Факторы, способствующие сохранению здаровья. Факторы, способствующие укреплению здоровья

Введение


Определение здоровья.



Соматическое здоровье -




E) Закаливание организма

В повседневной жизни человека имеет огромное значение закаливание организма для повышения его сопротивляемости неблагоприятным воздействиям окружающей среды (повышение иммунитета, совершенствование функциональных систем) и как результат, способности противостоять заболеваниям. Главная цель закаливания - приучить организм к резким колебаниям температуры, повысить его устойчивость к инфекциям, выработать невосприимчивость к заболеваниям, в частности простудным.

К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечные ингаляции. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

Закаливание воздухом способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести. Чистый свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует бодрому активному настроению, высокой работоспособности. Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой - катанием на коньках, лыжах, а летом - игрой в мяч и другими подвижными играми.

Список использованной литературы

1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. – М, 2004. – 125 с.

2. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. – М, 2004. – 302 с.

3. Жеребцов А.В. – М, Физкультура и труд. - 2006. – 211 с.

4. Коробков А.В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа,2005. – 212 с.

5. Коростелев Н.П. От А до Я. – М, 2004. – 432 с.

6. Коц Я. М. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 2004. – 117 с.

7. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005. – 122 с.

8. Лещинский А.В. Берегите здоровье. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 214 с.

9. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 312 с.

5. Педагогика // под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М.: «Физкультура и спорт», 2004. – 309 с.

6. Психология //Под ред. В. М. Мельникова. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. –127 с.

Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.


Определение здоровья.

Важнейшей ценностью для человека является здоровье. "Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум" (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников "Что такое здоровье?" ответил: "Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!".

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: "Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов".

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: "Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей".

Здоровье– многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе (homeostasis; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития,

2) уровень физической подготовленности,

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

Сексуальное здоровье –– комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Репродуктивное здоровье –– компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье –– комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Профессиональное здоровье –– состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Вполне очевидно, что уровень здоровья человека в результате его взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется; здоровье – это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, то уровень его здоровья понижается (иногда до нуля – смерть), когда человек выздоравливает – уровень здоровья повышается. Понятия здоровье и болезнь тесно связаны друг с другом.

Казалось бы они противоположны: крепкое здоровье – отсутствие болезней и наоборот. Однако все гораздо сложнее. Измерить болезнь и здоровье трудно, границу между ними провести практически невозможно. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, между ними существуют разнообразные формы связей и взаимных переходов.

Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:

1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма (адаптация удовлетворительная);

2. Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;

3. Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических (патологических) изменений в состоянии организма человека (срыв адаптации).

Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно. На необходимость такой количественной оценки не раз указывал известный хирург, академик Н.М. Амосов. По его мнению, количество здоровья можно определять как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Эти резервные мощности можно характеризовать так называемым коэффициентом резерва, который представляет собой соотношение максимального проявления функции к ее нормальному уровню (уровню покоя). Например. Возьмем сердце и предположим, что его минутный объем (объем крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту) в покое составляет 4 литра, а при самой энергичной физической работе – 20 литров. Значит "коэффициент резерва" равен 20: 4 = 5. Когда сердце дает 4 литра в минуту, это достаточно, чтобы обеспечить кислородом организм только в покое. Но при необходимости оно может дать и 20 литров в минуту и обеспечить доставку кислорода мышцам, выполняющим тяжелую физическую работу, следовательно, и в этих условиях сохранится качественное условие здоровья – нормальные показатели насыщения крови кислородом. Теперь представим себе детренированное сердце. В покое оно тоже дает 4 литра в минуту, но его максимальная мощность всего – 6 литров. И если человек с таким сердцем вынужден будет выполнять тяжелую нагрузку, требующую, допустим, 20 литров, то уже через несколько минут ткани окажутся в условиях тяжелого кислородного голодания. Все показатели укажут на "патологический режим". Это еще не болезнь, но уже достаточно, чтобы вызвать приступ стенокардии, головокружение и т.д. Условия "статического здоровья" (нормальные показатели в покое) были соблюдены, но субъект явно неполноценный.

Учитывая, что уровень здоровья зависит от "резервных мощностей" или как говорят "резервов адаптации организма", сегодня для определения его уровня используются различные методы нагрузочного тестирования с оценкой ответных реакций организма (определение максимального потребления кислорода, индекс Гарвардского степ-теста, PWC-170 и т.д.). Для оценки здоровья в настоящее время стало возможным применение различных оценочных компьютерных программ.


Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.

В таблице 1 представлен удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья по данным ВОЗ.

Таблица 1. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья

Сфера Значение для здоровья, примерный удельный вес, % Группы факторов риска
Образ жизни 49-53 Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.
Генетика, биология человека 18-22 Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням
Внешняя среда, природно-климатические условия 17-20 Загрязнения воздуха, воды и почвы канцерогенами и смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения
Здравоохранение, медицинская активность 8-10 Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье ("факторы здоровья") и факторы, ухудшающие здоровье ("факторы риска").

Структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы, способствующие сохранению здоровья:

Гигиена труда и отдыха;

Рациональный режим жизни

Оптимальный двигательный режим,

Рациональное питание,

Психосексуальную и половую культуру,

Планирование семьи;

Закаливание

Личная гигиена;

Гигиена окружающей среды.

Ø Гигиена труда и отдыха

Оптимальный труд и правильный отдых влияют на наше здоровье.

Давно замечено, что неорганизованные люди устают обычно гораздо быстрее, чем люди подтянутые и дисциплинированные. А эффективность работы и учебы у организованных людей неизмеримо выше, и удовлетворения от своего труда они получают гораздо больше.

Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему , укрепляет сердце , сосуды и организм в целом .

Любопытная памятка была вывешена в приемной В. И. Ленина в Совнаркоме.

Вот некоторые отрывки из этой памятки:

· «Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов».

· «Культурного работника от некультурного тем и можно отличить, что у первого всегда все под рукой».

· «Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе».

Существует определённый закон труда.

· Людям занятым физическим трудом , необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки.

· Людям, работа которых связана с умственной деятельностью , полезно во время отдыха занимать себя физической работой.

Организация и гигиена труда - это большой и сложный вопрос, которым занимаются ученые разных специальностей.

1. Прежде чем приступить к любому делу, постарайтесь как можно яснее определить свою цель, составить (хотя бы мысленно) план работы, представить, сколько на нее уйдет времени.

2. Важно, чтобы рабочее место было удобным. Письменный стол должен быть хорошо освещен, но не слишком ярко. Ровный свет (от окна или лампы) должен падать спереди и слева, чтобы голова и пишущая правая рука не бросали тень на бумагу. Корпус надо держать ровно и чуть расслабленно. Привычка наклоняться слишком низко над книгой ведет к близорукости и искривлению позвоночника.

3. Чтобы работа (физическая и умственная) была высокопродуктивной, усилия необходимо увеличивать постепенно, соблюдать привычный ритм работы. Слишком высокий, как и слишком низкий, ритм быстрее вызывает утомление. Замечено, что низкая производительность труда обычно наступает не от тяжелой работы, а от неумения правильно организовать ее. В работе нужно соблюдать привычную последовательность и системность. Каждодневная тренировка вырабатывает и закрепляет навыки и привычки. Без систематических упражнений навыки постепенно утрачиваются и работоспособность уменьшается.


Ø Рациональный режим жизни

Распорядок дня (который, к сожалению всё реже встречается в жизни современного человека), как фактор, способствующий сохранению здоровья имеет огромную роль в сохранении здоровья.

Ритм жизни человека обязательно должен предусматривать время для труда, отдыха, сна, и еды.

Человек, который не соблюдает режим дня, со временем

Становится раздражительным,

У него накапливается переутомление,

Такие люди чаще подвержены стрессу и заболеваниям.

К сожалению, современному человеку сложно поддерживать правильный распорядок дня, приходится жертвовать временем, отведённым на сон, принимать пищу только тогда когда на это есть время, и т. д.

Правильный распорядок дня поможет не только сохранить здоровье, но и лучше организует Ваше время .

Наше здоровье зависит от хорошего сна.

Достаточный сон необходим для нормальной деятельности нервной системы. Потребность во сне у разных людей может быть разная, но в среднем рекомендуется спать не менее 8 ч.

Регулярное недосыпание ведёт к снижению работоспособности и сильной утомляемости.

Для того чтобы Вас не мучила бессонница необходимо за 1 ч. до сна прекратить физическую или умственную работу.

Последний приём пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч. до сна.

Спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, а также желательно ложиться спать в одно и тоже время.



Ø Оптимальный двигательный режим,

Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит огромную пользу.

Занятия физическими упражнениями очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата , оказывают положительное влияние на нервную и эндокринную системы .

Ходьба помогает избавиться от лишнего веса.

Не стоит забывать о физических нагрузках и людям старшего возраста.

Пожилому человеку необходимы физические нагрузки оптимальные для его возраста.

При недостаточной физической активности у пожилых людей развивается ожирение, болезни обмена веществ, возрастает риск сахарного диабета, нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта .

Стоит обязательно помнить, что физические нагрузки в пожилом возрасте должны быть дозированными и соответствовать возрасту .

Ø Рациональное питание

умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

Ø Психосексуальная и половая культура

Факторы, определяющие здоровую сексуальность.

По данным К. Штарке и В.Фридриха, сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека во многом зависят от морально-психологической атмосферы, в которой протекало его детство. Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью, общая эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений, терпимое, светское отношение родителей к телу и наготе, отсутствие жестких вербальных запретов, готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы - все эти факторы облегчают ребенку формирование здорового отношения к сексуальности.

Однако они в свою очередь зависят от множества социокультурных условий: образовательного уровня родителей, моральных принципов, усвоенных ими в детстве, и их собственного сексуального опыта, а также от общих ценностных ориентаций культуры, на которые осознанно или неосознанно равняются индивидуальные семейно-бытовые отношения, вербальные запреты.

Некоторые взгляды на секс и сексуальность передаются из поколения в

поколение неизменными, но многие современные представления резко отличаются от прежних.

Cексуальность - аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, от рождения до смерти.

Она включает в себя

Пол, гендерные идентичности и роли,

Сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие

И репродукцию.

Сексуальность переживается и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, верованиях, установках, ценностях, действиях, ролях и отношениях.

Сексуальность зависит от взаимодействия биологических, психологических, социальных, экономических, политических, культурных, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов и является важным элементом не только личной, но и общественной жизни и культуры.

Подход к сексуальности должен быть положительный и уважительный, свободный от принуждения, дискриминации и насилия, а также свободный доступ к сексуальной информации, образованию и медицинскому обслуживанию.

Незабываемый сексуальный контакт возникает лишь в том случае, если оба партнера отдаются друг другу без остатка.

А для этого нужна настоящая любовь, в которой нет места страхам и сомнениям. Любовь как сила притяжения, которая уносит вас в полет. Если же вы ощущаете секс как что-то чистое, возвышенное, он становится для вас источником света и радости, чистоты и гармонии, он очищает вас, он поднимает вас в небеса. Секс - это блаженство, которое вы переживаете, когда ваше тело касается тела того, кого вы любите. В каждом человеке есть бесконечная глубина. Когда вы знаете свою глубину и из глубины своей способны увидеть и полюбить глубину вашего партнёра, тогда акт соединения может стать прикосновением к вечности.

Ø Планирование семьи

Планирование семьи - совокупность социально-экономических, правовых, медицинских мероприятий, направленных на рождение желанных для семьи, здоровых детей, профилактику абортов, сохранения репродуктивного здоровья, достижения гармонии в браке .

В 1952 г. была создана Международная Федерация планирования семьи - МФПС, которая является крупнейшей неправительственной организацией, имеющей консультативный статус при экономическом и социальном совете ООН.

Планирование семьи - в соответствии с определением ВОЗ, включает комплекс мероприятий, способствующих решению одновременно нескольких задач :

Избежать наступления нежелательной беременности, иметь только желанных детей;

Регулировать интервалы между беременностями;

Контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от возраста родителей;

Устанавливать число детей в семье.

Большая роль принадлежит методам контрацепции, применение которых позволяет регулировать рождаемость, главным образом, путем предупреждения нежелательной беременности, что позволяет снизить материнскую смертность от искусственных абортов на 25-50%.

Беременность и прерывание беременности являются наиболее значительным риском для здоровья, с которым женщины сталкиваются в репродуктивном возрасте.

У людей есть возможность воспроизводить себя и они, вольны принимать решения о том, делать ли это, когда делать и как часто. При этом подразумевается право мужчин и женщин быть информированными и иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методом регулирования рождаемости по их выбору.

В СССР само понятие планирование семьи было сужено до проблемы абортов. Отсюда сугубо медицинское направление решения этой социальной проблемы. В течение многих десятилетий доминировала концепция женских консультаций - ключевая структура государственного здравоохранения, которая должна организовать и осуществить работу по профилактике абортов.

Женская консультация была практически единственным в стране учреждением, где организовывались специальные кабинеты, в которых проводились беседы с женщинами о профилактике беременности, о средствах и методах контрацепции. Затем появилась консультация "Брак и семья", где велась работа с супружескими парами. Вся деятельность женских консультаций проходила на фоне негативных установок в отношении методов контрацепции. Многие поколения акушеро-гинекологов воспитывались на негативном отношении к оральной (гормональной) контрацепции.

В самые сложные периоды развития страны российская семья проявляла высокую стойкость и способствовала ее стабильности. Укрепление семьи - приоритетная задача общества и половое воспитание подрастающего поколения - одно из ведущих направлений ее решения. Способность создавать крепкую семью и быть полноценными родителями.

Ø Закаливание

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию .

Закаливание - испытанное средство укрепления здоровья.

В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде.

В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем.

В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

Ø Личная гигиена

Соблюдение правил личной гигиены

Утренний туалет - зарядка, умывание прохладной или холодной водой, чистка зубов - давно уже, надо полагать, стал привычным для каждого школьника. Элементарные навыки личной гигиены не только помогают сохранить крепкое здоровье, но и заряжают бодростью и хорошим настроением.

Ø Психоэмоциональное состояние

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок.

Можно выделить выделяют следующие аспекты ЗОЖ:

-эмоциональное самочувствие : психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

-интеллектуальное самочувствие : способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

-духовное самочувствие : способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Любовь Алексеева
Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях

В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания , по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание.

Так, ФГОС ДО, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей , в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни , развития их физических качеств.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми . Однако, как добиться этого, многие не знают. Некоторые вообще считают, что заниматься укреплением здоровья ребёнка должны воспитатели и врачи, тогда как родителям полагается лишь заботиться о питании и одежде своих детей. Встречаются и такие мамы, и папы, которые в поисках эффективных способов укрепления здоровья своих детей полностью отвергают проверенные рекомендации и используют только нетрадиционные методы, нередко оказывающие неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребёнка . Наконец, есть родители, которые тщательно и пунктуально следуют врачебным рекомендациям, часто и в большом количестве используют лекарства и, тем не менее, далеко не всегда добиваются желаемого эффекта.

Мы с вами сегодня познакомимся с основными факторами , способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада .

В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям . Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые .

Каким должен быть здоровый ребёнок ? Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка , происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения , осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни .

На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей . Факторы городской окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье ребёнка . Так, загрязнение окружающей среды вредными веществами приводит к заболеванию миндалин, аденоидов и лимфатических узлов у детей. А длительное пребывание в таких неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолёгочной системы, ЛОР-органов и другие болезни.

Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижении физической работоспособности ребёнка .

Что же мы можем сделать для укрепления и сохранения здоровья наших детей в домашних условиях ?

1. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды : чистая вода, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений.

2. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребёнка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма. Отрицательный результат дают и неумеренные запреты – «нельзя» , «не бегай» , «не шуми» . Жёстко авторитарное воспитание столь же мало способствует нормальному развитию детей, сколь и противоположная крайность в виде вседозволенности.

3. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия , которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности . И важным здесь является правильно организованный режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, приучает их к определённому ритму. Мы, работники детских садов, считаем понедельник «тяжёлым» днём, так как многие дети отказываются от еды, капризничают, быстро утомляются и т. п. Тут и до болезни недалеко. А всё дело в том, что в субботу и воскресенье дети не гуляли, не спали днём, вечером поздно ложились – словом, весь строго соблюдаемый в детском саду режим дня был нарушен. Как же правильно организовать режим дня? Когда малышу лучше завтракать, обедать, заниматься спортом, играть, гулять, слушать музыку. Об этом я расскажу позже.

4. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Обязательное условие рационального питания детей всех возрастов – разнообразие рациона, как за счёт разных продуктов, так и способов их приготовления . Улучшению аппетита и усвоению пищи способствует красивое оформление блюд и сервировка стола.

5. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни . Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому.

6. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, способствующие повышению общей выносливости, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательные системы, различные группы мышц, суставы и связки. Доказано, что бег улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг. Кроме того, ходьба и бег обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах

В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды . Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.

Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные : контрастное воздушное закаливание (из тёплого помещения дети попадают в холодное, хождение босиком, контрастный душ. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.

Закаливать организм ребёнка можно и продуктами. Какие пищевые продукты или вещества помогают ребёнку стать более закалёнными?

1. Какие растения – кустарники, накопители витамина С, помогают против простуды? (чёрная смородина и шиповник) .

2. Какой сок повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и лёгких, богат витамином А? (морковный сок в день от 1 ст. ложки до половины стакана) .

3. Что полезнее ребёнку – сок или яблоко? Объясните свой выбор. (Соки быстрее усваиваются организмом, в соках много воды, но это поистине живая вода – она обогащена биологически активными веществами растительных клеток).

7. Чтобы повысить защитные силы организма ребёнка, рекомендуется приём витаминов. В этом вопросе вам помогут рекомендации вашего участкового врача – педиатра.

8. Удар по здоровью ребёнка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолёгочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.

9. Тяжёлые последствия для здоровья имеют травмы и несчастные случаи. Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребёнка? Как оградить детей от несчастных случаев?

Необходимо соблюдать определённые правила, чтобы избежать несчастных случаев.

Составление (записывание на листе бумаге) вместе с родителями правил предупреждения несчастных случаев :

Будьте внимательны, не бегайте сломя голову, чтобы не удариться о какой-либо предмет.

Поиграв с игрушками, уберите их на место.

Не играй с острыми предметами и т. д.

У всех дома есть предметы , которые являются источниками потенциальной опасности для детей, они делятся на три группы :

1. Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться,

2. Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться обращаться.

3 Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах.

1-ая группа : спички, газовые плитки, печки, электрические розетки, включённые электроприборы.

2-ая группа : иголка, ножницы, нож.

3-ая группа : бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые красители, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.

Но, несмотря на все наши предупреждения, бывают неприятные ситуации, когда ребёнок получил травму. Вспомним, как нужно правильно оказывать первую медицинскую помощь.

Родители должны оказать первую помощь. Если вы сами не

можете справиться с ситуацией, то вызывайте врача, скорую помощь. Уважаемые родители! Помните, здоровье ребёнка в ваших руках! Давно замечено : в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы .

Сохранение и укрепление здоровья человека — первоочередная задача человечества. Сегодня, на фоне неблагоприятной экологической обстановки, экономической и социальной нестабильности, проблема здоровья стоит особенно остро.

Выше перечисленные факторы непосредственно влияют на количество заболеваемости, продолжительность жизни, уровень физического развития, а также неблагоприятно сказываются на состоянии психического здоровья, что в свою очередь влечет негативные изменения в области создания здоровых стабильных семейных отношений.

Основы современных взглядов на проблему сохранения и укрепления здоровья человека и общества были заложены ещё древними философами и врачами. В частности, Пифагор определял здоровье как гармонию всех элементов человеческого организма, составляющих его духовную и телесную жизнь.

Здоровый человек – не только не имеет физических болезней и дефектов, но ощущает себя полностью благополучным физически, психически и социально. Вредные привычки, неправильное питание,стресс негативно влияют на здоровье, поэтому чем более здоровый образ жизни ведет человек, тем больше у него шансов сохранить и укрепить свое здоровье.

Факторы сохранения и укрепления здоровья

Основные факторы, влияющие на здоровье:

Судите сами, если на биологические (возраст, наследственность, пол, тип конституции и т.п.) и геофизические (температура и влажность воздуха, ландшафт, флора и т.п.) факторы человек не может повлиять, то влияние социально-экономических (состояние окружающей среды, условия труда, быта, образ жизни и т.п.), а значит, и психофизиологических факторов в силах корректировать как обществу в целом, так и каждому человеку лично.

Способы сохранения и укрепления здоровья

Основным условием укрепления и сохранения здоровья является здоровый образ жизни.

ЗОЖ подразумевает целый комплекс норм поведения: сбалансированное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек, контроль над эмоциями, повышения уровня медицинских знаний, соблюдение правил гигиены, здоровое сексуальное поведение, жизнь в соответствии с суточными ритмами, гармония с природой, позитивное мышление и многое другое. – залог крепкого физического и психологического здоровья.

Научные данные свидетельствуют о том, что при условии соблюдения выше перечисленных норм поведения, большинство людей может сохранить здоровье и существенно увеличить продолжительность жизни.

Факторы отрицательно влияющие на здоровье:

  • курение и злоупотребление алкоголем;
  • неправильное питание;
  • наркотики;
  • частое употребление лекарств;
  • условия труда, вредные для здоровья;
  • стрессовые ситуации (они также отрицательно влияют на здоровье);
  • неблагоприятные материально-бытовые условия.

Если человек избавляется от факторов риска возникновения и развития многих заболеваний, то он сохраняет и укрепляет свое здоровье.

В разных культурах существует многочисленные системы оздоровления, способы и методы укрепления здоровья. На востоке традиционно большее значение придается духовной, психологической составляющей, на западе значительное внимание уделяется укреплению физического здоровья человека.

Способы сохранения здоровья человека:

  • оптимальная (ходьба, бег, во время которых работают все мышцы, вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце);
  • закаливание и парная (это система специальной тренировки процессов терморегуляции организма, повышающая устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию);
  • периодическое очищение организма;
  • отказ от химических препаратов;
  • цигун — китайская система оздоровления организма;
  • йога;
  • ароматерапия;
  • морская вода и горный воздух.

Это основные способы сохранения здоровья. Применяя эти методы и системы сохранения и укрепления здоровья, любой человек может успешно противостоять негативным факторам современности.

Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов.

Факторы, укрепляющие здоровье

Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры необходимо выполнять в одно и то же время. Благодаря режиму организм испытывает нормальную нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.

Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. В научной литературе известно понятие гиподинамии. Это (от греческих слов "гипо" – под, внизу и "динамия" – сила) недостаточная физическая (силовая) нагрузка. Это состояние превратилось в образ жизни многих людей.

При гиподинамии ослабляется деятельность сердца, накапливается избыточная масса тела, ослабевает мышечная система. Нарушение нормальных отношений между мышечными и психическими усилиями приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы. И в результате снижается устойчивость организма к инфекционным заболеваниям и психическому напряжению, снижается работоспособность, ускоряется процесс старения.

Постоянная посильная физическая нагрузка повышает выносливость и устойчивость организма к болезням.

Общение человека с природой – свежий воздух, вода, солнце – помогают ему укрепить здоровье. Свежий воздух содержит достаточное количество кислорода и способствует бодрому, активному настроению, высокой работоспособности.

Пониженное содержание кислорода в воздухе (в душном, плохо проветриваемом помещении) ведет к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести, сжимающей тупой боли в голове. Хорошо снимают нервное напряжение, успокаивают природные ландшафты. Полезно после активной работы, общения уехать к морю, на озеро, в горы, в лес, отдохнуть, пособирать грибы, ягоды, походить на лыжах, покупаться или сходить в поход. Такие способы отдыха благоприятно воздействуют на психику человека.

Факторы, ослабляющие здоровье:

1. Малая подвижность – гиподинамия.

2. Несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание.

3. Вредные привычки: курение, прием алкоголя.

4. При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, может развиваться стресс – состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное действие. Увеличивает вероятность заболеваний сердечно-сосудистых и других систем. Поэтому каждому человеку необходимо научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладевать навыками самоконтроля, соблюдать привычный режим дня, вырабатывать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой.