Вливать новое вино в старые мехи — что значит эта фраза из Библии? Притчи иисуса христа В старые мехи новое вино не наливают.

Что значит вливать новое вино в старые мехи, как об этом говорится в ? Что означают новые мехи, а что означают старые мехи?

И рассказал Он им притчу: «Никто не пришивает заплату к старой одежде, оторвав кусок ткани от новой; иначе и новую порвёт, и заплата от новой одежды не подойдёт к старой. Никто не наливает молодого вина в старые мехи, ибо молодое вино прорвёт их и не только само вытечет, но и мехи испортит. Молодое вино вливают в новые мехи. И никто, выпив старого вина, не захочет молодого, ибо скажет: «старое лучше»». (От Луки 5:36-39)

Вливать новое вино в старые мехи

В этом отрывке из Библии Иисус говорит о Царстве Бога и его особенном воплощении в церкви. «Старые мехи» это метафора, которая означает Старое Соглашение или . Это также может означать иудеев, которые следовали Закону Моисея, но не желали верить в Христа. Иисус не говорит, что Ветхий Завет постепенно перейдет в , но что Новый Завет в Иисусе полностью заместит иудейскую систему.

У пророка Иеремии мы можем найти пророчество об этом:

Господь сказал: «Приходит время, когда Я заключу новый завет с семьёй Израиля и с семьёй Иудеи. Это будет не такой завет, какой Я заключил с их предками, когда Я взял их за руку и вывел из Египта; они нарушили этот завет, хотя Я был их Государем. В будущем Я заключу с людьми Израиля другой завет, — говорит Господь, — Я вложу Своё учение в их головы и запишу его в их сердцах. Я буду их Богом, и они — Моим народом.

И им не надо будет учить соседей или родственников, чтобы те знали Господа, потому что все люди — от самого ничтожного до самого великого — будут знать Меня». Так говорит Господь: «Я прощу им всё плохое, что они совершили, Я забуду об их грехах». Господь говорит:»Я заставляю солнце светить днём, Я заставляю ночью сиять луну и звёзды, Я заставляю кипеть моря так, что волны станут биться о берег. Господь Всемогущий — имя Моё». (Иеремия 31:31-35)

Бог говорит нам, что придет время, когда Он пошлет новое соглашение, лучшее, которое заменит старое.

Иисус не говорит здесь, что Он пытается реформировать иудаизм. Он говорит, что Он принес новое воплощение Царства Бога, в которое можно попасть лишь родившись заново. Царство Бога, которое ожидал Иисус, очень сильно отличается от того, что делали евреи. Оно находится далеко за пределами Ветхого Завета. Именно по этой причине оно должно быть полностью заменено, а не изменено постепенно.

Старые мехи иудаизма, практикуемые иудеями во время Христа, не могли быть реформированы или изменены. Они должны быть заменены новой версией Царства, которую мы называем «церковью». На самых ранних стадиях христианская церковь в Иерусалиме, в каком-то смысле, была частью иудаизма. Тем не менее очень скоро христиане были изгнаны из Иерусалима (эти события описываются в конце седьмой - начале восьмой главы книги Деяний), а затем и из иудаизма. В течение нескольких лет церковь испытывала сильные гонения со стороны иудеев, что в итоге привело к появлению полностью отделенной христианской церкви. Это были новые мехи.

Причиной разногласий с иудеями, о которых идет речь в отрывке про вино и мехи, стал разговор о посте. фарисеев должны были соблюдать несколько разных постов, последователи Христа не принимали участие в них. И хотя последователи Христа подчинялись иудейским законам во время Его служения, они не следовали предписаниям фарисеев, которые были добавлены к этим законам дополнительно. У них теперь был новый и более великий Учитель, чей авторитет значительно превосходил авторитет фарисеев. Это новое вино Нового Завета не влить в старые мехи — законнические практики фарисеев во времена Христа.

Сегодня мы расскажем о том, что такое мехи, и, возможно, для многих станет понятнее смысл слов Христа: Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое (Мф. 9: 17).

Как выглядели древние сосуды?

Итак, мехи — это своего рода кожаные мешки, которые использовались для перенесения жидкостей. В древние времена было невозможно брать с собой в дорогу воду или вино, используя глиняные или каменные сосуды — они могли разбиться и были в целом достаточно тяжелыми. Поэтому получили распространение мехи — мешки, которые делали из кожи животных (например, коз или верблюдов). Шкура тщательно подготавливалась, а затем зашивалась. Оставляли лишь одно отверстие (шейное), которое и служило горлышком этого сосуда. Как вы понимаете, мехи были разных размеров — в зависимости от размера животного. Они могли достигать таких огромных размеров, что в них вмещалось до 18 ведер воды!

Новые мехи, как и любые изделия из кожи, были мягкими и с легкостью растягивались. Именно поэтому стоило вливать новое вино в новые мехи — оно продолжало бродить внутри мягкого сосуда и немного растягивало его. Старые же мехи дубели, становились хрупкими, поэтому процесс брожения молодого вина в них мог вызвать разрыв. В этом случае и мехи приходили в негодность, и вино выливалось.

Где еще в Священном Писании упоминаются мехи?

В Ветхом Завете можно прочесть интересный эпизод. К Иисусу Навину приходят жители Гаваона, чтобы заключить союз с израильским народом. Они употребляют хитрость — надевают старую одежду и берут в дорогу ветхие мехи, чтобы Иисус Навин поверил, что перед ним путники, прошедшие очень долгий путь. Всё дело было в том, что с ближайшими соседями (ханаанскими народами, к которым и принадлежали гаваонитяне) Бог запретил заключать союз. Старейшины Израиля были введены в заблуждение, и жители Гаваона благодаря этой хитрости добились своего. Но когда обман послов был раскрыт, их уже не могли предать смерти, так как старейшины поклялись сохранить им жизнь. Иисус Навин хоть и не истребил обманщиков, но сделал их вечными рабами: За это прокляты вы! Без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего! (Ср.: Нав. 9: 23).

Еще о свойствах и особенностях мехов мы читаем в Псалтири царя Давида: Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл (Пс. 118: 83). Здесь имеется в виду тот факт, что от дыма кожаные сосуды коптились, становились очень темными, чернели. То есть псалмопевец таким образом говорил, что почернел от горя.

Смысл притчи о ветхих мехах

Очень важно обратить внимание на контекст, в котором была рассказана притча. Ученики Иоанна Крестителя спросили, почему не постятся Господни ученики. После этого Христос и произнес Свое наставление, тем самым давая понять через простые образы, что нельзя наложить серьезное бремя на тех, кто пока к этому не готов. Очень хорошо это место изъясняет святитель Игнатий Брянчанинов: «Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере, так пагубны не только голод, но и излишество в пище и качество пищи, не соответствующее возрасту и сложению... Это сказал Господь о деланиях добродетели, которые непременно должны соответствовать состоянию делателя, иначе они погубят делателя и сами погибнут, то есть, предприняты будут бесплодно, во вред и погибель души, противоположно своему назначению».

Иллюстрация Ирины Саврицкой

Важность этого высказывания. Упоминания Христа о вине в Мат.9:17 и Лук.5:39 рассматриваются сторонниками умеренного употребления алкоголя как указание Его одобрения - умеренно употреблять алкогольное вино. В то время, как чудесное производство вина на свадьбе в Кане утвердительно доказывает, что Иисус сделал алкогольное вино, два высказывания, приведенные выше, чтобы их исследовать, предположительно показывают, что Иисус повелел умеренно употреблять алкогольное вино. Первое высказывание встречается в трех параллельных местах / Мат.9:17; Марк.2:22; Лук.5:37.38/ / 145 стр. ориг./. Второе высказывание обнаружено ни у Матфея, ни у Марка. Поскольку в Евангелии от Луки объединены оба высказывания, мы ограничимся этим местом:

"И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше" /Лук.5:37-39/.

"Молодое вино" - броженое или неброженное? Фраза "молодое вино" /ойнос неос/ встречается в Новом Завете только в этом месте и в параллельных местах. Перед нами стоит вопрос - природа "молодого вина". Броженое или неброженное? Широко распространенный взгляд указывает, что это недавно выжатое вино, но уже в состоянии активного брожения. Говорят, что именно такое вино может быть безопасными в том случае, когда поместить его в новые мехи, ибо только они достаточно эластичные, чтобы выдержать давление брожения, выделяющего газы.

К примеру, такая точка зрения выражена Джимми Л. Олбрайтом в его диссертации "Вино в библейском мире". Он пишет: "Библейское упоминание о разрывающихся мехах / Мат.9:17; Марк.2:22; Лук.5:37/ показывают, что брожение, выделяющее газ, происходит в винах, производимых в Израиле, - химическое действие начинается в пределах нескольких часов после выжимания винограда. Сок начинает бродить, когда находится в ниже расположенных от прессов чанах, но его вскоре выливают в кувшины или мехи... Молодое вино вливают в новые мехи; старые мехи под давлением могут прорваться" /Джимми Л. Олбрайт, "Вино в библейском мире: его экономическая, социальная и религиозная причастность к Новому Завету", Диссертация на степень доктора философии, Южная баптистская теологическая семинария, 1980 г, стр.129,137/.

Подобным образом комментирует это место Р. К. Х. Ленский: "Когда кожа находится в свежем состоянии, она в некоторой степени растягивается, но, будучи старой, она становится жесткой, негнущейся и под давлением быстро прорывается. Поэтому люди никогда не вливают молодое, новое вино, которое еще бродит и вызывает давление, в старые уже высохшие мехи" / Р. К. Х. Ленский, "Толкование Евангелия от Иоанна", Колумбус, Огайо, 1942 г, стр.318/.

Это популярное истолкование весьма богато воображением, но не реальное. Любой человек, знакомый с давлением, происходящим при брожении, с выделением газа знает, что никакие сосуды, будь они из стекла или кожи, не смогут выдержать такое давление. Иов знал это, когда говорил: "Вот утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам" /Иов.32:19/. Библейская энциклопедия признает этот факт, говоря: "Невозможно, чтобы муст можно когда-либо вливать в мехи, чтобы выдержать весь процесс брожения, как об этом обычно заявляют; действие испускаемого газа в ранних стадиях процесса настолько буйное и сильное, что никакие мехи не в состоянии выдержать. Там, где выдавливают большое количество виноградных гроздьев, необходимо /146 стр. ориг./ освобождать сразу же винные чаны /цистерны/, разливая муст в фаянсовые кувшины; среди иудеев такая посуда была весьма разнообразной" /Библейская энциклопедия, Т. К. Чейн и Д. Сутерленд Блек, 1903, статья "Вино и крепкие напитки", т.4, стр.5315/.

Непереброженный виноградный сок.

"Затруднение, связанное с этим иносказательным словом, - как выразился Александр Б. Брюс, - не критическое или экзегетическое /то есть в истолковании/, но научное. Стоит прямой вопрос: смогут ли даже новые, прочные, вязкие мехи выдержать процесс брожения?" Ответ, несомненно, отрицательный. Таким образом, сам Брюс заметил, что "Иисус вообще никогда не имел в виду броженое, опьяняющее вино, но "муст", не опьяняющий напиток, который можно безопасно сохранять в новых кожаных мехах, но не в старых мехах, в которых уже содержалось обычное, нормальное вино, ибо частицы белкового вещества, прилипающие к коже, могут возбудить брожение и выделение газа с громадным давлением" / Александр Б. Брос, "Синоптические Евангелия в объяснении греческого Нового Завета", Гранд Рапидс, 1956 г, 500 стр./.Подобный аргумент также представлен Эрнестом Гордоном /н.10/ стр.20/.

Некоторые доказывают, что здесь "молодое вино" - муст, который не вполне перебродил, но уже близок к завершению этого процесса, и его безопасно можно вливать в новые мехи, чья эластичность может быть достаточной, чтобы сопротивляться "послебродильному" процессу, который может последовать" /Гораций Бумстед, "Библейское одобрение вина" в журнале "Священная библиотека": январь 1881г. стр.82/. Эта гипотеза имеет двойную слабость. Во-первых, вино, которое приближается к завершению бродильного процесса, можно безопасно вливать в старые мехи, ибо в них шейное отверстие должно быть предусмотрено для соответствующего освобождения от остающихся бродильных газов. Во-вторых, когда допускается бродильный процесс, он происходит не в мехах, но в больших кувшинах, известных как хебит в еврейском языке и долиум у римлян. / Смотри "Библейская энциклопедия" /н 32/ стр.5315, т.4/.

Единственное "молодое вино", которое можно безопасно вливать в новые мехи, - это непереброженный муст после фильтрования или кипячения. Винный мех необходимо приготовить подобно амфоре, смазывая медом или специальной смолой /скипидаром/; затем только вливается муст, плотно закрывается и запечатывается. Причина, почему требуются новые мехи для "молодого вина", заключается в том, что старые мехи могут почти неизбежно иметь, - как объясняет Лис и Бурсн "некоторые разлагающиеся белковые вещества, прочно приставшие к стенкам кожанного меха" /Фредерик Ричардс Лис и Давсон Бурнс, "Библейский комментарий воздержания", Лондон, 1894, стр.266/. Это может быть причиной брожения нового вина. С другой стороны, если новые мехи употребить для хранения непереброженного нового вина, не будет никаких бродильно-причинных средств в самих мехах. Таким образом, вино будет сохранено от брожения, а мехи - от разрыва.

Весьма значительно отметить в этом отношении, что Колумелла, известный римский агроном, современник апостолов, подчеркивал необходимость употреблять новые амфоры, /147 стр. ориг/ чтобы сохранить свежий муст непереброженным: "Чтобы муст мог оставаться всегда таким же сладким, как был свежим, поступали следующим образом. Прежде, чем гроздья винограда с кожурой положить под пресс, возьмите из чана возьмите из чана наиболее свежий муст и влейте его в новый виноградный кувшин; затем обмажьте его вокруг и покройте тщательно смолой /варом/, чтобы никакая вода не могла проникнуть в него. Затем погрузите весь кувшин /флягу/ в бассейн с холодной водой в такой мере, чтобы никакая часть ее не была выше поверхности. Затем после 40 дней вытащите кувшин из воды. Муст будет сохраняться сладким в течение года" /Колумелла "О земледелии" 12,29/.

Подобный метод применялся с новыми мехами, которые приготовляли подобно амфоре. - их смазывали методом или специальными смолами, а затем вливали муст, плотно, герметически закрывали и зарывали в землю. Любой из процессов, описанных в предыдущем разделе, таких как фильтрация, кипячение, удаление воздуха, окуривание серой и понижение температуры ниже 4 градусов Цельсия, - можно рассматривать как надежные, чтобы сохранить "молодое вино" непереброженным в "новых мехах". Любые два метода или все могут быть сочитаны, чтобы гарантировать отсутствие брожения.

Значение высказывания Христа.

Это истолкование еще больше подтверждается символическим значением высказывания Христа. Представьте новое вино в новых мехах как цель урока в возрождении. Как соответствующим образом объясняет Эрнест Гордон: "Старые мехи, с их алкогольными остатками на дне, представляют разлагающуюся природу фарисеев. Новое вино Евангелия не возможно влить в них. Они произведут в нем брожение. "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". Последнее посредством обращения станут новыми сосудами, способными сохранять "молодое вино", не повреждая его брожением. /Марк.2:15-17.22/. Таким образом, сравнивая опьяняющее вино с не возрожденным фарисеизмом, Христос ясно поставил в известность, кого по Его мнению представляло опьяняющее вино" /Эрнест Гордон /н.10/ стр.20/.

Следует заметить, - продолжает Эрнест Гордон, - как в этой случайной иллюстрации, Христос всецело отождествил вино с непереброженным вином. Броженое вино не получило признания. Его можно влить в любые меха, какими бы они жалкими и испорченными ни были. Но новое вино, подобно новой одежде, которая слишком хороша, чтобы быть употребленной для починки старых лохмотьев. Этот продукт чистый и полезный, требующий хорошего очищения посредством фильтрования. Естественный путь, в котором эта иллюстрация употреблена, подчеркивает, по крайней мере всеобщее понимание этого вопроса среди Его иудейский слушателей, что реальный плод виноградный "хорошее вино" было непереброженным" /Там же стр.21/. / 148 стр. ориг./

Спрашивает Галина
Отвечает Лариса Сугай, 18.12.2007


Добрый день, Галина!

Интересно заметить, что высказывание Иисуса «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то и другое » описано в 3 Евангелиях: , и .

Некоторые люди пытались принять учение Иисуса и какое-то время следовали за ним. Но наступал момент, когда «старые мехи» разрывались от «молодого вина» и они уходили со словами «какие странные слова! Кто может это слушать?».

Все очень просто: учение Иисуса на самом деле не что-то новое – это «заповедь, данная от начала», но иногда мы не способны принять весть от Иисуса, потому что у нас «старые мехи». Нам просто нужно обновление!

Мир Вам!
Лариса

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Новое вино в ветхие мехи - фраза, встречающаяся в Евангелии от Матфея (Мф 9:17), Евангелии от Марка (Мф. 2:22), Евангелии от Луки (Лк 5:37-39). Фраза во всех Евангелиях звучит одинаково, только у Луки добавлены еще слова.

(Евангелие от Луки 9:16-17) « И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.» Во всех трёх синоптических евангелиях эта фраза появляется сразу после призвания Левия-Матфея, когда Иисус объясняет, почему его ученики не постятся, хотя ученики Иоанна Крестителя постятся (Мк 2:18-20)

В притче были использованы образы из повседневной жизни. Новые мехи растягиваются вместе с молодым вином, налитым в них, а потом затвердевают. Если молодое вино налить в старые, затвердевшие мехи, мехи могут лопнуть из-за продолжающегося брожения. Также и новая ткань садится со временем, поэтому старую, уже подсевшую одежду нельзя латать новой тканью.

Различные толкования метафоры:

Ветхими мехами Христос образно обозначил иудейскую религию. Притча о новом вине в ветхих мехах, как и аналогичная ей притча о новой и ветхой ткани (Мк 2:21) часто понимается в том смысле, что новое учение Христа не может уместиться в рамках иудейской религии, или в рамках любых современных ей религиозных представлений (см. также Суперсессионизм). В особенности же речь идёт о всех иудейских постах, установленных Ветхим Заветом. Христос даёт новое учение о постах. Новое учение не вливается в ветхих иудеев. («Новое учение о постах это - новая одежда и новое вино. Требовать от учеников прежнего соблюдения постов значит вливать новое вино в старые мехи, или пришивать к старой одежде новую заплату.» «Вы (то есть фарисеи) требуете, чтобы мои ученики прикрывались ветхой одеждой ваших обрядов и преданий старцев. А Я требую, чтобы они облеклись в новую одежду всепрощающей любви. Поймите же, что нельзя надеть новую одежду, не сбросив предварительно старую. Нельзя и чинить эту обветшалую одежду, вырезая куски из новой. Старую одежду этим не поддержишь. Она ещё скорее распадется от этих заплат. Да и новой повредишь. Так предоставьте же Моим ученикам свободу сделаться новыми мехами для принятия Моего учения и облечься в новую одежду, сбросив с себя обветшалую. Если они ещё не вполне прониклись духом Моего учения, то всё же они познали преимущества Его перед вашим учением. И как вы, попробовав хорошего вина, не станете пить плохого, так и они, последовав за Мной, не пойдут к вам» )

Многие христианские толкователи объясняли, что этой притчей Иисус показывает, что он основывает новую религию, иную, чем иудаизм, и иную, чем учение Иоанна Крестителя (например, так учил Игнатий Антиохийский в послании к Магнезийцам Х, см также Список событий в первые века христианства). Некоторые христиане использовали эту фразу, когда предлагали новые формы христианства. В начале второго века Маркион использовал эту фразу для оправдания Маркионитства. Другие считают, что такое толкование вступает в противоречие с фразой в Евангелии от Луки (Лк 5:39): И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше . Евангелие от Луки говорит не столько о несостоятельности старой религии, сколько о природе учения и о учениках. Никто не предлагает опытному ученику урока, предназначенного для неопытного ученика. Для опытного это будет бесполезно, а урок, предназначенный опытному ученику, не будет воспринят неопытным

Словами о новом и старом вине Христос отвечает на вопрос о постах фарисеев (почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Лк 5:39): фарисейские посты являются старым,вином, они оказывают на народ «пьянящий» эффект, и народ уважает фарисеев; но для «ветхих мехов» - иудейского народа - фарисейские посты не годятся, непосильны. Не следует соблюдать постов, придуманных людьми, фарисеями; посты, установленные Законом, установлены Богом. Ветхие мехи, как и Ветхий Завет, хранили в себе выдержанное качественное вино, то есть заповеди Моисея и учения мудрецов и пророков. Так же, как молодое вино нельзя вливать в ветхие мехи, точно также нельзя соединять фарисейские добавочные посты с учением Ветхого Завета, проверенного и сохраненного веками. Как новое молодое вино может навредить ветхим мехам, так и фарисейское учение о дополнительных постах может навредить Новому Завету. Мехи делались из выделанных шкур животных, например из цельной кожи ягненка. Поэтому такие мехи, наполненные вином, сохраняли контур туловища ягненка. В свою очередь, Мессия изображался как Агнец, ведомый на заклание (Ис.53:7). Поэтому под новыми мехами можно понимать Мессию, а под молодым вином те новшества, которые принесет с собой Мессия.

Новое учение, данное Христом, должно сформироваться и настояться; как и молодому вину, новому учению нужны новые мехи, то есть новые мышления, новые сердца.

« И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». (Марка 1: 22) . Мехи ветхие - ветхий человек, мехи новые - обновленный во Христе человек. Вино молодое - новое учение Христа, вино старое - ветхозаветное учение. "Новое вино – пост, ветхие мехи – слабость учеников, которой не должно обременять"; "Новая заплата и новое вино – это строгий пост, строгие требования вообще. А старая одежда и старые мехи – это немощность, слабость учеников, ещё не подготовленных к несению больших подвигов" Притчи призваны проиллюстрировать мысль "всему свое время и свое место". В то время, пока Иисус находился с учениками им не было необходимости поститься, но когда он уйдет от них - они тоже будут иметь посты (Лк. 5:35 "Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни"). У Иисуса спрашивают про причину отсутствия поста, и тот отвечает что его ученики сейчас не постятся, но будут поститься когда его не станет. « Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно » . (Матфея6 : 16-18). Иисус Христос учит нас, что бы мы соблюдали новый пост. Когда мы постимся мы не должны быть лицемерами.