Сообщение экстремальные факторы окружающей среды. Экстремальные факторы окружающей среды

Стресс является естественной реакцией организма человека на раздражающие факторы. Но это не просто патологическое состояние, а настоящая болезнь, ведь продолжительное угнетенное состояние, хроническая усталость и раздражительность не проходят бесследно ни для психологического, ни для физиологического аспектов здоровья.

Стресс и организм человека непременно связаны между собой. Успешная борьба с этой проблемой невозможна без выяснения причинно-следственных связей. Пускать на самотек имеющиеся расстройства не следует. В этом материале будет описано, как стресс влияет на организм человека и как стать эмоционально более стойким и спокойным.

Классификация причин

Влияние стресса на организм человека зависит от различных факторов. Охарактеризовать их можно согласно нескольким группам признаков. По природе своего возникновения факторы можно разделить на две категории:

  1. Психологические, причиной которых является эмоциональный всплеск.
  2. Физиологические, обусловленные причинами, угнетающими жизнедеятельность организма человека (это могут быть чрезвычайно низкие или высокие температуры, голод, обезвоживание или различного рода заболевания).

Влияние стресса на организм человека может быть спровоцировано и различными источниками. Они также делятся на два вида:

  1. Факторы внешней среды. Внешние причины развития стресса могут быть обусловлены с позиции экологической безопасности. К этим факторам относятся загрязнение воздуха, перепады атмосферного давления, магнитные бури, скачки температур. Вторым типом внешних раздражителей являются негативные ситуации в социуме, т. е. конфликты, потеря близких и другое.
  2. Внутренние факторы. В этом случае стресс в организме человека находит тот неблагоприятный корень, который провоцирует К этой группе причин развития стресса относятся все медицинские стрессоры, т. е. заболевания любого типа - от простой нехватки витаминов и инфекции до серьезного травматического повреждения.

Ошибочно также мнение о том, что подобную реакцию организма человека вызывают лишь отрицательные факторы. Довольно распространено возникновение стрессового состояния у людей от переизбытка положительных эмоций или других возбудителей.

Фазы развития стресса

На различных этапах развития можно четко проследить, как стресс влияет на организм человека. На несколько фаз разделил данный процесс ученый Его метод основан на выделении трех ступеней прогресса болезни.

Все этапы идут последовательно, плавно перетекая друг в друга. Первоначальное состояние организма человека описывается как шоковое. После организм начинает приспосабливаться под изменившиеся условия. От того, насколько человек силен в эмоциональном плане, зависит итог - преодолеет организм препятствие или же возникнет стрессовое состояние.

Согласно Селье процесс развития делится на три фазы:

  1. Первый этап (шоковое состояние). Человека одолевает чувство тревоги, он не может найти себе места. С физиологической точки зрения это объясняется активным увеличением синтеза коры надпочечных гормонов. Организм пытается справиться с проблемой путем выработки большей энергии для адаптации.
  2. Второй этап или «фаза сопротивления». На данной стадии вырабатывается своеобразный иммунитет, тело становится более закаленным. Но при этом снижается выработка соответствующих гормонов. Именно поэтому ощущения становятся более спокойными, а состояние - уравновешенным. Симптомов тревоги не наблюдается.
  3. Третий этап характеризуется истощением. Организм устаёт бороться, а стресс выжимает последние соки. Способность к сопротивлению снижается ниже необходимого. Возвращается ощущение тревоги. Если стрессор оказывает свое влияние продолжительное время, то происходят изменения физиологического состояния. Они выражаются в необратимых деформациях коры надпочечников и других внутренних органов.

Воздействие стресса на кожу

В первую очередь влияние стресса на организм человека выражается на здоровье кожных покровов, которые являются зеркалом происходящих внутренних процессов. Если с органами и все в порядке, то и внешние покровы поражают своей чистотой. В случае же появления любых проблем первой страдать будет именно кожа, которая является своеобразным индикатором заболеваний.

Изменения эпителиального слоя провоцируются чрезмерным выбросом провоспалительных цитокинов. Это химические соединения, которые называются «гормонами стресса». Их активное выделение выражается в появлении угревой сыпи, волдырей, псориаза или экземы. Реакция организма человека на стресс в виде повышения секреции нейропептидов увеличивает чувствительность кожных покровов.

Влияние стресса на работу мозга

Последствия стресса для организма человека выражаются и в нарушениях работы самого главного органа центральной нервной системы. На практике это проявляется в невыносимых головных болях и мигрени. Наихудшим результатом длительного воздействия стрессоров является ухудшение памяти и, как следствие, болезнь Альцгеймера. Механизм образования таких серьезных проблем обусловлен стимуляцией роста белков, наращиванием напряжения в области головы, шеи и плеч.

Чтобы обезопасить себя от таких заболеваний, следует отказаться от вредных привычек, то есть не справляться с эмоциональным напряжением при помощи алкоголя и сигарет. Лучше всего больше внимания уделить сну и полноценному отдыху. Для расслабления стоит заняться освоением техник йоги, медитации и тай-чи.

Воздействие на сердечно-сосудистую систему

Непосредственно в проблемах с центральным органом кровеносной системы заключается влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс вызывает резкий скачок артериального давления. Это особенно опасно для людей, которые предрасположены к заболеваниям сердца.

Изменяя частоту сердечных сокращений, стрессоры провоцируют аритмию. Кроме того, длительное воздействие негативных факторов приводит к невосприимчивости такого вещества, как инсулин. В конечном уровень сахара в крови повышается, развивается диабет, затвердевают стенки артерий. Реагируя на стрессовые ситуации, организм начинает впрыскивать в кровь маркеры воспаления. Это приводит к тому, что увеличивается риск осложнений имеющихся заболеваний, а также инфаркта или инсульта.

Влияние на желудочно-кишечный тракт

Процесс переваривания пищи во время стрессовых ситуаций дается с огромным трудом. При этом у многих людей лучшим способом избавления от стресса является именно пища. Затрудненное положение организма не позволяет питательным веществам должным образом перерабатываться.

Данная проблема объясняется тем, что стрессоры способны изменять количество секреции, выделяемой органами пищеварения. Вследствие этого восприятие пищи слизистой оболочкой, чувствительность, кровообращение и всасываемость нарушаются. Так как мозг и кишечник соединены нервными волокнами, изменение состава микрофлоры и изменение функциональных свойств органа ЖКТ под действием негативных факторов вполне объяснимо.

Но есть и обратная связь. Органы желудочно-кишечного тракта сами могут стать причиной возникновения стресса. То, что человек употребляет в пищу, непосредственно влияет на общее состояние организма. Любые беспокойства, связанные с желудком или кишечником, сразу же провоцируют посыл соответствующих сигналов в мозг.

Именно главный орган центральной нервной системы и дает организму команду на защиту в виде стресса или депрессии. Так, если рассматривать механизм возникновения угнетенного состояния, эти органы образуют своей неразрывной связью единую систему.

Влияние на поджелудочную железу

Воздействие стресса на организм человека проявляется выбросом различных химических веществ в кровь. За этот процесс отвечает именно поджелудочная железа. Во время стрессовых ситуаций в крови резко повышается уровень инсулина. Благодаря этому может развиться диабет. В совокупности с заеданием проблем и нарушениями работы органов ЖКТ повышается риск ожирения.

Стресс сказывается и на Под воздействием стрессоров у человека пропадает желание и возможность иметь детей. Инстинкт продолжения рода исчезает, потому что гормоны стресса подавляют половые и способствуют повышению уровня других веществ, которые также угнетают репродуктивную систему. По этой причине некоторым женщинам очень сложно испытать все прелести материнства.

Воздействие на иммунитет

Стрессовые факторы также угнетают иммунную систему человека. В крови становится меньше лимфоцитов, что приводит к снижению способности к сопротивлению чужеродным микроорганизмам. Физиологически это обусловлено продуцированием в организме кортикостероидов.

Как и в предыдущих случаях, от временного промежутка зависят последствия воздействия на человека. То есть подавление иммунитета на протяжении длительного периода значительно ухудшает иммунную защиту и гормональный контроль. Одновременно с этим повышается риск воспалительных процессов. Но многие устраняют последствия стресса при помощи алкоголя и сигарет, что служит лишь катализатором для развития проблем.

Влияние на опорно-двигательную систему

Влияние стресса на организм человека чревато воспалительными процессами, а в первую очередь они касаются элементов опорно-двигательной системы. Это проявляется болями в суставах, костях и мышцах.

В этом случае обезопасить себя можно при помощи анальгезирующих народных методов. Употреблять рекомендуется базилик, куркуму и имбирь - вещества, которые содержатся в этих продуктах, позволяют избежать проблем с суставами, мышцами и костями.

Влияние на психологическую составляющую

В какой-то мере стрессовые ситуации даже полезны для человека. При кратковременном воздействии наблюдается улучшение способностей к сопротивлению, тормозится развитие воспалительных процессов. Кроме того, при стрессе происходит активное образование глюкозы в печени, а жировые отложения сжигаются более эффективно.

Однако постоянное пребывание в неблагоприятной обстановке ведет лишь к угнетению всех функций жизнедеятельности. Больше всего страдает именно психологическая составляющая. Человека часто мучает бессонница, большинство испытывают Вследствие того что пациенты пытаются забыться при помощи алкоголя и сигарет, возникает привыкание. Зависимость также может проявляться в форме игромании. У человека нарушается концентрация, страдает память. Напряженные ситуации, которые становятся нормой при длительном стрессе, вызывают резкие смены настроения, которые проявляются в колебаниях между истерикой, агрессией и полной апатией.

Очень сильно последствия стресса зависят от общего состояния человека и устойчивости личности. В одинаковых условиях люди с разными типами характера ведут себя совершенно по-разному. Интересно, что стрессовые ситуации легче всего переносятся неуравновешенными людьми, потому что такие личности не успевают сконцентрировать и зациклить свое внимание на возникшей проблеме.

Способы преодоления стресса

Основные способы уменьшения стресса на организм человека заключаются в следующем:

  • нормализация дыхательной функции при помощи специальных упражнений;
  • посильная физическая активность (любой спорт, утренняя зарядка, пробежки);
  • положительное общение с другими людьми, особенно друзьями и близкими;
  • выражение негативных эмоций при помощи творчества (арт-терапия);
  • общение с животными в лечебных целях (анималотерапия);
  • фитотерапия;
  • медитации, йога и другие духовные практики;
  • консультации с психологом.

Разобравшись в себе и распознав причину стресса, избавиться от подобной проблемы не составит труда. Следуя этим советам можно значительно уменьшить степень подверженности стрессовым ситуациям.

Экстремальные факторы зачастую оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья лиц, выполняющих оперативные задачи . Наиболее наглядными проявлениями являются нервно-психические дизадаптивные расстройства . Зачастую они приводят к осложениям: от функциональных сдвигов (физического и психоэмоционального переутомления, бессонницы, раздражительности, тревожности) до пред- или патологических нарушений. В основе и тех, и других изменений лежат нарушения адаптационно-приспособительной деятельности организма . Такая реакция организма расценивается как «профессиональный стресс» .

Одним из наиболее часто встречающихся форм психических нарушений являются посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). При ПТСР характерными признаками являются нарушения вегетативной системы, которые постепенно переходят в психофизиологические изменения на невротическом уровне с переходом в соматическую патологию. Согласно исследованиям, ПТСР развиваются у более 30% участников активных боевых действий, кроме того, участники испытывают значительные сложности социальной адаптации в мирной жизни и требуют пристального внимания и помощи медико-социальных служб. При этом число таких военнослужащих, нуждающихся в медико-психоневрологической помощи, в последние годы увеличивается .

Экстремальные факторы влияют и на другие органы и системы органов. Патология центральной нервной системы, как правило, обусловлена травматическими воздействиями. Частыми нарушениями у сотрудников силовых ведомств являются различные сенсорные расстройства .

Исследования показали, что у участников вооруженных конфликтов расстройства регуляторных функций выявляются, прежде всего, со стороны вегетативной нервной системы (ВНС) и приводят к развитию вегетативно-психических, вегетативно-соматических и вегетативно-висцеральных расстройств. Изменения тонуса центров ВНС приводят к нарушению процессов адаптации на различных уровнях, неустойчивости к физической нагрузке. Эти перестройки формируют психофизиологические особенности военнослужащих .

Также среди военнослужащих значительно чаще выявляется патология сердечнососудистой и дыхательной систем. Воздействие стрессогенных факторов формирует развитие артериальной гипертензии. В условиях локального вооруженного конфликта наблюдается увеличение заболеваемости гипертонической болезнью. У комбатантов частота артериальной гипертензии возрастает в одинаковой степени, как у лиц молодого возраста, так и в старшей возрастной группе. Характерным признаком нарушений работы сердечнососудистой системы является вовлечение сердца в патологический процесс .

У сотрудников силовых ведомств нарушение обмена веществ выявляется значительно чаще в сравнении с людьми менее экстремальных профессий. У них наблюдается высокий процент дисбаланса как показателей липидного обмена, так и отклонения параметров углеводного обмена. Следует отметить, что эти изменения не связаны с поражениями органов и систем. У значительной части военнослужащих выявлены нарушения электролитного обмена в виде гипокалиемии. Также доказано, что в этих условиях происходят значительные изменения вязкости крови, агрегации форменных элементов крови, индекса деформируемости эритроцитов с формированием коронарного синдрома. Со стороны сердечно-легочной системы определяются явления сердечно-дыхательного дисхронизма .

Психоэмоциональное напряжение, обусловленное стрессовыми ситуациями, предполагает наличие прямой связи с нарушениями репродуктивной функции в виде половых дисфункций . Высокий уровень заболеваемости простатитом, гиперплазия предстательной железы, эректильные расстройства, а также низкая мотивация к созданию семьи, отсутствие желания иметь детей, низкий уровень знаний по профилактике инфекций, передаваемых половым путем.

При воздействии на организм стрессорных факторов различной природы возникают изменения иммунной системы. Во время командировки в районы боевых действий существенно увеличивается содержание иммунокомпетентных клеток с их активацией и усиленной секрецией цитокинов, аларминов. Такое состояние напряжения иммунной системы у военнослужащих сохраняются в течение 6 месяцев по возвращении к мирной жизни .

Эндокринной системе отводится одна из ведущих ролей в формировании регуляции механизма компенсации на различные экстремальные факторы, воздействующие на организм. Однократное или кратковременное воздействие нервно-психических факторов, как правило, не приводит к стабильной перестройке механизмов регуляции гомеостаза, тогда как длительный и многократный стресс может являться основой стрессиндуцированного развития патологии .

Интенсивность и продолжительность физической нагрузки в сочетании с другими экстремальными факторами формирует определенную динамику гормонов, ответственных за обеспечение реагирования организма военнослужащего на стрессорные воздействия.

Не менее важным фактором, приводящим к изменениям функционирования регуляторных систем орга­низма, является смена среды обитания. На каждой территории присутствуют определенные климатогеографические особенности, которые формируют биоритмику жизнедеятельности организма. Физиоло­гическая функция каждого органа зависит от обусловленных внешней средой биоритмов .

При смене территории обитания в регуляторных системах организма происходят адаптивные перестройки, направленные на приспособление к изменившимся природным условиям окружающей среды, для обеспечения адекватного жизненного процесса .

Специфика профессиональной деятельности сотрудников связана с многочисленными командировками в «горячие точки» страны. Зачастую район боевых действий находится на значительном расстоянии от места постоянной дислокации личного состава. Предположим, что отправная точка располагается в северных широтах, а время отправки – февраль – период времени, соответствующий разгару зимы с короткой световой и продолжительной ночной фазами дня. В «горячей точке» (как правило, это южные районы РФ) в это время внешние природные процессы соответствуют, как минимум, весеннему периоду на севере, т.е. на 1,5-2 месяца позже .

Таким образом, у комбатантов в дополнение к многочисленным факторам, приводящим к напряжению регуляторных систем (боевой стресс, психоэмоциональная, физическая нагрузка, стесненные социально-бытовые условия) значительный вклад вносит нарушение привычной биоритмики жизненных процессов, связанных с перемещением и длительным пребыванием на отличающуюся территорию. Все эти факторы в совокупности требуют срочного включения механизмов адаптации организма с мобилизацией и перераспределением резервных возможностей организма для обеспечения комфортного пребывания в новых условиях.


Библиографический список

  1. Кубасов Р.В. Медицинские аспекты профессиональной безопасности участников локальных вооруженных конфликтов / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2014. – Вып. 2, № 6.– С. 91-94.
  2. Апчел А.В. Влияние профессиональной нагрузки на секрецию адренокортикотропного гормона и кортизола у сотрудников органов внутренних дел // Медицинский вестник МВД. – 2015. – № 4 (77). – С. 56-58.
  3. Лупачев В.В., Юрьева М.Ю., Кубасов Р.В. Изменения общих сывороточных иммуноглобулинов и показателей сердечнососудистой системы у моряков в динамике Арктического рейса//Мир науки, культуры, образования. -2013. -№ 3 (40). -С. 383-385.
  4. Кубасов Р.В. Состояние гипофизарно-тиреоидной системы регуляции у военнослужащих при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Ю. Юрьев, Ю.Е. Барачевский // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5. – С. 445-447.
  5. Gorbachev A.L. The iodine value in hair as a marker of iodine status of organism // A.L. Gorbachev, A.V. Skalny, M.G. Skalnaya, A.R. Grabeklis, R.V. Koubassov, Lomakin Y.V. // 3rd Int. Symposium FESTEM. –Santiago De Compostela,Spain, 2007. P. 58. (Quimica Clinica: 2007; 26 (S1). Spec. Suppl.)
  6. Кубасов Р.В. Содержание кортизола и изменения артериального давления у военнослужащих при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Ю. Юрьев, Ю.Е. Барачевский // Военно-медицинский журнал. – 2012. – № 5. – С. 59-60.
  7. Большаков А.А., Косова И.В., Буюклинская О.В. Оценка результативности системы менеджмента // Ремедиум. 2015. № 7-8. С. 61-65.
  8. Koubassov R. Hypophysis-thyroid regulation features at different professional law-enforcement officer groups / R.Koubassov, Yu. Barachevsky, Yu. Yuriev // International Journal of Collaborative Research on Internal Medicine & Public Health (IJCRIMPH). – 2012. – Vol. 4, No 5. – P. 707-712.
  9. Дёмин Д.Б. Зависимость ЭЭГ-характеристик от тиреоидного статуса у подростков Архангельской области и Ненецкого автономного округа // Экология человека. – 2013. – № 4. – С. 43-48.
  10. Koubassov R. Thyroid hormones status features at different professional law-enforcement officer groups / R. Koubassov, Yu. Barachevsky, Yu. Yuriev // Abstract collection of 5-th International Online Medical Conference (IOMC 2012). –USA, 2012. – P. 68-69.
  11. Кубасов Р.В. Проблемы профессиональной безопасности сотрудников силовых ведомств – участников локальных вооруженных конфликтов / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2014. – № 1. – С. 39-46.
  12. Дёмин Д.Б., Поскотинова Л.В. Физиологические основы методов функционального биоуправления // Экология человека. – 2014. – № 9. – С. 48-59.
  13. Горелов А.В. Взаимосвязи между содержанием в сыворотке крови витаминов и гормонов системы гипофиз – половые железы у детей Европейского Севера / А.В. Горелов, Р.В. Кубасов, Ф.А. Бичкаева, Л.П. Жилина // Экология человека. – 2009. – № 7. – С. 24-26.
  14. Кубасов Р.В. Изменения содержания гормонов надпочечников у сотрудников правопорядка г. Архангельска, выполняющих служебные обязанности экстремальных условиях командировки в “горячие точки” / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, С.А. Стукова // Вестник уральской медицинской академической науки. – 2014. – Т. 48, № 2.– С. 65-67.
  15. Поскотинова Л.В., Шевченко О.E., Демин Д.Б., Кривоногова Е.В. Содержание интерлейкина 6 и интерлейкина 10 при различных типах организации биоэлектрической активности головного мозга у подростков 15-17 лет // Экология человека. – 2010. – № 5. – С. 46-50.
  16. Кубасов Р.В. Уровни содержания адреналина и норадреналина в организме сотрудников правоохранительных органов при различной степени напряженности из профессиональной деятельности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский // Медицина катастроф. – 2014. – №. 3. – С. 32-34 .
  17. Koubassov R.V. Adrenocorticotropic Hormone and Cortisol Secretion Changes among Law Enforcement Personnel During a Mission to the Areas of Local Armed Conflict / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky, V.V. Lupachev // International Journal of Biomedicine. – Vol. 4, No. 2. – 2014. – P. 76-78.
  18. Хлопина И.А., Шацова Е.Н., Лупачев В.В., Чернозёмова А.В., Кубасов Р.В. Характеристика диастолической функции левого желудочка у больных после аортокоронарного шунтирования // Вестник РАМН. – 2015 – № 2, Т. 70. – С. 196-202.
  19. Бичкаева Ф.А., Годовых Т.В., Третьякова Т.В Соотношение гуморальных факторов естественного иммунитета и показателей липидного обмена у детей-аборигенов Северо-востока России // Экология человека. – 2010. – №. 5 – С 17-19.
  20. Кубасов Р.В. Функциональные изменения гипофизарно-гонадного и тиреоидного эндокринных звеньев ответ на стрессовые факторы / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 10, ч. 5.– С. 1010-1014.
  21. Кубасов Р.В. Гормональные изменения в ответ на экстремальные воздействия внешней среды / Р.В. Кубасов // Вестник РАМН. – 2014. – № 9-10. – С. 102-109.
  22. Gorbachev A.L. Bioelement effects to thyroid gland at children living in iodine-adequate territory / A.L. Gorbachev, A.V. Skalny, R.V. Koubassov, M. Skalnaya, A. Grabeklis, Y. Lomakin, A. Pliss // Микроэлементы в медицине. – 2007. – Т.8., Вып.3. – с. 37-40.
  23. Кубасов Р.В. Гипофизарно-надпочечниковая и тиреоидная секреция у сотрудников МВД при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов // Вестник РАМН. – 2015. – № 1-2. – С. 36-40.
  24. Кубасов Р.В. Симпатоадреналовая и гипофизарно-надпочечниковая активность у сотрудников МВД России при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов, Е.Д. Кубасова // Экология человека. – 2015. – №. 6. – С. 9-14.
  25. Кубасов Р.В. Влияние экстремальных факторов военной службы на адаптационные возможности сотрудников силовых ведомств // Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, Е.Н. Сибилева, А.В. Апчел, А.М. Иванов, В.А. Сидоренко // Вестник Российской Военно-медицинской академии. – 2015 – № 2, Т. 50. – С. 217-223.
  26. Кубасов Р.В. Изменения гормонального статуса у военнослужащих при командировке в зону локального вооруженного конфликта / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов, В.В. Лупачев // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Медико-биологические науки». – 2016. – № 1. – С. 42-50.
  27. Дёмин Д.Б. Оценка полиграфических реакций при биоуправлении параметрами ритма сердца у подростков с разными вариантами вегетативного статуса // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2012. – № 2. – С. 11-15.
  28. Koubassov R.V. Steroid Regulatory Function at Different Professional Law-Enforcement Officer Groups in Dependence from Professional Load / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky, V.V. Lupachev, E.N. Sibileva // American Journal of Clinical and Experimental Medicine. – 2013. – Vol. 1, No. 3. – P. 44-47.
  29. Koubassov R.V. Variations in adrenal hormones in law enforcement servicemen during a mission to local armed conflict / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky // American Journal of Experimental and Clinical Research. – 2014. – Vol. 1, No. 4. – P. 64-67.
  30. Кубасов Р.В., Лупачев В.В., Кубасова Е.Д. Медико-санитарные условия жизнедеятельности экипажа на борту морского судна (обзор литературы) // Медицина труда и промышленная экология. – 2016. – № 6. – С. 43-46.
  31. Третьякова Т.В. Взаимоотношения между содержанием в сыворотке крови токоферола, ретинола и гормонами репродуктивной системы у детей / Т.В. Третьякова, Р.В. Кубасов, О.С. Власова и др. // Клиническая и лабораторная диагностика. – 2009. – №. 12 – С. 11-14.
Количество просмотров публикации: Please wait

Курсовая работа

по биологии

Экология человека. Человек в экстремальных условиях.

10 э/ю класс

Ученик: Жариков Юрий

Учитель: Борис Светлана Ивановна

Черноголовка, 2000.

· Введение

· Экология Человека

Природный ландшавт

Звук и шум

Загрязнение окружающей среды

Ионизирующее излучение

· Человек в экстремальных условиях

· Заключение

· Список литературы

1.Введение.

Понятие “Экология” было предложено Эрнстом Геккелем в 1866 году как название раздела биологии, изучающего вопросы взаимодействия организмов и окружающей среды. Возникновение науки “Экология” стало возможным благодаря накоплению достаточного количества сведений о многообразных живых организмах и особенностях их образа жизни. Ученые стали понимать, что взаимоотношения живых организмов с окружающей средой подчиняются определенным закономерностям. Сейчас понятие “Экология” приобрело широкое значение. Возникли новые направления, отражающие условия существования и развития различных объектов, явлений, процессов. Предметом исследования экологии человека являются все стороны жизнедеятельности человека, вопросы сохранения и развития здоровья людей с учетом взаимосвязи его с окружающей природной и социальной средой. Среди естественных наук экология впервые включила в себя интересы человека и превратилась из чисто естественной биологической в социальнобиологическую науку.

2.Экология человека.

Возникновение и развитие человека происходило в определенной природной среде. Она формировала малые и большие человеческие расы, культурные типы древних людей. Человек – биосоциальное существо. Он вышел из природы, но и остался в ней. Он рождается, мужает, стареет и умирает по ее законам, хотя и видоизмененным социальными условиями жизни. Из природы, или видоизменяя ее, человек получает пищу, воду, воздух, все остальное, необходимое для его жизни. На него действуют космические излучения, солнечный свет, климат, погода. Умирая, человек своим телом входит в природный биологический цикл. Люди преобразуют природу и оказываются под воздействием не только чисто природной среды, но и той, которая создана ими самими. Этот огромный комплекс взаимосвязей человека и окружающей его среды исследует экология человека.

Природный ландшафт . Одна из сторон использования природных ресурсов человеком – отдых на лоне природы. Космос, погода планеты являются очень важными факторами, от которых зависит жизнь и здоровье людей. Но и такие местные факторы, как ландшафт, картина природы, местность могут также действовать на наше физическое и эмоциональное состояние. После пребывания в квартире, оказавшись на лугу, в лесу, в парке, всегда чувствуете облегчение. Тот, кто был взволнован, успокаивается, кто чувствовал упадок сил, ощущает бодрость и свежесть. Оказалось, что такое влияние на человека оказывает не только голубое небо, свежий воздух, но и рельеф местности, разнообразие растительности, то есть ландшафт в целом.

Звук и шум . Человек всегда жил в мире звука. Еще в давние времена рев зверя предупреждал нашего прародителя об опасности, шелест листьев, журчание ручья наполняли его душу спокойствием, воинственный боевой клич помогал устрашать неприятеля. Из всех живущих существ только человек в полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника, носителя звуков. Он внес в мир звуков речь и музыку, сделал звук своим помощником. Естественные природные звуки мы склонны воспринимать как тишину. К сожалению, современный человек вносит в звуковой ландшафт много шумов. Шум оказывает особое, отрицательное влияние на умственную деятельность и легко может нарушить естественное течение жизни. Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Звук от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнезде. Транспортный или производственный шум действует угнетающе на человека - утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться. Как только он смолкает, человек испытывает чувство облегчения и покоя.

Уровень шума в 20-30 децибел (ЦБ) практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь. Для «громких звуков» допустимая граница составляет примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 - становится для него непереносимым. Звук в 180 децибел вызывает усталость металла, а при 190 - заклепки вырываются из конструкций. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Звон колокола медленно убивал человека.

Загрязнение окружающей среды . До 85% всех заболеваний современного человека связаны с неблагоприятными условиями окружающей среды, возникающими по его же вине – шум, курение, загрязнение окружающей среды и т.д.

Большинство экологически негативных последствий деятельности людей проявляется в изменении атмосферы - ее физического и химического состава. Техногенные воздействия на атмосферу стали причиной таких глобальных изменений, как «парниковый эффект», разрушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей. Именно загрязнение атмосферы в наибольшей мере истощает адаптационные возможности человеческого организма. Атмосфера обладает мощной способностью к самоочищению от загрязняющих веществ. Движение воздуха приводит к рассеиванию примесей. Пылевые частицы выпадают из воздуха на земную поверхность под действием силы тяжести и дождевых потоков. Многие газы растворяются во влаге облаков и с дождями также достигают почвы. Воздух очищается от пыли и газа в кронах лесных деревьев. Под воздействием солнечного света в атмосфере погибают болезнетворные микробы. Но в настоящее время объем ежегодно выбрасываемых в атмосферу вредных веществ в мире резко возрос и составляет многие миллионы тонн. Это превышает пределы способности атмосферы к самоочищению. Особенно неблагоприятно складывается экологическая обстановка в городах, где сосредоточены крупнейшие промышленные объекты.

Загрязнение атмосферы может принять опасный характер в течение какого-то определенного времени на той или иной территории. Это может произойти как в результате аварийных ситуаций, так и вследствие изменения погодных условий. При изменении температур туман, загрязненный дымом, прижимается к поверхности земли, образуя так называемый «смог», вызывающий раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, а также обострение заболеваний легких. Описаны случаи, когда это приводило к трагическим последствиям - повышению смертности больных детей и стариков.

Ионизирующее излучение . Ионизирующее излучение любого вида и происхождения (не обязательно связанного с авариями атомных реакторов) становится в наше время грозной опасностью для человечества. И чем дальше, тем больше, т.к. уровень радиационного загрязнения биосферы хотя и медленно, но повышается. Ионизирующие излучения - это любые излучения, взаимодействие которых со средой приводит к образованию положительно и отрицательно заряженных частиц, называемых ионами. Наибольшую долю естественного фона (около 70%) ионизирующих излучений составляют природные источники, в то время, как доля источников, которые связаны с приборами медицинских учреждений - 29%, а всех остальных м около 1%. Несмотря на такое соотношение, общественность волнуют именно остальные источники. Авария на ЧАЭС не изменила фон в среднем по стране. Но для жителей районов, непосредственно затронутых катастрофой, величины и соотношения доз радиации от разных источников существенно отличаются от средних по странe. Ионизирующая радиация, как и другие постоянно действующие физические и химические факторы окружающей среды, в определенных пределах необходимы для нормальной жизнедеятельности. Таким благоприятным воздействием на человека обладают малые дозы ионизирующей радиации, свойственные природному радиационному фону, к которому за миллионы лет эволюции адаптирована жизнь на нашей планете. Известно, что воздействие ионизирующей радиации в очень малых дозах стимулирует развитие и рост растений. Десятки тысяч больных улучшают состояние своего здоровья на всемирно известных курортах с источниками минеральных вод, обладающих повышенным содержанием радона. Оздоровительный эффект достигается путем кратковременного дозированного облучения больных радоном и дочерними продуктами его распада на уровне повышенного природного радиационного фона. Малые дозы вызывают активацию восстановительных процессов, благодаря чему ускоряется выздоровление. В нашем столетии человечество подвергается воздействию ионизирующего излучения от искусственных источников, создаваемых для медицинских, научных, технических и военных целей. Опасность для человека могут представлять главным образом подобные техногенные источники. Радиация - явление потенциально опасное, поэтому облучение человека подлежит контролю и нормированию. Нельзя допускать необоснованного воздействия радиации. Основной принцип радиационной защиты заключается в обеспечении как можно более низкого, разумно достижимого уровня воздействия… Источниками опасного для жизни излучения могут быть испытания ядерного оружия, аварии на АЭС, некоторое специальное оборудование.

Это далеко не полный перечень тех факторов, от которых во многом зависит жизнь и здоровье всех живущих на Земле людей. Однако, даже из приведенных данных понятно, что на всех этапах исторического развития, начиная с первобытнообщинного строя, от человека требовалась исключительная выносливость и сила, чтобы справиться с теми испытаниями, которые выпадали на его долю во взаимоотношениях с природой.

3.Человек в экстремальных условиях.

Экстремальными условиями считаются опасные условия среды, к которым организм не имеет должных адаптаций. Человек, как и любой другой живой организм, приспособлен к жизни в определенных условиях температуры, освещенности, влажности, гравитации, излучений, высоты над уровнем моря и т.д. Эти свойства выработались у него в процессе эволюционного развития. Попадая в экстремальные условия, человек может адаптироваться к ним до определенных пределов. Например, большинство людей на Земле живет на высоте до 3000 м над уровнем моря. Около 15 млн. человек – на высоте до 4800. Но на высоте выше 5500 м человек не может жить постоянно. У него резко ухудшается здоровье, происходит стремительное развитие болезней, что может привести к неминуемой гибели, если не вернуться к привычным условиям жизни. Это связано с очень низким парциальным давлением вдыхаемых и выдыхаемых газов, большим перепадом дневных и ночных температур, повышенной солнечной радиацией, а также высокой плотностью высокоэнергетических тяжелых частиц. Основную проблему для человеческого организма в таких условиях представляет перенос атмосферного кислорода к клеткам. Примером могут служить альпинисты - покорители высокогорных вершин. 8- тысячники Гималаев они могут покорять только в кислородных масках и находиться на такой высоте можно не более часов.

Еще одним видом экстремальных условий является влажность. Высокая влажность характерна для тропических лесов. Лесные заросли почти не пропускают света, преграждая путь ультрафиолетовым лучам. Здесь жарко и влажно, как в теплице. Средняя температура +28С (колебания в пределах 3-9С), средняя относительная влажность 95% ночью и 60-70% днем. Ветры в лесах очень слабые. Воздух насыщен углекислым газом и полон запахов, испарений, микроскопических волосков, чешуек и волокон. Уровень испарений здесь в 3 раза выше средних показателей планеты в целом. Примером адаптации к таким экстремальным условиям могут служить размеры людей, живущих в тропических лесах. Они ниже ростом и весят меньше тех, которые живут на открытых местах. Их средний вес 39.8 кг при росте 144 см. Для жителей саванны эти показатели равны 62.5 кг и 169 см. По сравнению с представителями других групп населения потребление кислорода при физической нагрузке, объем легких и частота пульса у них выше среднего.

Температура окружающей среды представляет собой важнейший и зачастую ограничивающий жизненные возможности экологический фактор и вид экстремальных условий, который практически каждый человек в течение жизни может испытать на себе. Мы живем и комфортно себя чувствуем в довольно узком интервале температур. В природе же температура не постоянна и может колебаться в довольно широких пределах (+60…. - 60С).

Резкие колебания температуры – сильные морозы или зной – неблагоприятно действуют на здоровье людей. Однако существует много приспособлений для борьбы с охлаждением или перегревом.

Возьмем, к примеру, экстремальные условия Севера. Акклиматизация эскимосов (а они и сейчас живут в условиях ледникового периода) основывается на вазомоторно-нервных регуляциях. Звери на севере приспосабливают свой организм к пониженной отдаче энергии. У некоторых это вызывает даже необходимость зимней спячки. Люди в тех же обстоятельствах реагируют повышенной отдачей энергии. Это требует развития способности добывать себе достаточное количество пищи, а также влияет на выбор еды. Она должна быть максимально полезной человеку. Эскимосская пища для нас была бы несъедобной, поскольку она должна содержать большое количество чистого жира. Обычный ужин, например, происходит следующим образом: эскимос отрезает длинную полоску сырого подкожного сала, заталкивает к себе в рот столько, сколько войдет, возле самых губ отхватывает порцию ножом, а остальное вежливо передает сидящему рядом. И в других случаях в Арктике, кроме мяса, не подается ничего, а единственной зеленью у эскимосов является заквашенное содержимое оленьих желудков, представляющее собой переваренные лишайники.

Как показывает опыт полярных экспедиций прошлых и нынешних лет, далеко не все из них смогли выдержать суровые условия полярного Севера (или Антарктиды) и приспособиться к ним.

Многие погибли из-за неправильно подобранного питания и снаряжения.

Морозы, разразившиеся в одну из зим в Западной Европе, привели к катастрофическим последствиям и сопровождались человеческими жертвами. В те же дни в Верхоянске (полюс холода) при температуре –57С школьники 8-9 лет ходили на занятия в школу, а табуны чистопородных домашних лошадей, сопровождаемые пастухами, паслись как обычно.

Невесомость - это относительно новый вид экстремальных условий, возникший в результате освоения человеком космических пространств. Перед первым полетом человека в космос некоторые ученые утверждали, что он не сможет работать в состоянии невесомости и, более того, полагали, что психика нормального человека не выдержит встречи с невесомостью. Полет первого космонавта опроверг эти прогнозы. Проявление невесомости начинает проявляться с нарушения деятельности вестибулярного аппарата, внутреннего уха, зрения, кожной и мышечной чувствительности. Человек испытывает ощущение, будто он совершает полет головой вниз. Как выраженность, так и продолжительность этих симптом индивидуальна. По мере увеличения срока пребывания в невесомости они ослабевают но, как правило, вновь возникают в первые часы и дни после возвращения на Землю в условиях земной силы тяжести. В невесомости нет гидростатического давления крови, а поэтому начинается действие реакций, вызванных невесомостью самой крови. Происходит перераспределение крови: из нижней части она устремляется в верхнюю. Это приводит к сдвигам в обмене веществ сердечной мышцы и постепенному ее ослаблению. Кроме того, появляются симптомы, связанные с отсутствием нагрузки на костно-мышечную систему. Развивается атрофия мышц, ответственных за организацию позы в условиях действия силы земного тяготения. В связи с потерей солей кальция и фосфора изменяется прочность скелета, особенно в продолжительных полетах. И тем не менее в условиях невесомости человек может приспособиться к отсутствию гравитации и гидростатическому давлению крови.

Человек – существо социальное. Поэтому, кроме природных экстремальных ситуаций, могут возникать и критические ситуации, связанные с жизнью человека в обществе. В течение сравнительно короткого отрезка своей истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права, мировых войн. Условия жизни – скученность, страх, недоедание, болезни – являются причиной серьезных, порой непереносимых страданий для многих людей. В таких условиях возникают острые физические, психические и социальные стрессы создающие угрозу для жизни. здоровья и благополучия людей.

Воздействие стресса сказывается на основных физиологических реакциях центральной нервной системы, а также на деятельности желез внутренней секреции. Биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами (гормоны), совместно с нервными импульсами оказывают влияние практически на каждую клетку организма.

Однако и в стрессовых условиях у человека развиваются адаптивные явления.

Адаптация человека – это процесс, в результате которого организм постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, и решать задачи, ранее неразрешимые.

Транспортные происшествия являются катастрофической эпидемией нашего времени. В течении 10 лет во всем мире при дорожных происшествиях погибли 22 млн. человек. Конечно, не всегда дорожно-транспортное происшествие можно отнести к экстремальным условиям. Но бывают случаи, когда во время ДТП люди действительно попадают в экстремальную ситуацию. Например, 22 июля 1970 года в Дели паводковой волной с шоссе в ближайший овраг было смыто 25 автобусов, 5 такси и один военный автомобиль. Лишились жизни большое количество людей, Причиной смерти было не только само ДТП, но и паника, возникшая среди людей.

Как правило, наибольшие по количеству жертв – железнодорожные и морские катастрофы, связанные с крупными пассажирскими перевозками.

2 марта 1944 года в тоннеле неподалеку от Салерно в Италии остановился поезд с солдатами, едущими в отпуск: в дыму задохнулись 526 человек. Когда 22 октября 1949 года вблизи городка Новы Двор в Польше сошел с рельсов скорый поезд Гданьск – Варшава, это стоило жизни двум сотням человек. Самой крупной железнодорожной катастрофой была авария экспресса на мосту восточнее Хайдарабада а Индии 28 сентября 1954 года: поезд рухнул в реку, погибли 1172 человека. На утонувшем пароме «Ускудар» в Стамбуле нашли свою смерть 238 человек. И другие факты.

В отличие от природных катастроф, транспортные происшествия – явление в первую очередь социальное. С развитием новых современных видов транспорта возникают и новые проблемы.

В последнее время мы стали свидетелями разительного паления осторожности и повышенной рискованности людей. Это явление общего порядка в системе человек - машина. Мы привыкли к эффективности техники и мало принимаем во внимание возможность ее отказа. Кое-кто просто забывает, чем грозит подобная беспечность и кому за нее придется расплачиваться.

То же касается опасных производств, на которых работают с высоко токсичными микроорганизмами, с радиоактивными веществами, и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и искусственной среде. Это процесс, в результате которого человек постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью. Полная адаптация человека в экстремальных ситуациях сохраняет возможность интеллектуальной деятельности, соответствующее ситуации поведение и продолжение рода. Однако нужно помнить, что продолжительные, интенсивные, многократно повторяющиеся нагрузки вызывают реакции, приводящие в конечном счете к подрыву физического здоровья.

Список используемой литературы.

И.М.Мамедов, И.Т.Суравегина. Экология (учебное пособие). 9-11 классы.

В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сивоглазов. Биология.

Й.Дворжак. Земля, люди, катастрофы.

Б.Т.Величковский и др. Здоровье людей и окружающая среда (учебное пособие).

Изучение влияния климатических факторов на человека приобретает особую актуальность в районах с экстремальными природными условиями.

Понятие экстремальности окружающей среды применяется по отношению к различным типам сред, причем не только природных, но и социальных. Экстремальное действие на человека может оказывать быстрая смена привычных условий на новые – даже на более благоприятные для жизнедеятельности. Экстремальность различных воздействий неодинакова для представителей различных адаптивных типов людей, этносов и рас, а также для различных возрастных групп населения.

Представления об экстремальности меняются в зависимости от уровня экономического и социально-политического развития общества, поскольку этот уровень определяет степень зависимости человека от сил природы. Они меняются и в зависимости от степени освоенности человеком территории, ранее считавшейся экстремальной, т.е. от того, насколько активно человек воздействовал на окружающую его среду при создании благоприятных для жизни и трудовой деятельности условий.

Под экстремальными зонами (районами) обычно понимают обширные по площади территории с экстремальными природными условиями. К ним относятся: зона Арктики, охватывающая северные территории Азии, Европы, Северной Америки, а также Антарктический материк, на всей территории которого условия экстремальны для жизни человека. Под экстремальными локусами понимают небольшие по площади территории.

Выделяют абсолютно экстремальные зоны , в которых жизнь людей без специальных систем жизнеобеспечения практически невозможна, и относительно экстремальные зоны , в которых жизнь человека возможна, но в значительной степени затруднена.

Влияние экстремальных условий на человека может быть различно по продолжительности в годовом цикле. Так, например, в Восточной Сибири экстремально холодные условия имеют место в течение зимы, а в центральных областях Антарктиды экстремально холодные условия наблюдаются весь год. К экстремальным можно отнести территории с повторяющимися природными явлениями стихийного характера, например, наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов.

Тесная экологическая связь существует между человеком и геохимическими условиями. Основная связь человека с геохимическими условиями природной среды осуществляется по пищевым цепям. В результате гомеостатической регуляции обменных процессов в организме человека происходит поддержание необходимых концентраций различных химических элементов, однако эта регуляция может осуществляться лишь при определенных концентрациях элементов во внешней среде, которые называются пороговыми концентрациями . Условия районов, которые по своим параметрам находятся между нижними и верхними пороговыми концентрациями, называются комфортными . Остальные районы являются экстремальными. Экстремальность территории по геохимическому фактору устраняется введением в рацион питания населения недостающих химических элементов.

Стрессы входят в первую десятку причин, вызывающих болезни.

Неправильно думать, что стресс вызывается только неприятными событиями. Чрезмерная радость также может привести к состоянию стресса. Например, стресс от успешной сдачи сессии может вызывать в организме такие же изменения, как стресс, вызванный сильным испугом.

Наиболее болезненным и опасным является травматический стресс, который наступает в результате таких опасных для жизни событий, как войны, стихийные бедствия, автокатастрофы, криминальное насилие и т.д.

Существует несколько определений стресса:

  • 1. Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т.д.).
  • 2. Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства.
  • 3. Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования.

Наиболее общей концепцией, рассматривающей механизмы реагирования организма на опасность на всех уровнях, является концепция стресса, разработанная Г. Селье. Согласно этой концепции, общий адаптационный синдром есть универсальная реакция на любое предъявленное организму требование, обусловливающая его напряжение (стресс), направленное на преодоление трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Селье выделяет три фазы общего адаптационного синдрома:

  • - Реакция тревоги, отражающую мобилизацию всех ресурсов организма.
  • - Фазу сопротивления, при которой в связи с произошедшей мобилизацией организм противостоит вызвавшим стресс воздействиям, эффективно поддерживая гомеостаз без заметного ущерба для здоровья.
  • - Фазу истощения, в которой слишком длительная или интенсивная борьба с повреждающим фактором приводит к дистрессу - срыву адаптации и развитию патологических процессов и заболеваний.

При стрессе происходит интенсивный расход энергии и функциональных резервов организма.

При единстве механизмов общего адаптационного синдрома его проявления могут быть различными в зависимости от интенсивности, длительности и характера действия повреждающего фактора.

Формой стресса, играющей важнейшее значение в адаптации человека, является эмоциональный (психический) стресс.

Различают два вида стресса:

  • 1. Системный (физиологический) стресс.
  • 2. Психический (эмоциональный) стресс.

Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и внешние процессы, который напрягает физиологические и психологические способности до степени близких к пределу или их превышающих.

Различия между упомянутыми видами стресса объясняются:

  • - при физиологическом стрессе - непосредственным воздействием неблагоприятных факторов на организм.
  • - при психическом стрессе - включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессогенной ситуации, при которой прямого повреждающего воздействия на организм может и не быть.

Необходимым условием возникновения психического стресса является восприятие угрозы (эмоциональный стресс не возникает, как опасная), а восприятие ситуации как угрожающей связано с когнитивными (познавательными) процессами, с особенностями личности (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.).

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сигналом, указывающим на недостаточность функциональных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Связывание чувства, тревоги с конкретной угрозой обозначается как страх.

Тревога и страх являются признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активизирующими адаптационные механизмы, заставляющими искать выход из стрессирующей ситуации.

В зависимости от уровня тревоги и страха поведения человек может быть разным. Нарушения психической адаптации могут проявляться в снижении эффективности деятельности, нарушенных межличностных отношений, сужение круга интересов или их уровня.

В случае выраженности этих явлений можно рассматривать как нарушения психического здоровья.

Стресс и его атрибуты (тревога и страх) являются обязательными составляющими функционального состояния людей, находящихся в очагах ЧС и подверженных воздействию тех или иных опасностей.

Возможные психологические симптомы стресса:

чувство, что должно произойти что-то плохое

постоянное беспричинное беспокойство и нервозность

неспособность расслабиться

Депрессия

чувство бессилия или беспомощности

сонливость

ослабление памяти и внимания

Зачастую люди пытаются преодолеть последствия стресса, прибегая к алкоголю или лекарственным препаратам, но, принося временное облегчение, эти средства лишь ухудшают общее состояние. Если человек постоянно испытываете какие-то из вышеперечисленных симптомов или замечает за собой привычку бороться со стрессом при помощи алкоголя, ему возможно необходимо обратиться за помощью к психиатру или психологу. Также существуют различные заблуждения, связанные со стрессом.

Стресс влияет лишь на психику, не причиняя вреда физическому состоянию. Оказывая влияние на психику, стресс воздействует на организм в целом. Например, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки часто являются следствием стрессов. Существует понятие «психосоматические заболевания», под которыми понимаются вполне реальные «физические» болезни.

Истерика.

Нервная дрожь.

Двигательное возбуждение.

Агрессия.

» Ступор,

Насилие и др.

Пла ч

Плач можно отнести к реакциям, которые позволяют дать выход негативным эмоциям. Реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную в ситуациях потери близкого человека, потерн жилья, дома. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоции, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.

Признаки

Человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики - нет возбуждения в поведении.

Помощь "

В ситуации, когда у пострадавшего начинается реакция плача, крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном к телесном уровнях. Нежелательно оставлять пострадавшего одного, если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно использовать физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину, погладить по голове); это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.

Применение приемов ((активного слушания» помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе. Периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете. Повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства. Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Не задавайте вопросов не давайте советов.

Если человек сдерживает слезы, то эмоциональной разрядки, облегчения не происходит. Если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровью человека.

Истерика

Признаки

Сохраняется сознание, но почти невозможен контакт; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания.

Помощь

Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Если это не опасно, останьтесь с пострадавшим наедине. Неожиданно совершите действие, которое может остановить истерику (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды», «умойся»),

После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Нервная дрожь

Часто можно наблюдать такую картину - человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, сильно дрожит. Это неконтролируемая нервная дрожь - так тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и Других болезней.

Признаки

Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя короткое время; появляется сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).

Помощь

Нужно усилить его дрожь; для этого возьмите пострадавшего за плечи, сильно и резко потрясите в течение 10 - 15 секунд. Во время этого приема разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять ваши действия как нападение.

Неверно обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы взял себя в руки.

Страх

Ребенок просыпается ночью оттого, что ему приснился кошмар. Человек, переживший землетрясение, не может зайти в свою уцелевшую квартиру. Однажды попал в катастрофу, человек не садится за руль. Все это - страх.

Признаки

Напряжение мышц (особенно лицевых), сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения; панический страх и ужас могут побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение; при этом человек плохо контролирует, что он делает и что происходит вокруг.

Помощь

Помните, что страх может быть полезным, когда помогает избежать опасности (страшно ходить ночью по темньм улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью (ребенок боится чудовищ, которые живут под кроватью; человек, переживший насилие, боится входить в свой подъезд).

Чтобы помочь человеку - положите его руку себе на запястье. чтобы он ощутил ваш спокойный пульс; это сигнал - «Я сейчас рядом, ты не один». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий.

Предложите человеку найти образ своего страха, добейтесь детального описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран («На что похож твой страх? Какого он цвета, формы, движется или нет?» и т.п.). Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, я затем уменьшить (или удалить) его; это позволит пострадавшему почувствовать контроль над собственным страхом. («Попробуй увеличить свой образ на 1%, теперь уменьши на 2% и т.д.).

Попросите пострадавшего найти место в теле, где в данный момент «находится» страх. Помогите человеку проговорить телесные ощущения, вызываемые страхом. Попросите найти и описать противоположное страху ощущение в теле («Что противоположно напряжению?», «Где это ощущается в теле?»). После детального описания вернитесь в место расположение страха в теле н спросите о том, что изменилось в ощущениях, «Путешествуйте» от телесных ощущений страха к ресурсным, положительным переживаниям до тех пор, пока последние не станут незначительными.

С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне (т.е. рисунка, фигуры из пластилина или глины). Спросите, что ребенок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать); после этого проделайте желаемое вместе с ребенком.

Эти несложные приемы могут помочь справиться с неприятным переживанием страха.

Двигательное возбуждение

Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. он не понимает - где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное, что он может делать, - это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Побежал, а когда пришел В себя, оказалось, что я не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я то-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).

Признаки

Движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих; опасность причинения вреда себе и другим.

Помощь

Необходимо удержать человека с помощью приема «захват» - находясь сзади, просуньте свои руки подмышки пострадавшему, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя; изолируйте пострадавшего от окружающих; массируйте ему позитивные точки; говори-спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Агрессия

Каждый человек переживает критическую ситуацию по-своему - кто - .то цепенеет, кто-то бежит, а кто-то начинает злиться. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время (будет мешать самому пострадавшему и окружающим/

Признаки

Раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесное оскорбление, брань; мышечное напряжение; увеличение кровяного давления.

Помощь

Сведите к минимуму количество окружающих. -

Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой Демонстрируйте благожелательность.

Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Агрессия может быть погашена страхом наказания - если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика. Если агрессию вызывает какой-либо человек - (начальник, знакомый, сослуживец), то можно применить несколько несложных приемов:

  • - предложите визуализировать его («Представь этого человека сконцентрируйся на его одежде, голосе, манере поведениям),
  • - предложите проделать следующие действия с неприятным образом - уменьшить в размерах, одеть в смешную одежду, пририсовать усы и т.п.

Другой вариант. После того, как представлен в мельчайших деталях облик человека, вызывающего агрессию, попросите вспомнить какое-нибудь место, где было очень хорошо, спокойно, уютно, предложите поместить неприятный образ на яркую картинку такого места, попросите постепенно уменьшить негативный образ до маленького пятнышка.

Попробуйте разные варианты. Попросите опять вспомнить образ «плохого» человека и ситуацию, которая вызвала агрессию. Делайте это до тех пор, пока образ не будет вызывать резко негативных эмоций.

Ступор

Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, он как бы «оцепенел от горя». Так проявляется ступор - одна из самых сильных защитных реакций организма. Это происходит тогда, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на любое взаимодействие с окружающим миром уже нет.

Признаки

Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль), «застывание» а определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности; возможно напряжение отдельных групп мышц.

Помощь

Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони, большие пальцы должны быть выставлены наружу. Массируйте пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами, ровно посредине между линией роста волос и бровями. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

Человек в таком состоянии может слышать и видеть, поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше - негативные).

Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Апатия

Непреодолимая усталость. Любое движение, слово дается с огромным трудом, В душе равнодушие и безразличие - нет сил даже на эмоции.

Признаки

Безразличное отношение к окружающему, вялость, заторможенность, речь медленная, с большими паузами.

Помощь

Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов (Как тебя зовут? Как ты себя чувствуешь? Хочешь есть?).

Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь), возьмите за руку или положите свою руку ему на лоб. Дайте человеку возможность поспать или полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице) - поговорите с пострадавшим, вовлеките его в любую совместную деятельность (прогуляться, выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся а помощи).

Насилие, связанное с угрозой для жизни (помощь взрослому)

К подобным ситуациям относятся захват террористами, ограбление, разбойное нападение.

За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой Смерти (в обыденной жизни психика создает защиту в виде иллюзий, позволяющих воспринимать смерть как далекое и нереальное событие.

Даже если человек не подвергся физическому насилию, он нее равно получил сильнейшую психическую травму. Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части - до события и после него. У него возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.

Помощь

Дайте возможность человеку выразить чувства, связанные с пережитыми событиями в беседе; если он отказывается от беседы, предложите описать произошедшее событие и свои ощущения в дневнике или а виде рассказа.

Покажите человеку, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).

Дайте человеку возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).

Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. использовать пережитое трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты»),

Насилие., связанное с угрозой для жизни (помощь ребенку)

Ребенок пережил насилие по отношению к себе или членам семьи, стал свидетелем нанесения увечий другим людям.

Ребенок переживает такие же сильные чувства, что и взрослый страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Прямое насилие над ребенком может оказаться слишком трудным, непереносимым для него, что выражается в молчании и оцепенении.

У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он может снова и снова рисовать самые страшные моменты произошедего (изуродованные или раненые люди).

Если ребенок связывает действия преступника с яростью, то теряет веру в то, что взрослые могут справиться с собой; начинает бояться собственных неконтролируемых эмоции, особенно ли у него есть фантазии, связанные с местью.

Ребенок может испытывать чувство вины, т.е. считать причиной бытия свое предшествующее поведение

Ребенок, переживший травматическое событие, не видит дальнейшей жизненной перспективы - не знает, что будет с ними через день, месяц, год; теряет интерес к ранее увлекательным занятиям. Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в

личностном развитии.

Помощь

Дайте понять ребенку, что нам важно то, что он пережил; что вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Ты не один. Я знаю одного очень смелого, мужественного мальчика, с которым тоже такое случилось»).

Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие а его играх).

Посмотрите вместе с ребенком хорошие фотографии - это позволит обратиться к ранним образам и смягчить недавнюю травматическую память.

Сводите разговоры о событие с описания деталей на чувства. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки). Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность. страх, гнев.

Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его поступки).

Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите вынести вовне свои переживания в виде образов).

Не позволяйте ребенку стать тираном, не исполняйте любые его желания из чувства жалости.

Катастрофы, аварии, стихийные бедствии

При катастрофам, стихийных бедствиях, взрывах, авариях можно столкнуться с ситуацией, когда человек изолирован в завале (при взрывах и землетрясениях); из крышах домов, деревьях (при наводнениях); в автомобиле (при ДТП). Этот человек является непосредственной жертвой катастрофы.

Представьте ситуацию: вы находитесь в темной, заваленной мебелью комнате; вы не представляете - где и что находится, и не знаете, как выбраться. Ситуация, в которой находится человек в завале, намного хуже. Можно представить, что в этом случае любая информация является единственной связью с окружающим миром, становится на вес золота. Важным является - что и как нужно говорить.

Говорить в завале необходимо громко, медленно и четко. Сообщите людям информацию о том, что помощь идет, и о правилах поведения - максимальная экономия сил; дыхание медленное, неглубокое, через нос, это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве; запрет на физические действия по самоосвобождению.

Освобожденным из завала, в первую очередь, оказывается медицинская помощь; психологическая помощь необходима и возможна в том случае, когда уже-оказана медицинская помощь или ее оказание пока невозможна (человек изолирован)

Смертельная болезнь

Отношение человека к тому, что его ожидает, меняется следующим образом:

отрицание - «Нет, не я!»

гнев - ((Почему именно я?»

«торг» - больной вступает в переговоры за продление своей жизни; обещает, например, быть послушным, стать верующим;

депрессия - не задает вопросов, плачет, замыкается в себе;

принятие реальности.

Важно как можно быстрее перейти от отрицания к признанию того что неизбежно, чтобы перестать бояться смерти. Существует укоренившийся стереотип - «бороться со смертью до конца»; однако в действительности необходимо, чтобы человек принял смерть на духовном уровне.

Помощь

Поощряйте мысли об уходе, а не о смерти Разговаривайте с человеком как можно больше; просите, чтобы рассказал о различных эпизодах своей жизни.

Побуждайте задуматься (вспомнить) об успехах, жизненных достижениях.

Не оставляйте человека одного, если он нуждается в поддержке, хочет поговорить.

Осуществите несбывшиеся желания человека (проигрывание в Сражении до мельчайших подробностей ситуации, которая так и не реализовалась).

Если человек еще достаточно активен, не старайтесь ограждать от повседневных забот. Помогите составить план дел, которые бы хотел сделать человек.

Найдите ресурс (занятие, мысли, воспоминания, незаконченное дело) человека, который поможет ему прожить остаток жизни без душевных терзаний.