из видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Норма является ключевым понятием для изучения любых девиаций. Поскольку отклоняющееся поведение -- это поведение, отклоняющееся от социальных норм, следовательно, последние также рассматриваются в нашем исследовании.

Согласно Г.И. Колесниковой, социальная норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее часных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальной роли, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют личность старшеклассника.

Выделяют следующие виды социальных норм: правовые; нравственные; этические.

Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нарушений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния.

Нравственные и этические нормы Г.И. Колесникова раскрывает как нормы, отражающиеся на языковом уровне и обусловленные социальными и культурными особенностями.

Существует мнение, что девиантное поведение несовершеннолетних - это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. П.Б. Ганнушкин подразумевает в поведенческой патологии следующие признаки: склонность к дезадаптации; тотальность; стабильность.

Склонность к дезадаптации. Наличие в поведении молодого человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, направленную «от себя» и влияющую на межличностные отношения, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностных отношениях молодого человека выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, соцально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» выражается у подростка низкой самооценкой, неприятием каких-либо своих качеств и как следствие неудовлетворенностью собой.

Тотальность. Предполагает проявление девиантного поведения молодого человека в большинстве сфер его деятельности.

Стабильность. Девиантное поведение не сиюминутно, а пролонгировано во времени.

По мнению исследователей, с точки зрения социально-нормативного критерия, ведущим показателем нормальности поведения молодого человека является уровень его социальной адаптации. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями и особенностями индивида, а также правилами и требованиями окружающей его социальной среды.

Подростковый возраст представляет фактор риска для развития девиантного поведения. В этом возрасте отклоняющееся поведение объясняется следующими индивидуально - психологическими особенностями: незавершенностью процесса формирования личности, отсутствием собственных механизмов преодоления трудностей, недостаточностью осознанного и повышенного полового влечения, импульсивностью, низким самоконтролем, неумением ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемостью, бескомпромиссностью, отсутствием жизненного опыта и практических умений, импульсивным характером реагирования на фрустрирующую ситуацию. Подросток не успевает осознать происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность, недоверие к людям, повышенная конфликтность, склонность к депрессиям, искаженное представление о себе, неудачи сопровождаются жестоким, агрессивным поведением по отношению к окружающему миру. Депривация потребностей в подростковом возрасте ярко выражена и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно

Таким образом, подростковые индивидуально-психологические свойства могут быть катализаторами развития отклоняющегося поведения, но они не фатальны. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что генезисом девиантного поведения подростков является интеграция объективных и субъективных факторов, которые приводят к формированию устойчивых психологических свойств, детерминирующих совершение безнравственных поступков.

Актуален анализ философских, социологических и психологических ответов на вопросы. Является ли отклонение в поведении признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания? Что характеризует «изнутри» подростков с отклоняющимся поведением? Когда и почему особенности личности превышают «порог допустимого», вызывая поведенческие расстройства?

Под девиантным поведением подростка, мы понимаем, импульсивную или преднамеренно повторяющуюся реакцию (от позднелат. re - против и action - действие) подростка на интеракцию с различными условиями среды, с одной стороны, обусловленную определенным социально-историческим, культурно-территориальным уровнем развития, с другой стороны, его интраперсональными особенностями.

Таким образом, все, что относится к девиантному поведению неоднозначно, чтобы девиантное поведение можно было принять в качестве педагогического или психологического понятия. Практически это означает, что термин девиантное поведение может и должен использоваться психологией/педагогикой лишь в трансдисциплинарном диалоге; самой же педагогике/психологии релевантно (целесообразно) объединять в своих определениях факт нарушения с указанием на причины и социальные проявления этого нарушения, разделяя при этом, собственно социально или психологически детерминированное поведение.

С точки зрения социальной психологии типология девиантного поведения включает пять видов. Первый - комформизм, под которым понимают действия одновременно и поддерживающее культурные цели, и одобряющие средства их достижения. Второй - инновация, когда согласие с общепринятой культурой достигается средствами, не одобряемыми обществом. Третий - использование социально одобряемых средств для подрыва данной культуры и искажения ее целей. В этом случае институционализированные средства могут быть доведены до абсурда, что вызывает у членов сообщества естественный протест и как следствие - отклоняющееся поведение. Четвертый тип девиантного поведения связан с отрицанием и целей, и средств, одобряемых обществом, и характеризуется бегством от действительности. Пятый тип - бунт. Он одновременно отрицая культурные цели и средства, одобряемые обществом, ставит новые цели и претендует на создание новых институциональных средств.

На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиантности, является кризис социальной сферы, в силу противоречивого влияния основных субъектов социума (семьи, СМИ, групп влияния). Несмотря на постоянные конфликты с родителями, семья является для них значимой сферой жизни. Среди, традиционно выполняемых семьей функций, на первое место выходит поддерживающая функция, создающая чувство защищённости и комфорта. В зависимости от того насколько полно реализуется эта функция, можно судить о благополучии семьи и ее возможности противостоять девиантному поведению. Родители, потребляющие наркотики, алкоголь, сигареты, сами того не желая, формируют установку на нормальность подобного поведения у своих детей. Табак и алкоголь - первый шаг на пути молодых людей к потреблению более сильных наркотиков. Провоцировать на потребление наркотиков может гиперопека с семьи, так и её полное отсутствие.

В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам девиатного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, которые дают возможность человеку уйти от реальности, аутизм, являющийся последствием определённых психологических стрессов, испытаний, взглядов самой личности, суицид, как понимание бренности самой жизни и её значимости и т. д.

С точки зрения социологии, выделяются так же пять типов девиантного поведения личности, которые мы рассмотрим вкратце.

Делинквентное поведение

Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выражености антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на престуления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе, и для самого человека) его последствий.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение - это одна из форм девиантного поведения, с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских).

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему не интересной, в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-то делать, заниматься какой-либо деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или в обществе традиции и нормы.

У аддиктивной личности отмечается феномен « жажды острых ощущений » (В. А. Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности .

По мнению Э. Берна, у человека существует шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод или голод по структурированию времени и голод по инцидентам .

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных типов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства голода в реальной жизни, стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарностью поступков (в том числе, сексуальных), заполненности времени событиями.

Плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упрёки в неприспособленности и отсутствие жизнелюбия со стороны близких и окружающих формирует у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что неспособны «жить как люди». От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях - условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие и «настоящей, свободной от обязательств, жизни» аддиктивного человека.

Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а так же обвинять других в собственных ошибках и промахах, вытекает из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Таким образом, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.

Патохарактерологический тип поведения

Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. При эмоционально-неустойчивом расстройстве личности наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения. Переоценка своих реальных возможностей ведет к тому, что ставятся задачи, соответствующие иллюзорной самооценке, совпадающей с идеальным «Я», но превышающие возможности личности. Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к манипулированию окружающими и контролю над ними. Окружение рассматривается лишь как орудия, которые должны служить удовлетворению потребностей данного человека. При столкновении таких людей с окружающими, с непосильными задачами в силу ранимости, мягкости, низкой толерантности к стрессу они не получают положительного подкрепления, чувствуют себя обиженными, преследуемыми .

Психопатологический тип поведения

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия - галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пытаться добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые поступки или месяцами бездействовать, совершать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности.

Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя (аутоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей. Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, а также психопатологические симптомы и синдромы.

Девиации, обусловленные гиперспособностями человека

Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека, выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одарённости, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одарённости в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземлённой» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. При поведении, связанном с гиперспособностями, наблюдается игнорирование реальности. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное, и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешённо. Вынужденные контакты воспринимаются человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и не воспринимаются как значимые для его личностного развития. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить чудаковатый характер. К примеру, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как совершаются обыденные действия. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).

Девиантное поведение имеет следующие клинические формы: агрессия; аутоагрессия (суицидальное поведение); злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.); нарушение пищевого поведения (переедание, голодание); аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм - религиозный, спортивный, музыкальный и пр.); сверхценные психопатологические увлечения («философская интоксикация», разновидности маний - клептомания и др.); характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, нарциссическое поведение и др.); безнравственное и аморальное поведение; неэстетичное поведение.

Каждая из клинических форм может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы, служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения.