Традиционная китайская медицина, аюрведа, тибетская медицина. Основы тибетской медицины Обучение Arrow down Arrow up

ТРИ АСПЕКТА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ. Раздел 1. Основы теории

Для того чтобы освоить возможности тибетской медицины, ученику следует изучать этот предмет не один год. Если у кого-то возникает желание следовать таким путем, углубить и расширить свои познания в области духовных методик целительства, то можно обратиться к более системным материалам или изучать этот предмет в специальных учреждениях. Однако, если говорить коротко об основах теории тибетской медицины, следует отметить следующее: в основе этой древней тибетской методики лежит утверждение, что в организме человека доминируют три основные доши (три жизненных начала) - бедкен (слизь), трипа* (желчь), рлунг (ветер). Эти доши в своей сути есть комбинации первоэлементов (земля, вода, огонь, ветер, пространство) и являются базовыми предпосылками как в диагностике, так и в методах терапии.

При нарушении гармонии первоэлементов и сбалансированности дош в организме возникают различного рода расстройства, которые можно называть более привычным словом - болезни. В тибетской медицине различают два основных вида болезней - болезни холода и болезни жара, но они начинаются на уровне ума: омрачение страстью провоцирует расстройство рлунг (ветер), гнев вызывает дисбаланс доши трипа (желчь), а неведение нарушает дошу бедкен (слизь). Каждая из дош делится на пять основных составляющих:

1. Ветер (рлунг):
- поддерживающий жизнь;
- восходящий; - всепроникающий;
- сопровождающий огонь; - очищающий вниз.

2. Желчь (трипа):
- пищеварительная; - изменяющая цвет;
- творящая (характер); - зрительная;
- очищающая цвет лица.

3. Слизь (бедкен):
- поддерживающая;
- смешивающая (еду и питье);
- ощущающая (вкус);
- удовлетворяющая;
- соединяющая (суставы).


Различные причины и условия жизни провоцируют расстройство вышеописанных составляющих и могут влиять, как в сторону увеличения силы доши, так и в сторону понижения ее функции, что приводит в целом к дисбалансу самих дош и составляющих их элементов. Каждая доша имеет свою основную функцию и приоритеты в теле человека.

1. Действие доши ветра (рлунг) обеспечивает вдох и выдох, дает силу, приводящую тело в движение, руководит перемещением телесных сил внутри тела, дает ясность органам чувств и ведет за собой тело. Ветер опирается на крестец, поясницу и находится в нижней части тела человека.

2. Действие желчи (трипа) обеспечивает чувство голода, жажды, влияет на процесс питания и переваривание; желчь порождает телесное тепло, проявляет или очищает цвет лица, дает человеку храбрость и разум. Желчь опирается на диафрагму и находится в середине тела.

3. Действие слизи (бедкен) укрепляет тело и разум, прочность суставов, обеспечивает мягкость и маслянистость тела. Слизь опирается на головной мозг и находится в верхней части тела человека. «Дорогами передвижения» ветра, слизи и желчи в организме человека являются: - силы тела (прозрачный сок, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя); - нечистоты (кал, моча, пот, ногти, волосы, ушная сера, смазка и выделения отверстий тела); - органы чувств; - плотные органы (сердце, легкие, печень, селезенка, почки); - полые органы (желудок, желчный пузырь, тонкая кишка, мочевой пузырь, семенник).

Если проследить систему формирования расстройств дош, то можно сказать следующее.

1. Болезни ветра накапливаются весной и приходят в движение летом, вечерами (с 14 до 18 час.), на рассвете (с 2 до 6 час.).

2. Болезни желчи накапливаются летом и активизируются осенью, в полдень (с 10 до 14 час.), в полночь (с 22 до 2 час.).

3. Болезни слизи накапливаются зимой, а весной проявляются наружу, также активны в вечерних сумерках (с 18 до 22 час.) и утром (с 6 до 10 час.).

Ветер, желчь и слизь бывают спокойными и возбужденными. Если уметь распознать данные состояния дош, то можно узнать все об основах болезни. Выше упоминалось, что в тибетской медицине выделяют две основные категории болезней - это болезни холода и болезни жара. Болезни холода в широтах Европы случаются намного чаше, чем болезни жара, климат здесь сырой и холодный, что провоцирует расстройства рлунг и бедкен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения их функций.

В рамках доктрины тибетской медицины существуют четыре основных условия, способствующих накоплению или истощению той или иной доши, т.е. виновники болезней: - климатические провокации; - хронические болезни; - провокации вредоносных духов; - кармические болезни. Кроме того, болезни могут провоцироваться неправильным питанием и образом жизни. Под климатическими провокациями также подразумевается переохлаждение от низкой температуры и перегрев, например, на солнце. Кроме всего прочего, провокацией может быть и доминирующая в данный сезон энергия, приводящая к расстройству одной из дош или к комплексным проблемам. Например, в зимний период доминирует доша слизь (бедкен), а весной, независимо от температуры, влажности и места на планете, всегда доминирует рлунг, приводя в дисбаланс дошу ветра. Дисбаланс дош бедкен и рлунг (холодных дош) может привести к обострениям хронических (холодных) расстройств. В тибетской медицине основными средствами лечения являются: - питание; - образ жизни; - процедуры; - лекарства. Под питанием подразумевается и питье в том числе.

Индусы говорят: «что мы едим, тем мы и являемся», это утверждение также принято и в тибетской традиции лечения. Питание в методике исцеления вообще является очень важным фактором, а в тибетской медицине оно стоит на первом месте по силе воздействия на доши и на организм человека в целом. Все продукты питания в своей основе также делятся на три доши и, соответственно, обладают свойствами слизи, желчи и ветра. Кроме того, у каждого продукта питания есть свои особенности. Продукты могут быть горячими или холодными как по температуре, так и по действию на тело и доши. Например, действием ветра (холодным действием) обладают сырые овоши и фрукты, фруктовые соки, чай, кофе, вино, пиво и т.д. Включая бесконтрольно эти продукты и напитки в свой рацион питания, можно привести в дисбаланс доши и функции внутренних органов. Дошу слизь (бедкен) усиливают молочнокислые продукты, а также пиво, жирные продукты, которые тяжело перевариваются (например, злаковые - пшеница и т.д.), недоваренная и холодная (сырая) пиша и т.д. Слизь также возбуждают продукты питания холодного свойства по температуре и по действию. К продуктам, усиливающим дошу желчь (трипа), можно отнести мясо (баранину, говядину), рыбу, пищу с острым вкусом, специи со жгучими свойствами, например, перец, соль, куркума и т.д. Это продукты теплого или горячего свойства и по температуре, и по действию.

Масла также бывают разными по действию. Топленое масло гхи считается теплым или горячим. Также горячим считается кунжутное или сезамовое масло, оливковое - более теплое, а подсолнечное провоцирует слизь и считается холодным по действию. Кипяток - горячего действия, холодная вода - холодного действия, такое же действие и у молока. Чай и кофе при любой температуре всегда холодного свойства. Сахар имеет крайне холодные свойства, а мед, напротив, горячего действия.

Свойства продукта можно определять по вкусу. В зависимости от того, какой вкус или группа вкусов преобладают в продукте, можно узнать, какие элементы (огонь, вода, земля, ветер) доминируют в нем. Ниже указаны элементы, которые в сочетании образуют вкусы.

Элементы Вкусы

ЗЕМЛЯ + ВОДА = СЛАДКИЙ
ЗЕМЛЯ + ОГОНЬ = КИСЛЫЙ
ВОДА + ОГОНЬ = СОЛЕНЫЙ
ВОДА + ВЕТЕР = ГОРЬКИЙ
ВЕТЕР + ОГОНЬ = ЖГУЧИЙ
ЗЕМЛЯ + ВЕТЕР = ВЯЖУЩИЙ


Если известно, какими свойствами обладают элементы и их сочетания, то, определив вкус продукта, можно судить и об его свойствах. Например, ЗЕМЛЯ + ВОДА - это тяжесть и холод, именно такими свойствами обладает доша бедкен (слизь). Молочнокислые продукты имеют свойства слизи, ведь они выглядят как слизь и такие на вкус (имеют сладкую основу). ЗЕМЛЯ + ОГОНЬ - более горячее сочетание, поскольку здесь присутствует элемент огня. Таким образом, можно определять свойства продуктов и балансировать доши человека, включая полезные для организма или исключая нежелательные продукты из рациона.

В мире нет абсолютно вредных или абсолютно полезных продуктов питания. Диета, как правило, подбирается под конкретные доши человека и в зависимости от их расстройств, учитывая возраст пациента, пол, время года и т.д. Вопрос: Правда ли, что в Китае лечат голодом, а в Тибете - усиленным питанием? При болезнях слизи голод полезен, а при истощении рлунг (ветра) - вреден. Какая-либо диета или голод рекомендуется только в конкретных случаях и при точном определении расстройств.

В тибетской медицине нет общих рекомендаций: унифицированные системы питания или бесполезны, или вредны. Например, при истощении рлунг надо человеку много спать, нельзя переохлаждаться, вредно много говорить или общаться с неприятными людьми, не следует перевозбуждаться алкоголем, кофе, чаем и т.д. Не рекомендуется посещать увеселительные заведения, где много шума, гае провоцируются сильные эмоции. Наркотики и всякие стимуляторы, даже легкие, вообще никому не полезны, а истощенным людям - тем более. Часто современные врачи при истощении рлунг прописывают антидепрессанты или другие препараты, так называемые «иммуномодуляторы», тем самым еще больше усугубляют это истощение.

Все стимуляторы по своей сути наркотики, они только открывают доступ в резерв энергии рлунг (ветра), но ничего туда не добавляют, отчего истошение ресурсов тела и психики только усугубляется. С повышенным бедкен (слизь) все наоборот: людям, склонным к полноте и с расстройствами слизи, полезно больше двигаться (активизировать рлунг), надо мало есть, можно пить горячий алкоголь (водку, коньяк, но в меру), следует меньше спать и больше работать физически, например, тренироваться. Целитель должен в своих рекомендациях следовать принципу, но не штампу и четко понимать смысл любой проблемы пациента. С повышенной желчью (трипа) нельзя употреблять горячую пищу как по температуре, так и по действию, также не показаны крепкие алкогольные напитки, острая, соленая и слишком кислая еда. С подъемом желчи можно пить пиво, хотя для людей с расстройствами рлунг и бедкен пиво очень вредно. Что касается образа жизни, то при повышенной желчи нельзя возбуждать ум и участвовать в разных соревнованиях, не рекомендуется жаркий климат и перенапряжение в работе. При повышенной концентрации желчи в крови кровеносные сосуды спазмируются, что может привести или к инфаркту или к инсульту. Желчь имеет свойство стягивать мышцы и сосуды, а если при этом усилен и рлунг (такое сочетание называют «горячий ветер»), может начаться цепная реакция, и некоторые внутренние органы (например, сердце) могут отказаться функционировать ввиду сильнейшего давления рлунг и жара, это надо знать и всегда помнить.

Этот «горячий ветер» также провоцируется наркотиками, отсюда очень частые летальные исходы в среде наркоманов при передозировках. Если провести аналогию, то соревновательный экстаз у спортсменов очень похож на экстаз, вызванный стимуляторами или наркотиками, потому бурные эмоции могут быть причиной сильного расстройства ума или рлунг (ветра). Гиперэмоции разрушают ваджрное тело (энергетику личности) и приводят доши в дисбаланс. В современном обществе уже стало нормой в течение недели испытывать депрессию, а в выходные дни компенсировать это избыточными эмоциями, разрушая личность алкоголем, разного рода развлечениями, наркотиками или избыточным сексом и т.д. Такой «рваный» образ жизни ведет к быстрому истощению и расстройствам тела, энергии и ума.

На втором месте после питания в практике тибетской медицины стоит образ жизни, им также можно регулировать очень многие условия и избавляться от причин, вызывающих различные расстройства. На третьем месте стоит мокса и другие процедуры, а лечение лекарствами - на четвертом. Исхода из сказанного, можно сделать вывод: самые доступные средства терапии для балансировки дош и элементов тела и энергии у нас всегда есть в наличии, к тому же это очень эффективные средства и совершенно безвредные. Если существует понимание этого аспекта, то у целителя и пациента есть возможность достаточно легко воздействовать на причины расстройств посредством регулировки питания, образа жизни, процедурами, а также другими доступными средствами терапии.


Рецепты Востока проверенные вековой практикой становятся все более популярными последнее время. Очередные открытия медицины очень часто оказываются близки к средствам, рекомендованным восточными целителями. И это неудивительно, ведь жизнь в нелегких климатических условиях требовала особой стойкости здоровья и духа. Большинство восточных рецептов основывается на трех китах: гармонии духа, правильном и сбалансированном питании и правильном отношении к работе и отдыху. Не в этой ли нарочитой простоте секрет современной популярности восточных рецептов и снадобий? Помните ли вы бальзам «Звездочка», которым лечили почти все болячки и похож ли он на множество нынешних лекарств, направленных на решение одной узкой проблемы?

В этой статье мы попробуем разобраться, в чем отличие восточной философии медицины от западной, а в остальных статьях рассмотрим примеры тибетских и восточных секретов молодости и долголетия:

  1. Царский рецепт для простых людей;
  2. Еще один рецепт с чесноком.

Рецепты тибетских мудрецов пользуются особой популярностью у российских граждан. В отличие от западной философии восточная мудрость зиждется на знаниях, проверенных веками. Они утверждают, что лечение основывается немного на лекарстве и много на своем отношении к жизни. Западные врачи и лекари были склонны лечить своих пациентов в, основном полагаясь на лекарство и совсем чуть-чуть на стойкость больного. И только в крайних практически смертельных исходах они усматривали волю всевышних сил и рекомендовали пациенту и его родственникам молиться и верить.

Западная медицина становится все более финансово-заинтересованной. Никто не спорит с тем, что ряд лекарств действительно приносит облегчение и достаточно быстрое выздоровление. Однако чем эффективнее и быстро действеннее препарат работает, тем больше он обычно стоит. Особенно это касается лекарств от серьезных заболеваний, которые считаются смертельными.

Восточные целители считают, что только сила духа способна поднять человека на ноги при суровой болезни. Поэтому все медицинские трактаты свидетельствует о широком применении довольно недорогих и доступных средств совместно с аскетичным образом жизни. Чем меньше излишеств, тем сильнее дух и здоровее тело. Лекарство способствует выздоровлению, но спасает себя человек сам, а не какое-то волшебное снадобье.

Вместе с тем, рецепты восточных и тибетских целителей считаются практически волшебными, благодаря их оздоровительному действию с длительным эффектом. В этой статье будут рассмотрены некоторые из таких рецептов, которые заинтересовали наших современников благодаря своей простоте и эффективности.

Что такое молодость и почему мы так за ней гонимся?

Молодость – это состояние души и тела, свойственное людям молодым в силу их не испорченности излишествами и пороками. Когда тело противостоит болезням само и желает жить, когда оно полно энергии и чистоты – физической и душевной.

Восточная медицина во многом направлена именно на очищение тела и возвращение его к «молодому» состоянию. Конечно, с возрастом наступают необратимые изменения, накладываемые и жизненными обстоятельствами и образом жизни. Однако те, кто следует канонам восточной мудрости, более длительное время отмечают отсутствие «симптомов» старости и состояние бодрости тела и духа, полноты жизненной энергии, оставаясь до глубокой старости жизнедеятельными, активными и энергичными. «Береги свое тело смолоду!» — говорят восточные люди и эта их мудрость совершенно противоречит западной формулировке, что все нужно испробовать с младых ногтей, а потом уже пожинать плоды бурной жизни в старости. Образ жизни и свое кредо каждый человек волен выбирать самостоятельно, вместе с тем. Если вы хотите встретить преклонный возраст в ясном сознании, то хотелось бы, чтобы и телесный сосуд был достаточно крепок, чтобы ваша жизненная мудрость принималась окружающими с уважением, а не с жалостью.

Какие же рецепты приводит тибетская медицина для лечения?

Один из «простых» секретов тибетской молодости кроется в царском рецепте, в состав которого входят компоненты широко распространенных четырех трав. Название царского он получил за признание династии Рюриковичей, которые почитали его и пользовались им.

Рецепт включал в себя по 100 граммов бессмертника, зверобоя, ромашки и березовых почек. После смешения компонентов брали одну столовую ложку этого сбора и заливали 0,5 литра кипятка, настаивали около 20 минут и после процеживания и остывания до температуры 36-37 градусов добавляли чайную ложка меда. Половину полученной жидкости пили вечером спустя час после ужина (после этого кушать уже нельзя), остальную на голодный желудок с утра следующего дня, кушать можно через час. Пить настой лучше теплым – хотя бы комнатной температуры, кипятить повторно не нужно, а вот греть лучше на водяной бане. Длительность курса лечения составляет примерно 2, 5 месяца, вместе с тем после первого месяца делается недельный перерыв в приеме настоя. При необходимости курс можно было продлить на больший срок. Считалось, что действие одного курса достаточно для очищения организма на срок до 5 лет, после которого можно было повторить прием царского настоя.

Отсюда и возникновение некоторых побочных действий: возможны боли в области печени, повышение потоотделения и зуд.

К противопоказаниям можно отнести индивидуальную непереносимость компонентов настоя, также нежелательно применение детьми, кормящими и беременными женщинами без предварительной консультации врача. Не рекомендуется в период протекания хронических заболеваний в острой форме, при камнях и острых воспалительных процессах.

В целом рецепт направлен на очищение организма от шлаков и токсинов на обновление сосудов и избавление от застойных и воспалительных явлений, что в определённой мере способствует общему оздоровлению и омоложению состояния организма. Чем сильнее загрязнён организм, тем тяжелее он переносит чистку. По этой причине восточная философия предлагает быть умеренными в еде и стойкими в выполнении регулярной двигательной активности. Многие физиологи отмечают благодатное воздействие легких и простых комплексов утренней гимнастики, которые дают организму возможность проснуться и зарядиться бодростью, а также выступать в качестве профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Простота и строгое соблюдение правил – основные требования восточных целителей к адептам. Это четко можно увидеть в следующем рецепте приготовления и использования чесночной настойки.

Чесночная настойка

Чеснок – растение, наделенное чудодейственной силой. Ему приписывают и силу афродизиака и мощное воздействие на нечисть и потусторонние силы. Широко применяется он из-за ярких вкусовых качеств в кулинарии, а также используется в качестве домашнего иммуностимулятора.

Последнее кстати уже давно доказано учеными мужами и сомнениям не подвергается. Благодаря его доступности и неприхотливости чеснок может быть регулярным средством профилактики простудных заболеваний наряду с луком. Для максимальной эффективности рекомендуется употребление чеснока в период обострения простудных и сезонных заболеваний употреблять в пищу 2-3 дольки чеснока в день. В большинстве случаев это помогает избегать заражения даже при не самом крепком иммунитете. Поэтому неудивительно, что в качестве основной составляющей рецепта молодости выступает именно чеснок.

Одним из самых известных тибетских рецептов молодости является чесночная настойка. Считается, что идеальным временем для закладки настойки будет начало лунного месяца – т.е. делать настойку лучше на молодую луну, а вот заканчивать на убывающую.

Особенность чеснока состоит в том, что он довольно долго сохраняет свои полезные свойства, но все же до весны дольки чеснока начинают усыхать, прорастать и это негативно сказывается на пользе чеснока для здоровья. Использование чесночных долек в настойке позволяет не только сохранить его положительные для здоровья качества, но и даже умножить их: при правильном хранении польза от чесночной настойки повышается, максимальная эффективность приписывается трехлетней настойке. При этом хранить настойку желательно в темной стекленной таре, можно также оклеить темной бумагой бутыль, если стекло незатемненное.

Тибетская медицина делает оговорку по поводу этого снадобья: запрещено употребление детьми, беременными и кормящими женщинами, людьми, имеющими склонность к эпилепсии из-за спиртовой составляющей настойки.

Как же готовится этот эликсир? Очистите 350-400 граммов чеснока – возьмите красивые дольки без крапинок и следов повреждений, только свежий (прорастающий чеснок будет бесполезен!) — и измельчите его (можно теркой или в ступке), из полученной массы отбирается 200 граммов сока и жмыха и соединяется с 200 граммами медицинского или этилового спирта. Примерно на 10 дней нужно убрать в закрытой стеклянной посуде в темное и прохладное место, после чего процедить настой и оставить еще на 3 дня доходить. После этого вы можете использовать настойку в лечебных целях с учетом следующих правил.

Определенная доза настойки капается в 50 мл молока и выпивается за 1-1,5 часа до еды (завтрак, обед, ужин). При этом в день употребляем смесь не более трех раз

Применение настойки проводится 1 раз в пять-шесть лет.

Настойку нужно употреблять по схеме: начиная с утра одного дня и доводя количество с 1 до 15 капель. Первый раз 1 каплю в молоко, на второй раз 2 капли и так каждый раз прибавляем еще по 1 капле. На 5 день к ужину должно получиться 15 капель, на шестой день мы начинаем убавлять дозировку: с утра 15 капель, в обед – 14 капель и далее минус одна капля каждый прием пищи. На одиннадцатый день настойку капают по 25 капель в молоко и употребляют 3 раза в день до окончания содержимого.

Тема 2 « Развитие ветеринарной медицины в древнем Китае, Индии, Тибете и Палестине»

Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытнообщинного строя к строю рабовладельческому. Народы и племена Востока ранее других, за 4000-5000 лет до новой эры, вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Культура рабовладельческих стран Древнего Востока оказала большое влияние на развитие Европейских стран. За несколько тысячелетий до нашей эры у народов Древнего Востока возникли первые ростки материалистического миропонимания и зачатки научных знаний о природе. Составляя единое целое с естественнонаучными представлениями, эти взгляды в борьбе против идеализма и религии расчищали почву для развития науки. Материалистические направления философской мысли Древнего Востока еще не могли опереться на систему естественнонаучных знаний, которые находились тогда в зародышевом состоянии, но были тесно связаны с накоплением сведений о природе тел и явлений.

В период разложения первобытнообщинного строя и превращения его в классовое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, постепенно сосредотачивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождающиеся магическими действиями, гаданиями, толкованиями, например толкованием снов, различными «чудесами», «откровениями» и т.д.

Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. Стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные приемы, и целебные средства народной ветеринарии. Жрецы много взяли из народного опыта врачевания, они отбирали лечебные средства, подмечали различия между ними.

Врачебные знания передавались из поколения в поколение, опыт дополнялся и накапливался, его трудно было удержать в памяти. В связи с этим, после возникновения письменности появились записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств. Жрецы стали хранителями знаний о природе и с появлением письменности записали народный опыт.

Развитие ветеринарии в Китае – в период первобытнообщинного строя китайцами было приручено большое количество животных: собак, свиней, коз, овец, быков, буйволов, лошадей, кроме того слонов и оленей. Скотоводство занимало значительное место. Об этом свидетельствует большое количество животных, приносимых в жертву (до 300 голов быков, 100 голов овец).

В конце 3-го-начале 2-го тысячелетия до н.э. в Китае укрепился рабовладельческий строй, возникла иероглифическая письменность, сложность которой делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.

В Древнем Китае больших успехов достигли такие науки, как математика, астрономия, земледелие, биологические и медицинские знания.

Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое с связана с древней философией, согласно которой в организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил; здоровье и болезнь определялись их соотношением.

Китайские врачи применяли многие лекарственные вещества растительного (женьшень, лимонник, ревень, имбирь, чай, лук, чеснок), животного (рога молодого оленя, мускус, печень, костный мозг, кровь тигра) и минерального происхождения (ртуть, сурьма, железо, сера).

Китайские хирурги использовали для сшивания ран шелк, нити жгута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий, метод лечения «чжень-цзютерапия» (иглоукалывание и прижигание) применяли для лечения, как людей, так и животных.

Назначение уколов – облегчить передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой», и тем самым устранить причину заболевания. Первые литературные данные о применении такого метода относятся к 6 веку до н.э. и изложены в «Каноне о внутреннем» («Ней-цзин», около II в.до н.э.) – одной из древнейших медицинских книг Китая.

Довольно рано в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами.

Одним из первых китайских лекарей, живших около 5000 лет назад, считается мифический император Шень Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию он оставил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений.

Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже 3000 лет назад в китайской медицине сосуществовали четыре раздела – внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. С XI века до н.э. ветеринария упоминается как отдельный раздел врачевания (Чжоуские ритуалы ХI-VII вв. до н.э.), где, наряду с описанием некоторых болезней животных и методами их лечения, отмечена связь распространения чумы с крысами и преимущественное возникновение и распространение чумы и некоторых заболеваний в портовых городах.

В более поздних сочинениях, которые содержат нарисованные лекарственные растения, инструменты и анатомические рисунки, предписывалось избегать проезда по местности, где убивают скот, рекомендовались методы профилактики некоторых гельминтозов, в частности бычьего солитера.

Развитие ветеринарии в Индии – медицинские знания древних индусов традиционно включали в себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Лечением животных в Древней Индии занимались знахари (бхишадж – изгоняющие бесов), которые постепенно с течением времени превратились во врачей – целителей. Ветеринарные врачи Древней Индии принадлежали к высшему медицинскому сословию -Yaidya (к нему же принадлежали и врачи человека). Источником сведений о лечении людей и животных в Древней Индии является письменный памятник Аюрведа «Знание жизни», составление которого относят IХ-III вв. до н.э. Эта книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины и ветеринарии имеются элементы народной ветеринарии, опирающейся на многовековой опыт народа. В Аюрверде (Ayur - Veda - Sucruta ) описано 760 лекарственных растений, способы применения средств растительного, животного и минерального происхождения, имеющиеся в ней описания болезней замечательно точны. В индийском врачевании лекарства распределялись по их действию. Были известны рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применяли в виде порошков, пилюль, настоев, отваров, мазей и т.д. Широко применяли лечение ран повязками, пропитанными маслами и иглоукалывание. Древние индусы знали об оспе и могли знать о пользе прививок. Ими описано более 10 хирургических инструментов и способы проведения хирургических операций.

Хирурги Древней Индии умели сшивать ткани льняными и пеньковыми нитями, сухожилиями и конским волосом. Останавливали кровотечения с помощью холода, золы, давящей повязки; при вывихах и переломах костей использовали неподвижные повязки и бамбуковые шины; знали особые методы лечения ожогов, язв и опухолей.

В Индии, как и в других странах Востока, рациональные формы борьбы с болезнями тесно переплетались с религиозными представлениями, о чем свидетельствую Веды, в частности гимны Ригведы и Атхарваведы ( 3-2-е тысячелетие до н.э.), содержащие элементы врачевания животных, сопровождающиеся молитвами и заклинаниями.

«Веды» - сборники бытовых и религиозных предписаний – содержат произведения народного эпоса, часто в художественной форме, и свод законов Ману, где освещены многие вопросы гигиены и даны рекомендации по питанию, говорится об ответственности врача за неудачное лечение и приводятся размеры штрафов.

Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья были переведены на арабский язык и распространились в разных странах Востока.

Тема 1: «Развитие животноводства, ветеринарии в древней Месопотамии и Египте»

Другим очагом развития ветеринарии в древности, о чем свидетельствуют многочисленные памятники культуры, были древние рабовладельческие государства Двуречья (долина рек Тигра и Ефрата, ХХ-ХVIIвв. до н.э.), Центральная часть Двуречья – Аккад и юг Шумер –во 2-1-м тысячелетии до н.э. в северо-восточной части Месопотамии появилась Ассирия. В этих странах природные условия способствовали развитию скотоводства. Здесь разводили молочный и мясной скот. Коротконогих и длинноногих быков держали на подножном корме, подкармливая зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте, молотьбе и перевозке грузов. Для нужд транспорта использовали ослов, иногда впрягали в плуг длинноногих антилоп. Широко был распространен мелкий рогатый скот – курдючные и тонкошерстные овцы.

Во 2-м тысячелетии до н.э. началось возвышение Вавилонского государства, в котором к этому периоду накопились основательные знания по ветеринарии. Вавилонским ветеринарам были известны болезни, по описаниям которых можно предположить, что это были сибирская язва, чума крупного рогатого скота, бешенство. Было известно, что отдельные болезни передаются от одного вида животного другому. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методах лечения, для которых использовали различные, порой очень сложные лекарства. В состав лекарств включались нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.

Для борьбы с заразными болезнями больных животных изолировали, животноводческие постройки сжигали, бешенных животных держали на цепи, потом убивали. Закрывали границы государств во время эпизоотий, знали связь эпизоотий и эпидемий.

Вавилонские врачи умели готовить отвары из растений, делали мази для наружного применения. Им были известны компрессы, массажи, кровопускание. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация. Для лечения животных широко использовали воду и масла. На широкое их применение указывает то, что слово врач, в том числе и ветеринарный, в буквальном переводе означает «знающий воду» и «знающий масло».

Некоторые сведения по анатомии животных, которая была развита слабо, были связаны с жертвоприношениями. Рассечения жертвенных животных давали анатомические познания, но для постановки диагноза выделяли лишь сердце, желудок, легкие и печень.

Развитие ветеринарии в Египте

Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н.э. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н.э. в Египте развилась довольно широкая врачебная специализация. У египтян были врачи: хирурги, стоматологи, глазные врачи, «иные для невидимых болезней», ветеринарные врачи.

Профессиональная ветеринария, которая вышла из недр народной ветеринарии, приняла облик жреческой или храмовой ветеринарии. В Египте благодаря обоготворению животных и вере в переселение душ, ветеринария занимала очень почетное место, и врачевание животных было привилегией касты жрецов. Социально положение врачей было, как правило, высоким. Так, Хеси-Ра (XXVII-XVI вв. до н.э.), начальник дантистов и врачей, был одновременно главным писцом фараона.

Создание письменности обусловило появление специальных тестов, которые являются сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения их у людей и животных. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский (1850 г. до н.э.) Папирус, посвященный женским болезням, содержит также трактат о парше птиц, бешенстве животных, чуме крупного рогатого скота и заболевании «шац», значение которого не расшифровано. За 1550 лет до н.э. были составлены два самых обширных по размеру папируса: папирус Смита, посвященный хирургии и папирус Эберса, посвященный заболеваниям по частям тела. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших текстов, не сохранившихся до нашего времени. Самые древние папирусы главное внимание уделяли эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержали религиозных мотивов. С течением времени «медицина в Египте все более и более погружается в колдовство и мистику», тексты папирусов наполняются религиозными рассуждениями и содержат много молитв и магических процедур. Египтяне считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной, т.е. исходить от богов и духов, поэтому врачебное исскуство включало в себя знания множества заклинаний и умение ловко и быстро готовить амулеты.

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать и после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование, это способствовало приобретению знаний в области анатомии. Бальзамировали не только людей (в основном жрецов и фараонов), но и обожествленных животных. В Египте был культ быка и кошки, за нанесения вреда которым законодательством предусматривалось самое жестокое наказание.

В Древнем Египте употреблялись ряд анатомических терминов, что свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако, знания по анатомии и физиологии были незначительные.

Мир полон чудес, о большинстве которых многие люди не слышали и не знают. К одному из таких феноменов смело могут быть отнесены гималайские пчелы вместе с древнейшей профессией горного Непала, называемой «охотники за медом». Редкие путешественники забираются так высоко в горы и общаются с местными жителями. Еще меньше европейцев, сумевших понаблюдать за «охотой», испытать невообразимый восторг и уважение, а после рассказать об увиденном.

Гималайские пчелы: размеры и разновидности

В горах живет несколько видов этих насекомых. Примечательно, что они территориально разделены. Каждая разновидность оккупировала свой ареал и далеко за его пределы не удаляется. Особенно интересны карликовые гималайские пчелы, Apis florea. Выше километра над уровнем моря они не залетают, дом строят из одной соты, облепляющей ветвь целиком. «Урожайность» у них низкая, до килограмма меда в год, зато они являются великолепными опылителями.

Гималайские пчелы вида Apis Cerana тоже не слишком медоносны - пять кило меда с семьи. Но у них есть масса достоинств: они очень миролюбивы (колоды-ульи могут располагаться прямо в нишах стен жилых домов), не подвержены поражению клещами и хорошо защищены от атак шершней. Размеры они имеют привычные, и в Непале считаются наиболее перспективными для бортничества.

Следующий вид - Apis dorsata. Эти гималайские пчелы очень крупны, за счет чего местные порой называют их пчелиными царицами. Ульи ими строятся тоже односотовые; в каждом могу сосуществовать до сотни семей, и гнездо по весу порой достигает двух десятков килограммов. Нередко под улей пчелы занимают искусственные объекты - башни, мосты или постройки.

Лабориоза: описание

Однако наиболее привлекательны как с точки зрения медоносности, так и по биологическим характеристикам гималайские пчелы. Это такого рода, в длину их тело достигает трех сантиметров. Окраска у лабориозы не слишком характерна для пчелы: насекомое скорее черное, с белыми полосками на брюшных сегментах. Селится этот вид пчелы лишь в гималайских долинах, занимая территории от восточного Меконга до северных районов Непала, Индии и Бутана.

Крупнейшая пчела и ее поведенческие особенности

Жизнь лабориозы имеет строгое расписание. По весне пчелы поднимаются очень высоко в горы, добираясь до отметки в 4 тысячи метров. Там они оборудуют огромное гнездо, порой достигающее метра в длину и ширину. Здесь же они роятся и собирают ценный продукт, причем мед гималайских пчел этой разновидности «складируется» только в одном углу их жилища. Его с улья набирается до 60 килограммов. В конце лета пчелы сворачивают свою деятельность и спускаются в долины, на высоту от километра до полутора над уровнем моря. Здесь они и зимуют, образуя целых живые грозди, но не строя сот и снижая активность до минимума.

«Безумный мед»

Чем славятся самые большие гималайские пчелы - галлюциногенный мед. Его не купишь в ближайшем супермаркете, да и стоит он очень дорого. Особые свойства продукта объясняются тем, что только высокогорные лабориозы имеют возможность собирать нектар с цветов рододендрона. Целый ряд разновидностей этого растения при цветении выделяет андромедотоксин. В больших количествах он ядовит для людей.

Мед, собранных с рододендронов, получает очень сильные свойства. Он считается рекреационным наркотиком и сильнейшим галлюциногеном. Однако одновременно он обладает и лечебными качествами, успешно помогающими в борьбе с диабетом, гипертонией и другими серьезными заболеваниями. Разумеется, принимать «безумный мед» можно только в очень малых дозах. Превышение их может привести к смерти.

В небольших количествах медок дает опьянение, чувство расслабления, легкого головокружения и приподнятости.

Рододендроны цветут не круглогодично, и галлюциногенный мед гималайских пчел получает свои свойства только при весеннем сборе. Мед, собранный в конце лета, вкусен и полезен, но безумия с собой не несет.

Охота за медом

В есть народность, называемая гурунг. Основная профессия мужчин этого племени - охота за диким медом. Все они являются великолепными альпинистами, и для гурунгов это не спорт, а жизненная необходимость.

К охоте дети приобщаются с раннего возраста. Поначалу они лишь собирают пахучие травы и крапиву по дороге к местам, где слепили свои соты гималайские пчелы. Став чуть старше, мальчики вместе с женщинами подбирают гнезда, сорвавшиеся со скал и упущенные мужчинами.

Идти приходится за десятки километров. С собой охотники за медом несут бамбуковые корзины для добычи; в одну такую емкость можно поместить около двух центнеров меда. Помимо того, в профессиональное снаряжение входят километровые лестницы и самодельная страховка, а также сетки для защиты лица от укусов разозленных пчел.

Внизу разводятся дымные костры. Когда интенсивность пчелиных атак падает, охотник поднимается вверх на огромную высоту. Сидя на бамбуковой лестнице, одной рукой гурунг удерживает корзину, а другой срезает соты. Забираются и пустые секторы - охотникам в хозяйстве необходим воск, да и на продажу его берут охотно.

Угасание традиций

Неповторимый образ жизни гурунгов потихоньку умирает. Пчелы-лабориозы с каждым годом снижаются в численности: сказывается изменение климата и истребление высокогорных плантаций рододендронов. Сильно подкосило популярность охоты за медом и поощряемое правительством домашнее разведение пчел. Все меньше молодежи интересуется столь опасной профессией. Да и лечебные свойства «безумного меда» настолько заинтересовало фармацевтические компании, что права на «сбор урожая» передаются подрядчикам. Не упускают своего и туристические фирмы, организующие «охоту за медом» для дилетантов, что приводит к истощению и истреблению пчелиных колоний. По прогнозам, еще десятилетие максимум - и в мире не останется ни гигантских медоносных пчел, ни «красного меда», ни охотников за ним.

Тибетская народная медицина считается одной из самых старейших во всем мире. Построена она на соединении и последующем приеме простейших общедоступных ингредиентов, которые показывают весьма хорошие результаты при лечении множества заболеваний. Тибетские рецепты здоровья и долголетия помогают укрепить иммунитет, способствуют восстановлению сил и очень хорошо очищают наш организм от скопившихся вредных веществ.

Для сердца и сосудов

Следующий напиток помогает очистить кровеносные сосуды, предупреждая тем самым заболевания сердца и даже инсульты. Для его приготовления понадобится всего лишь два ингредиента – это чеснок и лимон.

Приготовление и использование

  1. Килограмм спелых лимонов тщательно промываем в проточной воде и срезаем хвостики, измельчаем при помощи блендера либо пропускаем через мелкое сито мясорубки.

    На заметку! Лимоны используем обязательно с кожурой!

  2. Чеснок в количестве 300 г освобождаем от шелухи и также измельчаем.
  3. Соединяем ингредиенты в кастрюле и перемешиваем.
  4. 1,5 л воды доводим до кипения и заливаем чесночно-лимонную массу.
  5. Накрываем крышкой и варим при минимальной подаче газа около четверти часа.
  6. Снимаем кастрюлю с плиты, остужаем при комнатной температуре.
  7. Остывшую смесь перекладываем в посуду из стекла и переносим на хранение в теплое место.

Готовую смесь принимают с самого утра на голодный желудок ежедневно по 50 г в течение 25 дней. После необходимо сделать 10-дневный перерыв и повторить курс.

Для здоровья нервной системы

Среди многочисленных рецептов здоровья и долголетия есть рецепт одного средства, который помогает бороться со стрессовыми ситуациями, расслабляет и прекрасно снимает усталость. Кроме того, считается, что этот напиток не только в разы улучшает работоспособность всего организма, но и увеличивает продолжительность жизни.

Для приготовления релаксационного чая необходимо подготовить:

  • чайную ложку тертого корня имбиря;
  • 15 мл свежеотжатого лимонного сока;
  • 30 мл натурального жидкого меда;
  • острый перец в порошке на кончике ножа;
  • измельченная веточка укропа.

Приготовление и использование

  1. Вливаем в кастрюлю 2 литра воды, доводим до кипения и варим около 5-ти минут, снимаем с плиты и даем остыть при комнатной температуре.
  2. В остывшую воду помещаем все ингредиенты и перемешиваем.
  3. Готовое средство переливаем в стеклянную емкость с плотно закрывающейся крышкой.

Принимать такой чай необходимо в охлажденном виде. Его пьют по пару столовых ложек на протяжении дня либо по 150 мл за четверть часа до еды.

Для укрепления иммунитета и омоложения тела

Средство, приготовленное по данному тибетскому рецепту, называют эликсиром, успешно замедляющим процессы старения в организме и наделяющим его огромным энергетическим потенциалом. А состоит он из простейших продуктов:

  • 0,5 кг свежего жидкого меда;
  • 5 спелых лимонов;
  • 5 головок чеснока.

Приготовление и использование

  1. Лимоны разрезаем на две половинки и отжимаем из них сок.
  2. Чеснок освобождаем от шелухи и мелко рубим острым ножом.
  3. Соединяем все ингредиенты и перемешиваем.
  4. Переливаем массу в банку и плотно закрываем крышкой, оставляем на 10 суток в прохладном месте.

После того как средство настоится, его употребляют по одной столовой ложке трижды в день. Последний прием – перед ужином.

Для очищения организма

Прекрасные результаты в очищении организма показывает масляный настой чеснока и красного перца. Для его приготовления понадобится:

  • 200 г чеснока;
  • 220 г красного перца в порошке;
  • сливочное масло.

Важно! Сливочное масло обязательно должно быть свежим и иметь отличное качество!

Приготовление и использование

  1. Чесночные дольки освобождаем от шелухи и измельчаем при помощи ножа. Перекладываем массу в бутылку или банку из темного стекла.
  2. Добавляем молотый перец и тщательно все перемешиваем.
  3. Сливочное масло растапливаем на небольшом огне и заливаем им смесь из перца и чеснока.
  4. Емкость плотно закупориваем крышкой и оставляем под прямыми солнечными лучами на месяц.

Готовый настой пьют до завтрака и перед обедом, при этом его порция может составлять от половины чайной до целой столовой ложки. Препарат необходимо запивать небольшим количеством горячей воды. Хранить масляную смесь желательно в холодильнике не больше 6 месяцев.

Сбор здоровья и долголетия

Тибетский сбор здоровья и долголетия включает зверобой, березовые почки, бессмертник, ромашку и мед. Данный рецепт является одним из самых лучших, так как способен показывать следующие результаты:

  • организм очищается от токсинов;
  • предотвращается образование камней в почках;
  • обмен веществ заметно улучшается;
  • повышается эластичность суставов;
  • улучшается работа сердца;
  • происходит интенсивное очищение сосудов;
  • восстанавливается и улучшается зрение.

Приготовление и использование

  1. Готовим вечером. В емкости соединяем по 100 г травы зверобоя, бессмертника, березовых почек и цветков ромашки. Травы перемалываем.
  2. Отделяем столовую ложку полученного сбора и перекладываем в стеклянную банку. Заливаем 500 мл крутого кипятка, накрываем крышкой и оставляем на ночь.
  3. С утра выпиваем чашку готового настоя и заедаем столовой ложкой свежего меда. Ждем около часа и допиваем оставшуюся порцию настоя.

Важно! Между приемами настоя есть нельзя. Завтракают только через час после употребления второй порции!

От хруста в шее и боли в пояснице

Тибетцы знают еще один рецепт отличного очищения организма, в результате которого полностью проходят боли в области поясницы и исчезает хруст в шее. А помогает в этом самый обычный белый рис.

  1. Сколько необходимо риса? Его порция будет зависеть от вашего возраста – на каждый год берется 1 столовая ложка продукта.
  2. Пересыпаем рис в стеклянную емкость.
  3. Кипятим воду, остужаем ее до теплого состояния и заливаем рис. Вода должна покрывать рис на несколько сантиметров.
  4. Закрываем емкость и отправляем в холодильник. Оставляем на ночь.
  5. Утром сливаем всю жидкость, отделяем столовую ложку риса (с горкой!) и отправляем в отдельную кастрюлю с водой.
  6. Варим эту порцию риса около 4 минут и сразу же съедаем.

Важно! Рисовую кашу необходимо варить в чистой воде без добавления соли, масла и прочих ингредиентов. Употребляют готовую кашу исключительно на голодный желудок и обязательно до 07.30!

Оставшийся в банке рис вновь заливаем теплой кипяченой водой и отправляем в холодильник. Курс лечения длится до тех пор, пока в банке не закончится весь рис.

Секрет высокой эффективности тибетских рецептов

Абсолютно все тибетские рецепты молодости и долголетия содержат исключительно натуральные ингредиенты и при этом каждый из них оказывает огромную пользу нашему организму.

Все эти продукты невероятно полезны для нашего организма и при этом каждый из них работает максимально эффективно. А если правильно их соединить, то можно получить множество рецептов для крепкого здоровья и долголетья.