Медицина Китая: традиционная и западная. Блеск и нищета здравоохранения китая Особенности лечения в Санья

В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и «Враждующих империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.

При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи семисот лет назад. Хуа Туо, живший с 112 до 207 г. н.э., использовал для анестезии при своих смелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который изложил основополагающее и обширное учение в области медицины, которое оставалось обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков.

Другой значительной вехой в истории китайской медицины является опубликование Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо Ган-Му». В общей сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.

И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э - 220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир, Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская книга по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и французский, и получила широкое распространение в западном мире.

Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX века начался упадок традиционной медицины в Китае. Господствующая верхушка страны начала отдавать предпочтение западной медицине; традиционная китайская медицина подвергалась дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в упадок. Дело дошло до настоящего подавления китайской медицины при гоминдановском правительстве (1912-1949 гг.). Лишь после прихода к власти Мао Цзэдуна произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло ей снова мировое признание. В настоящее время в КНР признают, что будущее китайской медицины заключается в соединении традиционной китайской и современной западной методик.

Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в эпоху от династии Инь (1324-1066 гг. до н.э.) до династии Чжоу (1066-1221 гг. до н.э.) различия существовали между диетологией (Инь-ян-и), лечебной медициной (Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией (Шоу-и). В период от династии Тан (618-907 гг.) до династии Сун (960-1279 гг.) китайская медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11 различных направлений:

  1. Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).
  2. Общая медицина (Цзэ-и).
  3. Педиатрия (Хао-фэн-май).
  4. Лечение параличей (Фэн-га).
  5. Гинекология (Фу-гэ).
  6. Офтальмология (Ян-гэ).
  7. Стоматология (Гоу-ци).
  8. Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).
  9. Ортопедия (Чжен-гу).
  10. Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).
  11. Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура
    (Чжень-цзю).

В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология, ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве врачебной специальности. Единственным из всего этого, что стало известно на Западе, является иглоукалывание и прижигание, «акупунктура». Все эти различные специальные области имеют общую теоретическую основу, которая впервые комплексно излагается для западных врачей в настоящей книге.

Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры китайская медицина знает следующие методы воздействия, которые используются в соответствии с показаниями в различных областях медицины:

  1. Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).
  2. Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).
  3. Банки (Хуа-гуань).
  4. Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).
  5. Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа)
    (Шуй-лао).
  6. Бальнеотерапия (Ю-фа).
  7. Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).
  8. Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).
  9. Грязи (Ни-лео).
  10. Лечебная гимнастика (Дао-инь).
  11. Массаж (Дуй-на).
  12. Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).
  13. Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей)
    (Ни-жи).
  14. Надрезы кожи (Га-чжи).

Различные методы находят в настоящее время в Китае многообразное применение во врачебной практике и по возможности совершенствуются.

В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:

    1. Рассмотрение человека в качестве единого целого (Чжен-ди).
    2. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов (Бинь-чжэн)*.

Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин, существующих внутри человеческого организма. Так, в части Су-вэнь книги «Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение (Ха), определенно имеется недостаток ци (функциональное начало, «энергия»)».

А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».

При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина уделяет профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад, находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь». Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)». К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени года.

Целостный подход к анализу явлений

Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений основывается преимущественно на двух факторах:

  1. Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единого целого.
  2. Признания целостности взаимоотношения между человеком и
    природой.

Человеческое тело как органически единое целое

Китайская медицина исходит из того, что различные части человеческого тела находятся между собой в тесной органической взаимосвязи. Центр этого органического целого находится в пяти плотных органах, отношения которых к другим частям тела устанавливаются через систему каналов (Чин-люо), включающую согласно традиционным китайским представлениям кровеносные сосуды и нервные пути. Действие системы каналов проявляется во взаимодействии между отдельными плотными и по-лыми органами и в обмене между внутренними органами и другими частями тела.

Так, например, сердце связано через систему каналов с тонким кишечником, оно ведает* кровеносными сосудами. Ключом к пониманию его состояния является поверхность языка. Легкие находятся в связи с толстым кишечником, они отвечают за кожу и волосяной покров тела. Ключом к пониманию их состояния является нос. Селезенка связана через систему каналов с желудком, она отвечает за мышцы и конечности. Ключом к пониманию ее состояния является рот. Печень связана с желчным пузырем, оба ведают сухожилиями. Ключом к пониманию ее состояния являются глаза. Почки связаны каналами с мочевым пузырем, они ведают костями. Ключом к пониманию их состояния являются уши.

Отклонения от нормы в работе внутренностей отражаются согласно представлениям китайской медицины через систему каналов на поверхности тела. С другой стороны, болезни, проникающие внутрь через поверхность тела, могут распространяться дальше по канальным сосудам. Наполнительные и полые органы также могут оказывать воздействие друг на друга через систему каналов. Учитывая взаимосвязь,китайский врач при установлении причин заболевания делает на основе оценки состояния так называемых пяти отверстий (язык, нос, рот, глаза, уши), внешнего вида, цвета лица и пульса заключение об изменениях внутри организма. Таким образом можно установить, находятся ли внутренние органы в состоянии опорожнения (Ху) или наполнения (Шиа), сильны и обильны (Чэн) или слабы (Шуай) ци и кровь, каково соотношение между защитными силами организма (Чжан) и болезнетворным началом (Хэ) и т.д.

В соответствии с тем же подходом в практике китайской медицины используется метод лечения «охлаждение печени» (Цин-гань), если пациент жалуется на жжение в глазах, имеющих покрасневший воспаленный вид. Метод «охлаждения сердца» (Цин-синь) и «отвода огня тонкого кишечника» (Хэ Сяо-чан-хуо) применяется, если пациент жалуется на появление пузырьков во рту и на языке. Гриппозную инфекцию и кашель можно вылечить, способствуя функции «расширения» (Хуань) легких. При болезнях кожи, фурункулезе и других признаках заболевания на поверхности тела применяются методы «внутреннего поддержания» (Дуо-ли) и «внутреннего уничтожения» (Нэй сяо), что также основано на теории целостности, лежащей в основе китайской медицины, согласно которой внутреннее состояние и внешний вид человеческого тела образуют нераздельное целое.

Взаимоотношения между человеком и природой

Рассмотренный в предыдущем разделе целостный подход к анализу явлений не ограничивается только человеком. Для китайской медицины последний является составной частью окружающей его природы и находится в постоянных взаимоотношениях с рассматриваемым как единое целое окружающим миром, в живом обмене с Вселенной. Таким образом, и для традиционной китайской медицины является само собой разумеющимся, что человек получает все необходимые для существования предпосылки из окружающей его природы. В книге «Су-вэнь» мы читаем: «Жизнь человека образована из ци неба и земли и находится под влиянием четырех времен года». Аналогичную мысль находим в 9-й главе того же труда: «Небо питает человека пятью ци (воздействие погодных условий), земля обеспечивает его пятью различными вкусами (речь идет о видах зерновых)».

Продукты питания, необходимый для дыхания воздух человек получает из окружающей его природы, к условиям которой он должен приспосабливаться в желании иметь более благоприятные условия жизни. Это относится также к погодным условиям четырех времен года, которые постоянно учитываются китайской медициной как возможный исходный пункт заболевания. Так, весеннее тепло, летняя жара, осенняя прохлада и зимний холод могут вызывать болезни, вследствие чего они и по настоящее время причисляются в современной китайской медицине к причинам возникновения болезней. В книге «Лин-шу» находим: «Если стоит теплая погода, а люди продолжают носить толстую одежду, то поры открываются и пот выходит наружу... В холодную погоду поры закрываются, влага не может выйти наружу, она направляется к мочевому пузырю, превращаясь там в мочу и ци». Здесь описывается процесс естественного приспособления человека к температуре окружающей среды: при жаре выступает пот, который испаряется, чтобы адаптировать человека к жаркой погоде. При низкой температуре поры закрываются, ограничивая выделение пота, происходит выделение жидкости в виде мочи, температура тела сохраняет свое постоянство. Аналогично человеческий организм приспосабливается к перемене мест, смене дня и ночи. При нарушении регуляторного механизма человеческого тела возникают заболевания. В случае инфекционных болезней и эпидемий также находит свое выражение единство взаимоотношений между человеком и окружающей природой. В Китае возникает весной много заболеваний, связанных с воздействием температуры; летом увеличивается число случаев тепловых ударов, дизентерии, малярии; зимой - большинство пациентов страдает простудными заболеваниями. Многочисленные хронические болезни реагируют на неожиданные изменения погодных условий. К ним относятся болезни ревматического характера (по-китайски Би), астма, мигрень. На течение других заболеваний оказывает влияние естественная смена дня и ночи. При некоторых болезнях наступает облегчение в первой половине дня и ухудшение во второй, при других наоборот.

Китайская медицина постоянно учитывала прошлый человеческий опыт, свидетельствовавший о том, что благодаря разумному поведению можно избежать вредных воздействий окружающей среды. Так, например, в книге «Су-вэнь» содержится следующее предупреждение: «Когда пять инфекционных болезней достигают наибольшего распространения, можно легко подвергнуться заражению... человек должен избегать их ядовитого дыхания». В той же книге читаем в 1-й главе: «Находясь в состоянии слабости, избегай возбуждающего болезнь ветра». Китайцы уже давно знали о рекомендации врачей, регулярно полоскать рот после принятия пищи. Им рекомендовали чаще менять одежду, регулярно купаться и делать предохранительные прививки (например, против оспы). Большое значение придавалось также сохранению физической подвижности. Уже упоминавшийся нами врач Хуа-Туо разработал для этой цели специальные гимнастические упражнения, усовершенствованный вариант которых, известный под названием «Таи-жи-цюань», до настоящего времени пользуется популярностью во всем Китае.

Таким образом, и в этом случае принимаются во внимание оба полюса диалектических отношений в системе «человек-окружающая среда». Китайца приучали приспосабливаться к природе, но ему разъясняли также и необходимость повышения сопротивляемости собственного организма. Кроме того, классики медицины учили его изменять окружающую среду в собственных интересах. Все это входит важными составными элементами в традиционную китайскую медицину.

Диалектическая диагностика в зависимости от синдромов и лечение

Диагностика в зависимости от синдромов (Биень-чжэн) и связанное с ней лечение являются особенностями китайской медицины. Заболевание анализируется с помощью диалектической диагностики, выделяется из числа других заболеваний путем дифференциального диагностирования и классифицируется в соответствии с то симптомами. Для этого китайская медицина использует многочисленные твердо установленные синдромы. В тесном сочетании с этими диагнозами находится применяемая в китайской медицине терапия, причем синдром и метод лечения должны подходить друг другу, как ключ к замку. Тем самым диагностика в зависимости от синдромов является предпосылкой эффективности лечения, безразлично идет ли речь при этом о назначении медикаментов, массаже, применении «мокса», банках, акупунктуре и т.п. Эта терапия имеет целью, как и в западной медицине, излечение больного. Однако одновременно она служит с диалектической гибкостью для контроля диагностики. Т.е. если она окажется безуспешной, врач должен пересмотреть свой диагноз. Более того, лишь если до начала лечения была проведена диалектическая диагностика по методу китайской медицины, которая привела к установленному синдрому, можно вообще вести речь о рациональном применении китайской медицины.

Особенность диалектической диагностики и терапии состоит в том, что в данном случае не применяется просто симптоматическое лечение, а с другой стороны, не требуется (как в современной западной медицине) полного опознания болезни, чтобы использовать затем для ее лечения одномерный целенаправленный метод. Китайская медицина исходит из того, что различным стадиям болезни соответствуют различные симптомы и что различные болезни могут иметь на разных стадиях схожие симптомы. Поэтому для свойственной китайской медицине терапии характерны два совершенно различных подхода:

1. Применение различных методов лечения одного и того же заболевания.

2. Применение одного и того же метода лечения при различных заболеваниях.

Синдромы, свойственные китайской диагностике («чжэн» из понятия «Биень-чжэн», означающий «симптом заболевания»), включают в основном следующие элементы:

1. Обобщенную оценку причины возникновения болезни.

2. Установление локализации болезни.

3. Характерные признаки болезни.

4. Оценку противоборства между вызвавшим болезнь нарушением (Хэ) и сопротивляемостью организма (Чжэн) пациента.

Рассмотрим в качестве примера дизентерию, для которой характерно наличие различных стадий течения и симптомов. Вначале возникают боли в животе, сопровождающиеся поносом с кровью и слизью. Позднее при дальнейшем развитии болезни могут возникнуть симптомы синдрома ци-фэнь и синдрома фэнь крови, сопровождающиеся попеременным жаром и ознобом при малой или значительной влажности. В данном случае китайская медицина использует на различных стадиях заболевания в зависимости от симптоматики различные методы лечения. Такой подход соответствует принципу применения «при одной и той же болезни различных методов лечения».

Другой пример. При воспалении почек (нефрит) с нарушением функции сердца могут возникнуть отеки, может появиться симптоматика учения ян согласно теории китайской медицины. В этом случае применяется терапия, включающая следующие элементы:

1. Согревание ян (Бэнь-ян)

2. Способствование процессу испарения (Хуа-ци)

3. Способствование выделению воды (Ли-шуй).

Эти три элемента образуют единый метод лечения. Они совместно воздействуют как на воспаление почек, так и на ослабление сердца. Таким образом, в данном случае два различных болезненных состояния, воспаление почек и сердечная недостаточность, подвергаются одной и той же терапии, что соответствует принципу китайской медицины «лечить различные нарушения одинаковыми методами». Необходимо при этом отметить, что диалектическая диагностика китайской медицины не во всех случаях оказывается достаточной для установления полного диагноза заболевания в соответствии с представлениями современной медицины. Она должна поэтому сочетаться с точными, объективными и количественными способами диагностики современной западной медицины во избежание ошибок в лечении и нанесения ущерба здоровью пациентов.

Теория китайской медицины занимается физиологией человеческого организма, его патологией (возникновение заболеваний и их причины), методами врачебного исследования, диалектической диагностикой, терапией и профилактикой заболеваний. и вопросам научно-теоретического разграничения китайской медицины и современной западной медицины.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЗАПАДНОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНОЙ

Прежде всего следует указать на то общее, что присуще традиционной китайской и современной западной медицине. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что теоретическая система китайской медицины, без сомнения, ориентируется на ту же действительность, которой занимается и западная медицина, а именно на человеческий организм. Болезни выглядят в Китае точно так же, как на Западе. Пациенты страдают теми же заболеваниями с теми же симптомами. То, что такое же положение существовало уже и ко времени написания книги «Нэй-цзин», было продемонстрировано недавно западному миру китайским документальным фильмом. В нем показано патологоанатомическое вскрытие женщины, законсервированной более двух тысяч ста лет назад в лаковом гробу, который был найден в 1972 году в могиле периода западной Ханьской династии (206-24 гг. до н.э.). При этом оказалось, что причиной смерти женщины (она принадлежала к верхним слоям общества) явился сердечный инфаркт. Все анатомические и гистологические разрезы мумии дали ту же картину, которая характерна для умерших в наше время. В желудке еще находилось содержимое последнего приема пищи, в мышцах были обнаружены трихины, суставы имели ревматические деформации, стенки сосудов носили следы артериосклероза, которым страдала китаянка.

Кроме таких подтверждений исторического характера, существуют обстоятельства научно-теоретического и практического порядка, указывающие на то, что в основе традиционной китайской и современной западной медицины лежит одна и та же реальность. К ним относятся:

1. Совпадение активных точек, называемых у нас на Западе точками акупунктуры (по китайски чжэнь-цзю), с наиболее характерными в топографоанатомическом отношении местами человеческого организма, которые играют вполне определенную роль и в западной анатомии.

2. Схожесть представлений о физиологических связях между внутренними органами, присущих учению китайской медицины и современной западной физиологии.

3. Тот факт, что западная медицина содержит по существу все диагностические элементы, которые известны в традиционной китайской медицине, а именно:

а) основательный осмотр пациента;

б) прослушивание внутренних шумов и исследование запахов тела;

в) беседа врача с пациентом;

г) пальпационное исследование, включая диагностику по данным исследования пульса.

В качестве причин более разносторонней дифференциации методов непосредственного обследования больного в Древнем Китае следует назвать культурные и исторические условия. Ранее для китайской женщины считалось неприличным показываться врачу в обнаженном виде. Поэтому китайские медики были вынуждены ограничиваться при оценке внутренних изменений диагностикой на основании состояния языка, глаз и пульса. Этому простому факту обязаны мы сегодня наличием доведенной до совершенства китайской диагностики.

Дальнейшее сходство видно из сравнения основных глав западного учебника дифференциальной диагностики внутренних болезней с основными главами учебника традиционной китайской медицины, посвященными той же теме. Западная книга содержит в двадцати четырех главах следующие рубрики: анемии, геморрагический диатез, повышенная температура, одышка, нарушение сердечного ритма, цианоз, изменения ЭКГ, боли в груди, гипертония, гипотония, наличие затемнений в легких, увеличенные лимфатические узлы, боли в животе, диарея, запоры, желтушность, увеличение селезенки, наличие крови, белка, слизи в моче, отечность, боли в конечностях и в области позвоночника, параличи, потеря сознания, нарушения водного обмена. В китайском учебнике содержатся следующие тридцать три раздела: повышение температуры, озноб, потливость, головные боли, боли в груди, боли в подложечной области, боли в животе, боли в спине, боли в суставах, боли, связанные с возникновением грыжи, запоры, понос, задержка мочи, полиурия, головокружение, бессонница, жажда, отсутствие аппетита, чрезмерно повышенный аппетит, рвота, желтушность, отечность, кашель, астма, одышка, тонические и клонические судороги, рвота с кровью, кровохарканье, носовое кровотечение, кровоточивость десен, кровь в стуле и в моче, параличи и парестезия, сердцебиение.

При этом сравнении бросается в глаза, что несколько глав западного учебника связано с применением современных научных методов исследования: изменения ЭКГ, наличие затемнений в легких, гипертония и гипотония. Другие главы западной дифференциальной диагностики обнаруживают влияние точных методов исследования: нарушение сердечного ритма, анемии, нарушения водного обмена, гематурия, протеинурия, пиурия. В основном же и в китайской, и в западной диагностике речь идет об одних и тех же категориях распознавания болезней. В первую очередь при непосредственном обследовании больного и в китайской, и в западной медицине проверяются одни и те же функции. Связанная с применением специальной аппаратуры, рассчитанная на использование технических средств диагностика западной медицины осуществляет, кроме того, проверку многочисленных параметров согласно требованиям современных естественных наук, т.е. с соблюдением принципов точности, однозначности, количественного выражения показателей, логической взаимосвязи, возможности проверки полученного результата и объективности, что позволяет получить большую надежность результата исследования больного. Однако в любом случае - и это следует всегда иметь в виду - китайский врач, пользующийся приемами традиционной медицины, сталкивается в своей повседневной работе с той же действительностью, что и его современный западный коллега.

Общность и различия в историческом развитии

Если обратить взгляд в глубь истории, то можно найти еще большие параллели между китайской и западной медициной. Последняя вплоть до введения естественно-научной методологии приблизительно двести пятьдесят лет назад также имела и в области теории феноменологический характер, как и традиционная китайская медицина. Древнеевропейская медицина имеет поэтому некоторые параллели с традиционной китайской медициной. В качестве подтверждения этого положения приведу выдержку из «Регулирования образа жизни» Гиппократа, в которой речь идет об аналогичном китайскому учению об инь и ян взаимоотношении между огнем и водой: «Все живые существа, а следовательно и человек, образованы из двух основных составных частей, которые различны по своим возможностям, но имеют одну и ту же конечную цель, а именно, из огня и воды. Взятые вместе, они достаточны для всего остального и друг для друга, но отдельно ни для себя самого, ни для чего другого. Возможности, которыми располагает каждый из них, состоят в следующем: огонь в состоянии постоянно приводить все в движение, вода - постоянно питать все. Они делят власть между собой и подвергаются власти один другого до крайнего максимума и минимума». В трудах немецкого врача Парацельса, жившего в эпоху позднего средневековья, имеется следующее замечание, относящееся к терапии: «Применяй лечение по соответствию, холодное лечи теплым, влажное сухим, переполнение опорожнением, пустоту наполнением, ибо природа учит, что все изгоняется своей противоположностью». Это последнее место как будто бы взято у какого-нибудь классика. Ранняя западная медицина оперировала, как и традиционная китайская, в основном качественными показателями, была проникнута идеей единства человеческого организма и исходила из диалектических предпосылок. Эти признаки исчезли из западной медицины с введением современной естественно-научной методики, явившейся следствием философии Декарта и его учеников. В XVIII веке естественно-научная методика становилась во все возрастающей степени пробным камнем для западной медицины, которая заслужила, идя по этому пути, неоспоримое мировое признание. Однако в упоении от успехов, достигнутых благодаря точной методике, западная медицина забыла большинство своих источников или утратила их. Вследствие этого ей угрожает опасность впасть в односторонность, поэтому настало время вспомнить о своих старых источниках. При этом необходимо избежать ошибки, которая может привести к разрушению всего достигнутого: не следует стремиться к тому, чтобы повернуть вспять колесо истории, да это и невозможно. В наше время невозможно возродить «додекартовскую» медицину, которая отказалась бы от естественно-научной методики, характерной для современной медицины.

Различия между современной западной и традиционной китайской медициной в области теории познания и научной теории

Это было ясно понято в Китайской Народной Республике. Мао Цзэдун уже в 1928 году высказался в пользу соединения традиционной китайской медицины с современной западной. Два фактора привели его к такому выводу.

Диалектическое мышление, которое, с одной стороны, соответствует китайской традиции и, с другой стороны, свойственно диалектическому материализму. В этой связи указывается на статью Мао «О противоречии», в которой он говорит о «единстве противоположностей». Путем диалектического разрешения противоречий в современном Китае избегают того, что подвергается критике в качестве присущих Западу «метафизики» или «реакционного идеализма». С этих позиций как механистически-причинная точка зрения, так и одностороннее идеалистическое мировоззрение, отдающее предпочтение духовному началу перед физическим, рассматриваются в одинаковой мере как «метафизические заблуждения».

Специфическая ситуация, характерная для политики в области здравоохранения в 40-е, 50-е и 60-е годы в Китае. В то время в Китае ощущалась острая нехватка специалистов западной медицины при наличии целой армии врачей традиционной медицины различной квалификации. Мы увидим впоследствии, что Мао оказался прав как в общественно-политическом отношении, так и с теоретически-познавательной и научно-теоретической точек зрения.

Решающее различие между современной западной и древнекитайской медициной коренится в различии их исходных позиций, связанных с теорией познания. Китайская система врачевания начинает с выявления широких взаимосвязей, на основе которых учитываются многочисленные наблюдения и заключения по аналогии, выводятся практические мероприятия лечебного характера. Западный же медик начинает с измерения и анализа мельчайших деталей, познавая которые он рассчитывает понять явления в целом. Он использует противоположный путь.

Поскольку речь идет в данном случае о явлениях, относящихся к теории познания, необходимо прежде всего остановиться на понятии «наука»: «В отличие от неупорядоченного (опытового) знания (эмпиризм) наука рассматривает не просто явления, но также и причины вещей. Она переходит аналитически от целого к части, а синтетически от части к целому; путем индукции от опыта и наблюдений к понятиям, заключениям и выводам, от частного, особого к общему, а путем дедукции от общего к частному, постоянно проверяя одно другим. Научный прогресс состоит в бесконечном систематическом проникновении в действительность, как вширь, так и вглубь, к элементам бытия и событий и к познанию их взаимосвязей, к познанию великой взаимосвязи действительности, которую мы называем окружающим миром». Это сформулированное на Западе понятие науки принято в настоящее время во всем мире, в том числе и в КНР, которая прилагает большие усилия для доведения этого представления о науке до сознания людей, пусть в форме диалектического материализма. Китай во все возрастающих размерах импортирует в наше время с Запада научные идеи, технические достижения, оборудование и потребительские товары.

Возвратимся к традиционной китайской медицине, которая пользуется для познания медицинских закономерностей всеми основными научными методами. В обеих медицинах применяется индуктивный и дедуктивный методы или причинный анализ. Правда, обе медицинские системы пользуются ими в противоположной последовательности: китайская медицина начинает с дедукции, а западная с индукции. Но чем отличаются друг от друга обе медицинские теории? Мы уже назвали выше два типичных фактора, характерных для традиционной китайской медицины.

1. Рассмотрение человеческого организма в качестве единого целого (Чжэн-ди).

2. Диагностика в соответствии с синдромами с учетом этой целостности (Бянь-чжэн).

С рассмотрением человеческого организма как единого целого и с диалектикой связано то обстоятельство, что традиционная китайская медицина достигает менее точной объективизации результата исследования больного, чем современная западная медицина. Аристотель является автором положения, согласно которому целое представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его частей. В смысле современных естественных наук понятие целостности является гипотезой, которая не может быть доказана. В этом причина невозможности реализации с естественно-научных позиций медицины, оперирующей понятием целостности.

Несколько иначе обстоит дело в современной науке с диалектикой. Хотя западные естественные науки, а с ними и медицина, не применяют достаточно определенно диалектический принцип, но в исследовательской практике он находит широкое применение. Лучшая и наиболее точная проверка теории всегда достигается путем предположения ее противоположности, а это является диалектическим методом. Определенные отношения существуют также между диалектикой и введенным в научную дискуссию физиком Нильсом Бором понятием дополнятельности. Бор указал на то, что системы понятий всегда дают ограниченную, одностороннюю картину действительности, т.е. освещают лишь одну сторону, целое же исчерпывается только с введением противоположных систем понятий.

Наряду о целостностью рассмотрения и диалектическим подходом, с западной точки зрения китайская медицина имеет еще одну характерную особенность:

3. Использование лишь качественных критериев для оценки состояния человеческого организма и его болезненных состояний, т.е. отсутствие точности, возможности проверки и объективности в современном научном смысле.

Как известно, современные естественные науки требуют наличия следующих условий, которым должна удовлетворять теория:

А. Точность

Б. Возможность проверки

В. Объективность

Г. Плодотворность.

Например, точность имеет место в том случае, когда теоретическая система обладает такими качествами, как однозначность, количественное выражение предмета исследования, логическая взаимосвязанность.

Эти три критерия в значительной степени выполнены теоретической медициной Запада. В отличие от этого традиционной китайской медицине недостает во многом однозначности. Ее основные понятия: инь-ян, холод-жар, снаружи-внутри, пустота-полнота и т.д. - не являются однозначными в смысле научных понятий. То же самое относится и к шести внешним причинам болезней (ветер, холод, летняя жара, влажность, сухость и «шэнь»). Во всех этих понятиях материальные элементы смешиваются с энергетическими или функциональными. В данном случае мы имеем дело с «додекартовской» системой, в которой еще не нашли полного разделения такие понятия, как субъективное и объективное, материальное и энергетическое, физическое и психическое. Этой системе недостает, разумеется, и количественного выражения, меры. В ее изначальной форме китайская медицина, как уже отмечалось, рассматривает только качественные показатели, которые в лучшем случае могут иметь внутрисубъективное происхождение, но не поддаются объективизации в смысле современной медицинской науки. Возможность использования количественных категорий могла бы появиться здесь лишь при условии введения современных, т.е. западных, научных методов.

Логическая взаимосвязь также в значительной степени отсутствует в системе китайской медицины. Таким образом, здание теории традиционной китайской медицины страдает многими недостатками в отношении точности, а вследствие этого также и в отношении возможности проверки и объективности, что полностью осознается в современном Китае.

Тем не менее теоретическая система китайской медицины оказывается весьма богатой с точки зрения ее плодотворности, создав незнакомую современной западной медицине модель мышления, которая обладает тем преимуществом, что может опираться на более чем двухтысячелетний практический опыт. Теория может считаться плодотворной в том случае, если она предлагает единый принцип для большого многообразия явлений, в особенности в том случае, если с самого начала оставалась скрытой связь различных явлений между собой. Причем характерно, что понятие плодотворности теории не всегда тождественно ее надежности.

Свойственный китайской медицине принцип подхода к человеческому организму как к единому целому проявляется в рассмотрении происходящих в нем функциональных процессов, которые могут быть объединены под общим понятием «ци».

В этой связи следует привести заключение известного английского китаеведа Джозефа Нидхэма о научности древнекитайского мышления: «Китайские мыслители должны были потерпеть фиаско в научном отношении, возможно, потому, что относились с большим недоверием к силе разума и логики. Они познали относительность, сложность и бесконечность Вселенной, стремясь к миропониманию эйнштейновского типа, не заложив для этого, однако, ньютоновских основ. В таких условиях наука не могла получить соответствующего развития». Нидхэм имел при этом в виду, по-видимому, несколько суженное понятие науки, свойственное XIX веку. Данное нами в начале этого раздела философское определение понятия «наука» не является основанием для столь строгой оценки китайской науки. Во всяком случае научное мышление существовало на Западе еще до Декарта, и традиционная китайская медицина может быть поставлена на одну ступень с ним.

Медицина в Китае существенно отличается от европейской. В то время как в Европе лечат болезнь и ее проявления, восточные целители на протяжении тысячелетий рассматривали человеческий организм как единую систему, в которой все взаимосвязано. По этой причине китайские медики считают, что следует обследовать состояние всего организма, а не отдельного органа. Столь непривычный подход дает свои результаты – по данным Всемирной организации здравоохранения, методы китайской медицины признаны действенными и активно внедряются в практику западных врачей.

Секреты народной медицины Китая

Китайская народная медицина – одна из древнейших систем лечения в мире, ее история насчитывает более трех тысяч лет. На протяжении многих веков китайские мудрецы хранили учения об оздоровлении человека. Известно несколько книг, в которых изложены основные принципы этого учения и древнейшие методы лечения:

  • «Нань Дзен»
  • «Шан Хань Лун»
  • «Вэнь Йи Лунь»

Все без исключения методы китайской медицины нацелены на то, чтобы помочь человеку, ничем ему не навредив.

Лечение базируется на трех «китах»: фитотерапии, иглорефлексотерапии и гимнастике. Кроме того, китайские лекари активно применяют ванны, компрессы, массаж.

Важнейшим достоинством медицины Китая является ее профилактическая направленность. Преимущества такого подхода очевидны: если заболевание выявить на ранней стадии, пациенту помогут поддержать здоровье простые методы, такие как диета, соблюдение определенных правил поведения, массаж и пр.

Следует отметить, что процесс лечения в древнем Китае мог продолжаться очень долго. Это объяснялось тем, что сначала врач стремился устранить основные симптомы заболевания, а потом, после того как человек чувствовал себя намного лучше, приступал к устранению причины болезни, чтобы предупредить возможные осложнения в дальнейшем. Поэтому врач в Китае – это не специалист по болезням, а специалист по здоровью.

Центром старинных методик лечения является больница народной медицины Китая Хэйхэ. Здесь оказывают качественные стоматологические услуги, проводят действенные физиотерапевтические процедуры и массаж.

Принципы традиционной медицины

Китайская медицина берет свое начало от раннего учения даосских монахов, а все ее методы заключаются в совершенствовании духа и тела и установлении баланса между ними. По мнению китайских врачей, наше самочувствие зависит от циркуляции жизненной энергии Ци, а также от баланса женской энергии Инь и мужской Ян. И если энергообмен нарушен, это непременно обернется болезнями и недомоганиями. Следовательно, нужно лечить не симптом, а причину, восстанавливая гармонию организма.

Основополагающим принципом китайской медицины является лечение натуральными средствами. Медики, владеющие специальными знаниями, могут вернуть энергию в тело человека с помощью трав, акупунктуры, массажей. Один из самых известных китайских ученых Гао Цзун описал в своих трактатах несметное количество растений, способы лечения при помощи камней, минералов, овощей и фруктов.

Ключевые методы лечения в китайской медицине

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Традиционная китайская медицина насчитывает десятки методик. К наиболее распространенным из них относятся:


Основы профилактики недугов

Основой профилактики медицина Китая считает массаж и диету. Китайские целители уверены, что эти методы могут остановить болезнь в самом начале и не позволят ей перейти в хроническую форму.

Кроме того, по их мнению, необходимо улучшать состояние иммунной системы человека и устранять патогенные факторы – причины, провоцирующие заболевания.

Большое значение для китайцев имеет здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек и следование определенным правилам. К примеру, многие жители городов утром и вечером выходят в парки и занимаются гимнастикой цигун. У этой гимнастики немало общего с йогой – она также предполагает медленные плавные движения и контроль за дыханием. Цигун помогает гармонизировать состояние тела и духа и позволяет энергии Ци течь свободно. В результате это значительно улучшает снабжение кислородом мозга и всех систем и органов человеческого тела, повышает концентрацию внимания и работоспособность, снимает мышечное напряжение и нормализует давление.

Цены на медицинские услуги в Китае

Китай славится высоким уровнем медицинского обслуживания. На территории Китая находятся десятки известных на весь мир клиник, которые предлагают проведение качественного обследования и лечения у высококвалифицированных узкопрофильных специалистов.

Платная или бесплатная медицина в Китае – этим вопросом задается каждый, кто задумывается о лечении в этой стране. Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что бесплатное лечение возможно только для граждан Китая, для всех иностранцев медицинское обслуживание платное. Однако несмотря на то что местные врачи прекрасно знают свое дело, стоимость лечения в китайских клиниках и медицинских центрах на 40%, а то и на 50% меньше, чем в Европе или Америке.

Сумму, которая понадобится для оплаты услуг, пациент узнает непосредственно после проведения обследования. Сама же консультация специалиста обойдется в 20-75 долларов США. При этом стоимость палаты может доходить до 200 долларов в сутки.

И все же китайские медицинские центры, объединяющие в своей работе древние традиции с современными научными достижениями, становятся все более востребованными, а популярность китайской медицины среди пациентов растет благодаря сравнительно невысокой стоимости услуг и высокому уровню обслуживания и лечения.

Как меня лечили в Китае? Китайская медицина: Видео

В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и «Враждующих империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.

При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи семисот лет назад. Хуа Туо, живший с 112 до 207 г. н.э., использовал для анестезии при своих смелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который изложил основополагающее и обширное учение в области медицины, которое оставалось обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков.

Другой значительной вехой в истории китайской медицины является опубликование Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо Ган-Му». В общей сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.

И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э - 220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир, Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская книга по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и французский, и получила широкое распространение в западном мире.

Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX века начался упадок традиционной медицины в Китае. Господствующая верхушка страны начала отдавать предпочтение западной медицине; традиционная китайская медицина подвергалась дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в упадок. Дело дошло до настоящего подавления китайской медицины при гоминдановском правительстве (1912-1949 гг.). Лишь после прихода к власти Мао Цзэдуна произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло ей снова мировое признание. В настоящее время в КНР признают, что будущее китайской медицины заключается в соединении традиционной китайской и современной западной методик.

Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в эпоху от династии Инь (1324-1066 гг. до н.э.) до династии Чжоу (1066-1221 гг. до н.э.) различия существовали между диетологией (Инь-ян-и), лечебной медициной (Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией (Шоу-и). В период от династии Тан (618-907 гг.) до династии Сун (960-1279 гг.) китайская медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11 различных направлений:

  1. Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).
  2. Общая медицина (Цзэ-и).
  3. Педиатрия (Хао-фэн-май).
  4. Лечение параличей (Фэн-га).
  5. Гинекология (Фу-гэ).
  6. Офтальмология (Ян-гэ).
  7. Стоматология (Гоу-ци).
  8. Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).
  9. Ортопедия (Чжен-гу).
  10. Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).
  11. Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура
    (Чжень-цзю).

В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология, ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве врачебной специальности. Единственным из всего этого, что стало известно на Западе, является иглоукалывание и прижигание, «акупунктура». Все эти различные специальные области имеют общую теоретическую основу, которая впервые комплексно излагается для западных врачей в настоящей книге.

Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры китайская медицина знает следующие методы воздействия, которые используются в соответствии с показаниями в различных областях медицины:

  1. Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).
  2. Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).
  3. Банки (Хуа-гуань).
  4. Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).
  5. Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа)
    (Шуй-лао).
  6. Бальнеотерапия (Ю-фа).
  7. Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).
  8. Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).
  9. Грязи (Ни-лео).
  10. Лечебная гимнастика (Дао-инь).
  11. Массаж (Дуй-на).
  12. Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).
  13. Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей)
    (Ни-жи).
  14. Надрезы кожи (Га-чжи).

Различные методы находят в настоящее время в Китае многообразное применение во врачебной практике и по возможности совершенствуются.

В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:

    1. Рассмотрение человека в качестве единого целого (Чжен-ди).
    2. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов (Бинь-чжэн)*.

Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин, существующих внутри человеческого организма. Так, в части Су-вэнь книги «Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение (Ха), определенно имеется недостаток ци (функциональное начало, «энергия»)».

А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».

При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина уделяет профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад, находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь». Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)». К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени года.

Целостный подход к анализу явлений

Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений основывается преимущественно на двух факторах:

  1. Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единого целого.
  2. Признания целостности взаимоотношения между человеком и
    природой.

Человеческое тело как органически единое целое

Китайская медицина исходит из того, что различные части человеческого тела находятся между собой в тесной органической взаимосвязи. Центр этого органического целого находится в пяти плотных органах, отношения которых к другим частям тела устанавливаются через систему каналов (Чин-люо), включающую согласно традиционным китайским представлениям кровеносные сосуды и нервные пути. Действие системы каналов проявляется во взаимодействии между отдельными плотными и по-лыми органами и в обмене между внутренними органами и другими частями тела.

В мире не так много стран, чья медицина успешно изучала бы и применяла на практике традиционные методы лечения, древнейшую философию и фармакологию. Чаще всего специалисты склоняются к одной из этих составляющих. А лечение в Китае имеет к тому же еще одну важную отличительную черту: пациент здесь воспринимается не просто как живой организм, а как маленькая вселенная, которая неразрывно связана с окружающим миром. Именно такое представление о человеке и является тем фундаментом, на котором строится вся методика воздействия на организм, принципиально отличная от всего того, что вообще существует в мировой медицинской практике.

Виза для выезжающих на лечение в КНР

Тем, кто намерен пройти диагностику, лечение или просто оздоровиться в одном из медицинских учреждений Поднебесной, непременно потребуется визовое разрешение на въезд в страну. Причем оно понадобится как самому пациенту, так и лицам, сопровождающим его.

Существует два вида китайской медицинской визы:

  • S1 – выдается на период от 180 дней;
  • S2 – оформляется на период до 180 дней.

При этом количество дней, которые иностранный гражданин сможет провести в Китае в рамках своей визы, устанавливается исключительно консульским отделом. Чтобы получить возможность пересечь границу несколько раз, придется предоставить детальную схему лечения или реабилитации, которая выдается лечащим врачом. По этой причине, если вы точно знаете, что процесс займет более полугода, сразу заказывайте визу категории S1.

Пакет документов

Подготовка необходимых бумаг для путешествия – один из самых важных этапов. При этом некоторые усилия придется приложить не только выезжающему за рубеж, но и принимающей стороне. В частности, сотрудники клиники должны подготовить приглашение, оригинал или копия которого направляется в Консульство на имя генерального представителя Китая в данном учреждении.

Оформляется приглашение на фирменном бланке медучреждения и содержит в себе следующую информацию:

  • данные о самом медицинском учреждении;
  • сведения о приглашенном пациенте (ФИО, дата рождения, номер заграничного паспорта);
  • дата путешествия (с указанием того, сколько займет лечение);
  • цель посещения;
  • подпись ответственного лица и печать организации.

Обратите внимание на то, что данный документ строго ограничен определенными сроками – 3 месяцами с момента его выдачи.

Что касается приглашенного, то ему в свою очередь придется подготовить следующий пакет документов:

  1. Визовая анкета по форме V.2013.
  2. Оригинал загранпаспорта. Документ должен быть действителен в течение полугода после выезда из страны и иметь две чистые страницы для штампа.
  3. Копия загранпаспорта (страницы с фотографией владельца и выданными ранее китайскими визами, если таковые имеются).
  4. 2 фото.
  5. Копия внутреннего паспорта (разворот с фото и пропиской).
  6. Справка, выданная по месту работы, с указанием оклада.
  7. Выписка о наличии средств на счете.

Очень востребовано лечение в Китае детей. В этом случае к пакету документов необходимо приложить копию свидетельства о рождении, копии паспортов отца и матери и согласие того родителя, который не выезжает за рубеж с малышом.

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

При этом нужно быть готовым к тому, что консульский отдел может потребовать от заявителя дополнительные документы или пригласить его на собеседование.

Куда лучше всего поехать на лечение

Формирование системы здравоохранения Китая началось в 50-е годы прошлого столетия. Тогда власти решили, что их главная обязанность – обеспечить своим гражданам бесплатное медицинское обслуживание. Примерно к 70-м годам стало понятно, что денег в стране для внедрения бесплатной медицины недостаточно, и реформирование зашло в тупик. И хотя рабочий санаторий в Китае как символ социальных гарантий продолжает существовать и сегодня, далеко не все заведения данной категории являются абсолютно бесплатными.

Следует отметить, что медицинский туризм в Поднебесную с каждым годом пользуется все большей популярностью. Секрет такого успеха кроется в самом подходе к лечению, которое основано на следующих принципах:

  • лечить нужно не болезнь, а ее причину;
  • рассматривать заболевание необходимо в контексте целостной системы организма;
  • следует принимать во внимание связь человека с окружающей его средой;
  • не упускать из виду способность человеческого организма к самовосстановлению.

Кроме того, эта страна славится массой всевозможных нетрадиционных методик лечения. К примеру, лечение нитками в Китае, изготовленными из коллагена, позволяет результативно воздействовать на 18 групп различных заболеваний, включая последствия инсульта и паралича.

Если вы хотите испытать на себе эффективность китайской медицины, тогда вам необходимо непременно запланировать визит сюда: как утверждают специалисты, методики лечения, которые транслируются на внешний рынок, и те, которые используются у себя дома, так сказать, для внутреннего применения, существенно отличаются. Первые – это исключительно маркетинговый продукт, вторые – то, что, собственно, вы и ожидаете получить.

Лечение в санатории в Китае для русских в 2019 году предполагает предоставление целого ряда качественных медицинских услуг.

Китайские медики владеют различными методиками воздействия на болезнь, но применяют их в строго установленном порядке.

Итак, куда же лучше всего поехать, чтобы поправить здоровье и оздоровиться?

Здравицы и клиники Хуньчуня

Небольшой город Хуньчунь пользуется особой популярностью у жителей российского Хабаровска, что обусловлено их территориальной близостью. Расположился он в том самом месте, где сходятся границы Российской Федерации, Северной Кореи и Китая.

В последние годы наметился стремительный рост городской инфраструктуры Хуньчуня, что дает право отнести его к числу приобретающих все большую известность туристических и оздоровительных центров страны.

Этот приграничный городок имеет ряд преимуществ:

  • возможность совместить лечение и приятный отдых благодаря большому количеству достопримечательностей;
  • стоимость лечения в городе Хуньчунь в Китае вполне приемлема, если сравнивать с другими регионами;
  • использование традиционных китайских методов лечения;
  • близость к российской границе (14,5 км).

Все медучреждения здесь государственные или частные. Однако лучше отдать предпочтение Государственной больнице китайской медицины, которая одной из первых открыла свои двери для российских медицинских туристов.

Однако не стоит забывать о том, что Хуньчунь – прежде всего туристический центр, поэтому избегайте тех учреждений, куда вас привозят гиды: цены на отдых с лечением в Китае в таких местах обычно существенно завышены, а качество обслуживания может оказаться далеко не лучшим.

Выбираем клинику в Хэйхэ

Медицинские услуги, которые можно получить в этом городке на Амуре, представлены следующими направлениями:

  • мануальная терапия;
  • лечебный массаж;
  • иглоукалывание;
  • лечение сердечно-сосудистой системы;
  • решение проблем опорно-двигательного аппарата.

И все же тем, кто предпочтет лечение в Хэйхэ в Китае любым другим городам, следует знать о том, что ведущей сферой медицины здесь является стоматология.

Назовем несколько причин, почему стоит остановить свой выбор на клинике, расположенной именно в этом населенном пункте:

  • демократичный уровень цен;
  • прогрессивные технологии;
  • специалисты высокой квалификации;
  • быстрые сроки устранения проблемы;
  • предоставление гарантии.

И главное – жители приграничных регионов РФ могут воспользоваться безвизовым въездом.

Что касается стоимости процедур, то, к примеру, иглотерапия в Китае в одной из клиник Хэйхэ обойдется всего в 172 юаня (25 $), а лечебный массаж – в 103 юаня (15 $). Из медицинских учреждений лучше отдать предпочтение единственной государственной клинике китайской терапии, клинике «Милосердие» (стоматологический центр) или больнице «Хуэй Минь» (самая многопрофильная стоматология в регионе).

Особенности лечения в Санья

Несмотря на то что в городе Санья имеется большое количество пляжей и достопримечательностей, вряд ли он получил бы столь широкую известность, если бы не здравицы и термальные источники, расположенные в его округе.

При этом цены на лечение в Санья в Китае радуют туристов, как и возможности местной медицины. Скажем, программа для тех, кто страдает сахарным диабетом, стоит около 20 400 юаней (3000 долларов).

Свою лепту в скорейшее выздоровление пациентов вносит и климат. Дело в том, что город Санья расположен на острове Хайнань, который снискал славу «территории вечной весны». Погода здесь всегда устойчивая и отличается умеренными температурами, пригодными для отдыха и лечения в любое время года.

Ехать сюда стоит тем, у кого есть проблемы в области:

  • гастроэнтерологии;
  • урологии;
  • проктологии;
  • дерматологии.

Кроме того, местные медики довольно успешно справляются с такими заболеваниями, как остеохондроз, ревматизм, гипертония. К тому же здесь произрастает порядка 137 трав, которые используются при лечении рака.

Лечение в Китае на острове Хайнань в городе Санья лучше проходить в следующих клиниках:

  • Центр традиционной китайской медицины SanYiTang – многопрофильное учреждение;
  • «Сад долголетия» – сочетает терапевтические и спа-методики, применяемые для всех систем организма;
  • Центр «Горизонт» – специализируется на педиатрии, офтальмологии, гинекологии, косметологии.

Медицинские центры в Далянь

Судя по количеству запросов в интернете, лечение в Китае Далянь в 2019 году набирает все большую популярность. Это объясняется сочетанием комфортного морского климата и эффективных лечебных процедур.

Далянь по праву признан самым чистым в плане экологии населенным пунктом страны, а примерно третья часть его территории – это парковая зона.

Приезжать сюда следует людям с такими недугами, как:

  • болезни опорно-двигательного аппарата;
  • поражения кожи;
  • паралич;
  • проблемы желудочно-кишечного тракта;
  • опухоли (злокачественные и доброкачественные);
  • хронический бронхит;
  • детский церебральный паралич;
  • заболевания иммунной системы.

Санатории с лечением в городе Далянь в Китае пользуются огромным спросом, поэтому забронировать курс необходимо заранее. Из всех медицинских учреждений предпочтение лучше отдать военному государственному госпиталю № 210 (общая направленность).

Что касается цен, то дешевле всего лечиться в госучреждениях. Так, к примеру, стоимость лечения в военном госпитале в Китае в Далянь стартует от 8 000 юаней (1200 долларов), а максимальная цена составляет 33 335 юаней (5000 долларов), в то время как в некоторых клиниках минимальный набор медицинских услуг обойдется в 3 000 $. Дело в том, что большую часть стоимости пребывания в государственных больницах оплачивает Министерство здравоохранения.

Но если и таких средств на получение медицинской помощи нет, можно попробовать обратиться в организации, которые помогут собрать их. В этом случае благотворительный фонд оплачивает лечение в Китае в полном объеме.

Подбор клиники в Урумчи

Китайский населенный пункт Урумчи, что в переводе означает «прекрасное пастбище», раскинулся на живописных склонах горной цепи Тянь-Шань. Этот город является общепризнанным центром изучения практики и традиций уйгурской медицины – ключевой ветви традиционной китайской методики. Специфика данного направления состоит в подходе, что все заболевания – это результат наших душевных переживаний и стрессов, способствующий возникновению в организме черной желчи; соответственно детально изучаются все органы и жидкости в организме человека.

Основываясь именно на таком представлении о причинах болезней, лечение в Урумчи в Китае практикует свыше десятка различных клиник. Ведущими среди них являются:

  • городской госпиталь;
  • госпиталь традиционной медицины;
  • Уйгурский госпиталь.

Сюда также приезжают те, кто хочет подлечить своего ребенка – детская клиника Урумчи специализируется на лечении болезней пищеварительной системы, органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Какую клинику выбрать в Удалянчи

Удалянчи – небольшой курортный городок, расположенный в Национальном парке с таким же названием в провинции Хэйлунцзян. Уникальность этого места заключается в том, что в его пределах расположились 5 озер, образовавшихся много сотен лет тому назад и связанных между собой.

Главное сокровище этого курорта – холодные минеральные источники, аналогов которым по составу воды нет нигде в мире.

Долгое время самым крупным санаторием города считался пансионат «Рабочий», который был открыт в 1979 году. Однако на сегодня он утратил былую славу – во многом из-за устаревшего фонда, который давно не обновлялся. В санатории семь отделений. Здесь лечат заболевания кожи, крови, пищеварительной системы, гинекологические болезни и пр. Цены в «Рабочий» санаторий в Удалянчи умеренные. К примеру, иглоукалывание обойдется в 50 юаней (7 $), а лечение бесплодия в 700 юаней (103 доллара США).

Конкурентом прославленного санатория стал центр Син Хуа, открытый в 2014 году. На сегодня он является самым крупным оздоровительным и медицинским учреждением городка.

Особенности лечения в Аньшане

Город Аньшань – третий по размеру населенный пункт в провинции Ляонин. Кроме того что он является центром производства стали, Аньшань еще знаменит своим национальным парком и самой большой статуей Будды, вырезанной из нефрита.

Лечение в Аньшань в Китае проводится в комфортных современных здравницах с использованием традиционных методик лечения. Скорейшему выздоровлению способствует и благоприятный мягкий климат.

Для лечения различных недугов, в частности, бесплодия, заболеваний кожи и опорно-двигательного аппарата, китайские медики успешно используют целебные свойства термального источника, расположенного в этом регионе.

Санаторий Танганцзы

Главная достопримечательность провинции Ляонин – санаторий Танганцзы, который расположен рядом с термальным источником. Данный центр входит в четверку самых крупных физиотерапевтических клиник страны.

Как утверждают специалисты, источник в этих местах образовался несколько миллионов лет назад в результате извержения вулкана. Здесь можно лечиться и проходить реабилитацию по следующим направлениям:

  • восстановление речевых и двигательных функций после инсульта;
  • лечение артрита;
  • проблемы опорно-двигательного аппарата;
  • гинекологические заболевания;
  • поражения кожи;
  • болезни суставов;
  • травмы костной системы;
  • восстановление после лечения рака.

Кроме того, этот санаторий получил признание как лучший в стране диагностический центр по выявлению рака молочных желез. По сравнению с другими центрами, практикующими восточные методики, лечение в Танганцзы в Китае в 2019 году можно считать вполне бюджетным вариантом: стоимость процедур здесь составляет от 10 до 80 юаней (1,5-12 долларов).

Таким образом, для того чтобы выбрать наиболее подходящую клинику в этой стране с экзотическими для нас традициями, нужно исходить из особенностей поставленного вам диагноза и рекомендуемого лечения.

Лечение в Китае без страховки. Как работает китайская больница: Видео

Если какую-нибудь рядовую страну в мире узнают только после страшного происшествия, да и то ситуативно, то некоторые страны заполнили жизнь огромного количества людей по всему миру так сказать материальными средствами собственного производства. К примеру, вещами легкой промышленности, то есть изделиями настолько широкого спроса, от каких и с удовольствием куда-нибудь бы делся, но не получится. Спросите кого угодно: а во что это ты одет? А что ты обул? А какая у тебя посуда? и т.д. В ответ услышишь: да что, китайское, естественно же. Когда бы кто-либо сумел бы подсчитать, какое число различных категорий товаров массового спроса встречает собственного потребителя на широчайших просторах СНГ, и какова их частица произведена в Китае, вышла бы цифра превышающая астрономический масштаб. Наиболее забавное в этом то, что никто и никогда не навязывал Китаю заранее утвержденную и контролируемую роль всемирной кузницы, житницы, и тд.; это государство самостоятельно завоевало право называться в мире тем, кем оно есть на сегодняшний момент.

Итак, всем нам хорошо известна, по крайней мере, одна сторона, которой повернута к нам Поднебесная. Много слышали, да и некоторые встречались и с китайским вариантом коммунизма, и со знаменитой статуей Председателя КНР Мао Цзедуна, а также прочими лидерами, ассоциирующих собой правительство властвующей на их просторах и по ныне Коммунистической партии.

Нашему славянскому народу, наверное, характерна своего рода селективность мышления, отбирающая себе в качестве подпитки предметы для обычной насмешки, банального злорадства, «низкопробного» юмора. В качестве примера можно вспомнить нашумевшую «информацию» о том, как в коммунистическом Китае всеобщими усилиями истребляли воробьев. Лукавая насмешка не обошла стороной и трагедии соседнего народа - так званной "культурной революции", поступков хунвейбинов, наименование которых стало нарицательным. И много чего можно еще упомянуть…

Не привычно нам лишь размышлять о течении самой жизни, о том, что является историей в смысле истинном этого слова. Про то, как Китайская империя дожилась сквозь века до феодальной нищеты, и только в 1949 году, с появлением у власти коммунистов, народ Поднебесной одержал шанс на более-менее заслуженное обращение... Но вернемся к теме уникального китайского здравоохранения.

Пожалуй, каждый без исключения человек, так или иначе сталкивался с огромным богатством традиций старинной китайской медицины. Сущность которой настолько замысловата и сложна, что олицетворяет собой желанную добычу для многочисленных нынешних шарлатанов, эксплуатирующих великое наследие. Кроме того, знания про здоровье человека были описаны здесь в достаточно систематизированном виде, - в списке трактатов, оказавшихся ценнейшими источниками древней философии. В Китае, кроме всего прочего, была начально сформулирована полноценная чисто медицинская концепция, в которой присутствовали понятия о здоровье человека, заболеваниях и лечении. Главные теоретические познания древней китайской медицины полагаются на оригинальных сведениях о полых и плотных висцеральных органах, коллатералях и меридианах, жидкостях человеческого организма. Исследование болезней как определение его причины способом анализа признаков первый раз в истории человечества было использовано в том же Китае. Китайское медицинское учение главным методом избавления от заболеваний назвало использование лекарств, хотя в древнем Китае всегда находили место такие популярные нынче методики, как массаж, иглоукалывание, дыхательные упражнения. Заглядывая несколько наперед уточним, что достижения многовековой медицины совсем не забыты в Китае сегодняшнем. В данный период развития, в государстве присутствует несколько основоположных способов медицинской теории и практики – западный вариант медицины, медицина традиционного типа и смешанный вариант медицины.

Но все-таки, насколько бы ни казались великими достижения древней китайской медицины, доступными они являлись, наверное, только императору Поднебесной, да маленькой группке приближенных чиновников. Простой люд, как и положено, оставался во тьме незнания, а длительность жизни во все века колебалась около показателя в 35 лет. Когда убрать в сторону все мифы, увидим, что настоящим, не побоимся использовать слово, спасителем местного народа и всего общества оказался руководитель Китайской Народной Республики Мао. Только он в середине прошедшего столетия основал экстенсивную (наподобие, нашей советской) систему начальной медицинской помощи, полагающуюся на сельскохозяйственный класс, устранив тем самым неумелых шарлатанов, выдававших свои практики за врачевание традиционализмом. Действительно, наверное, только образец здравоохранения за Н.А. Семашко, экстенсивным путем приблизивший всем медицину туда, где ее столетиями не знали совсем - единственно возможный путь в тех краях, где огромное народонаселение рассредоточено на огромной территории. И действительно можно задуматься над тем: а как же вообще должна выглядеть эффективная структура здравоохранения, охватывающая население, превышающее пятую часть населения всего земного шара?

Еще 40 лет назад в Китае на одну тысячу человек приходилось 1,46 врача и 2,41 больничной койки. В больших городах, типа Пекина, Тяньзиня, Шанхая, существуют огромные специализированные больницы, в том числе клиники с традиционным профилем медицины. В средних по размеру городах каждой провинции и автономного округа также функционируют глобальные и специализированные клиники с новейшим оборудованием. В большинстве провинциальных районов функционируют трехступенчатые лечебно-профилактические учреждения. Но правительство Китая на таких достижениях не остановилось. С 2003 года Китай начал основывать абсолютно новую провинциальную кооперативную систему в области здравоохранения. Она базируется на плате лечения тяжелых заболеваний и собирает средства по принципу конкретной оплаты, общинной помощи и государственного спонсорства. Предусмотрены разные способы компенсации за терапию конкретного гражданина страны. По расчетам данная система охватит в полном объеме все государство. В наши дни по всей республике функционирует образованная 2 года тому назад нормативная и совершенная структура неотложной медицинской помощи для сельских районов; деньги на счет данной службы аккумулируются путем финансовых ассигнований бюджетов всех уровней и добровольных благотворительных взносов отдельных общественных кругов. Подобное отношение к сельским жителям более чем оправдано, - потому как 70% населения страны – жители села, а это порядка 1 миллиарда человек.

Согласно системе общегосударственного санитарного обслуживания и рабочего страхования, основанной в 1950-х годах в Китае вопросы лечения рабочих и служащих финансируются в полном объеме за счет правительственных поступлений. Данная система, пожалуй, со временем показала огромное число упущений, основной из которых состоял в неподъемном финансовом бремени для бюджета общегосударственного уровня. Это было понятно еще под конец 1970-х годов. Именно в тот период новый глава правительства - Дэн Сяопин перешел к внедрению большого числа экономических реформ, что сильно преобразили страну, но также заметно повлияли на систему здравоохранения Китая. Экстенсивная направленность роста не одержала дальнейшей поддержки; получило красный свет и развитие охраны здоровья.

Буквально за последние несколько лет система здравоохранения Китая встретила ряд новых и весьма серьезных препятствий. Одной из которых являются психические расстройства, развывшиеся на фоне возрастающей модернизации государства и уменьшения веса семейных традиций, что кстати, до некоторого предела вполне закономерно. Психическим расстройствам подвержено сейчас 1,43% населения Китая. Нужно сказать, что такой показатель равняется 20% общего числа заболеваний, от которых страдают жители страны. По расчётам, к 2020 году эта частица достигнет уже четверти всех пациентов.

Возникнувший в первой половине 2003 года вирус атипичной пневмонии способствовал получению Китаем ценнейшего опыта в противостоянии экстренным эпидемиям. Значительное дальнейшее развитие приобрели и касающиеся к данному делу учреждения здравоохранения.

Так существует и функционирует система здравоохранения государства, имя которого настолько известно в сегодняшнем мире. Страны старинной, с парадоксальной и необъяснимой историей.