Пора проверить глазки! Определяем норму и патологию зрения ребенка. Зрение у детей

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Причины нарушения зрения

Все причины нарушения функции глаз можно разделить на: наследственные (передающиеся по наследству), врождённые (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой вследствие ускоренного роста глаза.
Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия др.) - при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

Диагностика нарушения зрения у детей

Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведён ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг, со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей велик риск развития ретинопатии недоношенных . Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте. Риск развития заболевания повышается, если ребёнку длительное время (около 1 месяца) проводилась кислородотерапия либо он находился на искусственной вентиляции лёгких. Чем раньше эта патология будет выявлена, тем лучше прогноз для зрения ребёнка.

При наличии показаний первое обследование офтальмолога ребенок проходит в 1 месяц . Это дети с врождёнными пороками, перенесенными родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные дети, а также дети с упорным слезотечением или слизисто-гнойным отделяемым. Обследование включает в себя

  • наружный осмотр,
  • определение фиксации взглядом предметов,
  • определение реакции на свет,
  • офтальмоскопия.

Острота зрения при рождении около 0,1, но в таком возрасте обычно офтальмологи её не проверяют. У здорового новорождённого глазные щели узкие, одинаковой формы. Роговица прозрачная, склера голубоватого цвета. При наружном осмотре можно выявить периодическое косоглазие, что характерно для детей этого возраста из-за несовершенства нервной системы. При наличии гнойного отделяемого или слёзотечения можно судить о нарушении проходимости слёзных путей.

Для определения фиксации взгляда ребёнку показывают яркую игрушку, при этом он задерживает на ней взгляд в течение нескольких секунд. При внезапном освещении у здорового ребёнка присутствует реакция зрачка на свет (сужение), при этом, как правило, ребёнок начинает смыкать веки, увеличивается его общая двигательная активность.

Методом офтальмоскопии пользуются для осмотра глазного дна, оценивается прозрачность сред глаза для исключения врождённой катаракты. Для этого используется прибор – офтальмоскоп. При этом можно увидеть структуры, расположенные на глазном дне. Для более детального осмотра глазного дна необходимо расширить зрачок, что достигается закапыванием в глаз таких препаратов (на выбор), как атропин или тропикамид. Картина глазного дна новорождённого несколько отличается от картины взрослого. На фоне бледно-розовой сетчатки расположен сероватый диск зрительного нерва со слегка стушёванными контурами с четкой прямолинейной сетью сосудов.

Проверка зрения в 3 месяца

По плану первый осмотр офтальмолога ребёнок проходит в 3 месяца. Проводятся:

  • наружный осмотр глаза,
  • определение фиксации взгляда и слежения за предметом,
  • скиаскопия,
  • офтальмоскопия.

При наружном осмотре в норме ещё может определяться небольшое периодическое косоглазие, но в большинстве случаев косоглазие к этому времени полностью исчезает. Ребёнок уже должен достаточно хорошо фиксировать взгляд, следить за предметами. Также при этом проверяется подвижность глазных яблок. Подвижность глазных яблок вверх, вниз, вправо и влево должна быть полной и одинаковой на обоих глазах.

Скиаскопия (теневая проба) - суть ее заключается в наблюдении за характером движения тени в области зрачка, создаваемой зеркалом офтальмоскопа, при его покачивании. Для определения степени аметропии к глазу подставляются поочерёдно определённые линзы и скиаскопия проводится через них. Врач отмечает линзу, при которой тень перестаёт двигаться и, сделав некоторые расчёты устананавливает степень аметропии и выставляет точный диагноз. Для более точного определения диагноза и его степени перед проведением скиаскопии необходимо в течение 5 дней закапывать в глаза атропин.
Посредством скиаскопии в этом возрасте уже можно определить остроту зрения. Для детей в целом в норме характерно наличие гиперметропии. Нормой гиперметропии для этого возраста, считается рефракция +3,0Д - +3,5 Д. Это обусловлено коротким передне-задним размером глаза, который с возрастом увеличивается, и гиперметропия исчезает.

Картина глазного дна ещё может соответствовать картине месячного ребёнка.

Проверка зрения в 6 месяцев

Следующий осмотр назначен на 6 месяцев. Также проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Косоглазие в этом возрасте в норме уже отсутствует. Подвижность глазных яблок полная. Результаты скиаскопии сравнивают с предыдущими результатами. Степень гиперметропии может несколько уменьшиться или ещё остаться на прежнем уровне. Картина глазного дна становится как у взрослого. Сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва приобретает бледно-розовую окраску и чёткие контуры, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверка зрения в 1 год

Проводится:

  • определение остроты зрения,
  • скиаскопия или авторефрактометрия (с помощью последнего метода можно достаточно точно определить степень близорукости, дальнозоркости или астигматизма),
  • офтальмоскопия.

Об остроте зрения в первые годы можно судить по расстоянию, с которого ребёнок узнаёт игрушки. В 1 год она равна 0,3-0,6. Результаты скиаскопии (или авторефрактометрии) снова сравнивают с предыдущими результатами. В норме степень гиперметропии должна уменьшиться до +2,5 Д-+3,0Д.

Картина нормального глазного дна: сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва бледно-розовой окраски с чёткими контурами, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверки зрения повторяют в возрасте 2 лет, перед оформлением ребёнка в детский сад, это, как правило, в 3 года, в 4 года, в 6 лет, перед оформлением в школу и каждый год во время учёбы в школе.

Острота зрения у ребенка

С 3-летнего возраста остроту зрения проверяют при помощи таблицы. Норма остроты зрения в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-0,9; в 4 года – 0,7-1,0; 5 лет - 0,8-1,0, в 6 лет и старше – 0,9-1,0.

До 3 лет происходит интенсивный рост глаза, гиперметропия к этому возрасту значительно снижается. Но глазное яблоко продолжает расти ещё до 14-15 лет. Так, в 2 года гиперметропия может составлять +2,0Д-+2,5Д, в 3 года – +1,5Д - +2,0Д, в 4 года - +1,0Д - +1,5Д, к 6-7 годам – до +0,5Д. К 9-10 годам гиперметропия должна полностью исчезнуть. Как видно, с возрастом происходит снижение гиперметропии, что связано с ростом глаза.

Эти показатели гиперметропии, соответствующие определённому возрасту ещё называются запасом дальнозоркости . У новорожденных он равен примерно 3 диоптриям, которые расходуются во время роста глаза. Степень дальнозоркости должна строго соответствовать выше приведённым цифрам в определённой возрастной категории. Так, например, если у годовалого ребёнка будет определена рефракция +1,5Д, вместо положенных +2,5Д-+3,0Д (это низкий запас дальнозоркости), то очень велик риск развития близорукости. А раннее развитие близорукости может привести к быстрой утрате зрения. Напротив, при рефракции +5,0Д у годовалого ребёнка – это высокий запас близорукости, который не сможет полностью израсходоваться при росте глаза – возможно развитие патологической дальнозоркости. При этом могут возникнуть косоглазие и амблиопия. Но, если у ребёнка в 1 год был большой запас дальнозоркости, а в 3 года низкий, то это говорит об ускоренном росте глаза. Как следствие, развивается близорукость, которая со временем прогрессирует, так как глаз ребёнка всё ещё продолжает расти. В этом случае рекомендуется усиленное внимание к зрению - витамины и профилактическая гимнастика для глаз.

При ускоренном росте глазного яблока сетчатка не успевает расти за внешней оболочкой, нарушается её трофика (кровоснабжение), сосуды растягиваются и становятся ломкими – всё это приводит к дистрофическим изменениям стекловидного тела, сетчатки, кровоизлияниям, а впоследствии - к отслойке стекловидного тела и сетчатки; и, соответственно, к слепоте.

При обнаружении патологии рефракции, необходимо регулярное (каждые 6 месяцев) диспансерное наблюдение, целью которого являются контроль лечения и своевременное выявление осложнений.

Осмотр детей с 3 лет

В некоторых случаях диагноз можно выставить уже при наружном осмотре. Например, косоглазие, травмы, инфекционно-воспалительные заболевания. Врач осматривает веки, конъюнктиву, само глазное яблоко. При осмотре глазного яблока обращают внимание на величину, форму, положение и подвижность.

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева. Пациент садится в 5 метрах от неё, попеременно закрывая то правый, то левый глаз, читает предложенные ему буквы. Для детей младшего возраста на таких таблицах изображены различные картинки. С помощью этих таблиц можно определять остроту зрения у детей примерно с 3 лет. Проверяют зрение без коррекции, и если требуется, с коррекцией специальными стёклами. Если зрение улучшается с минусовыми стёклами – можно предположить миопию или спазм аккомодации, если с плюсовыми – гиперметропию, а, если зрение этими стёклами не исправляется – можно заподозрить астигматизм. Точный диагноз миопии, гиперметропии или астигматизма можно поставить лишь после проведения скиаскопии или авторефрактометрии.

При осмотре с помощью щелевой лампы (биомикроскопия ) можно детально рассмотреть структуры глаза, такие как конъюнктива, роговица, передняя камера глаза (пространство между роговицей и радужкой), склера, радужка и хрусталик, можно оценить прозрачность глазных сред. При этом методе диагностики можно выявить воспалительные процессы, как в остром, так и в хроническом периоде (появление расширенных сосудов склеры, конъюнктивы, помутнения роговицы, помутнения влаги передней камеры, изменения цвета и рисунка радужки), можно определить наличие образований (ячмень, халязион, кисты различного происхождения, онкологические образования, рубцы), наличие травм, помутнения хрусталика (катаракта).

Офтальмоскопию используют для осмотра глазного дна. На фоне розовой сетчатки первое, что бросается в глаза – это диск зрительного нерва (ДЗН). В норме он бледно-розового цвета, округлой или овальной формы, с чёткими контурами с небольшим углублением в центре. При глаукоме это углубление может достигать и всей площади диска. При атрофии зрительного нерва ДЗН бледный с чёткими контурами, при воспалении – контуры нечёткие, сам диск гиперемирован (покрасневший), отёчен. При начальной стадии близорукости у ДЗН можно увидеть так называемый миопический конус, который образуется при ускоренном удлинении глаза. При прогрессировании миопии этот конус может превратиться в большой атрофический очаг, резко ухудшающий зрение. Вообще, любые патологические процессы на зрительном нерве приводят к резкому ухудшению зрения. Из центра диска на сетчатку выходят сосуды (артерии и вены). Соотношение диаметра артерий и вен равен 2:3. По изменению структуры сосудов, их колибра можно предположить патологию в головном мозге, можно судить о течении сахарного диабета, артериальной гипертензии и других заболеваний. Кроме того врач осмотрит область жёлтого пятна и центральной ямки, отвечающих за центральное зрение. В этой области сетчатки могут появляться обширные дистрофические очаги, например при токсоплазмозе, что в значительной степени ухудшает зрение. Также при помощи офтальмоскопии можно определить наличие примесей в стекловидном теле (например, примесь крови при травме).

При заболеваниях зрительного нерва и головного мозга определяют поля зрения . Поле зрения это та часть пространства, которое глаз видит в неподвижном состоянии. Для этого используется прибор – периметр. И по полученным результатам врач определяет степень поражения той или иной структуры нервной системы. Поле зрения определяется попеременно для каждого глаза с применением объектов разных цветов. У детей школьного возраста и старше в норме границы поля зрения следующие: кнаружи - 90°, кнутри - 55°, кверху - 55°, книзу - 60°. Допускаются индивидуальные колебания около 5-10°. У детей дошкольного возраста периферические границы поля зрения ~ на 10° уже, чем у взрослых людей. Самые широкие поля зрения характерны при обследовании на белый объект. На синий, красный и зелёный цвета образуются более узкие поля зрения.

Возможные нарушения зрения у детей

Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др.

Наиболее растпространная патологии зрения у детей – аномалии рефракции глаза (т.е. нарушениях в преломлении лучей света в глазу). Аномалии рефракции ещё называют аметропиями. К аметропиям относятся миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. В основном это наследственные заболевания. Но, как правило, само заболевание напрямую не наследуется, а наследуется лишь предрасположенность к нему. Поэтому родителям с подобными нарушениями зрения необходимо уделить особое внимание на зрение своих детей и уже с раннего возраста проводить профилактику.

Глаз можно назвать системой линз. Лучи света, проникая через эти линзы, преломляются и в здоровом глазу проецируются непосредственно на сетчатку. Наиболее сильной преломляющей способностью обладают роговица и хрусталик. Если лучи, преломившись в линзах, собираются перед сетчаткой, то это называется миопией (близорукостью), если собираются за сетчаткой, то это гиперметропия (дальнозоркость).

Близорукость может возникнуть либо из-за чрезмерного преломления лучей, либо из-за увеличенного передне-заднего размера глаза. Так, например, близорукость может возникнуть в период интенсивного роста (5-10 лет) и постепенно увеличиваться, пока глаз окончательно не вырастет (в основном до 18 лет). Астигматизм в основном возникает при неравномерном росте глаза, когда роговица вместо округлой формы приобретает овальную. Также причина может быть и в неправильной форме хрусталика. Кроме того астигматизм может быть и следствием различных травм глаза. Лучи света в этом случае преломляются под разными углами и на сетчатке не фокусируются. В этом случае человек видит одни линии чётко, а другие размыто.

При дальнозоркости, астигматизме, косоглазии, птозе (опущении верхнего века) может развиваться амблиопия. Амблиопия – это снижение зрения не поддающееся улучшению с помощью линз. Сетчатка нормально функционирует лишь при её постоянном раздражении лучами света, при этом образуются импульсы, поступающие по зрительному нерву в головной мозг. При амблиопии это раздражение отсутствует, следовательно информация в мозг не поступает и человек этим глазом ничего не видит, даже, если будет в очках.

Глазу присуще ещё одно важное свойство – аккомодация. Это способность изменять кривизну хрусталика, благодаря чему глаз может чётко видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него. Это происходит в результате сокращения определённой мышцы в глазу и благодаря податливости хрусталика. У детей, особенно школьников, часто возникает спазм аккомодации и проявляется внезапным ухудшением зрения вдаль и сохранением хорошего зрения вблизи. У ребёнка появляется стремление приблизить предмет к глазам. Это может быть связано с несоблюдением правил гигиены зрения, с вегето-сосудистой дистонией, с повышенной нервной возбудимостью. Это состояние ещё называют ложной близорукостью, т.к. после проведения лечения эта симптоматика исчезает. Но, при отсутствии лечения может развиться истинная близорукость.

Детская дальнозоркость — это особенность рефракции, при которой изображение формируется не на сетчатке глаза, а за ней. Детская физиологическая дальнозоркость является неотъемлемой стадией развития зрения.

Что значит дальнозоркость у детей?

Дети должны рождаться с гиперметропической рефракцией (дальнозоркими). По мере роста головы и глазных яблок дальнозоркость уменьшается и приходит в норму примерно к 7-ми годам. При правильном развитии глаза дальнозоркость до 3,0 диоптрий является нормой и в процессе роста ребенка уменьшается по 0,5 диоптрий за год. Однако врожденная дальнозоркость более 3,0 диоптрий является патологией рефракции глаза и становится причиной плохого зрения.

Нарушение рефракции (фокусировки) зависит от особенностей строения глаза. Это врожденное свойство, которое невозможно изменить, «вылечить». Лечения требуют последствия, вызванные дальнозоркостью: амблиопия, косоглазие. Впервые состояние рефракции у детей определяют на осмотре офтальмолога в 6-12 месяцев. Во время ежегодных осмотров необходимо отслеживать состояние рефракции, чтобы предупредить развитие возможных осложнений.

Степени дальнозоркости (гиперметропии) у детей.

  • Слабая, до 3,0-х диоптрий. Такое снижение зрения считается физиологическим и может компенсироваться по мере роста и развития детского организма. Слабая дальнозоркость у ребенка до 6-7 лет может быть нормой. Не требуется ношение очков.
  • Средняя, до 5,0 диоптрий. Ребенок хуже видит вдали и плохо вблизи. Необходимо ношение очков.
  • Сильная, свыше 5,0 диоптрий. Зрение снижено, плохо видны предметы и вдали, и вблизи. Без ношения очков возможно формирование амблиопии (слабовидения).

Если уже во время первого обследования выявляется высокая степень дальнозоркости, необходима коррекция — постоянное ношение очков.

Симптомы дальнозоркости у детей.

Чаще всего дети не понимают и не могут выразить, что они плохо видят. Симптомы же дальнозоркости таковы, что не наводят родителей на мысль о проблемах со зрением. Так, дальнозоркость у детей до года совершенно не выражается внешними признаками. У детей постарше она может вылиться в неусидчивость, отказ от рисования, лепки и другой деятельности вблизи. Дальнозоркость у ребенка 6-8 лет может стать причиной плохого сна, быстрой утомляемости, невозможности сосредоточиться на заданиях и т.п. При дальнозоркости свыше 5,0 диоптрий иногда бывает боль и резь в глазах. Только регулярная диагностика зрения помогает отличить физиологическую и патологическую гиперметропию (дальнозоркость).

Лечение дальнозоркости у детей в офтальмологической клинике Светланы Богачевой. Т.к. патологическая дальнозоркость зависит от врожденного строения глаз, задача лечения – правильно подобрать очки (коррекцию), вылечить амблиопию — научить глаза смотреть и видеть в очках. Изменить строение (форму глаза) — маловероятно. Лечить приходится нарушения зрения, спровоцированные дальнозоркостью: косоглазие, амблиопию, астенопию и т.д. Детский врач-офтальмолог назначает комплекс мер: очки, заклейки (окклюзии), аппаратное лечение, специальную гимнастику для глаз. Очки назначаются для постоянного ношения, а курсы аппаратного лечения проводятся 3-4 раза в год.

Дальнозоркий ребенок без очков испытывает дискомфорт во всех сферах жизни, может быть неуспешен в учебе. При дальнозоркости II и III степени ребенок в очках может читать, писать, заниматься спортом без всяких ограничений. Ему даже полезно пользоваться гаджетами (для тренировки зрения), в отличие от других детей. Гиперметропия у детей — это особенность оптического строения глаза, и в очках нет препятствий для развития хорошего зрения у детей.

Многие люди ошибочно полагают, что можно чувствовать нормальное ли зрение у самого себя, но это ошибочное мнение. Особенно это касается врожденных патологий, так как с рождения мозг воспринимает ту лишь информацию, которую получает от зрительной системы человека.

Например, когда зрение нарушено на обоих глазах мозг просто не видит разницы между нормой и явным отклонением и привыкает к тому, что есть. По мнению большинства специалистов, зрение является особой способностью воспринимать и различать цвета, максимально точно видеть как расположены те или иные предметы, находящиеся в поле зрения человека. Когда человек слышит выражение 100% зрение, он воспринимает как идеально верный показатель. Однако необходимо усвоить. Что для разной возрастной категории показатели нормы значительно отличаются. Что является абсолютной нормой.

Глаз – это орган, который полноценно формируется не ранее, чем к наступлению восемнадцатилетия. Меняется и развивается зрение в течение всей жизни человека. Такие факторы, как место проживания, экология, образ жизни, специфика работы наследственный фактор влияют на те, или иные изменения в зрительном органе, как в положительную так и в отрицательную сторону.

В этой статье будут рассмотрена норма зрения у детей различных возрастов.

От рождения и до года

Этот возрастной период считается самым важным. В это время происходит основной период становления зрительной системы. На момент рождения специалист может проверить только лишь наличие безусловного рефлекса – реакции зрачка на световой раздражитель.Уже спустя всего лишь один месяц ребенок способен реагировать на любые изменения, происходящие в поле его зрения. Малыш хоть и очень слабо, но все же пытается наблюдать за происходящим вокруг, за любыми передвижениями и за родителями.

Уже ближе к году малыш полноценно различать предметы по их форме и цветовой гамме. Ребенок зрительно отличает чужих людей от родных. Однако в этот период зрительная система все еще начинает только лишь свое формирование.

От года до двух лет

Рефлексы более совершенные, ребенок видит четче, чем в годовалом возрасте. Появляется способность отличать расстояние объектов друг от друга и от себя, что помогает измерить остроту зрения. У взрослых норма составляет один градус (1,0), а у маленьких детей в пределах от 0,3 до 0,5. Ребенок познает мир и его свойства, начинается координация движений со зрением.

Считается, что смотреть телевизор в таком возрасте очень вредно, так как это сильно вредит неокрепшим глазам. Их мускулатура слабеет, так как яркие картинки с экрана ребенком не воспринимаются, зато очень сильно напрягают мышцы. Намного полезнее будет просто общаться с ребенком, ведь в таком возрасте он уже запоминает мимику родителей, пытается копировать ее. Но все же, разница между таким и взрослым зрением все еще велика.

От двух до трех лет

Сенсорная система очень помогает развиваться детям в этом возрасте. Ребенок видит предметы, пытается их оценить, описать. Очень важно продолжить развитие зрения в этом возрасте, так как оно напрямую влияет на речь. Ведь если ребенок ничего не видит, ему не с чем контактировать, следовательно, нечего описывать или оценивать, отчего он начинает говорить гораздо позже. У трехлетних детей самый подходящий возраст для тестов на зрение, так как основные системы уже сформированы. Существует специальная таблица с символами, таблица Орловой.

Она включает в себя строчки с изображениями различных размеров. Ребенка сажают на расстояние пяти метров от стенда с таблицей и просят называть символы. Если ребенок не узнает знак, ему показывают другую строчку. Это помогает выявить близорукость, своевременно начать лечение. В норме, показатель должен быть в пределах от 0,7 до 0,8. Обратите внимание, не щурится ли ваш ребенок без видимой причины. Это может быть явным признаком появления близорукости.

От трех до семи лет

В этот период на глаза ребенка дается серьезная нагрузка, особенно после детсада. Ребенок начинает готовиться к школе, а после начала обучения читает, пишет. Все занятия обязательно должны иметь перерыв и разминки, желательно. Время, проводимое за компьютером или телевизором, должно быть не больше полутора часа, ведь это излишняя дополнительная нагрузка на органы зрения. К семи годам зрение приближается к значениям взрослого человека, постоянно приравниваясь единице. Ребенок уже знает все объекты, называет их, свободно описывает и различает все. Ребенок уже подготовлен к обучению. Очень важно проводить осмотр у офтальмолога около четырех раз в год, чтобы выявить возможные отклонения.

По статистике медиков, близорукость чаще всего выявляют в 7 или 10 лет. В этом возрасте ребенок учится в школе, из-за чего нагрузка на сенсорную систему слишком большая. Посещения окулиста всегда важны. Учитывайте генетический фактор. или являются доминантными признаками, из-за чего велика вероятность выявить отклонения у ребенка, чей родитель также имеет отклонение. Помните, что во время пубертатного периода, когда выделяется много гормонов, зрение также может упасть.

Следите за питанием ребенка. Он должен есть здоровую пищу, которая будет содержать в себе все необходимые белки, жиры и углеводы. Не стоит забывать и о витаминных комплексах, что помогают организму восстанавливаться.

Следовать этим советом не помешало бы и взрослым, так как это универсальные методы сохранения глаз.

— Многие знают, что нужно употреблять чтобы хорошо видеть. Но не все так просто, как кажется. Чаще всего встречается провитамин, который необходимо активировать. Люди считают, что если они будут налегать на морковь, организм будет обеспечен нужным витамином. А оказывается, что витамин А является жирорастворимым. Для его активизации нужен какой-то жир, поэтому рекомендуется взбрызгивать морковный салат небольшим количеством масла.
— При чтении, создавайте хорошее освещение и держите книгу на расстоянии тридцати сантиметров.
— Ограничьте время просмотра телевизора до одного часа. Детям рекомендуется к просмотру около тридцати минут. Расположение экрана от глаз должно быть в пять раз больше диагонали голубого экрана.
— Если вы или ваш ребенок проводите много времени за компьютером, помните, что это очень вредно. Делайте хотя бы перерывы между работой. Детям время нужно ограничить до одного часа. Не допустите появления компьютерного синдрома.
— Уделяйте время на специальную гимнастику. Моргайте, переводите взгляд по сторонам, смотрите вверх-вниз, влево-вправо. Так вы предотвратите появление рези в глазах.
— Обращайте внимание на любые подозрительные симптомы, такие как: размытость, радужные круги вокруг источников света, резь в глазах, покраснение. Это могут быть заболевания: конъюнктивит, синдром сухого глаза или даже глаукома.
— Если соблюдать эти советы, то зрение останется в целости и у взрослого, и у ребенка.

В заключение

Подводя итог нужно сказать, что нельзя приравнивать остроту зрения в разных возрастных категориях. Потому что ее норма значительно отличается. Например, в пожилом возрасте показатели совершенно другие, нежели у обычного взрослого человека среднего возраста. В возрасте от 18 и до 50 лет нормой считается единица. Кроме того, стоит отметить, что в период полового созревания острота зрения может значительно колебаться из-за гормонального дисбаланса в организме подростка. Также в этом возрасте нагрузка на органы зрения достигает максимального уровня. Вывод один, необходимо регулярно посещать офтальмолога, для своевременного выявления проблем и их последующего решения.

Зрение помогает детям более подробно познавать окружающий мир. Однако зрительная система довольно хрупкая, уязвимая, и не всегда ребенку удается сохранить хорошее зрительное восприятие, а у некоторых малышей оно имеет врожденные отклонения. Развитию нарушений способствует множество факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. В этой статье мы расскажем, как проверить зрение ребенка, что делать, если обнаружены отклонения.


Детское зрение - особенности

Зрительная система выполняет важнейшие функции, давая ребенку представление о мире, в котором он живет. Без хорошего зрения эта картинка будет неполной, в развитии малыша образуются «пробелы». Нагрузка, которая ложится на органы зрения, велика. И не всегда маленький организм может с ней успешно справиться.

Детское зрение отличается от взрослого, в первую очередь, строением самих органов, отвечающих за визуальное восприятие мира. Глазные яблоки у детей пропорционально более короткие. Именно по этой причине пучки света фокусируются у ребенка не на сетчатке, а непосредственно за ней. Такое состояние свойственно дальнозоркости, и исходя из этого можно смело утверждать, что физиологическая дальнозоркость присуща всем новорожденным.

Глазные яблоки растут наиболее быстрыми темпами в первый год жизни малыша. К 12 месяцам физиологически обусловленная дальнозоркость постепенно отступает. О ее полном исчезновении можно говорить только тогда, когда процесс нормальных параметров глазного яблока завершается. Это происходит обычно в возрасте от 3 до 5 лет.




Формироваться зрение начинает еще в период маминой беременности. И первый триместр ее особенно важен. Большинство практически неизлечимых или трудноизлечимых врожденных пороков органов зрения обычно связывают с этим периодом, когда в процессе закладки и формирования органов возникла серьезная «ошибка».

Новорожденный ребенок практически не различает размеров и формы предметов. Он видит мир, как лоскутное одеяло - скопление более и менее ярких пятен. Фокусировать взгляд малыш начинает в возрасте 1 месяца, а уже в 2-3 месяца самостоятельной жизни он в норме умеет следить глазами за движущимся предметом.

С каждым последующим месяцем хранилище зрительных образов крохи увеличивается, пополняется. Он осваивает речь не только потому, что слышит звуки, но и потому, что видит артикуляцию взрослых и пытается ее механически повторить. Он начинает сидеть, ползать и вставать не только потому, что к этому готовы его позвоночник и мышечная система, но и потому, что он видит, как перемещаются мама и папа и пытается подражать им.



Зрительный нерв и мышцы у детей дошкольного возраста слабые, очень уязвимые.

Именно поэтому так важно ограничивать просмотр телевизора, игры за компьютером, а также любую нагрузку на зрение. Если родители внимательно и правильно относятся к профилактике проблем со зрением, то к 6-7 годам зрительный аппарат ребенка становится достаточно крепким, малыш готов к школе и предстоящим там учебным нагрузкам.


К сожалению, именно в этом возрасте в основном начинают выявляться и первые патологии. Ребенка ведут на медосмотр перед школой, и окулист выявляет то или иное отклонение. Конечно, это не приговор, ведь большинство таких приобретенных нарушений успешно поддаются коррекции. Но проверку зрения родители должны сделать обязательной. И водить ребенка к специалисту не только на медкомиссию, но и для собственного успокоения, чтобы не пропустить начинающуюся болезнь.


Как проверить?

Всем без исключения малышам проводят первую проверку зрения еще в родильном доме.Осмотр этот носит поверхностный характер, его проводят без специального офтальмологического оборудования. Такая диагностика позволяет увидеть грубые врожденные пороки органов зрения - катаракту, ретинобластому, глаукому, птоз. Значительно сложнее на таком осмотре увидеть такие врожденные патологии, как атрофию зрительного нерва и ринопатию недоношенных. Остальные заболевания на первом осмотре увидеть практически невозможно.

Плановые посещения офтальмолога предусмотрены в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 и 12 месяцев. На этих осмотрах доктор уже сможет оценить состояние глазного дна, способность зрачка сокращаться при попадании на него луча света, а также выявить некоторые патологии, которые остались незамеченными в роддоме. В первый год жизни родители не хуже любого врача могут заподозрить проблемы со зрением у своего чада.



Главное - внимательно наблюдать за ребенком. Если в 3-5 месяцев он не фокусирует взгляд на игрушке, если его глазки «дергаются» относительно центра вверх-вниз или влево-вправо, если к этому возрасту малыш не узнает лица родных, то это повод обратиться к офтальмологу внепланово.

Для детей от 6 месяцев до года врачи используют специальные полосатые таблички. Один глаз ребенка мама закроет своей рукой, а доктор покажет белую табличку, половина которой заполнена черными полосками. В норме кроха должен начать рассматривать именно эту полосатую часть. Потом такой же опыт проводят со вторым глазиком. Этот тест дает доктору возможность оценить, оба ли глаза реагируют на зрительный объект. Аппаратным методом врач изучит состояние глазного дна, сокращаемость зрачка.


У детей от двух лет оценивают более широкий спектр показателей нормальности зрения:

  • физическое состояние органов зрения;
  • синхронность движения глаз вслед за движущимся предметом;
  • наличие или отсутствие предпосылок к развитию косоглазия;
  • фокусировка глаз на близком и отдаленном предмете;
  • глубина восприятия объемных пространственных предметов.

Ответы на эти вопрос даст осмотр органов зрения с применением специального оборудования, а также серия тестов. Для оценки объемности зрительной функции применяют поляризующие очки, для оценки остроты зрения - таблицу Орловой. На ней нет букв и сложных предметов, которые малыш еще в силу возраста не в состоянии понять. Есть знакомые ему простые изображения - уточка, слоник, звезда, елочка, чайник, самолетик и т. д.На просьбу доктора показать уточку или самолет, ребенок сможет отреагировать, если не движением руки в нужном направлении, так хотя бы направлением взгляда.


Опытному офтальмологу этой реакции будет вполне достаточно, чтобы понять, видит ли малыш нарисованные черно-белые изображения и различает ли их форму. Если на расстоянии пяти метров ребенок различает десятую строку сверху, то его зрение считается стопроцентным. Трудности могут возникнуть только с названиями предметов, потому что не каждый малыш сможет знать очертания чайника или автомобиля. Поэтому предварительно родителям рекомендуется дома, в спокойной обстановке обсудить с ребенком таблицу, показать ему все предметы и отчетливо назвать их.




На следующем возрастном этапе, в школьном возрасте, ребенку будут тестировать остроту зрения по таблице Сивцева. Это самая известная в России таблица, которая основана на изображении букв. В таблице 12 строк и всего 7 букв, которые повторяются в разном порядке - Ш, Б, Ы, К, М, Н, И.

Отличным считается результат, если ребенок видит десятую строку с расстояния 5 метров от таблицы. Уменьшение и увеличение количества увиденных строк сможет сказать врачу, какого типа нарушение зрения присутствует у ребенка и какая нужна коррекция. Следует отметить, что при помощи таблицы Сивцева невозможно установить дальнозоркость. Она определяет только наличие близорукости.

Еще одна популярная таблица для проверки зрения - таблица Головина. В ней нет ни букв, ни картинок, только незамкнутые кольца, повернутые в разных направлениях. Все кольца во всех 12 рядах имеют равную ширину, но с каждым рядом сверху в них они уменьшаются в размере. Напротив каждой строки указано расстояние, с которого человек в норме должен видеть изображение. Оно обозначается латинской буквой D.


Понятно, что доктор на основании одной только информации об увиденных пациентом предметах или буквах, ставить диагноз не будет.

Для диагностики болезней глаз у детей назначаются дополнительные исследования:

  • Диафаноскопия. Этот метод позволяет установить возможное помутнение внутренних сред глаза, а также обнаружить внутри глаза опухоли или инородные тела. Малышам обследование проводят под общим наркозом, детям среднего и старшего школьного возраста - под местным обезболиванием. Проводить обследование положено только в темном помещении. К глазному яблоку прижимают диафаноскоп и прижимают его с разной силой, перемещая по склере. Таким образом, удается увидеть интенсивность свечения зрачка. Если свечение затруднено или полностью отсутствует, это может говорить о патологическом уплотнении, о заболевании.
  • Тонометрия. Это обследование тоже проводят в условии стационара, обезболивая ребенку органы зрения или вводя его в состояние медикаментозного сна. Специальный прибор - тонометр при прижатии к глазкам, дает врачу представление об уровне внутриглазного давления.



  • Экзофтальмометрия. Этот метод позволяет установить выпячивание глаза из орбиты и таким образом диагностировать лимфомы, тромбозы и кровоизлияния, а также другие патологии органов зрения. Для этого офтальмолог использует специальный прибор, напоминающий линейку.
  • Аглезиметрия. Метод, позволяющий установить чувствительность роговицы глаза. Для этого ребенку со стороны виска доктор незаметно подносит к глазу кусочек ваты, расширяет веки и слегка касается глазного яблока. По выраженности реакции на такое прикосновения судят о степени чувствительности. Иногда врачи пользуются не ватой, а специальным набором диагностических волосков (по методу Самойлова).


  • Проба Веста. Этот метод позволяет уточнить состояние слезного мешка и проходимость носослезного канала. В глаза ребенку закапывают специальный контрастный состав колларгол или раствор флюоресцеина, носовые ходы закрывают ватными тампонами. Если на вате за отведенное время (не более 7 минут) появятся следы препарата, слезные пути проходимы.
  • Флюоресцеиновая проба. Этот метод позволяет выяснить, цела ли роговица, нет ли на ней механических повреждений. В глаз ребенку закапывают раствор флюоресцеина, а затем очень быстро промывают глаз физраствором. При помощи бинокулярной лупы и зеркала врач осматривает глаз. Места поражения будут окрашены контрастным веществом, закапанным ранее.

Существуют и другие тесты и методики обследования зрения, которые могут быть назначены ребенку в индивидуальном порядке, если первичный осмотр вызвал некие опасения у врача-офтальмолога.



Самостоятельная проверка

Многих родителей интересует, можно ли проверить остроту зрения ребенка в домашних условиях. В принципе, большого труда это не составит, хотя и большого объема информации из такого обследования родители не получат. Ответить на главный вопрос - видит ли малыш, можно и дома. А вот установить причину, по которой он видит недостаточно или не видит, в домашних условиях никак нельзя.


Зрение ребенка от 3 месяцев до года можно проверить при помощи яркой игрушки. Если ребенок следит за ней глазами, если он на расстоянии 1,5-2 метров видит игрушку в руке у мамы и реагирует на нее, этого вполне достаточно, чтобы заключить, что в целом малыш видит.

Для ребенка от 2 лет мама может распечатать на обычном листе формата А 4 таблицу Орловой. Показать и назвать на листе все предметы, и только потом, повесив лист на уровне глаз ребенка на расстоянии 5 метров от него, спрашивать, какой предмет вы показываете.


Нормой считается, если ребенок увидит каждым глазом все изображения десятой строки (отсчитывать сверху вниз). Допускается не более 1 ошибки. Проводить тестирование нужно в помещении, которое хорошо освещено, лучше всего при дневном свете. На раздумья ребенку дают не более 2-4 секунд, один глаз должен быть закрыт во время проверки второго. Важно, чтобы ребенок не щурился.

Школьника, который уже умеет читать и хорошо знает буквы, можно проверить аналогичным образом при помощи таблицы Сивцева. Ее также можно распечатать на листе формата А 4 и повесить на уровне глаз на расстоянии 5 метров от ребенка. Один глаз закрывают повязкой из черной светонепроницаемой ткани, кусочком картона или пластика. Показывать буквы нужно с верхних рядов, опускаясь ниже.Если ребенок называет без ошибок все буквы в десятой строчке, проблем со зрением у него, скорее всего, нет.



Домашние проверки зрения не стоит устраивать слишком часто. Достаточно будет тестировать ребенка раз в 3-4 месяца. Пользоваться такими методиками особенно полезно, если у ребенка не выявлено глазных патологий на очередном осмотре у офтальмолога, но есть предпосылки для развития таких недугов:

  • генетический фактор - у мамы или папы плохое зрение;
  • особенности рождения - если малыш появился на свет недоношенным;
  • если в семье есть родственники, страдающие глаукомой.

Следует знать, что многие нарушения зрения развиваются в детском возрасте постепенно. При этом особых жалоб у малыша не будет, да и симптомы разглядеть будет сложно до тех пор, пока патология не даст о себе знать, а это происходит уже на конечных стадиях. Домашние тесты помогут вовремя заметить тревожные признаки. Если это произошло, не стоит откладывать визит к врачу-офтальмологу.


Заболевания у детей

Наиболее распространенные заболевания органов зрения среди детей:

  • Катаракта. При этом заболевании мутнеет хрусталик. В результате нарушается свечение в зрачке. Зрачок выглядит не черным, а сероватым. Недуг вызывает самые разнообразные варианты падения зрения вплоть до его полной потери. Врожденная катаракта обусловлена внутриутробными процессами формирования органов зрения на 8-10 неделе беременности. Приобретенная может быть обусловлена генетически, а также быть следствием травмы глаза, воздействия излучения. Лечится преимущественно хирургическим путем, причем не каждая разновидность катаракты может быть прооперирована в раннем детском возрасте.


  • Врожденная и приобретенная глаукома. При этом недуге повышается внутриглазное давление, нарушается отток жидкости из органов зрения. Сопровождается утратой остроты зрения, прогрессируя, может привести к атрофии зрительного нерва, полной слепоте. Заболевание лечится комплексно - с применением медикаментов и оперативного вмешательства. В большинстве случаев при своевременном обнаружении недуга, лазерной коррекцией можно улучшить зрение.
  • Ретинобластома. Это злокачественная опухоль сетчатки глаза, по проявлениям очень схожая с катарактой. Если заболевание выявляется рано, например, еще в роддоме или в первые месяцы после рождения ребенка, существует возможность сохранить и восстановить его зрение, подшив к склере специальную пластинку с радиоактивным материалом. Позднее выявление патологии предусматривает только одну форму лечения - полное удаление пораженного глаза.



  • Ретинопатия. Это поражение сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще всего причиной становятся сосудистые нарушения, когда сосуды оболочки разрастаются и препятствуют нормальному кровоснабжению органов зрения. Если болезнь прогрессирует, ребенок постепенно утрачивает зрение вплоть до полной его потери. У недоношенных детей ретинопатия диагностируется еще в роддоме. У доношенных она может быть выявлена значительно позже. Лечится недуг консервативными методами и оперативно.
  • Атрофия зрительного нерва. При угасании функции зрительного нерва ребенок существенно теряет зрение, и его возвращение и сохранение находится под большим вопросом. При врожденном заболевании оно может быть полным, и зрение будет отсутствовать полностью. Но такое случается нечасто. Частичная атрофия дает шансы на сохранение зрительной функции в определенном объеме. Лечение зависит от места и степени поражения нерва. Чаще всего врачи назначают прием сосудистых препаратов.



  • Воспалительные недуги. Некоторое падение зрения у ребенка может наблюдаться и при воспалительных процессах. К таким состояниям относятся дакриоцистит (непроходимость слезных путей и воспаление слезного мешка), конъюнктивит (воспаление слизистой оболочки глаз), блефарит (воспаление ресничной кромки век), кератит (воспаление роговицы глаза с появлением помутнения и изъязвления). Обычно прогнозы в этом случае довольно оптимистические - при грамотном и своевременном противовоспалительном лечении, болезнь отступает, и зрительные возможности восстанавливаются полностью. В определенных случаях, при запущенных заболеваниях, вернуть функцию полностью не удается, но в 99% случаев удается остановить ее падение.
  • Нистагм. Таким термином обозначаются непроизвольные движения глазных яблок. Часто в народе патологию называют «подергиванием глаз». Нередко нистагм является, по сути, проявлением и врожденной слабости зрения, и состоянием, связанным с поражением некоторых участков головного мозга. Излечению практически не поддается, но спазмолитики временно улучшают состояние ребенка.
  • Пигментный ретинит. Это наследственное заболевание, которое связано с постепенными дегенеративными изменениями в сетчатке. Довольно часто оно проявляется ухудшением зрения еще в детском возрасте. Коррекции заболевание практически не поддается. Известных способов лечения не имеет. Оно продолжает прогрессировать до тех пор, пока потеря фоторецепторов не становится критической и человек полностью лишается возможности видеть.




  • Косоглазие. С жалобами на возможное косоглазие родители малышей приходят к врачам чаще всего. Однако не всегда косоглазие является патологическим. Для детей раннего возраста даже при хорошем зрении некоторая «косость» считается вариантом физиологической нормы. Патология проявляется тем, что ребенку очень сложно сфокусировать взгляд на определенном предмете, поскольку его глаза не могут действовать синхронно. В большинстве случаев косоглазие удается скорректировать при помощи несложной операции. Часто врачи применяют стимуляцию светом. Однако косоглазие само по себе случается редко, чаще оно сопровождает такие распространенные нарушения, как миопию или дальнозоркость.
  • Близорукость (миопия). Близорукий малыш плохо различает объекты, которые находятся от него в удалении. Чем меньше расстояние, с которого маленький пациент видит предмет, тем больше стадия близорукости. Физиологически процесс объясняется тем, что изображение в результате фокусировки появляется не на сетчатке, что считается нормальным признаком здоровья органов зрения, а перед ней. Чаще всего миопия диагностируется у детей, испытывающих существенные нагрузки на зрение - у школьников, например.

Восстановить ребенку зрение при миопии - задача вполне посильная, хоть на это и потребуется немало времени. Для коррекции назначается ношение очков, контактных линз. В некоторых случаях возможно оперативное вмешательство, которое позволяет эффективно повысить зрение. Если близорукость незначительная, то ее часто удается «перерасти», а также устранить с помощью специальных эффективных упражнений.



  • Дальнозоркость (гиперметропия). При этом нарушении изображение у ребенка проецируется не на сетчатку, а в пространство за ней. Если недуг незначительный, то ребенок будет видеть несколько размыто предметы, находящиеся вблизи от него. При средней и тяжелой форме патологии, размытыми будут и объекты вдали, и предметы вблизи.

Небольшая детская дальнозоркость является обусловленной особенностями физиологии нормой для детей до 4-5 лет. Лечить такую гиперметропию обычно не надо, и проходит она сама по мере вырастания глазных яблок. Если заболевание развивается позже этого возраста или не проходит, то потребуется лечение с ношением очков, контактных линз, в некоторых случаях - даже хирургическая операция.


  • Астигматизм. Довольно редко эта патология бывает самостоятельной. Обычно она выступает в качестве сопровождения при близорукости или дальнозоркости. Зрение падает из-за нарушения механизмов фокусировки. Такое становится возможным при искривлении формы глазного яблока и хрусталика. Ребенок видит предметы расплывчатыми, поскольку изображение фокусируется в «стерео» – двойном эффекте. Для лечения ребенку назначают ношение очков. Довольно эффективным методом считается лазерная коррекция.

Существует масса других недугов, многие из которых обусловлены врожденными пороками развития органов зрения, зрительного нерва, сетчатки, роговицы.


Классификация нарушений

Классификация всех отклонений от нормальной зрительной функции основана на определении вида нарушения и степени его развития. В первую очередь доктор назначает все необходимые диагностические меры, чтобы выяснить, какое заболевание у ребенка имеет место быть. Затем он установит стадию.

По стадии нарушения все больные делятся на:

  • слепых (при полной утрате зрения, а также при утрате способности видеть, но сохранении возможности ощущать яркий свет или темноту);
  • частично слепых (при светоощущении и остаточном зрении);
  • тотально слепых (при отсутствии зрения вообще и всех возможностей светоощущения в частности);
  • слабовидящих (при зрении от 0,05 до 0,3).


Способность видеть две светящихся точки при минимальном расстоянии между ними - это и есть критерий оценки остроты зрения. Степень нарушения определяется в отношении отклонения от нормы, которая составляет 1,0. По этому критерию становится понятно, что народное определение «минус 3» – это не что иное, как миопия легкой степени, а «плюс два» – незначительная дальнозоркость.


Социальная адаптация детей с незначительными нарушениями не затруднена, ведь малыши с показателями от 0,3 и выше могут посещать обычные школы, учиться затем в университетах и даже служить в армии. При установленной степени нарушения от 0,05 до 0,3 ребенку придется учиться в специальной школе для слабовидящих. При зрении меньше 0,05 ребенок сможет посещать только специализированные школы для слепых и обучаться по особой методике.




Причины нарушений

Зрение у детей может начать снижаться в результате прогрессирования некоторых врожденных патологий. Именно поэтому так важно посещать офтальмолога регулярно и обследовать малыша, ведь положительные результаты прошлого осмотра не могут свидетельствовать о том, что и сейчас со зрением у ребенка все в порядке.


Приобретенные проблемы со зрением могут быть спровоцированы следующими причинами:

  • среды глаза утратили прозрачность;
  • ослабли глазные мышцы;
  • сетчатка поражена и не может выполнять своих функций;
  • зрительный нерв поражен;
  • произошли нарушения в корковом центре головного мозга.

Внести свои «коррективы» в нормальную работу органов зрения могут тяжелые вирусные инфекции и бактериальные поражения органов зрения. Не последнее место занимают и травмы глаз, а также черепно-мозговые травмы. Иногда родители сами «потворствуют» развитию нарушений - разрешают ребенку долго смотреть телевизор, играть за компьютером, пользоваться гаджетами.



Симптомы и признаки

У каждого из перечисленных выше заболеваний имеется своя симптоматика, однако, есть общие симптомы снижения зрения, на которые внимательные родители просто обязаны обратить внимание. Ребенок с нарушением зрения может ни на что не жаловаться, но ощущать определенный дискомфорт он будет в любом случае. Поэтому в первую очередь изменятся поведение и привычки малыша.


Вот лишь некоторые признаки того, что у ребенка снижается зрение:

  • малыш начинает часто моргать, а когда ему очень интересен какой-то предмет или картинка, он может начать прищуривать один глаз;
  • когда ребенок смотрит на предмет, один его глазик несколько косит в другую сторону;
  • у ребенка не всегда получается сразу схватить нужный предмет, иногда он «промахивается»;
  • ребенок стал часто жаловаться на головную боль и усталость;
  • читать, рисовать и лепить малыш может только очень непродолжительное время, он быстро устает;
  • при обучении самостоятельному чтению малыш начинает водить пальцем по строкам в книге;
  • ребенок не реагирует на показанный издалека предмет, если он не издает никаких звуков;
  • на улице ребенок в возрасте от полутора лет и старше не видит летящих в небе самолетов, не замечает насекомых;
  • ребенок затрудняется с определением цветов;
  • в некоторых ситуациях, когда ребенок торопится или эмоционально возбужден, у него может быть нарушена координация движений.




Даже если у ребенка обнаруживается три и более симптомов из этого списка, это уже веский повод нанести внеплановый визит в кабинет врача-офтальмолога. Чем раньше выявляются глазные патологии, тем легче их лечить и корректировать.


Методы лечения

От большинства глазных болезней при вовремя обнаруженной проблеме удается избавиться еще в детстве. Современная медицина готова предложить массу способов исправления проблемы. Наиболее эффективные и частые в педиатрии следующие:

  • Лазерная коррекция. Это – не операция, а комплекс терапевтических процедур. Такое лечение позволяет приблизить к норме или полностью вернуть зрение при близорукости, дальнозоркости и некоторых формах астигматизма. Такому лечению прекрасно поддаются даже серьезные степени отклонений.




  • Фотостимуляция. При таком лечении на сетчатку глаза ребенка подаются разноцветные сигналы с заданным ритмом. Эти сигналы стимулируют скрытые ресурсы организма на более усиленный режим работы органов зрения. Это улучшает кровоснабжение сетчатки и глазного нерва, а также позволяет мозгу, точнее, той его части, которая отвечает за восприятие зрительных образов, формировать и усваивать новые нейронные связи. Такое лечение назначают при патологиях зрительного нерва, при глаукоме и после операции, при астигматизме и близорукости.


  • Магнитотерапия. Этот метод основан на способности магнитного поля благотворно воздействовать на процесс регенерации тканей. А потому такие физиопроцедуры назначают после операции на глазах, при воспалительных заболеваниях глаз, которые привели к снижению зрения, при кровоизлияниях внутри органов зрения, при травмах роговицы. Лечение магнитным полем эффективно при блефарите, конъюнктивите, при дистрофических изменения в сетчатке, при близорукости и нарушении аккомодации, а также при амблиопии.


  • Электростимуляция. Стимуляция зрения слабовидящих детей и детей с незначительными отклонениями от нормы при таком методе осуществляется за счет воздействия на зрительный нерв электрическими импульсами. При этом восстанавливается нервная проводимость, укрепляются глазные мышцы. За счет импульсного воздействия улучшается метаболизм, обмен веществ в органах зрения. Такую процедуру назначают при атрофии зрительного нерва, близорукости, при косоглазии.

Дальнозоркость у детей - это нарушение зрение, которое проявляется невозможностью четко различать близко расположенные предметы, в то время как зрение вдаль остается нормальным. Дальнозоркость еще называют гиперметропией.

Норма

Дальнозоркость небольшой степени в детском возрасте обычно не вызывает у врачей опасений, так как в это время происходит активный рост организма – происходит быстрый рост глаза, и формируются физиологически верные отношения между отдельными структурами глазного яблока.

Чаще всего к 3-4 годам дальнозоркость исчезает самостоятельно, а если уже этого не произошло, тогда назначается соответствующее лечение.

Предельным возрастом, являющимся своеобразной границей между нормой и патологией, становится возраст, в котором ребенок отправляется в школу.

Необходимость такой градации объясняется тем, что даже в первом классе зрение ребенка будет испытывать значительные нагрузки, которые могут провоцировать быстрое прогрессирование патологии зрения.

Если при первом комплексном обследовании зрения, которое большинство детей проходят в возрасте одного года, обнаруживается большая степень дальнозоркости, необходимо раннее начало соответствующего лечения – его использование позволит избежать многих осложнений в будущем (во время обучения в школе и на протяжении остальной жизни пациента)

Гиперметропия представляет собой достаточно коварную болезнь, симптомы которой часто не вызывают никаких опасений. Дети, имеющие проблемы со зрением, быстро устают, не могут нормально учиться, получают плохие оценки, плохо спят, часто капризничают и не могут сосредоточиться на выполнении задания.

Родителям часто кажется, что все эти проявления являются простыми детскими капризами, но лучше для своевременной профилактики или лечения все-таки обратиться к врачу для проведения обследования.

Однако следует помнить, что обычная проверка зрения не может выявить дальнозоркость, поэтому нужно обратиться именно к детскому офтальмологу.

Диагностировать данное заболевание врач сможет только после проверки остроты зрения при зрительных нагрузках вблизи и вдалеке от предмета. Именно ранняя диагностика и адекватная оптическая коррекция позволяют снизить вероятность возникновения различных неприятных осложнений, таких как, например, косоглазие (сходящееся содружественное) и амблиопия – развитие «ленивого глаза».

Симптомы

Основным проявлением дальнозоркости является нечеткость видения близко расположенных предметов. Чтобы лучше что-то рассмотреть вблизи, ребенку приходится напрягать зрение.

Детская дальнозоркость делится на три степени. Детская дальнозоркость слабой степени – до + 2 D. Такие нарушения компенсируются высокими сократительными способностями цилиарной мышцы и эластичностью хрусталика – при сокращении цилиарной мышцы хрусталик приобретает более выпуклую форму, фокус преломления лучей попадает на сетчатку и ребенок хорошо видит и вдаль, и вблизи. Но постоянное напряжение зрения приводит к частым головным болям, утомляемости глаз, неврозам и отставанию в школе.

Дальнозоркость средней степени у детей – от + 2 до +5 D; такие дети хорошо видят вдаль, но не очень четко могут рассмотреть предмет вблизи. Дальнозоркость высокой степени у детей – выше +5 D; зрение снижено, дети плохо видят, как близкие, так и отдаленные предметы.

При дальнозоркости средней и высокой степени происходит постепенное снижение функции клеток зрительного отдела коры головного мозга, так как к ним не поступает четкое изображение, а значит, нет стимула для нормального развития этих клеток. Это ведет к снижению остроты зрения и развитию амблиопии.

Амблиопия или «ленивый глаз» — это снижение остроты зрения, связанное с изменениями в коре головного мозга и не поддающееся коррекции, то есть даже в очках зрение снижено. Длительно протекающая дальнозоркость может также приводить к развитию сходящегося содружественного косоглазия.

Достаточно часто дети не замечают нарушений зрения, поэтому большое значение имеют профилактические осмотры окулиста, которые выявляют и лечат таких детей.

Причины

Главные причины дальнозоркости у детей заключается в физиологии. Глазное яблоко у ребенка проходит естественные этапы развития. Дальнозоркость у малышей до года не превышает три диоптрии. Уже к шести месяцам глаза детей приходят в норму. В исключительных случаях требуется коррекция дальнозоркости. Для этого используются специальные очки.

В некоторых случаях по разным причинам дальнозоркость у детей превышает три диоптрии. Ребенок пытается разглядеть объект и напрягает глаза. Но детская дальнозоркость не всегда компенсируется силами организма. Поэтому у малыша может снизиться функция участка головного мозга, отвечающего за зрение. Он не получает четких изображений. Нейроны лишаются стимулов для правильного развития. Это приводит к развитию амблиопии и потере остроты зрения. У многих малышей вместе с дальнозоркостью выявляют косоглазие.

Причины дальнозоркости у детей достаточно разные:

1. Определенные анатомические нарушения в строении глаза:

  • Короткая глазная ось;
  • Недостаточно искривленная роговица;
  • Неправильно расположенный хрусталик, изменение его формы.

2. Наследственная предрасположенность (если у обоих родителей есть нарушения со стороны зрения, то им стоит уделить особое внимание зрению своего ребенка). Кроме того, к развитию патологии со стороны зрения могут привести факторы, влияющие на развитие глаза еще во время беременности. А именно:

  • Неправильное питание женщины во время беременности;
  • Постоянные стрессы;
  • Загрязненная окружающая среда.

Лечение

Лечение дальнозоркости у детей, а также сопутствующей ей амблиопии, проводится на фоне очковой коррекции. Очки при дальнозоркости и амблиопии назначаются для постоянного ношения. Как правило, сила очков ниже степени гиперметропии. Такая технология оправдана в детском возрасте, так как стимулирует рост глаза и способствует уменьшению гиперметропии.

И так давайте разберемся, как лечить дальнозоркость у детей? Также проводятся курсы аппаратного лечения детской дальнозоркости, включающие различные методы стимуляции зрения. Курс лечения дальнозоркости у детей состоит из пяти-шести различных методов. Все методики лечения детской дальнозоркости безболезненные, хорошо переносятся детьми и включают в себя игровые моменты.

Курсы лечения дальнозоркости у детей необходимо проводить 4-5 раз в год. Частота курсов лечения дальнозоркости у детей и перечень методов лечения дальнозоркости у детей определяет врач-офтальмолог, ведущий ребенка. Современные технологии консервативного аппаратного лечения детской дальнозоркости позволяют вылечить амблиопию при дальнозоркости в большинстве случаев. Кроме этого, при правильном лечении дальнозоркости у детей с амблиопией во многих случаях удается избавить ребенка от постоянной очковой коррекции.

На сегодняшний день существует три способа коррекции дальнозоркости: очки, контактные линзы и хирургическая коррекция. Очки или контактные линзы («плюсовые») подбирают индивидуально в зависимости от остроты зрения и сопутствующих заболеваний.

Детям с дальнозоркостью рекомендуется начинать пользоваться корректирующими линзами как можно раньше. Обычно врач выписывает им очки для постоянного ношения. С возрастом у многих дальнозорких детей глазное яблоко удлиняется, а зрение, соответственно, восстанавливается.

Взрослым линзы или очки нужны только для чтения и работы. Только при высокой степени дальнозоркости назначают две пары очков: одни — для «близи», другие — для «дали». После подбора очков необходимо постоянно наблюдаться у окулиста, чтобы при необходимости заменять линзы на более сильные или более слабые. Лазерную коррекцию дальнозоркости применяют, когда ребенку уже есть 18 лет.

Диагностика

Выявление детской дальнозоркости возможно только в клинических условиях. Для этого проводят исследование медикаментозного расширения зрачка, в ходе которого хрусталик глаза расслабляется и показывает истинную рефракцию глаза. Поэтому необходимо делать визиты к врачу-офтальмологу не реже чем раз в год.

Бывают случаи, что при стопроцентно-здоровым зрением скрывалась проблема дальнозоркости слабой степени, но благодаря компенсирующим свойствам аккомодационного аппарата глаза, зрение поддерживалось в норме.

Но следует помнить, что скрытые проблемы зрения приводит не только к ухудшению зрения, но и к всеобщему нарушению нормального состояния детей. Ребенок быстро становится раздраженным или просто замыкается в себе. Его часто мучают головные боли, ухудшается самочувствие. Решить такую проблему, можно только при раннем и правильном обследовании системы зрения и проведения полного терапевтического курса лечения.

При диагностировании детской гиперметропии выделяют три ее стадии:

  1. Дальнозоркость слабой степени – до 2 диоптрий. Ей характерно хорошее зрение и вблизи и вдаль, но при этом у ребенка имеются жалобы на головной боль и быстрое утомление глаз.
  2. Дальнозоркость средней степени – от 2 до 5 диоптрий. Ребенок имеет хорошее зрение вдаль, но уже затрудненное вблизи.
  3. Дальнозоркость высокой степени – выше 5 диоптрий. Ребенок плохо видит и в близи, и вдаль.
  4. Лечение детской дальнозоркости

Лечение гиперметропии подразумевает коррекцию зрения с помощью разных методов.

К основным из них относят:

Очки
Лечение дальнозоркости ношением очков – наиболее используемый метод. Хотя, несмотря на все плюсы очков, они приносят массу неудобств тем, кто их носит. Они часто пачкаются, почти при каждом неосторожном прикосновении. Очки сползают, спадают и очень затрудняют процесс активной физической деятельности.

Применение контактных линз
Контактные линзы применяют для лечения гиперметропии, усложненной амблиопией, по-другому говоря, слабовидением. Раньше контактные линзы детям не назначали, но теперь это делают намного чаще. Недостатком использования линз считается чувство, будто бы в глазу что-то застряло, долгое привыкание к ним, противопоказания к их использованию и возможное появление

Гимнастика

На ранних стадиях очень хорошей помощью может быть специальная гимнастика для глаз при дальнозоркости. Если выполнять ее каждый день, можно избавиться от дальнозоркости используя меры профилактики.

Чтобы приостановить развитие заболевания и вообще избавиться от него нужно выполнять очень простые, но эффективные упражнения. Они скорректируют работу мышц глаза, улучшат его кровоснабжение, в результате этого зрение улучшится. Но это возможно, когда гимнастика выполняется регулярно, кроме того человек получает полноценное питание для обеспечения глаз необходимыми витаминами и микроэлементами.

Кроме того, очень важно не перегружать глаза просмотром телепередач и вглядыванием в монитор компьютера. Если с самого раннего детства не уделять внимание тому, как ребенок читает, пишет, сидит за партой, как далеко держит от себя книгу, то работоспособность глаз ухудшается. Конечно, родителям трудно запретить ребенку вообще смотреть телевизор или пользоваться компьютером, рассчитывать на сознательность ребенка тоже не приходится, поэтому нужно эти процессы четко ограничивать во времени. Важно, чтобы ребенок регулярно гулял на свежем воздухе, выполнял элементарные физические упражнения, это обеспечит нормальное кровообращение детскому организму.

Поэтому, если у вашего ребенка дальнозоркость, начинайте делать специальную гимнастику для глаз. Если есть возможность к этому процессу подключить бабушек и дедушек, то от совместного выполнения упражнений для глаз все получили бы большую пользу. Или выполняйте гимнастику вместе с малышом, она никому не будет лишней, кроме того, вы поймете сами как делать упражнения и сможете ему подсказать какие-то детали.

Упражнение 1. Перед тем как приступать к специальным упражнениям, нужно подготовить глаза, ведь в любой гимнастике нужна разминка. В данном случае – это расслабление мышц глазного яблока. Упражнение называется пальминг. «Палм» — ладонь в переводе с английского. Поэтому в упражнении принимают участие ладони. Прикройте ими глаза так, чтобы к глазам не проникал свет. Пальцы можно расположить как удобно. Не нужно давить на глаза. Можно опереться руками на какую-то поверхность или прилечь. Думайте о чем-то приятном, это позволит вам расслабиться и избавиться от напряжения. Не нужно насильно расслаблять глаза, просто отвлекитесь от своих мыслей, и мышцы расслабятся сами. Легкое тепло должно исходить от ладоней и согревать глаза. Перед выполнением упражнения можно немного потереть ладошка об ладошку, таким образом, разогревая их поверхность. Вы должны находиться в положении с закрытыми глазами несколько минут. Затем медленно приоткрывайте ладони, и глаза возвращаются к нормальному освещению.

Упражнение 2. Это упражнение не только позволяет избавиться от дальнозоркости, но и способствует нормализации кровообращения глаз и шейного отдела позвоночника при длительной работе в сидячем положении. По собственному опыту знаю, что для тех, кто много времени проводит за компьютером, оно незаменимо. Называется это упражнение «пишем носом». Садимся удобно и воображаем, что нос – это ручка или карандаш. Смотреть желательно на кончик носа, но это иногда бывает довольно непросто. Тогда можно представить себе, что вы – Буратино, и ваш нос – длинный, как у этого веселого деревянного мальчика. Смотрите на кончик воображаемого носа, глаза нужно стараться расслабить. А теперь напишите какое-либо слово своим длинным носом, двигая головой и шеей, то есть буквы должны быть довольно крупными. Можно что-нибудь нарисовать. Важно, чтобы глаза безотрывно следили за воображаемой линией вашего рисунка или слова. Такое упражнение в идеале нужно выполнять 15 минут, но, если поначалу, тяжело, можно делать небольшие (1-2 минутки) перерывы.

Упражнение 3. На уровне глаз расположите пальцы рук. Разведите пальцы, и сквозь них пытайтесь разглядеть то, что находится перед вами. Понемногу поворачивайте голову то вправо, то влево, не двигая при этом пальцы. На них вообще старайтесь не обращать внимания, просто рассматривайте предметы сквозь них. После нескольких выполненных поворотов будет казаться, что пальцы тоже двигаются вместе с головой. Это означает, что упражнение выполняется правильно.

Упражнение 4. Сядьте удобно, расслабьтесь, взгляд устремлен вперед. Поворачивайте голову вправо, одновременно перемещайте взгляд. Возвратитесь в исходное положение, то же самое нужно проделать влево. Повторите 5-10 раз в каждую сторону.

Упражнение 5. Исходное положение, такое же, как в упражнении 4. Указательный палец правой руки расположите на расстоянии 30 сантиметров перед глазами. Сконцентрируйте взгляд на несколько секунд на предмете, который находится вдали, затем посмотрите на кончик пальца. Несколько секунд изучайте палец. Потом опять смотрите вдаль. Повторите 10 раз.

Упражнение 6. Сидя на стуле, массируйте кончиками пальцев голову, ее затылочную часть, и шею в направлении сверху вниз. Аккуратно растирайте и поглаживайте кожу. Это упражнение очень полезно, оно улучшает кровообращение. Продолжайте массаж в течение 3 минут.

Упражнение 7. Сидя на стуле, нужно поднять правую руку до уровня глаз. Пальцами проделать круговые движения по часовой стрелке, следя взглядом за ними. Расстояние между глазами и пальцами руки должно быть около 50 см. То же самое нужно выполнить левой рукой, только вращать пальцами против часовой стрелки. Повторите это упражнение 7 раз.

Во время прогулок обращайте внимание ребенка на однотонные поверхности. Присматривайтесь, изучайте траву на лужайках, стены домов. Стараясь не отрывать взгляд, следите за движущимися предметами. Это могут быть машины, проезжающие мимо, плывущие облака, улетающий воздушный шарик, падающий листочек с дерева. Все это очень хорошо тренирует мышцы глаз.

Все вышеизложенные советы и гимнастика должны выполняться каждый день. И тогда эффект обязательно наступит. Вообще, эти упражнения должны стать нормой жизни. Если перестать их выполнять, тонус глазных мышц снизится, и положение может опять ухудшиться.

Когда ребенок идет в школу, нагрузка на глаза возрастает во много раз. Поэтому, обязательно нужно соблюдать следующие правила:

  • Хорошее освещение. Нужно использовать верхний свет и свет настольной лампы. Не нужно использовать лампы дневного света, они дают вредное для глаз мерцание. Мощность настольной лампы – 60-100 ватт.
  • Необходимо чередовать зрительные нагрузки с активным отдыхом. Не зря уроки в школе длятся 45 минут, а в младших классах 30-40 минут. Да и это много.
  • Важно делать гимнастику для глаз через каждые 30-40 минут занятий.
  • Необходимо не только для здоровья глаз, а и для здоровья всего организма делать утреннюю гимнастику. Это улучшает кровообращение во всем теле.
  • Полноценное питание – это тоже залог здоровья. Меню ребенка должно быть сбалансировано по белку, включать достаточное количество витаминов и микроэлементов.

Помогите своему ребенку видеть все краски мира в высоком качестве. Если вы будете выполнять рекомендации вместе, от этого все только выиграют!

Пусть глазки наших деток всегда будут здоровы!

Профилактика

Режим освещения – необходимо правильно регулировать зрительные нагрузки, например чтение необходимо осуществлять только при хорошем освещении, с использованием верхнего света или настольной лампы мощностью от 60 до100 Вт, не использовать лампы дневного света и так называемые “экономки”! Особое внимание на просмотр телевизора или работа (игра) за компьютером. Не допускайте чтобы ребёнок слишком близко сидел к экрану, категорически запрещено использовать слишком контрастное изображение (то есть если просматривается ТВ или компьютер вечером, обязательно должен быть включен верхний свет). Ну и само собой ограничение по времени использования ТВ или ПК.

Режим зрительных и физических нагрузок – положительное воздействие оказывает режим чередования зрительного напряжения с активным, подвижным отдыхом. Например 30 минут почитал – 30 минут побегай, поприседай, короче говоря оторвись от стула или дивана! Это рекомендации для людей без отклонений, а если у вас или вашего ребёнка дальнозоркость не забывайте ещё и про гимнастику для глаз! Здесь в самый раз пропеть “Оду шведской стенке”!

Гимнастика для глаз – ещё один важный момент, через 20-30 минут занятий связанных с нагрузкой на глаза настоятельно рекомендуется проводить гимнастику для глаз. При этом важно оторвать себя от стула или дивана!

Полноценное питание – важный момент для здоровых глаз! Питание должно быть сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких как Zn, Mn, Cu, Cr и другие. Возможно использовать витамины для глаз.