Кто был до рюриковичей. Родословная рюриковичей

История Руси насчитывает более тысячи лет, хотя и до появления государства на ее территоррии проживали самые разные племена. Последний десятивековой период можно поделить на несколько этапов. Все правители России, от Рюрика до Путина, - это люди, которые были истинными сыновьями и дочерьми своих эпох.

Основные исторические этапы развития России

Историки считают наиболее удобной такую классификацию:

Правление Новгородских князей (862- 882 годы);

Ярослав Мудрый (1016- 1054);

С 1054 до 1068 года при власти был Изяслав Ярославович;

С 1068 по 1078 годы список правителей России пополнился сразу несколькими именами (Всеслав Брячиславович, Изяслав Ярославович, Святослав и Всеволод Ярославовичи, в 1078 году снова правил Изяслав Ярославович)

1078 год ознаменовался некоторой стабилизацией на политической арене, до 1093 года правил Всеволод Ярославович;

Святополк Изяславович был на троне с 1093 по ;

Владимир, прозванный Мономахом (1113- 1125) - один из лучших князей киевской Руси;

С 1132 до 1139 года власть имел Ярополк Владимирович.

Все правители России от Рюрика до Путина, жившие и правившие в этот период и вплоть до настоящего времени, свою главную задачу видели в процветании страны и укреплении роли страны на европейской арене. Другое дело, что каждый из них шел к цели своим путем, иногда совсем в другом направлении, чем предшественники.

Период раздробленности Киевской Руси

Во времена феодальной раздробленности Руси перемены на главном княжеском престоле были частыми. Ни один из князей не оставил серьезного следа в истории Руси. К середине XIII века Киев пришел в абсолютный упадок. Упомянуть стоит только нескольких князей, которые правили в XII веке. Итак, с 1139 до 1146 года киевским князем был Всеволод Ольгович. В 1146 году у руля две недели был Игорь Второй, после чего три года правил Изяслав Мстиславович. До 1169 года на княжеском престоле успели побывать такие люди, как Вячеслав Рюрикович, Ростислав Смоленский, Изяслав Черниговский, Юрий Долгорукий, Изяслав Третий.

Столица перемещается во Владимир

Период становления позднего феодализма на Руси характеризовался несколькими проявлениями:

Ослабление киевской княжеской власти;

Возникновение нескольких центров влияния, которые соперничали друг с другом;

Усиление влияния феодалов.

На территории Руси возникло 2 наиболее крупных центра влияния: Владимир и Галич. Галич - это важнейший на то время политический центр (находится на территории современной Западной Украины). Представляется интересным изучить список правителей России, которые княжили во Владимире. Важность этого периода истории еще придется оценить исследователям. Конечно, владимирский период в развитии Руси не был настолько длительным, как киевский, но именно после него начинается формирование монархической Руси. Рассмотрим даты правления всех правителей России этого времени. В первые годы данного этапа развития Руси правители менялись довольно часто, не было стабильности, которая появится позже. Больше 5 лет у власти во Владимире находились такие князья:

Андрей (1169- 1174);

Всеволод, сын Андрея (1176- 1212);

Георгий Всеволодович (1218- 1238);

Ярослав, сын Всеволода (1238- 1246);

Александр (Невский), великий полководец (1252- 1263);

Ярослав ІІІ (1263- 1272);

Дмитрий І (1276- 1283);

Дмитрий ІІ (1284- 1293);

Андрей Городецкий (1293- 1304);

Михаил "Святой" Тверской (1305- 1317).

Все правители России после переноса столицы в Москву до появления первых царей

Перенос столицы из Владимира в Москву хронологически примерно совпадает с окончанием периода феодальной раздробленности Руси и укреплением главного центра политического влияния. Большинство князей находились на троне дольше, чем правители владимирского периода. Итак:

Князь Иван (1328- 1340);

Семен Иванович (1340- 1353);

Иван Красный (1353- 1359);

Алексей Бяконт (1359- 1368);

Дмитрий (Донской), известный полководец (1368- 1389);

Василий Дмитриевич (1389- 1425);

Софья Литовская (1425- 1432);

Василий Темный (1432- 1462);

Иван III (1462- 1505);

Василий Иванович (1505- 1533);

Елена Глинская (1533- 1538);

Десятилетие до 1548 года в истории России был сложный период, когда ситуация сложилась так, что княжеская династия фактически оборвалась. Был период безвременья, когда при власти находились боярские семьи.

Правление царей на Руси: начало монархии

Историки выделяют три хронологических периода развития российской монархии: до вступления на престол Петра Великого, правление Петра Первого и после него. Даты правления всех правителей России с 1548 года до конца XVII века таковы:

Иван Васильевич Грозный (1548- 1574);

Семен Касимовский (1574- 1576);

Снова Иван Грозный (1576- 1584);

Федор (1584- 1598).

Царь Федор не имел наследников, поэтому прервалась. - один из наиболее тяжелых периодов истории нашей родины. Правители сменялись практически ежегодно. С 1613 года правит страной династия Романовых:

Михаил, первый представитель династии Романовых (1613- 1645);

Алексей Михайлович, сын первого императора (1645- 1676);

Взошел на трон в 1676 году и правил 6 лет;

Софья, его сестра, правила с 1682 до 1689 года.

В XVII веке на Руси, наконец-то, настала стабильность. Укрепилась центральная власть, постепенно начинаются реформы, приведшие к тому, что Россия выросла территориально и окрепла, с ней стали считаться ведущие мировые державы. Основная заслуга в изменении облика государства принадлежит великому Петру I (1689-1725), который стал одновременно и первым императором.

Правители России после Петра

Время правления Петра Великого - это расцвет когда империя обрела собственный сильный флот и укрепила армию. Все правители России, от Рюрика до Путина, понимали важность вооруженных сил, но немногим было дано реализовать огромный потенциал страны. Важной особенностью того времени была агрессивная внешняя политика России, которая проявлялась в насильственном присоединении новых областей (русско-турецкие войны, Азовский поход).

Хронология правителей России с 1725 до 1917 года такова:

Екатерина Скавронская (1725-1727);

Петр Второй (убит в 1730 году);

Царица Анна (1730-1740);

Иван Антонович (1740-1741);

Елизавета Петровна (1741-1761);

Петр Федорович (1761- 1762);

Екатерина Великая (1762- 1796);

Павел Петрович (1796- 1801);

Александр I (1801-1825);

Николай I (1825-1855);

Александр II (1855 - 1881);

Александр ІІІ (1881-1894);

Николай II - последний из Романовых, правил до 1917 года.

На этом закончивается огромный период развития государства, когда при власти были цари. После Октябрьской революции появляется новый политический уклад - республика.

Россия во времена СССР и после его распада

Первые несколько лет после революции были сложными. Среди правителей этого периода можно выделить Александра Федоровича Керенского. После юридического оформления СССР как государства и до 1924 года руководил страной Владимир Ленин. Далее хронология правителей России выглядит так:

Джугашвили Иосиф Виссарионович (1924-1953);

Никита Хрущев был Первым секретарем КПСС на после смерти Сталина до 1964 года;

Леонид Брежнев (1964- 1982);

Юрий Андропов (1982- 1984);

Генеральный секретарь КПСС (1984-1985);

Михаил Горбачев, первый президент СССР (1985-1991);

Борис Ельцин, руководитель независимой России (1991-1999);

Действующий руководитель государства Путин - Президент России начиная с 2000 года (с перерывом на 4 года, когда государством руководил Дмитрий Медведев)

Кто они- правители России?

Все правители России от Рюрика до Путина, которые были при власти за всю более чем тысячелетнюю историю государства - это патриоты, желавшие расцвета всех земель огромной страны. Большинство властелинов не были случайными людьми на этом нелегком поприще и внесли каждый свой посильный вклад в развитие и становление России. Добра и благоденствия своим подданным, конечно же, хотели все правители России: основные силы всегда направлялись на укрепление границ, расширение торговли, усиление обороноспособности.

Норманнская или варяжская теория, раскрывающая аспекты становления государственности на Руси, основана на одном простом тезисе – призвании варяжского князя Рюрика новгородцами для управления и защиты большой территорией племенного союза словен ильменских. Таким образом, ответ на вопрос о том, с каким событием связано появление династии, вполне понятен.

Этот тезис присутствуют в древней , написанной Нестором. В настоящий момент он является спорным, но один факт всё же неоспорим – Рюрик стал основателем целой династии государей, которые правили не только в Киеве, но и в других городах Русской земли, в том числе и в Москве, и именно поэтому династию правителей Руси называли Рюриковичи.

Вконтакте

История династии: начало

Родословная довольно сложная, разобраться в ней не так-то просто, но начало династии Рюриковичей проследить очень легко.

Рюрик

Рюрик стал первым князем в своей династии. Его происхождение – крайне спорный вопрос. Одни историки предполагают, что он был из знатного варяжско-скандинавского рода.

Предки Рюрика происходили из торгового Хедебю (Скандинавия) и были в родстве с самим Рагнаром Лодброком. Другие историки, разграничивая понятия «норманн» и «варяг», считают, что Рюрик был славянского рода, возможно, он состоял в родстве с новгородским князем Гостомыслом (считается, что Гостомысл был его дедом), и долгое время жил с семьёй на острове Рюген.

Скорее всего, он был ярлом, то есть имел военную дружину и держал ладьи, занимаясь торговлей и морским разбоем. Но именно с его призванием сначала в Старую Ладогу, а потом в Новгород связано начало династии.

Рюрик был призван в Новгород в 862 году (когда он начал править точно, конечно, неизвестно, историки опираются на данные из ПВЛ). Летописец утверждает, что он пришёл не один, а с двумя братьями — Синиусом и Трувором (традиционные варяжские имена или прозвища). Рюрик осел в Старой Ладоге, Синиус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Интересно, что каких-либо иных упоминаний о братьях в ПВЛ нет. С ними не связано начало династии.

Олег и Игорь

Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря (или Ингвара, по скандинавской традиции). Дружинник, а возможно и родственник Рюрика, Олег (Хелг) должен был править от имени его сына до совершеннолетия.

Внимание! Существует версия, что Олег правил не просто как родственник или доверенное лицо, а как избранный ярл, то есть имел все политические права на власть по скандинавским и варяжским законам. То, что он передал власть Игорю, действительно могло означать, что тот был его близким родственником, возможно племянником, сыном сестры (по скандинавской традиции дядя ближе, чем родной отец; мальчиков в скандинавских семьях отдавали на воспитание дяде по матери).

Сколько лет княжил Олег ? Он успешно управлял молодым государством до 912 года. Именно ему принадлежит заслуга полного завоевания пути «из варяг в греки» и захват Киева, затем его место занял Игорь (уже как киевский правитель), к тому моменту женатый на девушке из Полоцка (по одной из версий) – Ольге.

Ольга и Святослав

Правление Игоря нельзя назвать успешным . Он был убит древлянами в 945 году во время попытки взять двойную дань с их столицы – Искоростеня. Так как единственный сын Игоря, Святослав, был ещё маленьким, то престол в Киеве по общему решению бояр и дружины заняла его вдова Ольга.

Святослав взошёл на киевский престол в 957 году. Он был князем-воином и никогда не задерживался надолго в столице своего быстро растущего государства . Ещё при жизни он разделил земли Руси между тремя своими сыновьями: Владимиром, Ярополком и Олегом. Владимиру (незаконному сыну) он отдал в удел Новгород Великий. Олега (младшего) посадил в Искоростене, а старшего Ярополка оставил в Киеве.

Внимание! Историкам известно имя матери Владимира, также известно, что она была обеленной холопкой, то есть не могла стать женой правителя. Возможно, Владимир был старшим сыном Святослава, его первенцем. Именно поэтому он был признан отцом. Ярополк и Олег были рождены от законной жены Святослава, возможно, болгарской княжны, но по возрасту они были младше Владимира. Все это, впоследствии, повлияло на отношения братьев и привело к первой княжеской междоусобице на Руси.

Ярополк и Владимир

Святослав погиб в 972 году на острове Хортица (Днепровские пороги). После его смерти киевский престол на несколько лет занял Ярополк. Между ним и его братом Владимиром началась война за власть в государстве, закончившаяся убийством Ярополка и победой Владимира, который и стал, в конечном итоге, очередным киевским князем. Правил Владимир с 980 по 1015 год. Главная его заслуга – крещение Руси и русского народа в православную веру.

Ярослав и его сыновья

Между сыновьями Владимира сразу после его смерти разгорелась междоусобная война, результате которой престол занял один из старших сыновей Владимира от полоцкой княжны Рагнеды — Ярослав.

Важно! В 1015 году киевский престол занял Святополк (прозванный в последствии Окаянным).Он не был родным сыном Владимира. Его отцом был Ярополк, после смерти которого Владимир взял в жёны его жену, и признал родившегося ребёнка своим первенцем.

Ярослав княжил до 1054 года . После его смерти в силу вступило лестничное право – передача киевского престола и «младших» по старшинству в роду Рюриковичей.

Киевский престол занял старший сын Ярослава — Изяслав, Черниговский (следующий по «старшинству» престол) – Олег, Переяславский – младший сын Ярослава Всеволод.

Долгое время сыновья Ярослава жили мирно, соблюдая заветы отца, но, в конечном итоге, борьба за власть перешла в активную фазу и Русь вступила в эпоху Феодальной раздробленности.

Родословная Рюриковичей . Первые киевские князья (таблица или династия Рюриковичей схема с датами, по поколениям)

Поколение Имя князя Года правления
I поколение Рюрик 862-879 (новгородское княжение)
Олег (Вещий) 879 – 912 (новгородское и киевское княжение)
II Игорь Рюрикович 912-945 (киевское княжение)
Ольга 945-957
III Святослав Игоревич 957-972
IV Ярополк Святославич 972-980
Олег Святославич Князь-наместник в Искоростене, погиб в 977 году
Владимир Святославич (Святой) 980-1015
V Святополк Ярополкович (пасынок Владимира) Окаянный 1015-1019
Ярослав Владимирович (Мудрый) 1019-1054
VI Изяслав Ярославович 1054-1073; 1076-1078 (киевское княжение)
Святослав Ярославович (Черниговский) 1073-1076 (киевское княжение)
Всеволод Ярославович (Переяславский) 1078-1093 (киевское княжение)

Родословная Рюриковичей периода Феодальной раздробленности

Прослеживать династическую линию рода Рюриковичей в период Феодальной раздробленности невероятно сложно, так как правящий княжеский род максимально разросся . Главными ветвями рода на первом этапе феодальной раздробленности можно считать черниговскую и переяславскую линии, а также галицкую, о которой нужно говорить отдельно. Галицкий княжеский дом берёт своё начало от старшего сына Ярослава Мудрого, Владимира, который умер ещё при жизни отца, и наследники которого получили в удел Галич.

Важно отметить, что все представители рода стремились занять Киевский престол, так как в таком случае они считались правителями всего государства.

Галицкие наследники

Черниговский дом

Переяславский дом

С Переяславским домом, номинально считавшимся младшим, всё намного сложнее. Именно потомки Всеволода Ярославовича дали начало владимиро-суздальским и московским Рюриковичам. Главными представителями этого дома являлись:

  • Владимир Всеволодович (Мономах) – был киевским князем в 1113-1125 гг (VII поколение);
  • Мстислав (Великий) – старший сын Мономаха, был киевским князем в 1125-1132 гг (VIII поколение);
  • Юрий (Долгорукий) – младший сын Мономаха, становился киевским правителем несколько раз, последний в 1155-1157 гг (VIII поколение).

Мстислав Владимирович дал начало Волынскому дому Рюриковичей, а Юрий Владимирович — Владимиро-Суздальскому.

Волынский дом

Родословная Рюриковичей: Владимиро-Суздальский дом

Владимиро-суздальский дом стал главным на Руси после смерти Мстислава Великого. Князья, сделавшие своей столицей сначала Суздаль, а потом и Владимр-на-Клязьме, играли ключевую роль в политической истории периода Ордынского вторжения.

Важно! Даниил Галицкий и Александр Невский известны не только как современники, но и как соперники за великокняжеский ярлык, а ещё у них был принципиально разный подход к вере – Александр держался православия, а Даниил принял католичество в обмен на возможность получить титул Короля Киевского.

Родословная Рюриковичей: Московский Дом

В завершающий период Феодальной раздробленности Дом Рюриковичей насчитывал больше 2000 членов (князей и младших княжеских семей). Постепенно лидирующие позиции занял Московский дом, который ведёт свою родословную от младшего сына Александра Невского – Даниила Александровича.

Постепенно, Московский дом из великокняжеского трансформировался в царский . Почему это произошло? В том числе и благодаря династическим бракам, а также успешной внутренней и внешней политике отдельных представителей Дома. Московскими Рюриковичами была продела гигантская работа по «собиранию» земель вокруг Москвы и по свержению Татаро-Монгольского Ига.

Московские Рюрики (схема с датами правления)

Поколение (от Рюрика по прямой мужской линии) Имя князя Годы правления Значимые браки
XI поколение Александр Ярославович (Невский) Князь Новгородский, Великий князь по ордынскому ярлыку с 1246 по 1263 гг _____
XII Даниил Александрович Московский 1276-1303 (московское княжение) _____
XIII Юрий Даниилович 1317-1322 (Московское княжение)
Иван I Даниилович (Калита) 1328-1340 (Великое Владимирское и Московское княжение) _____
XIV Семен Иванович (Гордый) 1340-1353 (Московское и Великое Владимирское княжение)
Иван II Иванович (Красный) 1353-1359 (Московское и Великое Владимирское княжение)
XV Дмитрий Иванович (Донской) 1359-1389 (Московское княжение, а с 1363 по 1389 – Великое Владимирское княжение) Евдокия Дмитриевна, единственная дочь Дмитрия Константиновича (Рюриковича), Суздальско – Нижегородского князя; присоединение к Московскому княжеству всех территорий княжества Суздальско-Нижегородского
XVI Василий I Дмитриевич 1389-1425 гг Софья Витовтовна, Дочь Великого литовского князя Витовта (полное примирение князей Литовских с правящим Московским домом)
XVII Василий II Васильевич (Тёмный) 1425-1462 гг _____
XVIII Иван III Васильевич 1462 – 1505 гг Во втором браке с Софьей Палеолог (племянница последнего Византийского императора); номинальное право: считаться приемником императорской византийской короны и кесарем (царём)
XIX Василий III Васильевич 1505-1533 гг Во втором браке с Еленой Глинской, представительницей богатого литовского рода, ведущего своё происхождения от сербских правителей и Мамая (по преданию)
XX

Династия Рюриковичей и государственность на Руси – неразделимые, по сути, понятия. Что бы ни говорили о корнях этой династии, о причинах её появления, о том, насколько она была чужеродна или, напротив, органична для восточнославянских племён, факт остаётся фактом: именно Рюриковичи стояли у истоков Русского государства.

Кстати, о "русах", которым, по утверждению многих исследователей, Русь обязана своим названием. Не совсем ясно, на чём основано предположение авторов "норманнской теории", что это племя было норманнским, т.е. германо-скандинавским. В "Повести временных лет" о призвании варяжских князей (а "варяг", как говорил Л.Н. Гумилёв, это не национальность, а профессия) сказано так: "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти назывались". Заметьте: пресловутые норманны названы Нестором-летописцем "другими", т.е. вовсе не теми, кто пришёл в 862 году "княжити" в Новгороде, Белоозере и Изборске. Всё это совпадает с мнением средневековых европейских авторов, считавших Рюрика (Рерика Ютландского, земляка и одного из предков Амлета, прототипа шекспировского Гамлета) и его династию не шведами, не немцами, не готами (готландцами), а потомками древнего народа ругов. Имел ли он отношение к славянам – учёным ещё предстоит выяснить. Зато установлено точно, что на острове в Балтике с названием Рюген жили именно славяне. Есть ещё "прусская теория" возникновения Рюриковичей, согласно которой и Рюрик, и "русы" происходили из балтийского племени пруссов. Но они, как известно, не имели никакого отношения к германцам, зато, судя по этимологическому анализу языка древних пруссов, были близки славянам.

Не забудем также, что в 862 году речь шла о призвании варяжского князя Рюрика в Новгород, что являлось делом обычным для этого города-республики, на протяжении всей своей истории призывавшего чужих князей. Но это не даёт никаких оснований считать Русь IX – начала Х вв. "варяжской вотчиной". Если т.н. русы-норманны, существование которых ещё никто не доказал, подчинили себе восточных славян, то почему варяги не навязали нам свой язык – первый признак подчинения – и обычаи? А вот в шведском языке, например, мы без труда обнаружим следы нашего влияния: там прилагательные имеют суффикс "ск" и на славянский лад склоняются, чего нет ни в одном из языков германской группы. Несомненно и то, что шведы приняли христианство именно по примеру Руси. Вслед за Западной Европой они этого не сделали.

Можно ли говорить о Рюриковичах как об "иностранной династии", если уже внук Рюрика, легендарный полководец князь Святослав, носил славянское имя и был по образу жизни славянином? Эдак получится, что и французские Меровинги и Каролинги были "иностранными династиями", поскольку происходили не из коренного населения, галлов, а из германского племени франков. А как вам нравится название Нормандия? Оно недвусмысленно говорит о том, кому некогда принадлежала эта французская провинция – норманнам. Тем самым норманнам, которые якобы стояли у истоков русской государственности. Между тем, нам точно известно, кто стоял у истоков государственности английской. Это было германское племя англов. Они вместе с саксами, ютами и фризами вторглись в V – VI вв. новой эры с Ютландского полуострова на территорию Британии и уничтожили, вытеснили с острова большую часть его коренного населения – кельтского племени бриттов, а остальных подчинили себе. В свою очередь, англосаксов разбил в 1066 году норманн Вильгельм, герцог Нормандии, и объявил себя английским королём. Именно Вильгельм I Завоеватель и считается создателем централизованного английского государства. Несамостоятельность британской государственности можно легко обнаружить даже на лингвистическом уровне. Например, англичане считаются родоначальниками парламентаризма. Но английское слово "parliament" – французского происхождения, даже старо-французского, потому что формы "parlier" (много говорить) в современном французском уже не существует (применяется "parler" и, соответственно, "parlement"). Отчего же англичане выбрали именно "parliament" для названия своего представительного органа? Очень просто: это слово привезли им норманны из Франции, где оно в XI веке (и много позже) означало парижский суд высшей инстанции. Свой же представительный орган французы назвали впоследствии иначе – Генеральные Штаты. И вот норманны, видимо, подарили англосаксам этот "parliament", не разобравшись толком, судебная или представительная это власть. Собираются, дескать, франкские вожди и решают сообща важные дела – вот и вы решайте. Так и родился английский парламентаризм. Воистину, от великого до смешного один шаг…

А теперь попытайтесь найти в древнерусской истории, культуре, языке, топонимике следы подобного же влияния варягов! Но самое главное не в этом. Рюриковичи способствовали укреплению и развитию коренного населения Киевской Руси – восточных славян, а вот англосаксонские и франкские короли оттеснили коренное население Британии и Галлии – кельтов на обочину истории и даже жизни.

Eщё первые Рюриковичи были данниками иудейской верхушки Хазарского каганата, a поляне платили хазарам дань задолго до появления Аскольда и Дира, северяне и вятичи – до призвания Рюрика. Только внук Рюрика Святослав и разгромил без остатка этот Хазарский каганат.

Рюриковичи привели Русь к христианству, что навсегда делает эту династию значимой в сознании русских, украинцев, белорусов. Утверждения, что христианизация лишила русичей этнической и религиозной неповторимости или, как ещё говорят, автохтонности, абсурдны: ни бриттам, ни галлам язычество не помогло сохраниться в качестве независимой этнической общности.

К XI веку в Европе, только благодаря христианству, появилось новое могучее государство – Киевская Русь. Оно контролировало и торговый путь "из варяг в греки", и восточноевропейский отрезок Великого Шёлкового пути, прежде "оседланный" хазарами. Киев того времени был одним из крупнейших и богатых городов мира, чего никак не скажешь о тогдашнем Париже или Лондоне. Любой европейский королевский двор считал за честь породниться с Рюриковичами, которые, между тем, ни королями, ни царями себя не называли.

Еще до Батыева нашествия Рюриковичи создавали в глухих лесах Восточной Руси "запасные центры" русской государственности и культуры – Суздаль, Владимир, Москву, Переславль-Залесский. Как и многие европейские династии, потомки Рюрика не смогли избежать феодальной раздробленности, но смогли сохранить под игом Золотой Орды саму династию.

Многовековое соседство с Западной Европой и Азией позволило Рюриковичам сделать важный вывод, что завоевание страны кочевниками из Великой Степи далеко не всегда означает потерю национальной, религиозной и культурной самостоятельности, чего никак нельзя сказать о захватнической политике "немцев" (германцев и англо-саксов). Эти не ограничивались данью и вассальным подчинением – они стирали с лица земли завоёванные народы. Не устояв под ударами Батыя, Рюриковичи – святые благоверные князья Александр Невский, Довмонт Псковский – отбили западный "натиск на Восток". Может быть, монголо-татарское иго и отбросило нас на 300 лет назад, но Православная Русь за эти 300 лет не исчезла.

Рюриковичи, даже получая от ордынских ханов ярлыки на княжение, с зависимой ролью Руси не смирились. Московские князья терпеливо собирали вокруг себя русские земли, готовились к освободительной войне.

Святой благоверный князь Димитрий Донской одержал победу на Куликовом поле, а его потомок Иоанн III привёл такую силу на реку Угру, что Орда повернула обратно и навсегда отказалась от своих "прав" на Русь. К тому времени православная Византия, Второй Рим, уже перестала существовать, и было сказано монахом Филофеем: "Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать". Рюрикович Иоанн III стал называться Великим князем всея Руси. А его внук, Иоанн IV, был уже венчан на Царство.

Уже при первом православном Царе Русь двинулась в освободительный поход против потомков Батыя. Под громом русских пушек пали Казань и Астрахань, бежали из-под подмосковных Молодей крымские татары и больше никогда не приходили в Московское государство с набегами. Началось движение Руси на запад, к берегам Балтийского моря, захваченным ливонцами и литовцами.

Но 19 января 1598 года скончался бездетный сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович, последний Царь из династии Рюриковичей (по прямой линии, ибо правивший в 1606 – 1610 гг. царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей). Н.М. Карамзин писал: "Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием, – от начала столь малого, сквозь ряд веков бурных, сквозь огонь и кровь, достигнув господства над севером Европы и Азии воинственным духом своих властителей и народа, счастием и промыслом Божием!..".

Династия Рюриковичей правила Киевской и Московской Русью 736 лет. Россия вступала в Смуту и в 300-летний период правления новой царской династии – Романовых…

Андрей Венедиктович Воронцов

Царь Федор Иоаннович и царь Иоанн Васильевич Грозный.
Василий Осипов (Кондаков?). 1689 год.
Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора новоспасского монастыря в Москве.

Анастасия Романовна

Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский (Фёдоровский) монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Фёдор I Иоаннович
Русский Царь в 1584-1598

Фёдор Иоаннович - русский царь, последний Рюрикович на троне по праву наследования, сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны. Большое внимание царь уделял дворцовому хозяйству, украшению дворцовых покоев. Известны его покровительство и щедрые пожалования многочисленным монастырям и церквам. Кандидатура Фёдора Иоанновича выдвигалась (1573 - 1574 и 1587) на престол Речи Посполитой. Первые годы его правления сопровождались ожесточённой дворцовой борьбой, в ходе которой распался учрежденный Иваном Грозным незадолго до смерти для управления страной.

Регентский совет, в который входили князья Мстиславский и Шуйский, Захарьин-Юрьев, Годунов, Бельский. Сводный брат Фёдора Иоанновича, царевич Дмитрий, был выслан (1584) в Углич. С 1587 года в правлении царя Фёдора активное участие принимал его шурин - «слуга и конюший боярин» Борис Годунов.

Правления царя Фёдора характеризовалось постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением тяжёлых последствий кризиса 70 - 80-х, неудачной Ливонской войны. В это время произошло резкое усиление крепостной зависимости крестьян. Повысились государственные налоги на тяглое, город, население. Всё это привело к обострению противоречия и внутри господствующего класса: между светскими и духовными феодалами, между дворцовой знатью и московским высшим дворянством - с одной стороны, и провинциально служилыми людьми - с другой. При Фёдоре Иоанновиче несколько улучшилось международное положение России: в результате Русско-швед. войны 1590-1593 были возвращены (по Тявзинскому миру 1595) города и районы Новгородской земли, захваченные Швецией в период Ливонской войны; окончательно присоединена Западная Сибирь; успешно осваивались южные пограничные районы и Поволжье; усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье.

Но в дальнейшем стали нарастать противоречия в отношениях России с Польшей, Швецией, Крым. ханством и Турцией, в результате чего в царствование Фёдора Иоанновича успел сложиться узел классов, внутриклассовых и международодных противоречий, приведших к Великой смуте в Русском государстве в самом начале XVII века.

В своем жизненном обиходе царь Фёдор Иоаннович был прост и доступен для всех приходящих к нему, любил молиться, сам совер­шал ежедневно Богослужения.

Реконструкция облика

Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича.

Царица Ирина Федоровна в русской исторической традиции была государыня добрая, умная, грамотная и благочестивая. Ее именовали «великой государыней» и именно она была соправительницей Фёдора, а не её брат. Царь был искренне привязан к своей царице и не желал нипочем с ней расставаться. Практически все её беременности заканчивались выкидышами. Единственная дочь царя Федора Иоанновича и Ирины, Феодосия, прожила менее двух лет.

Реконструкция облика Федора Иоанновича. М. Герасимов, 1963.

В октябре 1582 года у Ивана Грозного родился сын Дмитрий, которому выпала доля стать последним отпрыском (по мужской линии) царской династии Рюриковичей. Согласно принятой историографии, Дмитрий прожил восемь лет, но его имя еще 22 года нависало проклятием над Российским государством.

У русских людей часто возникает ощущение, что Родина находится под каким-то заклятием. «Все у нас не так – не как у нормальных людей». На рубеже XVI-XVII веков на Руси были уверены, что знают корень всех бед – всему виной было проклятие невинно убиенного царевича Дмитрия.

Набат в Угличе

Для царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного (от последнего брака с Марией Нагой, который, кстати, так и не был признан церковью) все закончилось 25 мая 1591 года, в городе Угличе, где он в статусе удельного князя Угличского, находился в почетной ссылке. В полдень Дмитрий Иоаннович метал ножи с другими детьми, входившими в его свиту. В материалах следствия по факту смерти Дмитрия есть свидетельство одного отрока, игравшего вместе с царевичем: «…играл-де царевич в тычку ножиком с ними на заднем дворе, и пришла на него болезнь – падучей недуг – и набросился на нож». Фактически эти показания стали главным аргументом для следователей, чтобы квалифицировать смерть Дмитрия Иоанновича как несчастный случай.

Однако жителей Углича доводы следствия вряд ли бы убедили. Русские люди всегда больше доверяли знамениям, нежели логическим заключениям «человеков». А знамение было… И еще какое! Почти сразу же после того, как сердце младшего сына Ивана Грозного остановилось, над Угличем разнесся набат. Звонил колокол местного Спасского собора. И все бы ничего, только звонил колокол сам по себе - без звонаря. Об этом гласит легенда, которую угличане на протяжении нескольких поколений считали былью и роковым знаком.

Когда жители узнали о смерти наследника, начался бунт. Угличане разгромили Приказную избу, убили государева дьяка с семьей и нескольких других подозреваемых. Борис Годунов, который фактически управлял государством при номинальном царе Федоре Иоанновиче, спешно отправил в Углич стрельцов на подавление мятежа.

Досталось не только мятежникам, но и колоколу: его сорвали с колокольни, вырвали «язык», отрубили «ухо» и публично на главной площади наказали 12 ударами плетей. А затем его вместе с другими бунтарями отправили в ссылку, в Тобольск. Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича». Однако расправа над колоколом не избавила власти от проклятия – все только начиналось.

Конец династии Рюриковичей

После того, как весть о гибели царевича разошлась по Русской Земле, в народе поползли слухи о том, что руку к «несчастному случаю» приложил боярин Борис Годунов. Но находились смельчаки, которые подозревали в «заговоре», и тогдашнего царя – Федора Иоанновича, сводного старшего брата погибшего царевича. И основания для этого были.

Спустя 40 дней после смерти Ивана Грозного Федор, наследник Московского трона, стал активно готовится к своей коронации. По его приказу за неделю до венчания на царство вдова-царица Мария и ее сын Дмитрий Иоаннович были отправлены в Углич – «на княжение». То, что последняя жена царя Иоанна IV и царевич не были приглашены на коронование, являлось страшным унижением для последних. Однако на этом Федор не остановился: например, содержание двора царевича сокращалось порой по нескольку раз за год. Спустя всего несколько месяцев с начала царствования он дает распоряжение духовенству убрать традиционное упоминание имени царевича Дмитрия при богослужениях.

Формальным основанием стало то, что Дмитрий Иоаннович был рожден в шестом браке и по церковным правилам считался незаконнорожденным. Однако все понимали, что это только повод. Запрет на упоминание при богослужениях царевича его двор воспринимал, как пожелание смерти. В народе ходили слухи о неудавшихся покушениях на Дмитрия. Так, британец Флетчер, будучи в Москве в 1588–1589 гг., записал, будто от яда, предназначенного для Дмитрия, умерла его кормилица.

Спустя полгода после гибели Дмитрия жена царя Федора Иоанновича, Ирина Годунова, забеременела. Все ждали наследника престола. Причем, по легендам, рождение мальчика предсказали многочисленные придворные маги, знахари и лекари. Но в мае 1592 года царица родила девочку. В народе гуляли слухи, что царевна Феодосия, так назвали дочку родители, появилась на свет аккурат через год после гибели Дмитрия – 25 мая, а царская семья почти на месяц задержала официальное объявление.

Но это было еще не самое страшное знамение: девочка прожила всего несколько месяцев, и скончалась в том же году. И здесь уже стали говорить о проклятии Дмитрия. После смерти дочки царь переменился; он окончательно потерял интерес к своим царским обязанностям, и месяцами проводил в монастырях. Люди говорили, что Федор замаливает свою вину перед убиенным царевичем. Зимой 1598 года Федор Иоаннович скончался, так и не оставив наследника. С ним умерла и династия Рюриковичей.

Великий Голод

Смерть последнего государя из династии Рюриковичей открыло дорогу к царству Борису Годунову, который фактически был правителем страны еще при живем Федоре Иоанновиче. К тому времени за Годуновым в народе закрепилась репутация «убивца царевича», однако это не сильно его смущало. Путем хитрых манипуляций он все-таки был избран царем, и почти сразу же начал с реформ.

За два недолгих года он провел преобразований в стране больше, чем предыдущие цари за весь XVI век. И когда Годунов уже, казалось, снискал народную любовь, грянула катастрофа – из небывалых климатических катаклизмов на Русь пришел Великий голод, который длился целых три года. Историк Карамзин писал, что люди «подобно скоту щипали траву и питались ею; у мертвых находили во рту сено. Мясо лошадиное казалось лакомством: ели собак, кошек, стерво, всякую нечистоту. Люди сделались хуже зверей: оставляли семейства и жен, чтобы не делиться с ними куском последним.

Не только грабили, убивали за ломоть хлеба, но и пожирали друг друга… Мясо человеческое продавалось в пирогах на рынках! Матери глодали трупы своих младенцев!..» Только в одной Москве умерло от голода более 120 000 человек; по всей стране орудовали многочисленные шайки разбойников. От родившейся было народной любви к избранному царю не осталось и следа – в народе снова говорили о проклятии царевича Дмитрия и о «проклятом Бориске».

Конец династии Годуновых

1604 год наконец-то принес хороший урожай. Казалось, беды закончились. Это было затишье перед бурей – осенью 1604 года Годунову донесли, что со стороны Польши на Москву двигается войско царевича Дмитрия, чудом спасшегося от рук убийц Годунова в Угличе в далеком 1591 году. «Рабоцарь», как называли Бориса Годунова в народе, вероятно, осознавал, что проклятие Дмитрия теперь воплотилась в самозванце.

Однако государю Борису не суждено было встретиться лицом к лицу с Лжедмитрием: он скоропостижно умер в апреле 1605 года, за пару месяцев до триумфального вступления в Москву «спасшегося Дмитрия». Ходили слухи, что отчаявшийся «проклятый царь» покончил собой – отравился. Но проклятие Дмитрия распространилось и на ставшего царем сына Годунова – Федора, которого задушили вместе с родной матерью незадолго до въезда Лжедмитрия в Кремль. Говорили, что это было одним из главных условий «царевича» для триумфального возвращения в столицу.

Конец народного доверия

До сих пор историки спорят, был ли «царь ненастоящим». Впрочем, наверное, мы об это никогда не узнаем. Сейчас мы можем говорить только о том, что Дмитрию так и не удалось возродить Рюриковичей. И снова роковым стал конец весны: 27 мая в бояре под руководством Василия Шуйского устроили хитроумный заговор, во время которого был убит Лжедмитрий. Народу объявили, что царь, которого они еще недавно боготворили, является самозванцем, и устроили публичное посмертное поругание. Этот абсурдный момент окончательно подорвал народное доверие к властям. Простые люди не верили боярам и горько оплакивали Дмитрия.

Вскоре после убийства самозванца, в начале лета, ударили страшные морозы, которые уничтожили все посевы. По Москве поползла молва о проклятии, которое бояре навлекли на Русскую Землю, убив законного государя. Кладбище у Серпуховских ворот столицы, на котором погребли самозванца, стало местом поломничества у многих москвичей.

Появилось много свидетельств о «явлениях» воскресшего царя в разных концах Москвы, а некоторые даже утверждали, что получили от него благословение. Испугавших народных волнений и нового культа мученника, власти выкопали труп “вора”, зарядили его прах в пушку и выстрелили в сторону Польши. Жена Лжедмитрия Марина Мнишек вспоминала, когда тело ее мужа тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дорог.

Конец Шуйских

Новым царем стал Василий Шуйский – человек, который в 1598 году ввел следствие по факту гибели царевича Дмитрия в Угличе. Человек, который сделал вывод, что смерть Дмитрия Иоанновича, была несчастным случаем, покончив с Лжедмитрием и получив царскую власть, вдруг признался, что у следствия в Угличе были доказательства насильственной смерти царевича и прямой причастности к убийству Бориса Годунова. Говоря это, Шуйский убивал двух зайцев: дискредитировал – пусть даже уже мертвого – своего личного врага Годунова, а заодно доказывал, что Лжедмитрий, которого убили во время заговора, был самозванцем. Последнее Василий Шуйский даже решил подкрепить с помощью канонизации царевича Дмитрия.

В Углич была отправлена специальная комиссия о главе с митрополитом Ростовским Филаретом, которая вскрыла могилу царевича и якобы обнаружила в гробу нетленное тело ребенка, которое источало благоухание. Мощи были торжественно привезены в Архангельский собор Кремля: по Москве распространили слух о том, что останки мальчика чудотворные, и народ пошел к святому Дмитрию за исцелением. Однако культ долго не продержался: было несколько случаев смерти от прикосновения к мощам.

По столице поползли слухи о подставных мощах и о проклятии Дмитрия. Раку с останками пришлось с глаз долой убрать в реликварий. А уже совсем скоро на Руси появилось еще несколько Дмитриев Иоанновичей, а династия Шуйских, суздальской ветви Рюриковичей, которые на протяжении двух столетий были главными соперниками ветви Даниловичей за московский престол, прервалась на первом же царе. Василий закончил свою жизнь в польском плену: в той стране, в сторону которой по его приказу когда-то выстрелили прахом Лжедмитрия I.

Последнее проклятие

Смута на Руси закончилась только в 1613 году – с установлением новой династии Романовых. Но иссякло ли вместе с этим проклятием Дмитрия? 300 летняя история династии говорит об обратном. Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов), отец первого «романовского» царя Михаила Федоровича, был в самой гуще «страстей по Дмитрию». В 1605 году, его, заключенного Борисом Годуновым в монастыре, освободил как «родственника» Лжедмитрий I. После воцарения Шуйского именно Филарет привез “чудотворные мощи” царевича из Углича в Москву и насаждал культ святого Дмитрия Углицкого – для того, чтобы с подачи Шуйского убедить, что когда-то спасший его Лжедмитрий был самозванцем. А затем, встав в оппозицию царю Василию, стал “нареченным патриархом” в тушинском лагере Лжедмитрия II.

Филарета можно считать первым из династии Романовых: при царе Михаиле он носил титул «Великий государь» и был фактически главой государства. Царствие Романовых началось со Смуты и Смутой закончилось. Причем второй раз в русской истории царская династия прервалась убийством царевича. Есть легенда, что Павел I закрыл в ларец на сто лет предсказание старца Абеля, касающегося судьбы династии. Не исключено, что там фигурировало имя Дмитрия Иоанновича.