Профессиограмма по профессии врач. Профессиограмма: Врач

Специалист, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний у людей.

Профессия включает множество специальностей, выделяемых по тем системам органов или по тем конкретным заболеваниям, лечением которых занимается врач (терапевт, хирург, офтальмолог, отоларинголог, гастроэнтеролог и т. д.).

Детские врачи — педиатры — тоже имеют более узкую специализацию. Здесь мы не имеем возможности подробно осветить все врачебные специализации, да в этом и нет острой необходимости, поскольку вопрос об их выборе реально встает лишь перед окончанием медицинского института, когда студенты успевают накопить достаточно профессиональных знаний и пройти практики в клиниках различного профиля.

Ведь обучение будущих врачей в институтах проводится по более общим, широким специальностям, таким как «Лечебное дело» или «Педиатрия», и подразумевает подробное ознакомление со всеми основными направлениями медицины (лишь стоматологи получают специальную подготовку с самого начала обучения).

Обычно врач осматривает больного, путем беседы выясняет его жалобы и жизненные обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости использует дополнительные методы обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить, чем именно болен человек (поставить диагноз) и назначить эффективное лечение, лучше всего подходящее именно этому больному.

Оно может включать прием определенных лекарственных препаратов, хирургическое вмешательство, выполнение каких-либо специальных лечебных процедур, назначение диеты и т. и. При повторных встречах с больным врач отслеживает, как идет лечение, и при необходимости меняет назначения. Еще со времен Гиппократа, называемого отцом медицины, известно, что лечить нужно не болезнь, а человека, поэтому опытный врач никогда не действует шаблонно, механически (по типу «раз сердце болит — вот вам таблетки от сердца»), а учитывает множество нюансов, позволяющих максимально индивидуализировать схему лечения.

Помимо непосредственно работы с больными в обязанности врача входит ведение документации, часть рабочего времени выделяется ему также для повышения собственной квалификации и обмена опытом с коллегами. При некоторых специализациях врачи занимаются почти исключительно работой со сложной аппаратурой (для постановки диагнозов или поддержания жизнедеятельности пациентов), а их личный контакт с больными сведен к минимуму.

Большинство врачей работает в специализированных медицинских учреждениях: в поликлиниках и стационарах, в травматологических пунктах, на станциях скорой и неотложной помощи. Имеются вакансии врачей и в различных организациях другого профиля, где предъявляются повышенные требования к здоровью людей и/или деятельность связана с высоким риском (так, собственные врачи есть в спортивных командах, на автои авиапредприятиях, на судах дальнего плаванья, на вредных и опасных производствах и т. п.). Некоторые специалисты, особенно стоматологи, занимаются частной практикой.

Чтобы стать хорошим врачом, требуется высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость, ответственность. Некоторые медицинские специальности предъявляют и дополнительные требования: так, оперирующему хирургу нужны золотые руки — способность совершать очень точно координированные мелкие движения, а также развитое зрительно-пространственное воображение, способность объемно представить себе, что находится в любой области тела.

Профессия требует длительной подготовки, получают ее в специализированных медицинских институтах (в последнее время также открылись медицинские факультеты при некоторых классических университетах). Обучение довольно сложное, занимает 6 лет, но еще не дает права практики. После института нужно продолжить обучение, приобретая медицинскую специализацию и начиная практиковать под наблюдением более опытного коллеги (ординатура или интернатура), что занимает еще 1-2 года, и лишь потом врач получает право практиковать самостоятельно. Помимо изучения собственно медицинских дисциплин, врачи получают основательную подготовку в области химии и биологии.

Современная медицина — слож¬нейшая область знаний, ее возможности огромны, но и вред непродуманное их применение тоже может нанести огромный, поэтому вполне обоснован призыв «не занимайтесь самолечением». Конечно, легкую простуду несложно вылечить и без врача (да она и сама пройдет), но при подозрениях на любые серьезные заболевания за дело должны браться тс, для кого это является профессией.

Спрос на врачей на рынке труда не очень большой, но стабильный, трудоустройство даже для начинающего специалиста проблем обычно не вызывает. Заработная плата сильно зависит от уровня профессионализма и конкретного места работы: у начинающих специалистов, особенно работающих в государственных медицинских учреждениях, она невысока, составляет лишь около половины средней зарплаты в промышленности; у наиболее опытных же врачей, работающих в коммерческих клиниках, может превышать таковую в 3-5 раз. В большинстве зарубежных стран врачи относятся к довольно высокооплачиваемым работникам.

Карьерный рост врача связан прежде всего с повышением уровня его профессионализма. Именно это позволяет трудоустроиться на высокооплачиваемые должности в более престижные медицинские учреждения, успешно заниматься частной практикой. Ведь хорошего врача пациенты буквально «передают с рук на руки», все хотят лечиться именно у него и готовы за это платить, так что остаться без работы ему не грозит.

Возможен также карьерный рост по административной линии (например, стать главврачом стационара), предпринимательство (открытие собственного врачебного кабинета), основание бизнеса в сфере медицинских услуг. Некоторые врачи связывают карьерный рост с работой в зарубежных странах, но это, как правило, требует дополнительной подготовки, хотя бы краткосрочного обучения за рубежом (и, разумеется, прекрасного знания иностранного языка).

Содержание деятельности: Устанавливает диагноз, проводит лечение и восстановительную терапию больных. Оказывает медицинскую помощь при заболеваниях органов дыхания, пищеварения, сердечнососудистой системы, почек, крови, эндокринных желез, обмена веществ и др. Использует традиционные методы непосредственного исследования (опрос, осмотр, ощупывание, выстукивание, выслушивание), биохимические и инструментальные методы диагностики. Осуществляет лечение больных при помощи консервативных методов: лекарственных средств, диеты, лечебной физкультуры, санаторно-курортного лечения. Выполняет необходимые медицинские мероприятия, осуществляет экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности больных, противоэпидемические мероприятия и организацию лечения при массовых инфекционных заболеваниях.

Рабочее место: работа в помещении.

Режим труда: ненормированный.

Профессиональные вредности: большая ответственность за здоровье и состояние больных.

Квалификационные требования:

Должен знать:

- основы общетеоретических и клинических дисциплин;

- анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека, взаимосвязь функциональных систем организма, причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления, симптомы заболеваний;

- тактику ведения больных; приемы неотложной медицинской помощи.

Средства деятельности: использует диагностическое оборудование и инструменты, другие приспособления.

Требования к профессионально важным качествам: внимательность, аккуратность, склонность к работе с людьми, хорошая память.

Специальность: лечебное дело. Учебное заведение, осуществляющее обучение по данной специальности:

Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата, нервно - расстройства, нарушения зрения и слуха, имеющим инфекционные заболевания.

«ВРАЧ – ХИРУРГ»

Содержание деятельности: Хирургия наряду с терапией и акушерством относится к древнейшим медицинским специальностям. Она изучает болезни, основной метод лечения которых - оперативное вмешательство. В ее ведении также - разработка приемов, методов и особенно техники выполнения операций.

Специализация современных хирургов идет по множеству направлений, среди которых: офтальмология, оториноларингология, урология, ортопедия, травматология, кардиохирургия, пульмонология, нейрохирургия, пластическая хирургия, микрохирургия.

Основная деятельность хирурга - оперативное вмешательство. Однако его работа не ограничивается только этим. Любой хирург, прежде чем приступить к операции, обязательно обследует больного.

Цели обследования - уточнение диагноза, установление сроков операции, выбор метода операции. В послеоперационный период хирург наблюдает за общим самочувствием больного, за состоянием операционной раны; назначает лечебные и общеукрепляющие процедуры, перевязки.

Условия деятельности:

Рабочее место: в помещении.

Режим труда: нормированный.

Профессиональные вредности: работа с медицинскими препаратами и выполнение хирургических операций.

Квалификационные требования:

Должен знать:

- методы и принципы оперативного вмешательства;

- нормальную и патологическую анатомию и физиологию человека, терапию, фармакологию;

- асептику и антисептику;

- виды анестезии (обезболивания);

- предоперационную подготовку и послеоперационный уход;

- виды хирургического инструментария и его применение.

Должен уметь:

- обследовать больного с целью уточнения диагноза, установить оптимальные сроки операции, выбрать метод и методику операции, осуществить оперативное лечение, назначить лечебные и общеукрепляющие процедуры.

Средства деятельности: функциональные средства труда. В качестве вспомогательных средств труда используется специальное диагностическое и хирургическое оборудование.

Требования к профессионально важным качествам: эмоционально-волевая устойчивость; выдержка, физическая и психическая выносливость высоко развитая ответственность, большой объем долговременной памяти, хорошо развитый аналитический ум, острая наблюдательность, способность к точным микродвижениям рук и к крупным силовым действиям (например, вправление вывихов).

Профессиональное образование:

специальность: лечебное дело. Учебное заведение, осуществляющее обучение по данной специальности:

Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата, тремор рук.

Сегодня общество и государство меняют свое отношение к здравоохранению

В нашем городе на профессию врача наблюдается огромный спрос, стране катастрофически не хватает кадров. Эта профессия во все времена была востребована, ведь здоровье на протяжении всей жизни не может быть идеальным, в частности человеку, характерно его ухудшение, особенно на протяжении долгих лет. Каждый из нас стремится быть здоровым, ведь никому не нравится болеть, но всё же человеку это свойственно. И именно врачи занимаются тем, что пытаются его наладить, улучшить…

Этой специальности никогда без хлеба точно не останетесь

Несмотря ни на что профессия врача все еще остается уважаемой и популярной, ее окутывает ореол таинственности, поскольку лечение больных всегда было сродни магии и волшебству.

История профессии. Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов.

Начиная с XVII в. качество подготовки врачей постоянно улучшается, совершенствуются формы организации здравоохранения. В настоящее время медицинская наука находит все новые и новые причины и механизмы развития болезней, вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения и предупреждения различных болезней.

Тип профессии - человек - человек.

Класс профессии - эвристический.

Профессиональная область - здравоохранение, медицина.

Базовое образование - высшее профессиональное образование.

Условия труда . Во время работы врач находится в помещении и вне помещения, возможны длительные командировки. Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

Доминирующие виды деятельности:

  • 1) выявление причин различных заболеваний;
  • 2) оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
  • 3) диагностика и лечение больных в стационаре и амбулаторно;
  • 4) осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
  • 5) внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
  • 6) осуществление санитарно-просветительской работы среди населения;
  • 7) осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
  • 8) оказание помощи при формировании здорового образа жизни;
  • 9) разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. Способности: способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания; способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для лечения данного заболевания; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур; быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли.

Личностные качества, интересы, склонности: терпеливость и выдержанность; доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; оптимистичность; внимательность; готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; бескорыстность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности : безответственность; невнимательность; эгоистичность; эмоциональная несдержанность; жестокость; брезгливость; нетерпимость; рассеянность.

Области применения профессиональных знаний : научно-исследовательские институты; медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти); образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы); социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка); предприятия; правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура); МЧС, службы спасения; военные организации.

Преимущества профессии - разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии - высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов; необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда, новые приемы и методы работы.

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и социальный) : диетолог; психотерапевт; логопед; стоматолог; медсестра; следователь; социальный работник.

Учебные заведения, обучающие данной профессии.

  • 1. Российский государственный медицинский университет (РГМУ).
  • 2. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова (ММА).
  • 3. Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ).
  • 4. Государственная классическая академия им. Маймонида (ГКА).
  • 5. Российский университет дружбы народов (РУДН).
  • 6. Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.

ПРОФЕССИОГРАММА «ВРАЧ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

Врач , по определению толкового словаря,- это лицо с высшим медицинским образованием , лечащее больных. Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.

Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.

В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами . У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных. Операции, которые делал врач, были несложными и выполнялись с помощью инструментов, использовавшихся в быту, например, кузнечные клещи, ножи.

В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.

В сфере медицины существует пять специальностей:

1. «Лечебное дело » – врач подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения

КАЧЕСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА

    стрессоустойчивость умение управлять собой, личная организованность социальный интеллект (умение понимать поведение других людей) коммуникативные способности ответственность способность сопереживать больным способность правильно ориентироваться в экстремальных условиях уравновешенность тактичность

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

    нервно-психическими сердечно-сосудистыми опорно-двигательного аппарата хроническими инфекционными верхних дыхательных путей аллергическими зрительного, слухового анализаторов речеголосового аппарата

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

· научно-исследовательские институты

· медицинские организации (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, здравпункты, амбулатории , фельдшерско-акушерские пункты)

· образовательные организации (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, вузы, организации дополнительного образования)

· социальные организации (приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка)

· военные организации

История профессии. Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов.

Начиная с XVII в. качество подготовки врачей постоянно улучшается, совершенствуются формы организации здравоохранения. В настоящее время медицинская наука находит все новые и новые причины и механизмы развития болезней, вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения и предупреждения различных болезней.

Тип профессии - человек - человек.

Класс профессии - эвристический.

Профессиональная область - здравоохранение, медицина.

Базовое образование - высшее профессиональное образование.

Условия труда . Во время работы врач находится в помещении и вне помещения, возможны длительные командировки. Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

Доминирующие виды деятельности:

1) выявление причин различных заболеваний;

2) оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;

3) диагностика и лечение больных в стационаре и амбулаторно;

4) осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;

5) внедрение новых препаратов и лекарственных средств;

6) осуществление санитарно-просветительской работы среди населения;

7) осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;

8) оказание помощи при формировании здорового образа жизни;

9) разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. Способности: способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания; способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для лечения данного заболевания; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур; быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли.

Личностные качества, интересы, склонности: терпеливость и выдержанность; доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; оптимистичность; внимательность; готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; бескорыстность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности : безответственность; невнимательность; эгоистичность; эмоциональная несдержанность; жестокость; брезгливость; нетерпимость; рассеянность.

Области применения профессиональных знаний : научно-исследовательские институты; медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти); образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы); социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка); предприятия; правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура); МЧС, службы спасения; военные организации.

Преимущества профессии - разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии - высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов; необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда, новые приемы и методы работы.

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и социальный) : диетолог; психотерапевт; логопед; стоматолог; медсестра; следователь; социальный работник.

Учебные заведения, обучающие данной профессии.

1. Российский государственный медицинский университет (РГМУ).

2. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова (ММА).

3. Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ).

4. Государственная классическая академия им. Маймонида (ГКА).

5. Российский университет дружбы народов (РУДН).

6. Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.