Исследования психических состояний. Опросник САН

Инструкция: заполните правую часть бланка, отмечая знаком « +» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего со­стояния в настоящее время.

фамилия, имя, отчество

Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.)

Характер признака

Отметка испытуемого

Наличие физического дискомфорта:

А. Полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений

Б Имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе (не причиняющие беспокойства}

В Наличие многочисленных разнообразных неприятных ощущений, причиняющих беспокойство, мешающих работе, деятельности

Наличие болевых ощущений:

A. Полное отсутствие каких-либо болей

Б. Болевые ощущения появляются лишь изредка, быстро исчезают и не мешают работе

B. Есть постоянные болевые ощущения, серьезно беспо- коящие и мешающие работе

Температурные ощущения:

A. Отсутствие каких-либо изменений в ощущении темпера- туры тепа

Б. Ощущение тепла, повышения температуры тепа

B. Ощущение похолодания хонечностей, чувство озноба

Состояние мышечного тонуса:

A. Обычный, неизмененный мышечный тонус

Б. Умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения

B. Значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, губ, век

Координация движений:

А Обычная, неизмененная координация движений

Б. Повышение двигательной активности, увеличение ско­рости, точности, ловкости, координированности движе­ний во время работы, письма

В. Снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднение при выполнении мел­ких движений, требующих высокой точности

Двигательная активность в целом:

А. Обычная, неизменная двигательная активность

В. Резкое усиление общей двигательной активности, невоз­можность усидеть на одном месте, суетливость, посто­янное стремление двигаться, ходить, изменять положе­ние тела Б. Повышение двигательной активности, увеличение ско­рости и энергичности движений

Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений со сто- роны сердца

Б. Ощущение усиления сердечной деятельности, не при­влекающее особого внимания и не мешающее работе

B. Наличие неприятных ощущений со стороны сердца - резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца

Ощущения (и проявления) со стороны желудочно-кишеч­ного тракта:

A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе Б. Единичные, быстро проходящие, не причиняющие

беспокойства, не мешающие работе ощущения в живо­те - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание» в животе

B. Выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание. чувство жажды

Проявление со стороны органов дыхания:

A. Отсутствие каких-либо ощущений

Б. Увеличение глубины и учащение дыхания, не причиняю­щие беспокойства и не мешающие работе

B. Значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле»

Проявления со стороны выделительной системы:

A. Отсутствие каких-либо изменений

Б. Умеренная активизация выделительной функции - более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздер­жаться (терпеть)

B. Резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться

Состояние потоотделения:

А. Обычное потоотделение, без каких-либо изменений

Б. Умеренное усиление потоотделения

В. Появление обильного хоподного пота

Состояние слизистой оболочки полости рта:

A. Обычное состояние, без каких-либо изменений Б. Умеренное увеличение слюноотделения

B. Ощущение сухости во рту

Офаска кожных покровов:

A. Обычная окраска кожи лица, рук, шеи Б. Покраснение кожи лица, рук, шеи

B. Побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка

Восприимчивость к внешним раздражениям, чувствительность:

A. Отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствитель- ность

Б. Умеренное повышение чувствительности, восприимчи­вости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы

B. Резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях

Чувство уверенности в себе, в своих силах:

A. Обычное состояние, отсутствие каких-либо изменений Б. Повышение уверенности в себе, вера в успех

B. Чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала

Настроение:

A. Обычное, неизмененное настроение

Б. Приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой

B. Сниженное настроение, чувство подавленности

Особенности сна:

A. Нормальный, обычный сон

Б. Крепкий, освежающий сон накануне

B. Беспокойный, с частыми пробуждениями и сновиде- ниями сон в течение нескольких ночей, в том числе и накануне

Особенности эмоционального состояния в цепом:

A. Отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций

Б Чувство озабоченности, ответственности, появление азарта, положительно окрашенной злости

B. Чувство страха, паники, отчаяния

Помехоустойчивость:

A. Обычное состояние, без каких-либо изменений

Б, Повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей

B. Значительное снижение помехоустойчивости, неспо- собность работать при наличии отвлекающих раздра- жителей

Особенности речи:

A. Обычная, неизмененная речь

Б. Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности)

B. Нарушение речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь

Общая оценка психического состояния:

A. Обычное, неизмененное состояние

Б. Состояние внутренней собранности, повышенной готов­ности к работе, подъем душевных сил, мобилизован­ность, высокий психический тонус

B. Чувство усталости, безразличия, рассеянности, несо бранности. апатии, снижение психического тонуса

Особенности памяти:

A. Обычная, неизмененная память

Б. Улучшение памяти, легко вспоминается то, что необхо­димо вспомнить в данный момент

B. Ухудшение памяти

Особенности внимания:

А Обычное внимание, без каких-либо изменений

Б. Улучшение способности к сосредоточению, отвлечение

от посторонних дел В. Ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться

на выполняемой работе, отвлекаемость

Сообразительность:

A. Обычная сообразительность, без каких-либо изменений Б. Улучшение сообразительности, высокая находчивость

B. Растерянность, ухудшение сообразительности

Умственная работоспособность:

A. Обычная умственная работоспособность

Б. Повышение умственной работоспособности

B. Значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость

Явление психического дис<омфорта.

A. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений и пережи- ваний, связанных с психическим состоянием

Б. Единичные, спабовыраженные изменения психического состояния, не мешающие работе и не причиняющие беспокойства, чувство психического комфорта

B. Резко выраженные и многочисленные проявления психи- ческого дискомфорта, неприятное общее психическое состояние, ухудшение самочувствия, мешающее работе

Степень распространенности (генерапизованности) при­знаков напряжения:

А. Единичные и спабовыраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания

Б. Отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешной деятель­ности

8. Большое количество разнообразных неприятных прояв­лений нервно-психического напряжения, наблюдаю­щихся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающих работе

Частота возникновения состояния напряжения:

A. Напряжение возникает очень редко

Б. Напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций

B. Напряжение развивается весьма часто и нередко в тех случаях, когда для него нет достаточных причин

Продолжительность состояния нервно-психического напряжения:

A. Напряжение продолжается очень короткий срок и полно- стью исчезает, как только миновала сложная ситуация

Б. Напряжение продолжается в течение всего периода пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения работы

B. Напряжение длится необычайно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после исчезновения трудной ситуации

Общая степень выраженности напряжения:

A. Полное отсутствие напряжения либо весьма слабая его степень

Б. Умеренно выраженное напряжение

B. Резко выраженное, чрезмерное нервно-психическое напряжение

Обработка результатов и их характеристика. После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набран­ных баалов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Мак­симальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуе­мый отрицает наличие у себя каких-либо проявлений нервно-психи­ческого напряжения.

Шкалы: уровень тревожности

Назначение теста

Методика предназначена для измерения уровня тревожности.

Описание теста

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны - «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

Тест

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более, чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком серьезно.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Ожидание меня нервирует.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Меня нередко охватывает отчаяние.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.

Ответы «Да » на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.
. Ответы «Нет » на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Ответы, совпадающие с ключом оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.

Оценка результатов теста

. 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности,
. 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности,
. 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности,
. 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности,
. 0-5 баллов - о низком уровне тревожности.

Источники

Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.126-128.

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ОПРОСНИК САН.

(Моск.мед.инст.им.Сеченова).

Оценка самочувствия, активности, настроения.

ИНСТРУКЦИЯ:выбрать и отметить цифру наиболее точно отражающую состояние в момент обследования.

КАРТА МЕТОДИКИ САН

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым

3. Пассивный Активный

4. Малоподвижный Подвижный

5. Веселый Грустный

6. Хорошее настроение Плохое настроение

7. Работоспособный Разбитый

8. Полный сил Обессиленный

9. Медлительный Быстрый

10. Бездеятельный Деятельный

11. Счастливый Несчастный

12. Жизнерадостный Мрачный

14. Здоровый Больной

15. Безучастный Увлеченный

16. Равнодушный Взволнованный

17. Восторженный Унылый

18. Радостный Печальный

19. Отдохнувший Усталый

20. Свежий Изнуренный

21. Сонливый Возбужденный

22. Желание отдохнуть Желание работать

23. Спокойный Озабоченный

24. Оптимистичный Пессимистичный

25. Выносливый Утомляемый

26. Бодрый Вялый

27. Соображает трудно Соображает легко

28. Рассеянный Внимательный

29. Полный надежд Разочарованный

30. Довольный Недовольный

ОБРАБОТКА: Индекс 3, соответствующий негативным характеристикам принимается за один балл, 2- за 2, 1-за 3 балла, 0-за 4,1 -за 5, 2-за 6, 3-за 7.

Код опросника: вопросы на самочувствие- 1,2,7,8,13, 14, 19, 20, 25, 26

на активность - 3,4,9,10,15,16,21.22,27, 28

на настроение - 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Рассчитывается среднее арифметическое. Самочувствие - 5,4

Активность - 5,0

Настроение - 5,4.

ОЦЕНКА НАСТРОЕНИЯ

1. Чувствую себя исключительно бодро.

2. Соседи (другие учащиеся) очень мне надоели.

3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее бы испытывать чувство покоя (закончились бы уроки, занятия, четверть).

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что готов горы свернуть.

7. Оценка по тесту не принята, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение- хочется петь, танцевать, целовать от радости каждого кого увижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, готов сказать грубость.

12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13. Настроение такое, что хочется сказать-«Пропади все пропадом!».

14. Никого не хочется видеть, не с кем не хочется разговаривать.

15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».

16. Все люди без исключения кажутся мне хорошими. Все они без исключения симпатичны.

17. Не вижу впереди ни каких трудностей. Все легко! Все доступно!

18. Мое будущее кажется мне очень печальным.

19. Бывает хуже, но редко.

20. Не верю даже самым близким людям.

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.

Инструкция: ответить - «да», «нет»,» наоборот».

Настроение: 9 баллов - 20 ответов « нет», 4 - 9 - 10 ответов.

6 -16-17 , 1-5 и менее

Астеническое состояние: ответы « да» на вопросы - 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.

Ответы наоборот - 1,6,8,12,16,17.

Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние.

9 баллов - 1- 2 ответа, 8 б. - 3 , 7 б - 4 , 6 б - 5 - 6 , 5 б - 7 - 8, 4б - 9- 10, 3 б - 11 - 13, 2 б - 14-15, 1 б - 17 и более.

Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1,6,8,12,16,17..

Ответы наоборот 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.

Чем больше ответов, тем сильнее выражена эйфория (неадекватная оценка событий). 9 б - 6 ответов, 8б - 7, 7б - 8-9, 6б - 10-12, 5б - 10-13, 4б - 14-15, 3б - 16-17, 2б - 18-19, 1 б - 20.

Депрессия.

Варианты ответов:

1 - нет, неверно,

2 - пожалуй, так,

4 - совершенно верно.

1.Я чувствую подавленность, тоску

2.Утром я чувствую себя лучше всего

3.У меня наворачиваются слезы

4.У меня плохой ночной сон

5.У меня аппетит не хуже обычного

6.Мне приятно общаться с привлекательными людьми

7.Я теряю в весе

8.Меня беспокоят запоры

9.Мое сердце бъётся быстрее, чем обычно

10.Я устаю без всяких причин

11.Я мыслю так же ясно, как и всегда

12.Мне легко делать то, что я умею

13.Я чувствую себя беспокойно и не могу усидеть на месте

14.Я надеюсь на будущее

15.Я более раздражителен, чем обычно

16.Мне легко принимать решения

17.Я чувствую, что полезен и необходим

18.Я живу достаточно полной жизнью

19.Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет

20.Меня и сейчас радует, что радовало всегда

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

После заполнения текстового бланка производится подсчёт баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20).Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов.«Прямые» и »Обратные» ответы подсчитываются, суммируются и « сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы

Х = сумма х 100

Средняя величина индекса снижения настроения равна 40, 25 + 5,99 балла.

Ниже 50 баллов -лица, не имеющие снижения настроения.

От 51 до 59 баллов - незначительно, но отчетливо выраженное снижение настроения.

От 60 до 60 баллов - - значительное снижение настроения и выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

4.Как вы себя чувствуете?

Инструкция: На каждый вопрос теста выбирайте один вариант ответа.

1.Что вы сделаете, если увидите что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?

а)возьмёте »ноги « в «руки,» что бы догнать его

б)пропустите его, будет следующий

в)несколько ускорите шаг

2.Пойдёте ли в поход

в)неохотно

3.Если у вас выдался рабочий день, пропадет ли у вас желание делать что - либо, обещающие быть интересным.

б)желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного

На шкалах испытуемый отмечает свое типичное,повторяющиеся изо дня в день состояние, зачеркивая на каждой шкале ту из цифр,которая ему более всего соответствует. Большие цифры указывают на преобладание хорошего настроения, а малые - на доминирование плохого настроения.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ .

Сумма баллов,выбранная испытуемым по всем 30 шкалам,делится на 30, и в результате получается средний показатель, отражающий настроение, преобладающее у данного испытуемого. Человек, имеющий среднюю оценку в интервале от 5 до 7 ,считается таким, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение. Тот, у кого оказались оценка от 1 до 3 баллов,считается человеком, у которого преобладает плохое настроение. Оценка близкая к 4 баллам(от 3,5 до 4,5) указывает на доминирование изменчивого настроения или такого, которое сам человек не в состоянии оценить как хорошее или плохое.

Оценка нервно - психического напряжения.

Для проведения исследования можно использовать опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А.Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

Исследование проводится индивидуально, в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении. Инструкция испытуемому:»Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время».

ОПРОСНИК - НЕРВНО- ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

1.Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических опущений

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе

в)наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающие работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей

б) болевые осушения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3.Температурные опущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство, озноба.

4.Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса.чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение подергивания отдельных мышц

лица, шеи, руки (тики, тремор).

5.Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности,легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

6.Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности. увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

7.Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца- учащение сердцебиения, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

8.Проявление со стороны желудочно-кишечного тракта:

а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание».

в)выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9.Проявление со стороны органов дыхания:

а)отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

10.Проявление со стороны выделительной системы:

а)отсутствие каких-либо изменений;

б)умеренная активизация выделительной функции -более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться(терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

11.Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б)умеренное усиление потоотделения;

в)появление обильного «холодного» пота.

12.Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б)покраснение кожи лица;

в)побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного»(пятнистого) оттенка

14.Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а)отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б)умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям,не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях,

15.Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а)обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16.Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

17.Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-дибо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт «-активное желание действовать;

в)чувство страха, паники, отчаяния.

19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20.Особенности речи:

а)обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества(логичности, грамотности и т.д.)

в)нарушение речи- появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

21.Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус,

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

22.Особенности памяти:

а)обычная память,

б)улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно,

в) ухудшение памяти.

23.Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений,

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел,

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

24.Сообразительность:

а) обычная сообразительность,

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая

умственная утомляемость.

26.Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом,

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления,

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.

27.Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности но, напротив, способствующие её продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаке? напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

28.Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

29.Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после её окончания,

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.

30.Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабое степень выраженности,

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения,

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против:

пункта «а», начисляется 1 балл,

пункта »б» - 2 балла,

пункта »в» - 3 балла.

Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30,

максимальное - 90.

Диапазон слабого, или «детензивного», нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов,

умеренного, или «интенсивного» от 51 до 70 баллов и

чрезмерного, или «экстенсивного» - от 71 до 90 баллов.

Полученные таким образом данные заносятся в протокол по следующей форме:

Фамилия, имя, отчество __________________________Дата_______________

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная, не стрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением.ответственного и сложного задания, после задания и т.д.)

А. Волков, Н. Водопьянова

Вводные замечания

Симптоматический опросник был разработан для выявления предрасположенности военнослужащих к патологическим стресс–реакциям в экстремальных условиях. Практический опыт показывает, что значительное число молодых людей не справляется с адаптацией к военной и морской службе в период первых 3–4 месяцев. Наиболее часто это проявляется в психосоматических и эмоциональных расстройствах (патологических стресс–реакциях). Опросник позволяет определить предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях военной службы по следующим симптомам самочувствия: психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, неустойчивость эмоционального фона и настроения (эмоциональная неустойчивость), вегетативная неустойчивость, нарушение сна, тревога и страхи, склонность к зависимости.

Методика создана на основе клинико–психологического обследования 1500 здоровых военнослужащих и 133 военнослужащих, впервые заболевших неврозами и неврозоподобными состояниями в первый год военной службы. Возраст обследованных 18–35 лет. Из наблюдаемых признаков, относящихся к феноменологии неврозов, были отобраны 42, которые наиболее часто встречались у 133 военнослужащих, заболевших невротическими расстройствами вследствие работы в экстремальных условиях военной службы. Многолетнее применение данного метода показало высокую валидность и надежность данной методики.

Симптоматический опросник самочувствия (СОС)

Инструкция: предлагаемый опросник выявляет особенности вашего самочувствия в данный период времени. Вам необходимо однозначно ответить на 42 вопроса: либо «да», либо «нет».

http://deprimo.ru/img/868/image012_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="477" height="250 src=">

Обработка и оценка результатов. Ответы «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по каждой шкале и общее количество набранных баллов – суммарный показатель невротизации.

До 15 баллов. Высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности.

16–26 баллов. Средний уровень психологической устойчивости к–экстремальным условиям, состояние удовлетворительной адаптированности.

27–42 балла. Низкая стрессоустойчивость, высокий риск патологических стресс–реакций и невротических расстройств, состояние дезадаптации.

«Ключ»

http://deprimo.ru/img/868/image016_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="478" height="603 src=">

http://deprimo.ru/img/868/image020_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="477" height="680 src=">

http://deprimo.ru/img/868/image024_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="478" height="498 src=">

Обработка результатов и их характеристика. После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких–либо проявлений нервно–психического напряжения.

Таблица 2.1

Характеристики трех степеней НПН по данным опросника

(7.А. Немчин)

Согласно статистическим данным, представленным Т. А. Немчиным, по сумме набранных очков индексу НПН (ИН) выделяются три степени НПН и их характеристики (табл. 2.1).

ИН < 42,5 – первая степень НПН – относительная сохранность характеристик психического и соматического состояния.

42,6 > ИН < 75 – вторая степень НПН – ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии.

ИН > 75 – третья степень НПН – дезорганизация психической деятельности и снижение продуктивности деятельности.

На всех стадиях НПН имеются определенные различия между мужчинами и женщинами.

Опросник представляет собой перечень признаков нервно-

психического напряжения, составленный по данным клинико­

психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо

освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Инструкция : «В зависимости от выбранного Вами варианта ответа, содержание которого соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время поставьте рядом с номером каждого пункта опросника букву А, Б или В».

Текст опросника:

    Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе,

в) большое количество неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.

    Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

    Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуру тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»,

    Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);

    Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

    Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

    Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе,

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

    Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;

в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

    Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

    Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

    Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

в) появление обильного «холодного» пота.

    Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

    Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б) покраснение кожи лица, шеи, рук;

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.

    Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

    Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

    Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

    Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

    Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать;

в) чувство страха,паники, отчаяния.

    Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

    Особенности речи:

а) обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);

в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

    Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

    Особенности памяти:

а) обычная память;

б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти.

    Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

    Сообразительность:

а) обычная сообразительность;

б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;

в) снижение сообразительности, растерянность.

    Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность;

б) повышение умственной работоспособности;

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.

    Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом;

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления;

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.

    Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

    Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

    Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания;

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.

    Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения;

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

Обработка методики и интерпретация результата. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б»