Методы телесно-ориентированной терапии. Телесно-ориентированная психо-терапия Райха — упражнения, обучение

Те или иные формы воздействия через тело на психику, кото­рые условно можно отнести к телесной терапии, существуют с не­запамятных времен. Вспомните пословицу «В здоровом теле -здоровый дух!» Аналогичные высказывания существуют в фольк­лоре и литературе разных народов, поэтому вряд ли кто будет ос­паривать их.

Однако, признавая единство психического и физического в че­ловеке, мы в сфере современной психотерапии чаще встречаемся лишь с однонаправленным воздействием через психику на сома-тику. Это, безусловно, важный путь, эффективно применяющийся для профилактики и лечения многих психосоматических рас­стройств и заболеваний. Однако обратный путь (воздействие че­рез соматику на психику) используется далеко не так широко и эффективно, как хотелось бы.

В какой-то мере мы сталкиваемся с этим в различных техни­ках психорегуляции, психофизических тренировок, аутотренин­га. Эти методы мы находим в сокровищницах древнетибетской медицины, системе йогов, аюрведе и пр. Происходит комплекс­ное взаимодействие: сочетание физических упражнений, специ­альных поз и типов дыхания с определенной духовно-психической работой и направленностью внимания на различ­ные внутренние и внешние объекты.

Иоганнес Шульц в своем аутотренинге применяет, говоря тер­минами И.П.Павлова, эффект условно-рефлекторного воздейст­вия слова с актуализацией мышечных ощущений (расслабления, тепла, тяжести и т.п.).

Наиболее активно путь воздействия через соматику на регуля­цию психических состояний прослеживается в прогрессивной (правильнее, хотя и реже встречается, - «прогрессирующей») мы­шечной релаксацией по Э.Джекобсону (в переводах с английско­го; он же Якобсон в переводах с немецкого). Джекобсону удалось выявить закономерности напряжения и расслабления отдельных мышечных групп и сегментов в строгом соответствии с опреде­ленными психическими состояниями. Поэтому по механизму об­ратной связи он решил (и многолетний опыт показывает правильность этого решения) целенаправленно корректировать психиче­ские состояния клиента локальным напряжением и расслаблением конкретных мышц.

Существует еще несколько более или менее удачных модифи­каций этого подхода с помощью добавления элементов лечебной физкультуры, различных видов массажа и т.п. Однако официаль­но родоначальником того психотерапевтического направления, которое получило распространение под названием телесная тера­пия, по праву считается Вильгельм Райх (1897-1957).

Ключевыми понятиями телесной терапии В. Райха явились «оргонная энергия» и «мышечный панцирь», который мешает вы­свобождению этой энергии.

В. Райх, считавшийся (и считавший себя) учеником Фрейда, пришел к заключению, что лечение от неврозов и решение многих психологических проблем клиентов могут происходить значи­тельно быстрее и без такого глубокого проникновения в психику, как это делается в классическом психоанализе. Райх считал, что для этого достаточно снять с человека мышечный панцирь неаде­кватного напряжения и тем самым освободить связанную им энергию, которая пока находится под «панцирем» и не имеет пря­мого выхода, ведет разрушительную работу в виде образования и усугубления неврозов и других психологических проблем. Более четкое (и широкое) осознание человеком телесных ощущений уже дает терапевтический эффект, снимающий многие невротические состояния и проблемы.

Райх выделял следующие основные области возникновения мы­шечного панциря: это (по нисходящей) - области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. В соответствии с концепцией те­лесной терапии, так называемая оргонная энергия флюктуирует (перемещается) по телу параллельно позвоночнику то вниз, то вверх, а кольца мышечного панциря образуются перпендикулярно этому движению и мешают ему своими зажимами. Устранение этих зажимов, их расслабление способствует обретению человеком ком­форта и удовлетворения, в том числе и сексуального.

Райх предлагает следующие основные способы расслабления колец мышечного панциря:

С помощью глубокого дыхания, которое способствует акку­мулированию в теле оргонной энергии;

Расслабление хронических «зажимов» (колец мышечного пан­циря) с помощью физического воздействия, различных элементов массажа;

Совместный с клиентом анализ, помогающий ему осознать основные идеи телесной терапии применительно к его конкрет­ному случаю, то есть взаимосвязь беспокоящих его психических состояний с напряжением конкретных мышечных сегментов и не­обходимостью устранения этих зажимов.

Вот некоторые классические примеры применения техники устранения мышечного панциря.

Область глаз

Типичными признаками наличия мышечного панциря в облас­ти глаз считаются: неподвижность мышц лба и пустое (неживое) выражение глаз (как у ученика, который уставился в окно или да­же на преподавателя, а думает о своем).

Для устранения данного зажима клиента просят неоднократно включать мышцы лба и век посредством раскрывания глаз как можно шире, как будто вы хотите утрированно изобразить страх. Затем отрабатываются неоднократные и все более естественные и свободные движения глаз из стороны в сторону.

Область рта

Эта область мышечного панциря, который, в соответствии с пси­хоаналитической фрейдовской терминологией, Райх назвал ораль­ным сегментом, состоит из мышц подбородка, горла и затылка.

Признаком неадекватного (сигнализирующего об определен­ном неблагополучии) состояния данного сегмента являются мыш­цы челюсти (за которыми легче наблюдать). Они могут быть либо излишне напряжены, либо, напротив, слишком расслаблены. Оба признака говорят о неадекватности состояния мышечной области орального сектора.

Считается, что данная область мышечного панциря содержит в себе «закодированные» в неадекватном мышечном состоянии та­кие выражения эмоций, как гнев, крик, плач, кусания, сосания, гримасничанья и т.п.

Для освобождения от данного мышечного зажима или парадок­сального расслабления (а значит, и соответствующих им эмоций) применяются такие упражнения, как имитация плача, кусающих и даже рвотных движений, многократного произнесения звуков, за­ставляющих губы сильно напрягаться и расслабляться.

К этому добавляется и непосредственное физическое воздейст­вие на эти мышцы в виде разных элементов косметического мас­сажа, подавливания, пощипывания и растягивания.

Область шеи

В область шеи включаются глубокие мышцы шеи, а также язы­ка. Считается, что мышечный панцирь этой области как бы сдер­живает (содержит в себе в закодированном состоянии) такие эмо­циональные проявления, как плач, крик, гнев и т.п.

Так как физическое воздействие типа массажа на глубинные мышцы шеи практически невыполнимо, то в виде упражнений телесной терапии здесь применяется имитация рвотных движении, различные максимально естественные и спонтанные выкрики, сто­ны и другие обычно сдерживаемые эмоциональные выражения.

Согласно телесной терапии такие упражнения способствуют расслаблению мышц данного сегмента и соответственно устране­нию или значительному уменьшению тех эмоциональных состоя­ний, которые в них «закодированы».

Область груди

В эту область входят мышцы грудной клетки, плеч, лопаток, рук вплоть до кистей. Считается, что эта область мышечного пан­циря удерживает внешнее проявление, а значит, и разрядку таких эмоций, как страстность (хотя это слишком широкое понятие. -А. Р.), смех, гнев, печаль и др.

Так как одним из внешних признаков мышечного панциря в этой области и подавления соответствующих эмоций являются различные виды сдерживания дыхания, то и работа над снятием данного зажима начинается с дыхательных упражнений с акцен­том внимания на максимально полное расслабление мышц этого сегмента в момент полного выдоха.

Затем подключаются активные движения рук и кистей с имита­цией метких ударов, с заданием, не сдерживая своих эмоций, де­лать активные движения, как будто вы кого-то бьете, душите, что-то рвете на части.

Область диафрагмы

В эту область мышечного панциря входят мышцы диафрагмы, района солнечного сплетения, внутренние органы, а также мыш­цы нижних позвонков.

Считается, что характерным признаком наличия мышечного панциря в этой области (то есть - бессознательного защитного напряжения) является прогнутость позвоночника вперед, кото­рую отчетливо видно, когда клиент лежит на спине на кушетке и у него между спиной и кушеткой остается четко выраженный промежуток.

Другой признак наличия зажима в этой области - свидетельст­во клиента о том, что выдох дается труднее, чем вдох.

Райх утверждал, что мышечный панцирь в этой области удер­живает (и, соответственно, накапливает) проявление сильного гнева.

В качестве упражнений по устранению зажимов данного сег­мента сначала применяются различные вышеупомянутые виды целенаправленного расслабления, массажа и т.п. для освобожде­ния от панциря первых четырех основных областей локализации мышечного панциря: глаз, рта, шеи, груди.

И лишь после этого (сверху - вниз, а затем - вглубь) перейти к работе над панцирем, сдерживающим расслабление мышц диа­фрагмы и разрядку закодированных в этом панцире и неотреагированных эмоций.

Это осуществляется кропотливой и нередко длительной рабо­той над специальными дыхательными упражнениями и имитацией рвотного рефлекса. (Практика телесной терапии показывает, что клиенты с крепким мышечным панцирем в области диафрагмы в большинстве случаев не могут вызвать реальную рвоту, даже если это необходимо, например при отравлении.)

Область живота

В эту область, типичную для образования мышечного панциря, входят главным образом широкие мышцы живота и мышцы спи­ны. Считается, что панцирь (зажимы) поясничных мышц удержи­вает в себе (но отнюдь не устраняет) проявление страха. Причем не страха вообще, а страха нападения, как прямого физического, так и косвенного: психологического, посягательства на права, свободу личности, собственность и т.п.

(Разумеется, здесь, как и в обсуждении эмоций, сдерживаемых различными областями мышечных панцирей, Райх, как психоана­литик, имеет в виду главным образом неосознаваемые клиентом эмоции, хотя на мой взгляд возможны комбинации «частично осознанных - частично неосознанных». - А. Р .)

По мнению «телесных психотерапевтов», мышечный пан­цирь на боковых мышцах талии ассоциируется с подавлением злости, неприязни и... «боязнью щекотки». Практика показы­вает, что устранение зажимов в области мышц живота не зани­мает длительного времени при условии, если уже проведена работа по раскрепощению панциря (по направлению сверху вниз) во всех предыдущих областях накопления психомышеч­ных напряжений.

Область таза

Последняя из основных выделенных Райхом областей, типич­ных для образования мышечного панциря, это - область мышц таза. Обычно этот панцирь захватывает одновременно и мышцы нижних конечностей.

Показателем крепости мышечного панциря в этой области считается некоторое выпячивание таза назад, которое тем боль­ше, чем крепче мышечные зажимы.

В этих случаях, как правило, отмечается определенная болезнен­ность и напряженность ягодичных мышц. Говоря словами Райха, такой таз «ригиден (неподвержен естественной динамике вариаций мышечного тонуса. - А. Р .), «мертвый» и бессексуальный».

Считается что мышечный панцирь в области таза характеризу­ет (и в свою очередь усиливает) подавление тенденций к проявле­нию естественной, потребности в получении удовольствия и спон­танного выражения гнева.

Будучи хотя и непоследовательным, но безусловным по своей сути психоаналитиком-фрейдистом, Райх исходил из того, что мышечный панцирь всегда возникает от возбуждения или тре­вожности, вызванных подавлением стремлений к получению сек­суального удовольствия.

Из этого подхода вытекает, что освобождение от гнета невоз­можности удовлетворения этого основного (по Фрейду) инстинк­та может быть осуществлено целенаправленной разрядкой гнева и других сильных, но сдерживаемых эмоций именно в тазовой об­ласти путем полного расслабления закрепощенных мышц (или одновременно с этим).

Физически процедура такой разрядки выглядит довольно при­митивно, но, по утверждению практиков телесной терапии и их клиентов, часто приносит быстрый и необходимый эффект.

Это упражнение, направленное на полное расслабление тазо­вых мышц, заключается в том, что клиент, лежа на кушетке, неод­нократно предельно напрягает мышцы таза, а затем резко рас­слабляет их, яростно лягая ногами и ударяя тазом о кушетку.

«Телесные психотерапевты» и многие их клиенты утверждают, что по мере обретения навыков освобождения от ранее неосозна­ваемых телесных напряжений, а затем и полного освобождения от мышечной брони у людей не только возникает чувство внутренней раскрепощенности и свободы, но принципиально меняется жизне­ощущение, а соответственно с этим и весь их жизненный стиль.

Ранее закрепощенная энергия высвобождается для ее полезно­го или приятного применения, пробуждая дремавшие способно­сти и расширяя круг жизненных интересов. Люди перестают об­манывать себя на счет своих истинных чувств и эмоций и начина­ют жить реальной жизнью с ее глубокими и искренними естест­венными переживаниями и их проявлениями, что и является при­знаком их психического оздоровления.

Некоторые другие направления телесной терапии

Идеи и методы Райха, несмотря на их спорность (а во многом и благодаря его трудному скандально-демонстративному харак­теру), после многочисленных нападок, серьезной и несерьезной критики и осмеяния, породили целый ряд довольно интересных направлений развития. Это развитие продолжается и в настоя­щее время.

Среди наиболее известных современных (или по крайней мере «послерайховских») направлений телесной психотерапии можно отметить:

Биоэнергетическую телесную терапию Александра Лоуэна;

Метод Фельденкрайса;

Метод Александера;

Рольфинг (или структурную интеграцию);

Первичную терапию Артура Янова;

Терапию, ориентированную на «чувственное осознавание»;

Восточные методы телесной психотерапии.

Почти каждое из этих направлений и техник применяется не только в индивидуальном виде, но и в так называемой групповой телесной психотерапии, получающей все большую популярность.

В определенном смысле к методам телесной психотерапии могут быть отнесены и многие элементы хатха-йоги, тай-цзи-цуань, айкидо и других восточных практически ориентированных учений и школ.

Биоэнергетическая терапия Александра Лоуэна

Основные элементы этого вида терапии:

Различные типы дыхания (в основном - глубокого);

Специальные статические позы с общим и локальным напря­жением различных мышечных групп тела для определения и осо­знания мест зажимов энергетических потоков, а так же для после­дующего ослабления и снятия мышечного панциря;

Специально подобранные словесные формулы, которые после условно-рефлекторного закрепления могут существенно усили­вать эффект физического воздействия при расслаблении конкрет­ных мышечных групп и высвобождения энергии.

Метод Фельденкрайса

Сущность этого метода заключается в последовательном осоз­нании неэффективных физических привычек, определении неадек­ватно напрягаемых мышечных групп и избыточных статических или динамических усилий при стоянии, бытовых и профессио­нальных движениях.

Далее следуют упражнения по освобождению этих мышечных групп от статического хронического напряжения (мышечного пан­циря) и минимизации динамических усилий до уровня, необходи­мого для эффективной реализации нужных движений. (По существу это близко к идее активной релаксации (АР), хотя АР понимается, разумеется, значительно шире и комплекснее.) Этот метод позволя­ет модифицировать или сформировать лучшие «телесные привыч­ки» (позы и навыки), восстановить естественную свободу, коорди­нацию и красоту движений, расширить самоосознание и развить свои возможности, повысить уверенность в себе и самооценку.

Метод Александера

Этот метод тоже направлен на выявление недостаточно эффек­тивных привычных поз и их совершенствование, что помогает вос­становить и усовершенствовать естественную, наиболее экономич­ную и эффективную по затратам нервно-мышечную энергию.

В результате соответствующих упражнений у клиента появля­ется ощущение так называемой «кинестетической легкости» -свободы и ненапряженности, которая постепенно (путем упраж­нений и положительных закреплений каждого успеха) распро­страняется и на все его другие, бытовые и профессиональные, двигательные действия.

Рольфинг

Этот метод получил свое название от имени его автора - Иды Рольф. Она характеризует ее как структурную интеграцию.

С технической точки зрения основу этого метода составляет глубокий массаж, который осуществляется не только с помощью пальцев, но и суставов пальцев и даже локтей с целью максималь­но глубокой проработки мышц и суставов, которые, по мнению терапевта, нуждаются в коррекции («выпрямлении» и раскрепо­щении мышечных зажимов). Но эта часть, несмотря на важность и необходимую квалифицированность ее выполнения, играет, по И.Рольф, подсобную роль.

Через формирование «правильного» тела и осознание этой «правильности» клиентом у него формируется и «правильный» психологический образ себя самого, что помогает освобождению от комплексов, осознанию и раскрытию истинного собственного Я , высвобождению и наиболее эффективному использованию ра­нее закрепощенной энергии на пути самореализации.

Первичная терапия Артура Янова

Сущность метода состоит в «организации» переживания кли­ентом так называемой первичной боли, которая, по утверждению А. Янова, заложена в каждом человеке, главным образом, психо­травмами на этапе раннего детства (здесь он близок к З.Фрейду), но вытеснена настолько глубоко в подсознание, что не осознается «в чистом виде», а проявляет себя в виде различных неврозов, фрустраций и неадекватных поведенческих реакций.

Специалисты считают, что основными авторскими достиже­ниями А. Янова являются разработанные и усовершенствованные им и его последователями методики, позволяющие достаточно эффективно концентрировать внимание и усилия клиента на вос­становлении (перевод из подсознания в сознание), а затем и ими­тационном воспроизведении ранних детских психотравмирующих воспоминаний.

Эти воспоминания часто оказываются чрезвычайно трудны и болезненны для их осознания и воспроизведения, однако, по мне­нию психотерапевтов этой школы (и вполне в соответствии со взглядами З.Фрейда), являются необходимым условием освобож­дения от «первичной боли» и порожденных ею неврозов и психо­логических проблем.

Чтобы дать выход заблокированной энергии скрытого эмо­ционального напряжения, клиенту помогают преодолеть смуще­ние и с максимальной интенсивностью осуществлять спонтан­ную разрядку эмоций в виде криков, ругательств, импульсив­ных агрессивных (безопасных для других и самого клиента) движений.

Терапия, ориентированная на чувственное осознание

Цель этого вида терапии - помочь клиенту осознать (сначала последовательно, а затем и одновременно комплексно) свои те­лесные ощущения и чувства (эмоции, потребности, желания, ожи­дания). Считается, что это поможет восстановить не только в па­мяти, но и в ощущениях свое истинное Я , свои врожденные задат­ки и способности, которые оказались нереализованными, так как были подавлены формализованной (недостаточно индивидуали­зированной) системой воспитания и обучения.

Упражнения данного метода состоят в оказании помощи кли­енту научиться отличать свои собственные чувства и ощущения от навязанных ему на жизненном пути шаблонов и штампов.

Упражнения широко используют элементы медитации, кото­рые помогают освободить сознание от суеты и зацикленности, мешающих самоосознанию (и соответственно - самореализации) своего истинного Я .

При правильном систематическом повторении медитативных упражнений возникает и стабилизируется чувство внутреннего покоя, снижается излишняя психо-мышечная напряженность, воз­никает ощущение единства и гармонии с окружающим миром, лучше осознаются свои истинные (а не «зашлакированные» суе­той) самоощущения, чувства и желания.

За счет разблокирования одновременно хронически зажатых мышечных сегментов и ненужных барьеров сознания высвобожда­ется энергия. Эта энергия в дальнейшем может быть направлена на более эффективную самореализацию или на прекращение скрытого разрушительного действия на психику и соматику клиента.

Восточные методы и элементы телесной терапии

Разумеется, речь идет лишь об отдельных элементах техники из восточной телесной терапии, так как углубленное изучение восточных методов психотерапии требует специального рассмотре­ния в непрерывном единстве с философией Востока.

Некоторые восточные методы и техники психофизического со­вершенствования имеют двойную связь с телесной психотерапией. С одной стороны, они сами или по крайней мере многие их эле­менты могут рассматриваться как виды телесной терапии. С дру­гой стороны, различные западные направления телесной терапии в настоящее время используют различные элементы восточных практических учений, гимнастики и единоборств.

В целом надо сказать, что во взаимосвязи восточных методов и традиционной телесной терапии множество различных комбина­ций, уже «отлаженных» техник, здесь заложено богатство пер­спектив использования.

Для тех, кто хотел бы более глубоко вникнуть в эту проблема­тику, отметим основные, на наш взгляд, направления.

Хатха-йога

Хатха-йога - одно из наиболее распространенных на Западе направлений (а точнее - частей) системы йогов. Это направление акцентирует внимание на очищении путем принятия и удержания специальных поз (асан). Согласно хатхе-йоге это приводит к вы­свобождению закрепощенных в организме различных видов жиз­ненной энергии. Основная цель упражнений - очищение и усиле­ние тела как носителя различных витальных энергий.

Тай-цзи-цуань

Если хатха-йога направлена на высвобождение энергии, то тай-цзи-цуань способствует повышению энергетического потен­циала (ци). Если в хатхе-йоге преобладают статические позы, то в тай-цзи-цуань используются традиционные медленные движения, напоминающие плавание в воздухе.

Естественно, предполагается комбинация элементов и упраж­нений этих двух школ, что и делается рядом западных «телесных терапевтов», которые в отличие от восточных учителей обычно являются приверженцами какого-то одного стиля и не обязаны отстаивать преимущество своей школы перед другой.

Айкидо

Это древнее практическое учение стало в настоящее время по­пулярно не только на Востоке, но и на Западе. Во всем мире рас­пространены и распространяются многочисленные секции айки-до, главным образом как вида спорта и самообороны.

К сожалению, это поистине глубокое древнее учение (а по мне­нию многих - и искусство) таким подходом упрощается до набора физических упражнений и приемов (впрочем, так же как хатха-йога, карате и др.), тогда как в истинном айкидо физические упражнения решают вспомогательную задачу духовного совершенствования, гармонизации отношений человека с самим собой (снятие внутрен­них противоречий), с другими и со всей Вселенной.

Реже в западном обществе (в отличие от Востока) элементы ай­кидо используются как лечебная и оздоровительная физическая культура, которой могут успешно заниматься лица разного возрас­та и состояния здоровья, используя оптимальные для каждого виды движений и уровень их интенсивности. Но в таком случае возмож­ности духовного совершенствования, а значит и психотерапевтиче­ского воздействия, используются крайне неэффективно.

Чтобы эффективно использовать возможности айкидо, надо осознавать, что это прежде всего духовное направление, предпо­лагающее гармонию духа и тела. Айкидо - это словосочетание, ставшее единым словом, но сохранившее смысл составляющих его частей: aй,ки, до.

Ай переводится как единство (гармония).

Ки - жизненная энергия.

До - путь достижения этого единства со Вселенной, раскрытия и повышения жизненной энергии.

При телесной терапии здесь так же, как и в тай-цзи-цуань, применяются плавные текучие движения, которые способствуют перетеканию и высвобождению энергии и слиянию с окружаю­щим миром. Резкие движения рвут эту целостность и гармонию.

Упражнения айкидо проводятся как индивидуально, так и с партнерами. При этом для стиля айкидо (как единоборства) ха­рактерно не сопротивление, а использование инерции собствен­ного движения соперника против него же самого (что напоминает большинство приемов дзю-до).

В лечебно-оздоровительной гимнастике айкидо с партнером так­же используется принцип несопротивления, но уже не для победы над противником, а для гармонизации, слияния усилий партнеров, отчего (по айкидо) возрастает энергетический потенциал каждого.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные положения телесно ориентированной терапии В. Райха.

2. Что такое мышечный панцирь?

3 Перечислите основные зоны мышечного панциря по В. Райху.

4. С какими подавленными эмоциями связаны мышечные панцири?

5. Какие упражнения предлагает В.Райх для освобождения от мышечного панциря в разных зонах?

6. Какие еще виды телесно ориентированной психотерапии вы знаете?

12 месяцев ago

Существует мнение, что любой человек за 10 секунд считывает всю информацию о собеседнике. Дело в том, что тело – это как бы слепок с нашей психики. Все наши травмы, стрессы, страхи откладываются в так называемых мышечных зажимах, которые формируют узнаваемые для других сигналы: агрессию, неуверенность, страх.

В том виде, что сейчас, телесная психотерапия возникла на основе психоанализа. Ученик Фрейда, некий доктор Вильгельм Райх заметил, что все невротики очень похожи. У них схожие движения, строение тела, мимика и жестикуляция. Возникла гипотеза, что эмоции создают корсет, своеобразный мышечный панцирь человека. Райх начал лечить людей через тело, один за одним убирая зажимы и люди начинали ощущать себя счастливее. Деструктивные эмоции уходили, невроз отступал.

Оказалось, что любые физические и психологические травматические события откладываются в теле. С одной стороны зажим мышц – это последствие травмы, а с другой — защита от негативных эмоций. Мышечный панцирь помогает человеку не чувствовать, не осознавать неприятные эмоции. Они проходят как бы мимо сознания, оседая в мышцах в виде спазмов. Со временем мышечный корсет сам начинает генерировать эмоцию. Тогда мы чувствуем неосознанную тревогу, страх, хотя внешних причин для них нет.

Так что же такое телесно ориентированная терапия? Для кого она предназначена? Это невербальная техника, бережная к психике клиента, восстанавливающая его контакт с телом, поворачивающая человека лицом к себе и своим потребностям. Метод будет полезным в первую очередь тем людям, которые не привыкли говорить о себе, слабо осознают свои эмоции и чувства, часто не понимают, что именно с ними происходит, а характеризуют свое состояние одним словом: «плохо».

Характеристика терапии

Характеристика терапии в телесно-ориентированном подходе определяется ее общими задачами. Они же этапы, по которым работает специалист для того, чтобы помочь человеку побороть травму и улучшить качество своей жизни:

  1. Обесточивание импульсов, провоцирующих ощущение неблагополучия, разрыв нейронных связей, поддерживающих негативные комплексы, ожидания, страхи.
  2. Очищение психики человека от негативных накоплений.
  3. Восстановление рефлексов ЦНС.
  4. Обучение методам саморегуляции, умению выдерживать психологическое напряжение.
  5. Усвоение новой информации о себе и мире.

Для достижения этих целей телесная терапия использует разные методы и подходы.

К ним относятся:

  • Вегетативная терапия Райха.
  • Стержневая энергетика.
  • Биоэнергетика Александра Лоуэна.
  • Дыхательные упражнения.
  • Танцевальная терапия.
  • Медитативные техники.
  • Массаж.

Вся телесно ориентированная терапия и упражнения, разные методы телесной терапии имеют ориентацию на тело человека. Через тело и движения происходит активизация разных центров головного мозга. Таким образом начинают перерабатываться эмоции и стрессы, которые многие годы были загнаны глубоко в подсознание и проявлялись вспышками гнева, зависимостями, физическими болезнями. Телесное ориентированное терапевтическое воздействие вытаскивает их наружу, помогает пережить и вычистить из памяти тела.

Техники телесной терапии

Применяя техники и основные методы телесной психотерапии, терапевт ориентируется на самого человека и его индивидуальные особенности. По принципу индивидуального подхода подбирается комплекс упражнений для каждого конкретного человека. Одни методы работают в лечении именно этого клиента, другие – нет. Но существуют упражнения в телесно-ориентированной психотерапии, которые помогают всем. Их можно и нужно применять самостоятельно.

Заземление

В состоянии стресса мы не чувствуем опоры. Упражнение «заземление» направлено на возвращение энергетической связи с землей. Нужно сфокусироваться на ощущениях в ногах, почувствовать, как стопы опираются на землю.

Ноги расставляем на четверть метра, носки внутрь, колени согнуты, наклоняемся, и дотрагиваемся к земле. Ноги распрямить, ощутить напряжение и медленно-медленно разогнуться.

Дыхательные техники

Мы никогда не задумываемся о том, как дышим, но часто делаем это неправильно. Постоянно нервничая, мы начинаем дышать поверхностно, не давая возможности насыщаться телу кислородом. «Дыши», — часто говорит психотерапевт на сеансах психотерапии, потому, что клиент замирает и дыхание становится почти незаметным. Между тем, дыхательные техники способствуют расслаблению мышц, убирают мышечные зажимы и включают восстановительные механизмы организма.

Дыхание по квадрату

Считаем: вдох – 1-2-3-4, выдох – 1-2-3-4. Повторять на протяжении 3 минут.

Дыхание на расслабление

Вдох – 1-2, выдох – 1-2-3-4.

Дыхание на активизацию

Вдох – 1-2-3-4, выдох – 1-2.

Исцеляющее дыхание

Закройте глаза и сконцентрируйтесь на процессе дыхания. Дышите глубоко и уверенно. Начинайте мысленно передвигаться по телу и представляйте, что вы дышите разными органами и частями тела. Отслеживайте свои ощущения. Если в каком-то органе вы почувствуете дискомфорт, представьте, что вы дышите исцеляющим сверкающим целебным воздухом и наблюдайте, как неприятные ощущения уходят из этого органа.

Релаксация

Помогает освободиться от мышечного напряжения. Существует множество техник релаксации, но самая доступная и простая это чередование напряжения и расслабления. Нужно лечь поудобней и со всех сил напрячь все мышцы, включая мышцы лица. Подержать так пару секунд и расслабить полностью. Потом повторить еще раз и еще раз. Уже после третьего повторения, человек ощущает лень и желание заснуть.

Следующий метод релаксации – аутотренинг. Лежа или сидя с закрытыми глазами, представлять, как поочередно расслабляются мышцы тела. Этот способ хорошо работает в сочетании с дыхательными техниками.

Как работает телесно-ориентированный психотерапевт

Хотя некоторые упражнения можно использовать самостоятельно, но пользу от них можно сравнить с каплей в море по сравнению с работой телесно-ориентированного терапевта. Специалист использует глубокие методы телесно ориентированной терапии, позволяющие снять мышечный панцирь навсегда. Кроме того, терапевт нужен для того, чтобы быть с человеком рядом, когда заточенная в сжатую мышцу эмоция вырвется на волю, ведь ее как-то нужно будет принять и пережить. Профессиональные терапевтические техники телесно ориентированной терапии очень эффективны. Они убирают даже самые сильные зажимы и восстанавливают нормальный ток энергии в организме.

Вегетотерапия Райха

Классическая вегетотерапия райха, основоположника метода, использует несколько техник:

  1. Массаж – сильнейшее воздействие (скручивание, щипки) на неадекватно зажатую мышцу. Увеличивает напряжение до максимума и запускает процесс запредельного торможения, который и распускает панцирь.
  2. Психологическая поддержка клиента в момент высвобождения эмоции.
  3. Брюшное дыхание, насыщающее организм энергией, которая сама, как вода плотину, сносит все зажимы.

Первые опыты телесно ориентированной терапии райха показали высокую эффективность направления. Но последователям упражнений райха оказалось недостаточно и, как грибы после дождя, начали появляться новые интересные методы.

Биоэнергетика Александра Лоуэна
Симбиоз западных и восточных практик – это биоэнергетика александра лоуэна. К наследию основоположника Лоуэн добавил особый метод диагностик зажимов с помощью дыхания, понятие заземления и много интересных упражнений для ускорения движения человеческой энергии, расслабления живота, тазовых мышц и освобождения экспрессии (избавление от затиснутых негативных эмоций.

Бодинамика

Модная нынче бодинамика при помощи несложных упражнений прорабатывает очень серьезные вещи: границы, эго, контакт, мироощущение и даже стиль жизни. Бодинамика научилась тестировать человека, изучая его мышечные зажимы, так называемые гипер и гипотонусы. Практические опыты показали, что воздействуя на определенные мышцы, можно вызвать определенные эмоции. Именно на этом и базируются все упражнения бодинамики. Например, если хотите вызвать в себе ощущение уверенности, силы и здоровой агрессии, зажмите, что-то в кулаке. Это поможет вам пережить трудный момент. Именно так, со сжатыми кулаками, человек всегда встречал опасность и эмоция помогала ему выжить.

Биосинтез

Следующий метод телесно ориентированной терапии — биосинтез пытается связать воедино человеческие чувства, действия и мысли. Его задача – интегрировать опыт перинатального периода в теперешнее состояние человек. В этом методе продолжается усовершенствование заземления, восстановление правильного дыхания (центрирование), а также используются различные виды контактов (водяной, огненный, земляной) в работе с терапевтом. При этом тело терапевта иногда используется как опора, прорабатывается терморегуляция и применяются голосовые упражнения.

Танатотерапия

Да, правильно, в слове танатотерапия зашифровано понятие смерти. Считается, что только в смерти человек наиболее расслаблен. К этому состоянию и стремится танатотерапия, разумеется, оставляя всех участников действа в живых. Метод использует групповые упражнения, когда один пребывает в статичном состоянии, например, лежит в позе «звезды», а другой манипулирует с какой-то частью тела, максимально медленно отодвигая ее в сторону. Участники рассказывают о переживании трансцендентного опыта парения над своим телом и ощущении полной расслабленности.

Медитация

Медитативные психотехники берут свои истоки из буддизма и йоги. На их освоение потребуется какое-то время, но результат того стоит. Медитация заставляет сосредоточиться на своем теле и дает возможность ощутить энергетические потоки внутри него. Она позволяет вернуть разболтанной психике целостность и формирует новые недостающие психологические качества.

Медитация – отличный метод релаксации. Если сосредоточиться на какой-то одной мысли или точке тела, все остальные мышцы лишатся напряжения и негативная энергия уйдет.

В чем отличие телесно ориентированной психотерапии от других методов? С самого начала использования метода, еще со времени появления упражнений райха, было ясно, что это уникальное для психотерапии явление. Во-первых, здесь не нужны были долгие разговоры, обсуждение снов, погружение в детские воспоминания. Можно было совсем обойтись без слов. К травме пациента психотерапевт добирался через тело.

Все упражнения телесно ориентированной терапии воздействовали бережно, быстро, максимально щадяще к психике клиента. В этом основные преимущества телесной психотерапии. К тому же методика райха убивала сразу двух зайцев – вместе с душевным здоровьем, возвращала и телесное.

Телесно ориентированная терапия положила в свою основу идеи о неразрывной связи психологического, психического состояния с физическими ощущениями, физиологическим здоровьем тела и всего организма.

Данный вид терапии основан на прямом и постоянном взаимодействии на психологическое состояние физическими действиями и наоборот: психологическими переживаниями на здоровье и состояние физиологических показателей организма. Таким образом, телесно-ориентированная терапия тесно связывает между собой любые изменения в состоянии физическом и психологическом.

Положения телесно-ориентированной терапии

Терапия имеет рад особенностей, которые отличают ее от других терапевтических практик. Эффективность работы терапии подтверждает и серьезная статистика: более 90% всех случаев с психологическими и физическими проблемами завершались положительно после курса телесно-ориентированной психотерапии.

Особенности телесно-ориентированной терапии:

  • Установление гармонии в психологическом и эмоциональном плане;
  • Использование приемов и техник, направленных на раскрытие физических ресурсов человека;
  • Биоэнергетика как один из методов воздействия телесно-ориентированной терапии;
  • Сочетание физического воздействия с психологическими контактами пациента и психотерапевта;

В каких случаях она эффективна

Данное направление терапии способно решить широкий спектр различных проблем личности, сочетая в себе комплексный подход и целостность лечения.

  • Психологические зажимы, неуверенность в себе, страхи неудачи;
  • Некоторые физические заболевания: артрит, растяжения, локальные боли и др.;
  • Бессонница;
  • Неконтролируемые проявления эмоций;
  • Панические атаки;
  • Фобии;
  • Неумение расслабляться, отвлекаться от мыслей и проблем.

Весь спектр действия телесно-ориентированной терапии трудно уместить в одном списке, так как ситуации, в которых может быть применено данное направление могут быть различными, и возможность назначения данной терапии решает врач.

Что происходит во время терапии?

Во время прохождения телесно-ориентированной терапии пациент проходит не только через беседу с психотерапевтом, но и через физические процедуры. Они подбираются специалистом в зависимости от проблем пациента. Врач устанавливает длительность курса, регулярность и степень воздействия тем или иным методом.

В целом, процесс телесно-ориентированнной терапии можно описать следующей схемой действий:

  • Беседа с психотерапевтом;
  • Обозначение проблем в психическом и физическом плане;
  • Обсуждение вариантов решения;
  • Непосредственное воздействие на организм человека определенными методами и использование психологических практик для избавления от психологических зажимов.

Этапы могут дополняться необходимыми для решения проблемы действиями, терапия может включать в себя множество других направлений, практик и психологических приемов. Все должно быть направлено на проработку и избавление от проблемы.

Методы, которые могут быть использованы

Данная терапия предусматривает весьма большое количество допустимых методов, что делает данный вид лечения комплексным и универсальным.


Конкретные методы, применяемые в телесно-ориентированной терапии, могут быть расширены путем включения в процесс терапии танцев, элементов восточных единоборств, и некоторых других направлений.

Телесно-ориентированнная терапия во многих случаях является эффективным и наиболее приемлемым методом из всех трансперсональных методик.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов.
Отсутствие стройной теории, четкого понимания особенностей воздействия и принципов применения телесно-ориентированных техник приводит к необоснованному расширению границ Т.-о. п.
В настоящее время описаны, по меньшей мере, 15 различных подходов, определяемых как «работа с телом». Некоторые из них являются чисто психотерапевтическими по своей сущности, а другие более точно определены как методы терапии, главной целью которых является телесное здоровье. Широко распространена практика комбинированных методов, таких как рольфинг, биоэнергетика и гештальт-терапия; методов Александера (Alexander F. М.), метода Фельденкрайза (Feldenkrais М.) и гештальт-терапии (метод Рубенфельд - Rubenfeld I.); гипноза, прикладной кинезиологии; первичной терапии Янова, терапии Райха (Reich W.) и гештальт-терапии.
Наиболее известными видами Т.-о. п. являются характерологический анализ Райха, биоэнергетический анализ Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Александера, метод чувственного сознавания Селвер (Selver С.) и Брукс (Brooks С. V. W.), структурная интеграция Рольф и др.
Менее известны в нашей стране техники биосинтеза (Boadella D., 1987), бондинга (Rynick G. М., 1994), метода Розен (Rosen M., Wooten S., 1993), техника «танатотерапии» Баскакова (Баскаков В., 1996).
Т.-о. п. возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека.
Существующие в настоящее время методы Т.-о. п. отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек - единое функционирующее целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Их объединяет стремление вернуть человеку ощущение целостности, научить его не только осознаванию вытесненной информации, но и переживанию в настоящий момент единства тела и психики, целостности всего организма. Все методы Т.-о. п. направлены, в той или иной степени, на обеспечение условий, в которых пациент сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве, тем самым получив возможность для улучшения своего функционирования (Сергеева Л. С., 2000).
Одним из наиболее известных методов Т.-о. п. является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами. Он подчеркивал важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на хронические мускульные зажимы, названные им «мышечным панцирем». Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. По его мнению, хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. «Мышечный панцирь» не дает человеку возможности переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Райх писал: «Мышечная судорога представляет собой телесную сторону процесса вытеснения и основу его длительного сохранения» (Reich W., 1997). В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования». Основное препятствие для личностного роста Райх видел в защитном мускульном панцире, который мешает человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Он выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело:
1) область глаз,
2) рот и челюсть,
3) шея,
4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.
Райх обнаружил, что расслабление «мышечного панциря» освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Райх разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, последний может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы способствовать высвобождению связанных в них эмоций. Если проследить динамику развития представлений Райха, то можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и «мышечного панциря», а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.
Нельзя не признать, что многие работы Райха противоречивы, особенно те, в которых ставится знак равенства между психическим здоровьем и способностью переживать оргазм. Но его ранние труды по анализу человеческого характера содержат глубокие психологические прозрения, и многие психологи руководствуются ими с немалой для себя пользой. Несмотря на отдельные спорные моменты, касающиеся его оргонной теории, многие направления Т.-о. п. и в настоящее время берут за основу разработанные им понятия и техники, в их числе можно назвать биоэнергетику Лоуэна (Lowen А.) и биосинтез Боаделлы. К ним близок сохранивший связь с психоанализом метод Розен.
Биоэнергетика Лоуэна центрирована на роли тела в анализе характера, включает методику дыхания Райха, многие из его техник эмоционального раскрепощения. Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, психологическая работа в биоэнергетике использует прикосновение и давление на напряженные мышцы на фоне глубокого дыхания в специальных позициях, способствуя расширению осознавания тела, развитию спонтанной экспрессии, помогая психофизической интеграции организма. Вместе с тем биоэнергетическая терапия по Лоуэну значительно отличается от терапии Райха. Например, Лоуэн не стремится к последовательному - от головы до пят - расслаблению блоков мышечного панциря. Он, более других преуспевший в преодолении свойственного психоанализу неприятия прямых физических контактов с пациентом, гораздо реже прибегает к мануальному воздействию на тело. Кроме того, Лоуэн не разделяет взгляды Райха на сексуальную природу неврозов, и потому его работа встречает большее понимание среди современников. По Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению функционирования личности. Лоуэн утверждает, что игнорирование и непонимание собственных чувств приводит к заболеваниям и что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела, служат ключом к пониманию своего эмоционального состояния. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения, сопровождающегося свободной циркуляцией жизненной энергии, что, по мнению Лоуэна, ведет к глубинным личностным изменениям пациентов. Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха, боли, злости или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости, любви. Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. Он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на его психических и физических проявлениях: «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистический» и «ригидный» типы. Помимо этого в биоэнергетической терапии разработан ряд понятий, к числу которых относятся «энергия», «мышечная броня», «заземление». При этом последнее является важной категорией биоэнергетической терапии, создание которого считается принципиальным вкладом Лоуэна в развитие теорий Райха. Основными приемами биоэнергетики выступают различные манипуляции с мышечными фасциями, дыхательная гимнастика, техники эмоционального раскрепощения, напряженные позы для энергетизации заблокированных частей тела («арка Лоуэна», «тазовая арка»), активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождения эмоций, различные варианты физического контакта членов терапевтической группы и др. Такие контакты помогают оказать поддержку членам группы. В процессе тренинга применяются упражнения, способствующие выражению негативных эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. Проявление негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению положительных эмоций. По мнению сторонников биоэнергетики, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. На протяжении всего цикла занятий постоянно принимаются попытки соотнести телесное состояние с обсуждаемыми психологическими проблемами пациента.
Совершенно иными подходами в Т.-о. п., направленными на эффективное использование тела в процессе жизнедеятельности, подчеркивающими функциональное единство тела и психики, являются методы Александера и Фельденкрайза.
На метод Александера часто смотрят как на технику коррекции осанки и привычных поз, но это только небольшая часть того, что он представляет на самом деле. В действительности это системный подход, направленный на более глубокое осознавание самого себя, метод, стремящийся вернуть организму утраченное психофизическое единство. По Александеру, вся деятельность человека зависит от его способности управлять телом. Имеется много альтернативных возможностей для этого, но в каждой ситуации есть лишь один путь, обеспечивающий наилучший способ функционирования и способствующий более быстрому достижению результата. Александер считал, что способ функционирования организма, приводящий к болезням, вызывается неправильным (неэффективным) использованием мышц тела, которое осуществляется посредством преодоления мышечного напряжения. Он предлагал вместо привычных способов выполнения движений создавать новые, которые помогут улучшить использование собственного тела, тем самым способствуя оздоровлению организма. По убеждению Александера, люди, страдающие неврозом, всегда «зажаты», для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (дистония) и плохая осанка. Он утверждал, что неврозы «...вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли...», что психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху и необходимо уделять внимание не столько исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой системы управления мышцами. Метод Александера основан на двух фундаментальных принципах - принципе торможения и принципе директивы. Торможение - это ограничение непосредственной реакции на событие. Александер считал, что для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель, и только потом, применив директиву, найти более эффективный способ действия в данной ситуации. Он предлагал использовать следующие директивы: расслабить шею настолько, чтобы голова сместилась вперед и вверх для того, чтобы тело смогло вытянуться и расшириться. Большое значение Александер уделял взаимоотношениям между головой и шеей. «Первичный контроль» - описывающий взаимосвязь головы, шеи и тела - главный рефлекс, контролирующий все другие рефлексы, включая координацию и сбалансированное управление телом. Он считал, что вследствие зажима шейных мышц и отклонения головы назад страдает не только естественная координация движений человека, но и нарушается механизм возврата к нормальному состоянию равновесия после движения. В процессе обучения методу Александера человек должен уяснить, при каких обстоятельствах у него возникает неадекватная напряженность мышц, научиться сознательно тормозить любую рефлекторную попытку произвести соответствующее команде движение, при помощи осознанного мышления снять напряжение мышц.
В отличие от Александера, Фельденкрайз больше внимания уделял осознаванию, считая, что только «осознавание делает действие соответствующим намерению». Фельденкрайз внес существенный вклад в разработку теории образа действия и создал свой метод, посвященный проблеме целостного подхода к функционированию организма. Он утверждал, что нарушение функций связано не только с наличием неправильных установок, но и с тем, что человек, как правило, производит неправильные действия в процессе выполнения задуманного. По мнению Фельденкрайза, в процессе деятельности совершается много лишних, случайных движений, которые препятствуют «целевому действию»; в результате выполняется некоторое действие и противоположное ему в одно и то же время. Это происходит в связи с тем, что человек осознает лишь свои мотивы и результат действия, а сам процесс последнего остается неосознанным. Фельденкрайз считал мышечное движение важнейшей составной частью действий человека и пытался изменить поведение, обучая новому способу управления телом. В своих работах он использовал понятия образа себя и образа действия. Согласно Фельденкрайзу, чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить образ себя, который нам присущ, а это требует изменения динамики реакций, природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые затронуты данным действием. Цель разработанных Фельденкрайзом упражнений состоит в том, чтобы создать способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности благодаря осознаванию своих действий. Концентрируя внимание на мышцах, участвующих в произвольных движениях, можно распознать те мышечные усилия, которые излишни и, как правило, не осознаются. При этом появляется возможность избавиться от действий, которые противоречат изначальной цели субъекта. Для реализации своих идей Фельденкрайз разработал упражнения, направленные на взаимодействие различных частей тела, на дифференцирование ощущений, на преодоление стандартных паттернов движения. Он предлагал изменить поведение человека, обучая его более точному управлению движениями посредством совершенствования чувствительности.
Отдельными видами Т.-о. п., не укладывающимися в границы опыта классической терапии Райха, являются бондинг, метод чувственного сознавания, метод структурной интеграции.
Понятие чувственного опыта, его дифференцированное восприятие и переживание являются основным в методе чувственного сознавания. Чувственное сознавание - это процесс осознавания телесных ощущений, обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, эмоций, образов и установлению взаимосвязи между ними. Человек с детства приучен преуменьшать значение собственного опыта и «учится на опыте других», т. е. подменяет свой опыт конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть этот барьер, обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а наше мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью. Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более объективным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы. Степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта - вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.
Гиндлер (Gindler Т.), Селвер, Штольц (Stolze H.) - вот далеко не полный перечень специалистов, стоявших у истоков развития этого метода.
В 20-е гг. нашего столетия Гиндлер разработала новый подход в телесной терапии, в основе которого лежит стремление воздействовать на саморегуляцию организма.
Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Гиндлер в США. С 1938 г. она активно разрабатывала метод, названный ею методом чувственного сознавания (sensory awareness). Впоследствии ее работой заинтересовался ряд психоаналитиков, и некоторые из них - Фромм (Fromm E.) и Перлс (Perls F.) - стали ее учениками.
Работа Селвер и Брукс оказала большое влияние на Гунтера (Gunther В., 1974), создавшего технику, названную им «чувственным пробуждением» (sensory awakening), которая во многом перекликается с работой его учителей.
Упражнения этой техники помогают почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения.
Следующим методом Т.-о. п., стоящим в стороне от рассмотренных, является метод структурной интеграции, или рольфинг, названный так по имени ее создателя, Рольф. Он представляет собой комплексный подход, направленный на осознавание тела, включающий работу над структурой тела, походкой, манерой сидеть, стилем общения. По мнению Рольф, нарушение функций человеческого организма связано не только с психическими, но и физическими факторами. Она считает, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но под влиянием стресса оно изменяется, приспосабливаясь к воздействию последнего. В результате взаимосвязи структур всего тела напряжение в одной области оказывает компенсаторное воздействие на другие части тела. И в конечном итоге дезинтеграция костно-мышечной системы приводит к потере уравновешенного распределения веса тела и изменению его структуры, вызывает нарушение нормального функционирования организма. Метод структурной интеграции включает в себя прямые манипуляции с телом, позволяющие изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость тела. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться более согласованно. Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций в течение 10 сессий. Поскольку процедура рольфинга связана с болью и возможностью структурных повреждений тела, ее должны проводить только опытные специалисты. Рольф считает, что когда фасции расслабляются, высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса пациент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, эмоционально-поведенческие аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.
Достигнутый эффект особенно устойчив, если индивидуум сохраняет сознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для этой цели служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая упражнения с позой и равновесием тела.
Многие специалисты отмечают, что рольфинг, достигая положительных сдвигов в физическом состоянии, позволяет в дальнейшем сделать более эффективными психологические методы воздействия.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" в других словарях:

    Телесно ориентированная психотерапия терапевтическая практика, позволяющая работать с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Начало телесной психотерапии положил Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, который… … Википедия

    ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - (англ. bodywork) направление психотерапии, в котором психологические проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Наиболее распространенные виды Т. о. п. это анализ характера (или характероанализ)… …

    Проблемно ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80 х гг. швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом (Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой… … Психотерапевтическая энциклопедия

    психотерапия - (от греч. psyche душа и therapeia уход, лечение) комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматически … Большая психологическая энциклопедия

Ещё Сократ говорил, что нельзя лечить глаза без головы, голову без тела, а тело без души. У любого человека есть не только физическое тело, но и интенсивная психическая жизнь, поэтому и болезни у него бывают телесные и душевные. Ещё в начале 50-х годов прошлого века основатель психосоматической медицины Ф. Александер выделил третий класс болезней – психосоматические, то есть такие телесные болезни, которые вызываются психологическими причинами. А немного позже известный австрийский психотерапевт, ученик Фрейда Вильгельм Райх заложил основы нового направления психотерапии, которая позже получила название телесно-ориентированная терапия (или ТОТ).

Позднее упражнения и техники, направленные на работу с телом, продолжали разрабатывать и совершенствовать такие психотерапевты, как Ида Ролф (основательница рольфинга), Герда Бойесен (основательница биодинамики), Мэрион Розен (создательница розен-метода) и Александр Лоуэн (основатель биоэнергетического анализа). В России телесно-ориентированная психотерапия сегодня представлена множеством превосходных психотерапевтов. Одним из них является Владимир Баскаков, предложивший свои собственные техники и упражнения в рамках инновационного метода «Танатотерапия».

Характеристика

Основной идеей, которую проповедует телесно-ориентированная психотерапия, является то, что все наши переживания на протяжении всей жизни сказываются на особенностях мышечной динамики и формируют хронические мышечные зажимы, воздействуя на которые, можно лечить неврозы и разнообразные психосоматические расстройства. Иногда помимо названия «телесно-ориентированная психотерапия» вы можете услышать название «соматическая психология», что тоже будет верным. Помимо сугубо психотерапевтических целей, телесно-ориентированная терапия используется для решения дородовых и перинатальных проблем человека.

«Сома» в переводе с греческого означает «тело». Соматическая психология всегда направлена на изучение взаимодействия тела и ума, взаимоотношения нашей физической материи и нашей энергии, взаимодействие наших психофизических структур с нашими мыслями и действиями. Телесные упражнения и техники этого направления психотерапии опираются на философию, медицину, физику, другие направления психологии, бесчисленные тысячи часов наблюдений за людьми и клинический опыт. Телесно-ориентированная психотерапия рассматривает тело и душу человека как неразрывное целое, создавая возможности для исцеления, роста и трансформации человеческого организма. Она стремится перенести акцент с когнитивных/аналитических процессов на проблемы, которые относятся к физическому состоянию человека, а также к дородовой и перинатальной сфере.

Ориентация на тело

Телесно-ориентированная психотерапия, прежде всего, обращает внимание на физические состояния и симптомы, считая их способом проявления человеческого существования. До появления этого направления психотерапии расщепление тела и ума, при котором тело считалось областью воздействия врачей, а ум и эмоции – прерогативой
психотерапевтов, было настолько сильным, что такая идея единства тела/ума сначала воспринималась общественностью как нечто странное и подозрительное. Лишь в последние двадцать пять лет эта концепция взаимодействия физиологических, психологических и духовных процессов стала очень популярной. На сегодняшний день существует множество различных форм телесной психотерапии, которые предлагают самые разные техники и упражнения. Все эти методы стремятся обратить наше внимание на то, что каждый человек имеет неотъемлемое право на здоровое и оптимальное функционирование, используя непосредственный физический опыт нашего тела в качестве лечебного средства. Телесно-ориентированная психотерапия также способствует постоянному росту и трансформации человека посредством осознания нашей интегративной сущности такой, какой она была задумана.

Давайте рассмотрим основные понятия, которыми оперирует телесно-ориентированная терапия.

Влияние на духовное развитие

Что мы знаем о человеческой природе? Каковы наши взгляды на здоровье и болезни? Как влияет на наше состояние ранний опыт детства и непосредственный жизненный опыт? Посредством чего меняются люди? Можем ли мы измениться, используя техники и упражнения, направленные на повышение нашей осведомленности и понимания? Что случается с нами, когда мы отпускаем старые энергетические паттерны? Меняемся ли мы, изменив своё поведение и привычные движения?

Телесно-ориентированная психотерапия утверждает, что наше здоровье напрямую зависит от того, как мы управляем этой реальностью. Болезни тела и души возникают тогда, когда мы вынуждены идти против своей истинной природы. Такого рода убеждения формируют основу телесного лечебного воздействия. Все телесно-ориентированные психотерапевты работают по-разному. Одни из них работают с группами, другие сосредоточены на терапии семейных пар, а третьи заинтересованы в индивидуальной психотерапии. Помимо этого, телесно-ориентированная терапия может быть направлена на разрешение конфликтов, повышение эффективности труда и другие общественные проекты. Некоторые упражнения и техники этого направления психологии делают основной акцент на творческом самовыражении. Иногда телесные техники сосредотачиваются на узком исцелении, в то время как в других случаях такие упражнения позволяют человеку работать над своим духовным ростом и трансформацией.

Развитие духовности

Пожалуй, одним из самых важных вкладов соматической психологии является как раз её влияние на развитие духа и духовности. Обычно мы думаем о духовности как о бесплотной части себя, свободной от оков плоти. Телесно-ориентированная психотерапия утверждает, что такое понимание духовности очень далеко от истины.
Слово «дух» у славян было тождественно понятию «дыхание». Именно посредством правильного дыхания мы можем найти себя и выйти за привычные границы сознания, многие из которых зафиксированы в опыте внутриутробного и младенческого развития.

Когда мы ощущаем наши тела посредством дыхательных техник и других телесных упражнений, мы получаем возможность сбалансировать свои мысли, развить фантазию и избавиться от физических или эмоциональных страданий. Соматическая психология рассматривает человеческое тело как храм, священное место. К сожалению, многие из нас слышали, что мы должны отказаться от удовольствий плоти, ибо они приведут нас к греху. Такая извращённое представление о своём теле до сих пор вызывает у многих людей огромные страдания, поэтому соматические практики стремятся избавлять людей от таких предубеждений, восстанавливая тело как неотъемлемую часть личности, которая заботится о наполнении нашего организма энергией. Если мы заботимся о своём теле, живём в соответствии с его законами, мы способны излечить и себя, и весь мир.

Влияние на тело внешних событий

Любое событие, которое происходит во внешней жизни, воздействует на всё наше существо: физическое, эмоциональное, когнитивное и духовное. Каждое событие проникает в наше тело через сенсорные системы, отражаясь на состоянии всего нашего организма, в том числе и ума. Таким образом, любое событие меняет физическую структуру тела, а также эмоции и мысли. Если мы мыслим позитивно, наши мышцы и органы также чувствуют себя превосходно. Получение любого физического, эмоционального, когнитивного и поведенческого опыта влияет на весь организм человека. Поэтому задача телесно-ориентированной терапии стоит в том, чтобы выявить эти воздействия и проработать их посредством специальных упражнений.

Энергия

Человек является уникальной энергетической системой. Наша энергия определяет наполнение и проявление нашей жизни. Энергия – это движущая сила нашего организма, которую можно повысить или уравновесить, используя телесные техники и упражнения. Энергия – это своеобразное топливо, с помощью которого мы прогрессируем по жизни. Энергия – это божественная искра, с помощью которого мы познаем себя как личность. Мы можем ощущать свою энергию пульсирующей, подобно синусоиде, или полностью захлёстывающей нас, подобно океанской волне. Наша энергия приходит и уходит, благодаря чему наши эмоции усиливаются и уменьшаются. Энергия, материя и пространство являются тремя составляющими Вселенной.

Соматическая психология уделяет пристальное внимание человеческой энергии. Формы и способы нашего энергетического взаимодействия с внешним миром определяют наше представление о том, кто мы такие и как мы должны действовать. Будет ли человек сжиматься при стрессе или, скорее, взорвётся? Какие события способны полностью выжать вашу энергию, а какие – вызвать её прилив? Именно через энергетические паттерны мы начинаем осознавать, что представляет собой окружающий мир и мы сами. Все жизненные события рассматриваются в рамках телесно-ориентированной терапии как способ стимуляции нашего энергетического потока.

Движение

Движение занимает центральное место в соматической психологии. Именно движение является проявлением жизни – это и биение сердца, и дыхание лёгких, и пульсирование нейронов мозга. Отсутствие движения называется смертью или переходом в неодушевлённое состояние. Любое движение рассматривается как определённый тип вибрации. Любой пульсирующий процесс (расширение или сжатие, вдох или выдох) рассматривается как первичное проявление жизни. Одной из важнейших задач телесно-ориентированной терапии является восстановление системной моторики и пульсации в организме.

Некоторые упражнения телесно-ориентированной терапии являются классическими и практически неизменными – это выражение себя через дыхание, вокал и движения. Эти способы эффективно восстанавливают здоровую вибрацию энергии, и позволяют человеку осознать в себе её наличие. Большинство телесно-ориентированных психотерапевтов считает, что тело можно условно разделить на несколько энергетических сегментов или зон. Они утверждают, что разные сегменты обладают разной формой и функциями, а также хранят в себе разные воспоминания, эмоции, проблемы и травмы. Так, анализ сегментов тела, предложенный В. Райхом, можно соотнести с восточным учением о чакрах (или энергетических центрах в теле человека). Энергетические блоки в разных сегментах характерным образом проявляются через психические аффекты, позы и движения, вызывая конкретные физические и душевные недуги.

Вот эти области, сверху вниз:

  1. Глазной сегмент (зажимы вокруг глаз) – отражает проблемы, связанные с тем, что мы видим.
  2. Оральный сегмент (рот, челюсти, горло) – отражает проблемы человека, связанные с невозможностью быть услышанным, а также проблемы питания и принятия.
  3. Грудной сегмент (грудь и диафрагма) – гнев и печаль, неприятие и тоска.
  4. Сегмент живота – страх, проблемы пищеварения.
  5. Тазовый сегмент (репродуктивные и выделительные органы) – сексуальность, витальность, выживание и поддержка.

Некоторые телесно-ориентированные психотерапевты также обращают внимание на ноги, поскольку они связаны с заземлением человека.

Тело как метафора

Соматическая психология рассматривает тело как шаблон, план, или метафору всего жизненного опыта. Это представление находит отражение в нашей речи. Когда мы говорим, что какой-то человек сидит у нас на шее, это означает, что мы несём за него ответственность. «Устал так, что не чувствую ног» – говорит человек, нуждающийся в заземлении.
Телесно-ориентированные терапевты всегда обращают внимание на слова и представления человека о своём теле, чтобы оценить, и организовать его опыт.

Когда мы находимся под влиянием другого человека, все наше существо перестраивается. Наша позиция, позиция и жесты видоизменяются, чтобы соответствовать представлению значимого человека. Ребёнок учится проявлять свои эмоции такими способами, которые соответствуют эмоциональному климату его семьи. Поэтому в нашем теле фиксируются все символы, истории и архетипы нашего детства, и мы продолжаем использовать их, даже будучи взрослыми. Упражнения телесно-ориентированной терапии позволяют снять эти навязанные паттерны, позволяя человеку получать непосредственный опыт собственной энергии и движения.

Поток энергии и социум

Поток энергии определяет все наши активные действия. Когда кто-то хвалит нас, кровь приливает к щекам и делает их горячими. Когда мы боимся, то чувствуем пустоту в желудке. Если нас критикуют, то это отражается спазмами в районе груди. Вся эта энергия затем проявляется в виде поведения, например, выражаясь в виде эмоций. Одним из важных понятий телесно-ориентированной терапии является то, что наша энергия не может быть плохой. Большинство патологий организма возникает как наказание за неспособность или невозможность выражения энергии. Сколько проблем возникает вследствие того, что нам говорят, что мы ведём себя слишком возбужденно, слишком громко, слишком сексуально, слишком активно?

Вильгельм Райх называл современное общество основной подавляющей силой, которая лежит в основе всех болезней. Современные телесно-ориентированные психологи считают, что неумение контролировать свою энергию потенциально опасно для общества. Поэтому телесные упражнения и практики направлены не только на то, чтобы вернуть человеку ощущение пульсации энергии, но и её отслеживание, а также проверку сенсорной осведомленности. Хотя ранние практики, как правило, использовали взрывные и интенсивные упражнения (например, удары ногами и руками, крики и стоны), сейчас рассматриваются другие, более социальные, варианты для освобождения старых зажимов и запретов, например ограничение или уменьшение движений, речи и других проявлений. Многие психотерапевты теперь предпочитают использовать такие упражнения, которые позволяют человеку более точно осознавать свой внутренний опыт.