Перечень основных принципов общего ухода. Уход за больными и его значение

Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами (Коллектив авторов, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

Сестринский процесс представляет собой американскую и западноевропейскую модель сестринского дела, которая в настоящее время применяется в 50 странах мира. Эта реформаторская концепция зародилась в США в середине 50-х гг. и за четыре десятилетия полностью доказала свою эффективность.

Сестринский процесс (СП) – это обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Сестринский процесс направлен на поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей организма или на обеспечение спокойной смерти.

Сестринский процесс состоит из пяти этапов.

1. Сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента).

2. Сестринский диагноз (выявление проблем пациента).

3. Планирование (определение целей).

4. Реализация плана ухода за пациентом.

5. Оценка эффективности предоставляемого ухода и коррекция (в случае необходимости).

Сестринский процесс – это своеобразный научный протокол (алгоритм) самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. Врач и медсестра выполняют различные задачи, направленные на решение одной цели. Задачи врача – поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач обследует пациента, для того чтобы выявить нарушения функции внутренних органов и систем и установить их причину. Задачи медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах своей компетенции, постараться облегчить его страдания при нарушенном удовлетворении потребностей (возникновение проблем, связанных с болезнью).

Абрахам Маслоу в 1943 г. разработал иерархию потребностей, представленную в виде пирамиды (рис. 1).


Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу


Как видно из рис. 1, на низшей ступени данной пирамиды – физиологические потребности. Без удовлетворения потребностей низшего порядка невозможно думать об удовлетворении потребностей высшего уровня.

Потребность с точки зрения ее медицинского обеспечения – это психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. По теории А. Маслоу, их четырнадцать.

1. Дышать.

4. Выделять.

5. Двигаться.

6. Быть здоровым.

7. Поддерживать температуру тела.

8. Спать и отдыхать.

9. Быть чистым.

10. Избегать опасности.

11. Общаться.

12. Иметь жизненные ценности.

13. Работать, играть и учиться.

14. Одеваться и раздеваться.

1-й этап СП. Необходимо выяснить, удовлетворение каких именно потребностей и в какой степени нарушено. То есть проводится идентификация нарушений удовлетворения основных потребностей, что документируется в сестринской истории болезни.

2-й этап СП – постановка сестринского диагноза. Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние (табл. 1). Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в Америке в середине 1950-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.

Например, при медицинском диагнозе «острый аппендицит» могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота, рвота, страх перед операцией.


Таблица 1

Отличия врачебного диагноза от сестринского


К физиологическим проблемам пациента могут быть отнесены:

– недостаточное или избыточное питание;

– острая или хроническая боль;

– отеки или обезвоживание;

– удушье;

– нарушение глотания;

– недостаточная самогигиена;

– нарушение речи, памяти, внимания;

– лихорадка.

Среди психологических и духовных проблем пациента выделяются:

– страх, тревога, беспокойство;

– дефицит досуга;

– недоверие к медицинскому персоналу;

– отказ от приема лекарств;

– неэффективная адаптация семьи к наличию заболевания у одного из ее членов;

– конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;

– страх смерти;

– чувство ложной вины перед близкими из-за своего заболевания и др.

Социальными проблемами пациента могут быть:

– социальная изоляция;

– беспокойство о финансовом положении (например, в связи с выходом на инвалидность);

– невозможность купить лекарственные препараты.

Все проблемы пациента можно разделить на имеющиеся (то, что есть сейчас) и потенциальные (то, что может быть). Из имеющихся проблем выделяют приоритетные, т. е. первоочередные проблемы пациента, которые в большей степени тяготят его в настоящий момент. Приоритетных проблем может быть 2 – 3. На них должно быть сконцентрировано основное внимание среднего медицинского персонала.

3-й этап СП – планирование . Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода.

Требования к целям:

– должны быть реальными, достижимыми;

– должны иметь конкретные сроки достижения;

– должны находиться в пределах сестринской компетенции;

– должны формулироваться понятным для пациента языком (без профессиональной терминологии).

По срокам цели могут быть краткосрочные (меньше недели) и долгосрочные (недели, месяцы после выписки).

Каждая цель включает:

– действие;

– критерий (дата, время, расстояние);

– условия (с помощью кого-либо / чего-либо).

Пример постановки цели: пациент пройдет с помощью костылей 5 м на 7-й день. То есть здесь присутствует: действие – условие – критерий. После формулирования целей медсестра составляет план ухода за пациентом – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода. Например, если целью является поддержание боли на уровне терпимой в предоперационный период.

План сестринского ухода может включать следующие действия:

– придание пациенту наиболее удобного положения;

– обеспечение приема болеутоляющих средств каждые 2 ч (в соответствии с назначениями врача);

– обучение пациента технике расслабления;

– словесное внушение и отвлечение внимания.

4-й этап СП – реализация плана ухода за пациентом. Сестринские действия подразумевают 3 типа вмешательств:

– зависимое;

– независимое;

– взаимозависимое.

Зависимое вмешательство – это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача (инъекции различных препаратов, смена повязок, промывание желудка). Однако и в этом случае сестра должна не автоматически выполнять указания врача, а учитывать индивидуальные особенности пациента. Независимое вмешательство – это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе (без указаний врача). Например: обучение пациента приемам ухода за собой, наблюдение за адаптацией пациента к болезни, оказание помощи пациенту в самообслуживании, рекомендации пациенту относительно восстановительной активности и отдыха в течение дня, организация досуга пациента.

Взаимозависимое вмешательство – подразумевает активное сотрудничество с врачом или другим специалистом в области здравоохранения (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК и др.).

5-й этап СП – оценка эффективности ухода. Он включает:

– оценку степени достижения целей (что позволяет измерить качество ухода);

– изучение ответной реакции пациента на факт пребывания в стационаре;

– активный поиск и оценку новых проблем пациента.

Систематическая оценка эффективности ухода требует от медсестры умения мыслить аналитически, сравнивая ожидаемые результаты с достигнутыми. Когда цель не достигнута, медсестра должна выяснить причину. При этом весь сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. Результатом может быть:

– изменение самой цели (с тем, чтобы сделать ее достижимой);

– пересмотр сроков достижения целей;

– внесение необходимых изменений в план сестринской помощи.

Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе за пациентом и систематическое внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса – пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.

Предисловие................................................................................ 8

2.1. Основные типы лечебно-профилактических уч-реждений и принципы их работы................. ..... 19

2.2. Организация работы в стационаре (больнице) 21

2.2.1. Организация работы приемного отделения 21

2.2.2. Санитарная обработка больных............... 23

2.2.3. Транспортировка больных....................... 26

2.2.4. Организация работы терапевтического от-деления..................................................... 27

2.2.5. Санитарный режим больницы и его зна-чение.......................................................... 31

Тестовые задачи....................................... .......................................................... 35

А. М. Хохлов, С. М. Муравьев ................................. 234

17.1. Определение понятия «острый живот»...... 234

17.2. Наблюдение и уход за больными с остры-ми воспалительными заболеваниями органов брюшной полости на диагностическом этапе 236

17.3. Наблюдение и уход за больными после опе-ративных вмешательств на органах брюшной полости............................................................ 238

Тестовые задачи............................................. 241

A.M.Хохлов, А. С. Суховеров ...................................................................................... 242

18.1. Уход за больными с переломами костей....... 243

18.2. Уход за больными с повреждениями черепа 249

18.3. Уход за больными с закрытыми поврежде-ниями мягких тканей...................................... 251

Тестовые задачи............................................. ................................................................ 252

Глава 19. Уход за умирающими больными . Реанимационные ме-роприятия и первая помощь при некоторых неотлож-ных состояниях ........ 253

19.1. Процесс умирания, его периоды................... 253

19.2. Реанимационные отделения и принципы их работы.............................................................. 255

19.3. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.............................................................. 258

19.4. Реанимационные мероприятия и первая по-мощь при отравлениях................................... 262

19.5. Реанимационные мероприятия и первая по-мощь при утоплении...................................... 267

19.6. Реанимационные мероприятия и первая по-мощь при тепловом и солнечном ударе, электротравме................................................ 268

19.7. Первая помощь и уход за больными при ра-диационном поражении................................. 271

19.8. Констатация смерти и правила обращения с трупом............................................................. 272

Тестовые задачи.............................................. 273

Ответы к тестовым задачам......................................................... 277

Приложение.................................................................................. 279

Предметный указатель................................................................. 283

Светлой памяти

А. Л. Гребенева

посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ

После включения в программу подготовки студентов медицин-ских институтов учебной дисциплины «Общий уход за боль-ными» А.Л.Гребенев и А.А.Шептулин подготовили учебное пособие «Основы общего ухода за больными», которое вышло в свет в 1990 г. Пособие очень быстро разошлось и получило положительную оценку преподавателей и студентов. Однако авторы, являясь терапевтами, рассматривали в указанном из-дании преимущественно общие вопросы и различные аспекты ухода за больными терапевтического профиля. Специального учебного пособия по уходу за хирургическими больными для студентов медицинских институтов не существовало, что не могло не затруднять преподавание этого предмета.

В настоящем виде пособие «Основы общего ухода за боль-ными» значительно расширено и переработано по сравнению с предыдущим изданием. В нем получили освещение такие важ-ные вопросы, как асептика в работе хирургического отделе-ния, операционного блока, манипуляционного кабинета и перевязочных, наблюдение и уход за больными в предопера-ционном и послеоперационном периодах (послеоперационные раны, состояние органов дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем), наблюдение и уход за больными с острыми хирургическими заболевания-ми органов брюшной полости на диагностическом этапе и после оперативных вмешательств, уход за больными с пере-ломами костей, повреждениями черепа, закрытыми повреж-дениями мягких тканей.

Существенной переработке подверглись также другие главы пособия. В них включены сведения, касающиеся современных методов инструментальной диагностики (суточное монитори-рование артериального давления, внутрижелудочного рН и др.), сделаны необходимые уточнения и дополнения с учетом по-явившихся в арсенале врача новых лекарственных препаратов и методов лечения.

Совместная работа сотрудников кафедр пропедевтики внут-ренних болезней и общей хирургии Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова над совершенствованием пособия и его дополнением, начавшаяся еще при жизни А.Л.Гребенева, была завершена уже после его безвременной кончины. Новое издание пособия является данью уважения светлой памяти этого замечательного человека.

Заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ММ А им. И.М.Сеченова академик РАМН В.Т.ИВАШКИН

Заведующий кафедрой общей хирургии ММЛ им. И. М. Сеченова академик РАМН В.К.ГОСТИЩЕВ

Авторы надеются, что в условиях постоянного совершенство-вания диагностических и лечебных методов расширенное и дополненное издание пособия поможет студентам медицинс-ких вузов лучше овладеть непростыми навыками ухода за боль-ными различного профиля, и с благодарностью примут все замечания и пожелания, направленные на его улучшение.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ

Уход за больными и его значение

Вповседневной жизни под уходом за больными (сравните — ухаживать, заботиться) обычно понимают оказание больному помощи в удовлетворении им различных потребностей. К ним относятся еда, питье, умывание, движение, освобождение кишечника и мочевого пузыря. Уход подразумевает также со-здание больному оптимальных условий пребывания в стацио-наре или дома — тишины и покоя, удобной и чистой посте-ли, свежего нательного и постельного белья и т.д. В таком объ-еме уход осуществляют, как правило, младший медицинский персонал, а также родственники больного.

В медицине понятие «уход за больными» трактуется более широко. Здесь он выделяется в самостоятельную дисциплину и представляет собой целую систему мероприятий, включающих в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений (например, введение лекарств с помо-щью инъекций, постановка банок, горчичников и т.д.), про-ведение некоторых диагностических манипуляций (сбор мочи, кала, мокроты для анализа, желудочное и дуоденальное зон-дирование и др.), подготовку к определенным исследованиям (рентгенологическим, эндоскопическим и т.д.), наблюдение за состоянием больного (в том числе за системами дыхания, кро-вообращения), оказание больному первой доврачебной помо-щи (промывание желудка, помощь при обмороке, рвоте, каш-ле, удушье, желудочно-кишечном кровотечении, искусствен-ное дыхание и непрямой массаж сердца и др.), ведение необ-ходимой медицинской документации. Многие из названных манипуляций выполняют медицинские сестры, а некоторые (например, внутривенные инъекции, катетеризация мочевого пузыря) и врачи.

В данной главе рассматриваются лишь вопросы общего ухо-да за больными, осуществляемого независимо от характера за-болевания. Особенности специального ухода (например, за но-ворожденными детьми, за больными хирургического, стома-тологического Профиля и т.д.) изучают в соответствующих курсах.

За рубежом понятию «уход за больными» соответствует термин «сестринское дело », который определяется Международным советом сестер как система мероприятий по оказанию помощи больному в выполнении всех видов деятельности, связанных с восстановлением здоровья. Кроме того, для характеристики мероприятий по уходу за больными за рубежом часто используется понятие «сестринский про-цесс ». Согласно определению, содержащемуся в документах Европей-ского регионального бюро ВОЗ (1987), «содержание сестринского дела состоит в уходе за человеком, и то, каким образом осуществляется этот уход, представляет собой суть сестринского процесса».

Значение ухода за больными трудно переоценить. Нередко успех лечения и прогноз заболевания всецело определяются качеством ухода. Так, можно безукоризненно выполнить слож-ную операцию, добиться значительного восстановления по-врежденных двигательных функций конечностей после пере-несенного нарушения мозгового кровообращения или полного сращения костных отломков после тяжелого перелома, но затем потерять больного из-за прогрессирования застойных воспалительных явлений в легких, возникших в результате его длительного вынужденного неподвижного положения в пос-тели, из-за пролежней, образовавшихся вследствие плохого ухода.

Уход за больным - санитарная гипургия (греч. hypourgiai - помогать, оказывать услугу) - медицинская деятельность по реализации клинической гигиены в стационаре, направленная на облегчение состояния больного и способствующая его выздоровлению. Во время ухода за больным воплощаются в жизнь компоненты личной гигиены больного и окружающей его среды, которые больной не в состоянии обеспечить сам из-за болезни. При этом в основном используются физические и химические методы воздействия на основе ручного труда медицинского персонала.

Уход за больным приобретает особое значение в хирургии как исключительно важный элемент при хирургической агрессии, который смягчает ее неблагоприятные последствия и в немалой степени влияет на исход лечения.

Определение понятия « Уход за больным ». Виды ухода.

Уход за больными основан на положениях о личной и общей гигиене (греч. hygieinos - приносящий здоровье, целебный, здоровый), которые обеспечивают оптимальные условия быта, труда, отдыха человека направлены на сохранение, укрепление здоровья населения и пре-дупреждение заболеваний.

Совокупность практических мероприятий, направленных на реализацию гигиенических норм и требований, обозначается термином санитария (лат. sanitas - здоровье; sanitarius - способствующий здоровью).

В настоящее время в более широком смысле Санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая деятельность в практической медицине называется клинической гигиеной (в стационарных условиях - больничная гигиена).

Уход за больным подразделяют на общий и специальный.

Общий уход включает мероприятия, которые необходимы самому больному, независимо от характера имеющегося патологического процесса (питание больного, смена белья, обеспечение личной гигиены, подготовка к диагностическим и лечебным мероприятиям).

Специальный уход - комплекс мероприятий, применяемый в отношении определенной категории пациентов (хирургических, кардио логических, неврологических и др.).

Определение понятия « Хирургия »

« Хирургия » в буквальном переводе означает рукодействие, мастерство (chier - рука; ergon - действие).

Сегодня под хирургией подразумевают один из основных разделов клинической медицины, изучающий различные заболевания и повреждения, для лечения которых применяются методы воздействия на ткани, сопровождающиеся нарушением целостности тканей организма для обнаружения и ликвидации патологического очага. В настоящее время хирургия, основанная на достижениях базовых наук, нашла применение при лечении соответствующих заболеваний всех органов и систем человека.

Хирургия широко использует достижения различных дисциплин, таких как нормальная и патологическая анатомия, гистология, нормальная и патологическая физиология, фармакология, микробиология и др.

Анатомия позволяет изучать варианты строения различных органов и систем организма, анатомических зон, показывает возможные варианты восстановления патологически измененных структур.

Знание физиологии важно в осознании последствий проводимых оперативных вмешательств и коррекции функций организма в послеоперационном периоде.

Своевременное и адекватное применение фармакологических препаратов оптимизирует подготовку больного к операции, а в некоторых случаях, позволяет даже избежать оперативного вмешательства или выполнить его в плановом порядке.

Важным моментом является знание возбудителей инфекционных заболеваний и осложнений, мер борьбы с ними и возможных путей профилактики нозокомиальных (госпитальных) инфекций.

В настоящее время хирургия является направлением, активно использующим не только знания, получаемые в других областях теоретической и практической медицины, но и достижения таких фундаментальных наук, как физика, химия и др. Это касается, например, использования ультрафиолетовых, лазерных, плазменных, ультразвуковых, радиационных, радио- и криовоздействий, внедрения в клиническую практику синтезированных антисептиков, нового шовного материала, протезов и т.д.

В современных условиях оперативное вмешательство представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, во время которого осуществляется комплексная коррекция различных функций организма путем применения механических, физических, химических и биологических методов воздействия.

Высокая агрессивность хирургических методов лечения подразумевает тщательную подготовку больного к оперативному вмешательству, интенсивный и грамотный уход за ним в послеоперационном периоде. Неслучайно наиболее опытные специалисты говорят, что успешно выполненная операция составляет только 50% успеха, другая половина приходится именно на выхаживание больного.

. Хирургический уход

Хирургический уход представляет собой медицинскую деятельность по реализации личной и клинической гигиены в стационаре, направленную на оказание помощи больному при удовлетворении им основных жизненных потребностей (еда, питье, движения, опорожнение кишечника, мочевого пузыря и др.) и во время патологических состояний (рвота, кашель, нарушения дыхания, кровотечения и т.д.).

Таким образом, основными задачами хирургического ухода являются: 1) обеспечение оптимальных условий жизни больного, способствующих благоприятному течению заболевания; 3) выполнение назначений врача; 2) ускорение выздоровления пациента и снижение количества осложнений.

Хирургический уход подразделяется на общий и специальный.

Общий хирургический уход заключается в организации Санитарно-гигиенического и Лечебно-охранительного режимов в отделении.

Санитарно-гигиенический режим включает:

    организацию уборки помещений;

    обеспечение гигиены больного;

Профилактику нозокомиальной инфекции. Лечебно-охранительный режим заключается в:

Создании благоприятной обстановки для больного;

    обеспечении лекарственными препаратами, их правильной дозировке и применении по назначению врача;

    организации качественного питания больного в соответствии с характером патологического процесса;

    правильном проведении манипуляций и подготовки больного к обследованиям и оперативным вмешательствам.

Специальный уход направлен на обеспечение специфики ухода за больным с определенной патологией.

Правильный общий уход за больным - один из важнейших факторов, влияющих на его скорейшее выздоровление. Проводя комплекс мер, направленных на восстановление и поддержание сил пациента, удается предупредить возможные осложнения, быстрее вернуть его к полноценной жизни. Общим уходом за больными в терапевтической клинике занимаются медсестры, оказывающие как физическую, так и психосоциальную поддержку. Именно поэтому понятие «общий уход» синонимично понятию «сестринское дело».

Основы общего ухода за больными

Сложность ухода состоит в том, что каждый пациент индивидуален, у него свои привычки и характер. Иногда больной не способен ясно мыслить и отдавать отчет своим действиям и поступкам. Это обуславливает необходимость для ухаживающего иметь такие навыки, как терпеливость, бдительность, сострадательность, умение ясно мыслить в нестандартной ситуации.

Общий уход за больными терапевтического профиля необходим для всех пациентов вне зависимости от вида их заболевания. Касается это, как правило, удовлетворения естественных потребностей организма: больной нуждается в еде, питье, личной гигиене. Очень важно помочь пациенту проявить активность. Легкая разминка в кровати или небольшая прогулка окажут положительное влияние, как на физическое, так и на психическое здоровье человека. Не менее важны и условия, в которых пребывает больной: тишина, чистое белье, уважительное отношение к себе и своим потребностям.

Основные правила

Общих правил ухода за больными есть несколько. О них дальше.

В первую очередь оказываемый уход за больным должен зависеть от предписаний лечащего врача. Пациент может быть не способным встать с кровати, а может и не иметь существенных ограничений в передвижениях. Тот или иной режим, прописанный врачом, определяет количество необходимого ухода. Тем не менее он необходим даже тем, кто в состоянии обслуживать себя самостоятельно.

В идеале больные должны находиться в светлой палате, изолированной от шума, иметь приток свежего воздуха. Даже такие элементарные удобства, как комфортная температура, тишина, обилие света и чистого воздуха оказывают благотворное влияние на организм, независимо от типа заболевания.

Чистота - залог здоровья. Уборку помещения, в котором находится больной, нужно проводить не реже двух раз в день, чтобы избежать скоплений пыли. В чистоте также должны содержаться постельное и нательное белье пациента. Менять его нужно так, чтобы не создавать излишней боли и напряжения для больного.

Умывание необходимо каждое утро и вечер. Если нет ограничений от врача, то больному разрешено мыться в душе или в ванне. Лежачих пациентов нужно ежедневно протирать влажными тампонами, уделяя особенное внимание местам, в которых нередко возникает опрелость: подмышки, пах, складки кожи.

Организму, истощенному болезнью, нужен постоянный приток питательных элементов. Белки, жиры, углеводы и витамины должны поступать в сбалансированном количестве в одно и то же время, поскольку необходимо соблюдать режим питания. Многие заболевания требуют специальной диеты или особого режима питания, которые назначает врач.

Еще одно важное правило - мониторинг состояния больного. Врач должен быть в курсе изменений, происходящих с пациентом: самочувствие, активность, психоэмоциональное состояние, цвет естественных выделений. Своевременное выявление отклонений позволит быстрее их устранить, предупредив развитие осложнений.

Психологическая помощь

Еще один общий принцип ухода за больным человеком требует познаний не только в медицине, но и в психологии: болезнь - это стресс, а люди по-разному его переносят, порой становясь капризными и раздражительными или замкнутыми и необщительными. Эмоциональное состояние в процессе выздоровления играет немалую роль, поэтому ухаживающим должна соблюдаться медицинская этика - уважительное отношение к пациенту, заинтересованность в скорейшем выздоровлении. Правильно выстроенный диалог и хорошее отношение позволят настроить больного на позитивный лад.

Что такое стационар?

Уход за больными осуществляется при стационаре. Стационаром является медицинское учреждение, в котором пациенты находятся долговременно, здесь имеются все необходимые для этого условия.

Виды стационаров

Обычно выделяют следующие виды стационаров:

  • дневные - позволяют проводить процедуры, которые невозможно выполнить дома, но в то же время не требуется длительная госпитализация;
  • круглосуточные - необходимы при лечении под постоянным надзором врачей;
  • хирургические - предназначены для восстановления пациентов после операции;
  • на дому - создается при стационарных медучреждениях, врачи которых оказывают всю необходимую медицинскую помощь пациенту, находящемуся дома.

Профили стационаров

Различаются стационары также по профилю в зависимости от того, на лечении каких заболеваний они специализируются. Этим определяется уровень квалификации врачей и медицинского персонала, оснащенность медицинского учреждения всем необходимым для выполнения своей задачи. По профилю в широком смысле стационары бывают двух видов:

  • многопрофильные - работают с различными видами болезней;
  • монопрофильные или специализированные - занимаются лечением и реабилитацией больных с определенной патологией.

Какие лечебные отделения бывают?

Каждое медицинское учреждение по своей структуре делится на отделения, среди которых основным является лечебное. Лечебные отделения также различаются по профилю: общие и специализированные. Общие отделения обычно оказывают терапевтическую и хирургическую помощь, а специализированные работают с болезнями определенной системы организма. Помимо этого выделяют приемное и диагностическое отделения, лабораторию.

Общий и специализированный уход - алгоритмы применения

По специализации различаются не только стационарные медицинские учреждения, но и виды оказываемого ухода. Помимо общего ухода за больными существует еще и специализированный, предназначенный для пациентов с определенным заболеванием. Если первый призван создать комфортные условия и обеспечивать процессы жизнедеятельности, то второй направлен непосредственно на лечение болезни. Медицинские работники, ухаживающие за больным, должны обладать широким спектром навыков и знаний, необходимых для реабилитации подопечного.

Уход за больным осуществляется по четкому алгоритму. В первую очередь проводится диагностика состояния здоровья, а затем ухаживающий определяет, какие потребности подопечный не в силах удовлетворять самостоятельно, какова степень этих затруднений. Исходя из этого, выявляется ответная реакция больного на свою болезнь и состояние, ставится так называемый «сестринский диагноз», включающий в себя список имеющихся и потенциальных физиологических, психологических проблем пациента, связанных с заболеванием.

Следующим этапом является планирование - для каждой проблемы формируется цель и план ухода. В рамках своих сил и компетенции медицинский персонал ставит реальные и выполнимые цели на короткий или долгий срок. Они должны быть доступны пациенту для понимания, изложены простым языком без сложных терминов. На протяжении всего времени, проведенного в стационаре, осуществляется уход, выполняются специализированные процедуры, необходимые для выздоровления. В связи с тем, что состояние подопечного изменчиво, важно отслеживать перемены, вносить коррективы в разработанный план.

Правильно поставленный диагноз и назначенное лечение - это лишь половина выздоровления. Выполнение предписаний врача, соблюдение норм гигиены и режима питания, благоприятный эмоциональный фон играют не меньшую роль. Сочетание общего и специализированного ухода серьезно ускорит процесс восстановления сил подопечного, предупредит возможные осложнения.

Основа общего ухода заключается в создании гигиенической обстановки и соответствующего режима в лечебном учреждении, непосредственном индивидуальном уходе за больным, правильной организации питания и четком выполнении лечебных назначений, постоянном наблюдении за состоянием больных. Уход за больными начинается с правильной и быстрой организации необходимой помощи в приемном отделении лечебного учреждения.

Медсестра помогает тяжелобольным раздеваться, при необходимости очень осторожно разрезает одежду и обувь. Одежду складывают в специальный мешок. После больному надевают больничную одежду и переводят в палату в сопровождении санитарки. Тяжелобольных перевозят на каталках или креслах в сопровождении медсестры. В приемном отделении зачастую помогает в оказании неотложной помощи. Перевозят тяжелобольных внутри лечебного учреждения, соблюдая общие правила, максимально быстро и осторожно, избегая толчков. Носилки с больными несут 2 или 4 человека, шагая «не в ногу», короткими шагами. При подъеме на лестницу больного несут головой вперед, при спуске с лестницы - ногами вперед, в обоих случаях приподнимают ножной конец носилок. Переноску и перекладывание больного на руках могут делать 1, 2 или 3 человека. Если больного переносит 1 человек, то он подводит одну руку под лопатки, другую - под бедра больного; при этом больной держит несущего руками за шею. В переноске и перекладывании резко ослабленных и тяжелобольных обязательно участвует медсестра. При перекладывании тяжелобольных с носилок на постель носилки ставят под прямым углом к кровати так, чтобы ножной конец носилок был ближе к головному концу кровати (или наоборот). Медсестры должны хорошо усвоить правила переноски больных, чтобы иметь возможность при необходимости инструктировать младший медперсонал.

В палате медсестра проверяет готовность кровати, прикроватные принадлежности, индивидуальные предметы ухода и сигнализацию. Для тяжелобольного необходимы подкладная клеенка, мочеприемник, резиновый круг, прикроватные приставки. Ознакомление больного с распорядком дня и режимом больницы следует сделать сразу при поступлении. Режим отделения и индивидуальный режим больного требует строгого соблюдения распорядка дня и правильного поведения больных и медперсонала.

В зависимости от характера и тяжести заболевания больным могут назначить строгий постельный режим (не разрешается сидеть), постельный режим (можно двигаться в постели, не покидая ее), полупостельный режим (можно ходить по палате и в туалетную комнату) и так называемый общий режим, который существенно не ограничивает двигательную активность больного. Медсестра, палатная или постовая, следит за тем, чтобы больные аккуратно выполняли правила внутреннего распорядка и предписанный режим. Выполнение манипуляций и выдача лекарств не должны совпадать с часами приема пищи, сна и отдыха больных, за исключением оказания неотложной помощи или почасового выполнения врачебных назначений. Нужно следить, чтобы в отделении не возникало шума: разговаривать следует вполголоса, передвигать мебель тихо, работа медицинской аппаратуры, передвижение каталок должны быть бесшумными и т. д.

Гигиеническая обстановка достигается тщательным соблюдением чистоты помещений. Уборку палат делают влажным способом 2 раза в день: утром после подъема больных и вечером перед сном. Стены, оконные рамы, двери, мебель вытирают влажной тряпкой; пол моют или протирают щеткой, обернутой влажной тряпкой. Ежедневно проверяют содержание прикроватных столиков, не допуская скопления продуктов и лишних вещей. должны храниться в холодильнике в целлофановых; мешках, к которым прикрепляется записка с фамилией больного. Содержимое холодильника контролируется не реже одного раза в неделю старшей медсестрой. Воздух в палатах всегда должен быть свежим, что обеспечивается приточно-вытяжной вентиляцией и проветриванием (зимой открывают фрамуги 3-4 раза в сутки на 10-15 мин., летом окна могут быть открыты круглосуточно). Зимой при проветривании нужно тепло укрыть больного одеялом, голову прикрыть полотенцем, лицо оставить открытым, за исключением тех случаев, когда приток холодного воздуха вызывает раздражение верхних дыхательных путей. Температура в помещении должна быть постоянной, в пределах 18-20°, влажность воздуха - 30-60%. Для повышения влажности в палатах ставят открытые сосуды с водой, для ее уменьшения усиливают проветривание. Электрические лампы должны быть прикрыты матовыми абажурами, ночью зажигают лампочки низкого накала (ночник).